Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребенка

Цель:
— развитие логического мышления связной и речи детей.
Задачи:
— учить логическим приемам умственных действий дошкольника: анализ, синтез, сравнения, классификация, обобщение;
— формировать словарь, грамматический и фонетический строй речи;
— развивать речь, умение рассуждать, доказывать;
— формировать познавательные интересы, творческое воображение;
— воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, коммуникативных навыков.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Синеглазка»

Муниципального образования город Ноябрьск

Консультация для родителей и педагогов

«Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка»

Подготовила: воспитатель

Ткачева Г. Н.

2017 г.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка.

Что такое речь? Речь — это процесс  общения; язык — система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Она возникает и развивается  под влиянием потребности в общении  и служит целям общественного  объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

А, что такое интеллект? Интеллект– мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.

Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется и совершенствуется у ребенка, не просто потому, что его организм растет, но и непременным его условием является овладение речью.

Если взрослые окружающие ребенка, уже с младенческого возраста начинают его правильно учить говорить, то у того ребенка появляется способность представлять, мыслить и воображать, и так с каждой возрастной ступенью эти способности постепенно совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера человека.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Взрослые обязаны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение, для последующего овладения грамотой.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания ребенка; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов.

Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов.

Усвоение языка определяется активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Ориентировка, как на смысловую, так и на звуковую сторону языка осуществляется в процессе его практического применения. При этом постепенно развивается языковое чутье и происходит связанная с ним умственная работа.

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, — коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок.

Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями.

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений.

Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение – общая единица речи и мышления, смысл и предметная отнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

В работах зарубежных (Э.Б. Кондильяк, Ф.М. Мюллер, Ж.Ж. Пиаже и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, М.М. Манасеина, А.Н. Соколов, К.Д. Ушинский и др.) учёных, отмечается тесная взаимосвязь мышления, интеллекта и речи в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важнейшим фактором успешного решения данных задач является высокий уровень развития речи и интеллекта.

В связи с этим, психологи и педагоги считают, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное, — значит, с первых же дней после рождения ребёнка. Полноценное – значит, достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь как фактор развития ребенка

Речь — это процесс  общения; язык — система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Она возникает и развивается  под влиянием потребности в общении  и служит целям общественного  объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

Речь тесно связана  со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей  и другими.

Всем известно, что  речь является одним из главных показателей  развития ребенка. Она реализует  несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Речь служит орудием  человеческого мышления, средством  общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Развитие речи вместе с экологическим образованием и  развитием элементарных математических представлений является одним из фундаментальных разделов работы по умственному и интеллектуальному  воспитанию современных дошкольников. Речь организует восприятие детей, способствует развитию знаково-символической функции сознания и закрепляет в слове основные категории мировосприятия, которые формируются в процессе умственного развития и воспитания дошкольников.

В процессе развития речи (во всех программах) происходит формирование словаря, совершенствование звуковой культуры, грамматического строя, а также развитие связной речи.

Теперь уместно поговорить о связи интеллекта с речью. В  более узком понимании речь –  процесс общения, опосредованный языком. Речь может быть внешней и внутренней. Л.С. Выготским доказано, что решающее значение для перешифровки (перекодирования) замысла в развёрнутую речь принадлежит внутренней речи. Внутренняя речь – это не развёрнутое речевое высказывание, а подготовительная стадия, которая предшествует такому высказыванию. Внутренняя речь свёрнута и эмоционально мало окрашена. Активные моменты внутренней речи возникают при каждом затруднении и исчезают, когда мышление автоматизируется и лишается активного творческого характера. Именно это указывает на то важное значение, которое  имеет внутренняя речь для процессов речевого мышления. Кодирование мысли в речевом высказывании имеет решающее значение не только в том случае, когда человек передает информацию другому, но и для уточнения мысли для самого себя.

Развитие интеллектуальных и языковых способностей дошкольников – одна из важнейших составных  частей его психического развития.

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень  энергичен и активен. Его притягивает  практически всё, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребёнку, создавать условия для его познания мира.

Ещё в раннем детстве  закладываются основы умственного  развития ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. В настоящее время достаточно чётко охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или понятийное.

Развитие речи и мышления ребёнка в младенческом и раннем детстве включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность.

Устанавливается связь  между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и называние предметов и лиц). Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Формируется речевой слух, ребенок издает звуки, именуемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуками и действиями малыша. К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.

Один из моментов кризиса  первого года жизни связан с появлением первого слова:

– ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название, открывает связь между знаком и значением (символизирующая функция речи);

– увеличение словаря ребёнка, направление развития речи идёт от пассивного к активному.

В раннем детстве основная форма мышления – наглядно-действенная. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

В этом возрасте уже начинает формироваться знаково-символическая функция сознания – усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заместить реальный предмет знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей («каракули»). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами). Для достижения цели устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними.

На третьем году жизни  возрастает речевая активность ребёнка. Речь становится основным средством общения. Кризис 3 лет – переход из раннего детства в дошкольное – один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Ребёнок, отделяясь от взрослых, хочет установить с ними отношения на новом уровне, более глубокие и осмысленные. Центральное новообразование этого периода – «я сам».

Одной из форм преодоления  кризиса перехода ребёнка из раннего  детства к дошкольному является игра. Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и  взрослого, в которой ребёнок оказывается счастливым и самостоятельным, тесно связана с миром взрослых (в игре он действует как взрослый).

Теперь о дошкольном детстве. Данный период характеризуется  открытием для себя мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и в конце – к словесному. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, и это соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению представлениями), по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного  изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона  речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического  развития. В этом возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического порядка (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает  словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанное, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Источник

наталья горовая
Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей»

Родительское собрание на тему:

«Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей.

Круглый стол для родителей детей средней группы

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки для родителей;

• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье.

Ход мероприятия

В помещении стоят стулья по кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Если вы насчитали, что ваш ребенок задал за день больше десяти вопросов, то поздравляем! Он вошел в возраст почемучек. Поздравляем и одновременно предупреждаем: теперь вам придется очень непросто!

Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Это чудеснейший возраст потому, что неугомонный почемучка, проявляя любознательность, тренирует свои познавательные способности. Ведь в 4–5 лет человечек знает еще так мало и хочет узнать многое! Очень важно не пропустить этот момент: не погасить жажду знаний резкой фразой: «Отстань, не до тебя сейчас!» Ведь любознательность развивает и память, и творческую жилку. От нее же зависит и интерес к людям, а, следовательно, умение общаться.

Это — момент «взрывного» развития активного словарного запаса малыша. Только от взрослых, которые его окружают, зависит, насколько пополнится словарь. В это время формируются основы представлений о мире, закладывается стереотип поведения и обучения на всю дальнейшую жизнь.

И, наконец, именно в этот момент развивается учебная познавательная мотивация, без которой в школе — как без рук. Без интереса познавать новое школьные годы не превратятся в праздник, а станут сплошной чередой унылых будней. Вряд ли вы хотите для своего ребенка такого будущего. Любознательность — это глаза, направленные в мир. Поэтому не закрывайте эти глаза, а лучше постарайтесь направить взгляд в нужную сторону. Хвалите ребенка за всякий интерес, за любой вопрос, за каждую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого вам обходится. Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

Безответные вопросы

Что же происходит, если на вопросы ребенка вы не находите ответов, и малыш привыкает задавать риторические вопросы? Малыш очень скоро усвоит, что вам это неинтересно, а поскольку вы — безоговорочный авторитет для ребенка, он решит, что узнавать новое — неинтересно и утомительно. И когда вы пожалуетесь соседке: «Его ничто не интересует!» — учтите, что в этом вы виноваты сами. Его исследовательский пыл угас из-за вашего холодного «мне некогда».

Конечно, порой пятилетний малыш вопросом хочет привлечь к себе внимание. Вопросы могут быть механическими, и ваше раздражение иногда понятно — в самом деле — надоедает! Но будьте на страже, не пропустите среди пустяковых вопросов ценный вопрос.

Есть особый закон детства: сколько внимания вы уделяете своему дошкольнику, столько душевности и теплоты он вернет вам в подростковом возрасте. Когда хочется отмахнуться, промолчать, вспомните об этом.

Где же вы, вопросы?

Да, бывает и такое: возраст почемучки пришел, а ребенок не задает вопросов. Что делать?

Во-первых, без паники. Если ребенок увидит вашу обеспокоенность, то сам может насторожиться, не говоря уже о том, что некоторые дети «используют» тревогу родителей. Если ребенок задает неправильные вопросы «почему трава?» или «зачем муравей?», то, возможно, он провоцирует вас на то, чтоб вы обратили на него внимание и исправили неправильно заданный вопрос. Проанализируйте свое общение с малышом. Возможно, вы мало уделяете времени «разговору по душам».

Во-вторых, подсовывайте ему любые детские энциклопедии. Благо, сейчас такой литературы можно найти на любой вкус, для любого возраста. Можете сами прочитать кое-что вслух и воскликнуть: «Ух ты!», «Ну надо же!», «Как интересно!», «А я и не знала, что…», «Оказывается, что…» Малыш обязательно заинтересуется и начнет вам подражать — что ж, похвалите своего умничку… и начинайте все сначала!

Вывод: Уважаемые родители! Ребенку нужны впечатления, но их обилие их утомляет. Уважайте стремление ребенка познать окружающее, не оставляйте без внимания их вопросы.

Сейчас многие родители интересуются проблемой подготовки детей к школе. Важно помнить, что здесь главное — всестороннее развитие ребенка, а не умение читать, писать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности). Создайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда. Как уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Учтите это в своем воспитании ребенка.

Ребёнок-дошкольник активно старается узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений. Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены все виды семантики: значение — общая единица речи и мышления, смысл и предметная соотнесённость. Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. Как именно, мы с вами обсудим чуть позже. А сейчас небольшая теоретическая справка:

согласно психологическому словарю, «речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка». В раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что всё в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства ребёнка есть свой период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития определённого свойства, то есть наиболее благоприятным, так как именно в этот период ребёнок наиболее чувствителен к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Для развития речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми — девяти лет.

Важно отметить, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со значимыми взрослыми. Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ветер дует на того, кто…». Я говорю утверждение. Если вы с ним согласны, выйдите, пожалуйста, в центр круга и пожмите руки тем, кто также согласился с этим утверждением.

Утверждения: ветер дует на того, кто…

…терпеливо отвечает на все вопросы своего маленького почемучки;

…кто учит стихи со своими детьми;

…кто каждый вечер читает стихи своим детям;

…кто знает хотя бы одну пальчиковую игру (какую);

…кто задаёт вопросы ребёнку по ходу чтения или после него;

…кто смотрит телепередачи вместе с ребёнком.

— Итак, мы познакомились, немного узнали друг друга, а теперь выполним упражнение, которое позволит нам настроиться на дальнейшую работу и позволит лучше слышать и воспринимать новую информацию. Называется оно «Думательный колпак». Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

— Мы с вами настроились на дальнейшее взаимодействие.

— Я даю вам три минуты на то, чтобы вы высказали свой ответ на следующий вопрос: «Как, по вашему мнению, на сегодняшний день обстоят дела с развитием речи у дошкольников?».

— Как бы вам хотелось, чтобы было в идеале?

— Что конкретно вы сами можете сделать уже сегодня для развития речи ребенка?

Воспитатель:— Для формирования правильной и чёткой речи, нам хотелось бы предложить вашему вниманию ряд упражнений.

Чистоговорки — от слов «чисто говорим». Их относят к малым формам фольклора, которые очень любят дети. К тому же, чистоговорки хорошо запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отрабатываемые звуки.

Скороговорки – от слов «скоро говорим». Это очень полезное занятие для детей разного возраста, даже если речь ребенка на первый взгляд в норме. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а другие, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить — речь формируется при помощи занятий.

Поэтому используйте малые формы фольклора, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Конкурс «Мастера скороговорок»

Мы сейчас вам предлагаем посоревноваться в скоростном и правильном при этом произношении скороговорок.

Упражнение «Разговор по картинке» подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззлы или увлечены любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и других. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А ты думаешь?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может, здесь хотели сказать…», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Воспитатель : большую роль на развитие речи ребенка оказывают пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Улучшение ловкости и точности движений пальцев рук способствует улучшению произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Хочется дать совет всем родителям детей возраста 3-5 лет: если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу, начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Также в этом плане очень полезны массаж, упражнения с ручными тренажерами, занятия ручным трудом, лепкой, оригами, работа с мозаикой, конструкторами.

Рекомендуем вам разучить пальчиковую игру «Почтальон»:

Что принёс нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он. (резко сжимаем и разжимаем кулачки)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали! (загибаем поочерёдно пальцы одной руки)

Воспитатель: дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все вышесказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.

В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.

Пример простых дыхательных упражнений.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований:

• широко открыть рот и спокойно подышать носом;

• закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

• вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).

«Поединок».

Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

«Рисунки на стекле».

Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

«Сдуй листочек с ладони».

Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.

«Душистая роза».

Стоя, попросить положить ладони ребенка на ребра по обе стороны грудной клетки. Пусть он представит, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – заметьте, как ребра грудной клетки раздвинулись. Ребенок это почувствует ладонями, а теперь выдох, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторить можно 3-4 раза.

Помните, выдох должен быть равномерным и в то же время, не стоит дуть более 7-10 секунд, чтобы не закружилась голова!

Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.

Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.

Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно улыбаясь показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подержаться за уши — так получится веселая обезьянка.

Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.

Вот пример артикуляционной гимнастики:

Язычок гулять собрался (открыть рот):

Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)

Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)

Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)

Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)

Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)

Артикуляционные и дыхательные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!

Воспитатель: и в заключение нашей работы, давайте ещё раз убедимся, насколько речь важна в общении людей. Попробуйте (желающие) сказать фразу: «Папа купил цветы в магазине?», выделяя интонацией разные слова. А фразу: «Сегодня утром выглянуло солнце» с разной эмоциональной окраской (например, со злостью, радостью, безраз?