Взаимодействие субъектов воспитания в воспитании и развитии личности ребенка

Семья является фундаментальной
социальной ячейкой общества. От ее
морального и физического здоровья
зависит эффективность воспитания.
Здоровая семья всецело связана с
множеством других коллективов: трудовыми,
школой, детским садом, институтом,
различными обществами, другими семьями.
Чем шире и глубже связи семьи с другими
коллективами, тем содержательнее, богаче
и интереснее ее жизнь, тем крепче сама
семья и прочнее ее положение в системе
общественных отношений.
Семья – это социально-педагогическая
группа людей, предназначенная для
оптимального удовлетворения потребностей
в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого
её члена.
1) семейная хозяйственно-юридическая
единица, в состав которой входили и
рабы;
2) совокупность рабов, принадлежащих
одному человеку.
Семья активно воздействует на формирование
личности ребенка. Особенности
взаимоотношений в общении между членами
семьи создают специфическую
морально-психологическую атмосферу,
которая играет важную роль в решении
каждой семьёй ёе воспитательных задач.
Семейное воспитание – это система
воспитания и образования, складывающаяся
в условиях конкретной семьи силами
родителей и родственников. Семейное
воспитание – сложное явление. На него
влияют: наследственность и биологическое
(природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни,
количество членов семьи, место проживания
семьи (место дома), отношение к ребенку.
Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и
развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую
и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения
семьи, воспитание в ней детей и отношение
к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным
навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного
достоинства, ценности собственного
«Я».
Принципы семейного воспитания:
1. Гуманность и милосердие к растущему
человеку.
2. Вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как её равноправных участников.
3. Открытость и доверительность отношений
с детьми.
4. Оптимистичность взаимоотношений в
семье.
5. Последовательность в своих требованиях
(не требовать невозможного).
6. Оказание посильной помощи своему
ребенку, готовность отвечать на его
вопросы.
Правила семейного воспитания:
1. Запрещение физических наказаний.
2. Запрещение читать чужие письма и
дневники.
3. Не морализировать.
4. Не говорить слишком много.
5. Не требовать немедленного повиновения.
6. Не потакать и др.
Все принципы и правила сводятся к одной
мысли: детям рады в семье не потому, что
они хорошие, с ними легко, а дети хорошие
и с ними легко оттого, что им рады.
В ближайшее время во многие семьи придет
религиозное воспитание с его культом
человеческой жизни и смерти, с почтением
к общечеловеческим ценностям, с множеством
таинств и традиционных обрядов.
Воспитательные функции семьи:
1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех
других воспитательных воздействий. С
возрастом оно ослабевает, но никогда
не утрачивается полностью.
2. В семье формируются те качества,
которые нигде, кроме как в семье,
сформированы быть не могут.
3. Семья осуществляет социализацию
личности, является концентрированным
выражением её усилий по физическому,
моральному и трудовому воспитанию. Из
семьи выходят члены общества: какая
семья – такое и общество.
4. Семья обеспечивает преемственность
традиций.
5. Важнейшей социальной функцией семьи
является воспитание гражданина, патриота,
будущего семьянина, законопослушного
члена общества.
6. Существенное влияние оказывает семья
на выбор профессии.
Семейному воспитанию присущи свои
методы, точнее приоритетное использование
некоторых из них. Это личный пример,
обсуждение, доверие, наказ, проявление
любви, сопереживание, возвышение
личности, контроль, юмор, поручение,
традиции, похвала, сочувствие и т. д..
Отбор методов идет сугубо индивидуально
с учетом конкретных ситуативных условий.
Среди наиболее веских причин
неудовлетворительного воспитания детей
в семье выделяют следующие:
1. Невысокий экономический уровень
большинства трудовых семей.
2. Низкая культура общественной жизни,
двойная мораль, лицемерие властей,
социальная напряженность, неуверенность
в завтрашнем дне.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье
– и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов. Развод –
это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж
лишь помогает жене в воспитании детей.
Объявленное законом равное право отца
и матери в воспитании детей на практике
нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями
(информация о семейных убийствах не
исчезает со страниц прессы).
7. Увеличение разрыва между семьёй и
школой. Школа почти устранилась от
выполнения роли помощника семьи.
Основные типы неправильного воспитания
в семье.
1. Безнадзорность, бесконтрольность.
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится
под бдительным и неустанным надзором
родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность
гиперопеки). Желания и просьбы ребенка
беспрекословно выполняются.
4. Воспитание по типу «Золушки»
(эмоциональная отверженность, безразличие,
холодность к ребенку).
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую
провинность ребенка сурово наказывают,
он растет в постоянном страхе.) К. Д.
Ушинский указывал, что страх – самый
обильный источник пороков (жестокость,
озлобленность, приспособленчество,
угодничество).
6. Воспитание в условиях повышенной
моральной ответственности (с малых лет
ребенку внушается мысль, что он обязательно
должен оправдать многочисленные
честолюбивые надежды родителей или же
на него возлагаются недетские непосильные
заботы).
Одним из самых недопустимых методов
воспитания используемых в семье, является
метод физического наказания, когда на
детей действуют с помощью страха.
Физическое наказание вызывает физические,
психические, нравственные травмы,
которые в конечном итоге ведут к изменению
поведения ребят.
Гипоопека – ребенок предоставлен сам
себе, внешний вид не ухоженный, повышенная
агрессивность (или замкнутость).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.
Целями семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В современных условиях дети нуждаются в воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны овладеть родители.
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:
1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:
1) школы;
2) учителей;
3) друзей.
В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) однодетные;
4) бездетные.
По своему составу они могут быть:
1) однопоколенными (только супруги);
2) двухпоколенными (родители и дети);
3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.
Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:
1) идеальная;
2) средняя;
3) негативная, или скандально-раздражительная.
М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:
1) гармоничная;
2) распадающаяся;
3) распавшаяся;
4) неполная.
По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:
1) обеспечение выживания человека;
2) воспитание детей;
3) обеспечение безопасности;
4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;
5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.
К второстепенным функциям семьи относят:
1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;
2) поиск и поддержание собственного «Я»;
3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;
4) самореализация в последующем поколении;
5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.
Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.
Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).
Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.
Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:
1) общественное мнение;
2) уровень нравственности семьи;
3) степень доверия научно-педагогической литературе;
4) темперамент родителей и близких родственников;
5) традиции семьи;
6) межличностные отношения родителей.
В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.
Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Источник
Воспитание
– процесс двусторонний. Это означает,
что успешность его осуществления
напрямую зависит от характера связей
двух субъектов воспитательного процесса:
педагога и воспитанника. Их связь в
процессе воспитания осуществляется в
форме педагогического взаимодействия,
под которым понимается прямое или
косвенное воздействие субъектов
(педагогов и воспитанников) друг на
друга и результатом которого являются
реальные преобразования в познавательной,
эмоционально-волевой и личностной
сферах.
Педагогическое
взаимодействие определяется
как взаимосвязанный процесс обмена
воздействиями между его участниками,
ведущий к формированию и развитию
познавательной деятельности и других
общественно значимых качеств личности.
Рассматривая сущность педагогического
взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет
в нем следующие составляющие: 1) общение
как сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в
совместной деятельности, в которую
входят обмен информацией, выработка
единой стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания другого человека,
познание самого себя; 2) совместную
деятельность как организованную систему
активности взаимодействующих индивидов,
направленную на целесообразное
производство объектов материальной и
духовной культуры.
При
педагогическом взаимодействии
многоаспектное деятельностное общение
педагога и воспитанника носит характер
своеобразных договорных отношений. Это
дает возможность действовать адекватно
реальной ситуации, развивая ее в нужном
направлении, выявляя и учитывая подлинные
интересы личности, соотнося их с
требованиями, незапланированно
возникающими в процессе обучения и
воспитания. В ряде психолого-педагогических
исследований дан перечень существенных
требований, предъявляемых к профессиональной
деятельности учителя, организующего и
осуществляющего педагогическое
взаимодействие:
1)
диалогичность во взаимоотношениях
учащихся и педагога;
2) деятельностно-творческий
характер взаимодействия;
3) направленность
на поддержку индивидуального развития
личности;
4)
предоставление ей необходимого
пространства для принятия самостоятельных
решений, творческого выбора содержания
и способов учения и поведения.
Таким
образом, чтобы достичь целей воспитания,
педагог в ходе педагогического
взаимодействия должен соблюдать ряд
условий: а) постоянно поддерживать у
воспитанника желание приобщаться к
миру человеческой культуры, укреплять
и расширять его возможности; б)
предоставлять каждой личности условия
для самостоятельных открытий, приобретения
нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создавать коммуникативные условия
для поддержки самоценной активности
воспитанников; г) стимулировать правильные
взаимоотношения в различных системах
общения: «общество – группа – личность»,
«государство – институты воспитания
– личность», «коллектив – микрогруппа
– личность», «педагог – группа
воспитанников», «педагог – воспитанник»,
«личность – группа личностей», «личность
– личность»; д) способствовать становлению
«Я-концепции» личности воспитанника;
е) стимулировать совместное с учеником
продуктивное общение в разных сферах
его активной жизнедеятельности.
Педагогическое
взаимодействие имеет две стороны:
функционально-ролевую и
личностную. Функционально-ролевая сторона
взаимодействия педагога с учащимся
обусловлена объективными условиями
педагогического процесса, в котором
учитель выполняет определенную роль:
организует и направляет деятельность
учащихся, контролирует ее результаты.
В данном случае ученики воспринимают
педагога не как личность, а лишь как
должностное, контролирующее
лицо. Личностная сторона
педагогического взаимодействия связана
с тем, что педагог, взаимодействуя с
учениками, передает им свою индивидуальность,
реализуя собственную потребность и
способность быть личностью и в свою
очередь формируя соответствующую
потребность и способность у учащихся.
В силу этого личностная сторона
педагогического взаимодействия в
наибольшей степени затрагивает
мотивационно-ценностную сферу
воспитанников. Однако практика показывает,
что с такой установкой работают лишь
педагоги, имеющие высокий уровень
развития мотивационно-ценностного
отношения к педагогической деятельности.
Оптимальным
вариантом является педагогическое
взаимодействие, в котором функционально-ролевое
и личностное взаимодействие осуществляются
в комплексе. Подобное сочетание
обеспечивает передачу учащимся не
только общесоциального, но и личного,
индивидуального опыта педагога,
стимулируя тем самым процесс становления
личности воспитанника.
Характер
и уровень педагогического взаимодействия
во многом определяются отношением
педагога к воспитанникам, которое
обусловлено их эталонными представлениями,
ценностями и потребностями и вызывает
у них соответствующее эмоциональное
отношение. Принято выделять следующие
основные стили педагогического отношения.
1. Активно-положительный. Этот
стиль характеризуется тем, что учитель
проявляет по отношению к детям
эмоционально-положительную направленность,
которая адекватно реализуется в манере
поведения, речевых высказываниях. Такие
учителя наиболее высоко оценивают
положительные качества учащихся,
поскольку они убеждены, что у каждого
ученика есть достоинства, которые при
соответствующих условиях можно раскрыть
и развить. Давая индивидуальные
характеристики своим ученикам, они
отмечают положительный рост и качественные
сдвиги.
2. Ситуативный. Педагогу,
придерживающемуся такого стиля,
свойственна эмоциональная нестабильность.
Он подвержен влиянию конкретных ситуаций,
отражающихся на его поведении, может
быть вспыльчивым, непоследовательным.
Для него характерно чередование
дружелюбия и враждебности по отношению
к ученикам. Такой учитель не имеет
твердых объективных взглядов на личность
воспитанника и возможности ее развития.
Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы
или неопределенны.
3. Пассивно-положительный. Учителю
свойственна общая положительная
направленность в манере поведения и
речевых высказываниях, однако ему
присущи также определенная замкнутость,
сухость, категоричность и педантизм.
Он разговаривает с учащимися преимущественно
официальным тоном и сознательно стремится
создать и подчеркнуть дистанцию между
ними и собой.
4. Активно-отрицательный. Отношения
учителя с учащимися характеризуются
явно выраженной эмоционально-негативной
направленностью, которая проявляется
в резкости, раздражительности. Такой
учитель дает низкую оценку своим
ученикам, акцентирует их недостатки.
Похвала как метод воспитания ему не
свойственна, при любой неудаче ребенка
он возмущается, наказывает ученика;
часто делает замечания.
5. Пассивно-отрицательный. Учитель
не столь явно проявляет негативное
отношение к детям, чаще он эмоционально
вял, безучастен, отчужден в общении с
учениками. Возмущения их поведением,
как правило, не выказывает, однако
подчеркнуто равнодушен как к успехам,
так и к неудачам учеников.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник