Взаимодействие семьи с ребенком с отклонениями в развитии
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник
В
семье, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, в силу различных причин
формируются неадекватные
межличностные
отношения. К факторам, влияющим на
развитие неконструктивных моделей
родительско-детских взаимоотношений
и типов воспитания детей с отклонениями
в развитии, мы относим следующие:
—
характер и степень выраженности нарушений
у ребенка, их необратимость, длительность
и внешние проявления психофизической
недостаточности (например, при
умственной отсталости, детском
церебральном параличе, раннем детском
аутизме и др.);
— личностные
особенности родителей или лиц их
замещающих (тенденции к развитию
аномалий характера), которые обостряются
в травмирующей психику ситуации;
—
специфический характер влияния личностных
установок на процесс воспитания и
ценностные ориентации родителей
(или лиц, их замещающих), их зависимость
от национально-этнических традиций,
социально-культурного уровня и
образованности родителей как воспитателей;
— социальную
среду и условия, которые способствуют
или препятствуют реализации родителями
своих воспитательных задач (например:
социально-экономические катаклизмы,
имеющие место на современном этапе
развития российского общества).
Рассмотрим
перечисленные выше причины нарушения
внутрисемейных и родительско-детских
отношений подробнее.
2.1. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности,
которые семья данного типа испытывает
постоянно, значительно отличаются от
повседневных забот, которыми живет
семья, воспитывающая нормально
развивающегося ребенка. Анализ научной
литературы по вопросам семьи (Елизаров,
1966)
позволяет выделить основные функции,
наиболее часто приписываемые обычной
семье. Располагаем их в порядке убывания
частоты упоминания в литературе:
— рождение
и воспитание детей;
— осуществление
связи между поколениями, сохранение
и передача детям ценностей и традиций
семьи;
— удовлетворение
потребности в психологическом комфорте
и эмоциональной поддержке, тепле и
любви;
— создание
условий для развития личности всех
членов семьи;
— удовлетворение
сексуально-эротических потребностей;
— удовлетворение
потребности в общении с близкими людьми;
— удовлетворение
индивидуальной потребности в отцовстве
или материнстве, в контактах с детьми,
их воспитании, самореализации в детях;
— охрана
здоровья членов семьи, организация
отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Согласно
нашим опросам родителей практически
все функции (за небольшим исключением)
в семьях, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии, не реализуются.
Собственные наблюдения за развитием
межличностных отношений в исследуемых
семьях, свидетельствуют о том, что такое
положение вещей, видимо, объясняется
следующими причинами.
В
результате рождения ребенка с отклонениями
в развитии отношения внутри семьи,
а также контакты с социумом искажаются.
Причины деформации связаны с
психологическими особенностями
состояния больного ребенка, а также с
колоссальной психологической нагрузкой,
которую несут члены семьи ребенка с
отклонениями в раз-
витии
в связи с длительно действующим
психотравмируюшим стрессом. Многие
родители в сложившейся ситуации
оказываются беспомощными. Их положение
можно охарактеризовать как «внутренний»
(психологический) и «внешний» (социальный)
тупик.
Согласно
нашему мнению, а также результатам
исследований отечественных и
зарубежных авторов, качественные
изменения, имеющие место в семьях данной
категории, проявляются на следующих
уровнях:
— психологическом;
— социальном;
— соматическом.
Психологический
уровень. Рождение
ребенка с отклонениями в развитии
воспринимается его родителями как
величайшая трагедия. Факт появления на
свет ребенка «не такого, как у всех»
является причиной сильного стресса,
испытываемого родителями, в первую
очередь, матерью. Стресс, имеющий
пролонгированный характер, оказывает
сильное деформирующее воздействие на
психику родителей и становится
исходным условием резкого травмирующего
изменения сформировавшегося в семье
жизненного уклада. Под жизненным
укладом понимается:
— сложившийся
стиль внутрисемейных взаимоотношений;
— система
отношений членов семьи с окружающим
социумом;
— особенности
миропонимания и ценностных ориентаций
каждого из родителей больного ребенка.
Все
надежды и ожидания, которые члены семьи
связывают с будущим ребенка, оказываются
тщетными и обрушиваются в один миг,
а осмысление происшедшего и обретение
новых жизненных ценностей растягивается
порой на длительный период. На наш
взгляд, это может быть обусловлено
многими причинами, среди которых:
психологические особенности личностей
самих родителей (их способность принять
или не принять больного ребенка), наличие
комплекса расстройств, характеризующих
ту или иную аномалию развития, степень
их выраженности, отсутствие
положительно-поддерживающего воздействия
социума в контактах с семьей, воспитывающей
аномального ребенка.
Распределение
обязанностей между мужем и женой, отцом
и матерью в большинстве семей носит
традиционный характер. Проблемы,
связанные с внутренним состоянием и
обеспечением жизнедеятельности семьи
(хозяйственные, бытовые), а также с
воспитанием и обучением детей, в том
числе и с отклонениями в развитии, в
основном ложатся на женщину. Мужчина —
отец больного ребенка — обеспечивает,
в первую очередь, экономическую базу
семьи. Он не оставляет и не изменяет
профиль своей работы из-за рождения
больного ребенка и, таким образом, не
исключается из привычных социальных
отношений. Его жизненный стереотип,
согласно нашим эмпирическим наблюдениям,
не столь сильно подвергается изменениям,
так как большую часть времени он проводит
в той же социальной среде (на работе, с
друзьями и т.д.). Отец больного ребенка
меньше, чем мать проводит с ним времени,
в силу занятости на работе и в
соответствии с традиционным пониманием
этой семейной обязанности. Поэтому его
психика не подвергается патогенному
воздействию стресса столь же интенсивно,
как психика матери больного ребенка.
Но, безусловно, есть и исключения из
правил.
Эмоциональное
воздействие стресса на женщину, родившую
больного ребенка, неизмеримо значительнее.
Сам факт того, что именно она произвела
на свет вместо «чуда» это больное
существо, заставляет ее невыносимо
страдать.
У
матерей часто наблюдаются истерики.
Страхи, одолевающие женщин по поводу
будущего ребенка, рождают чувство
одиночества, потерянности и ощущение
«конца» жизни. Матери находятся с
детьми-инвалидами постоянно. Они
жалуются на обилие повседневных забот,
связанных с ребенком, что ведет к
повышенной физической и моральной
нагрузке, подтачивает силы, вызывает
утомление и астенизацию. Часто таким
матерям свойственно снижение
психического тонуса, что проявляется
в потере вкуса к жизни, перспектив
профессионального развития, в
невозможности реализации собственных
творческих планов, в снижении самооценки,
интереса к себе как к женщине и к личности.
Вследствие того, что рождение больного
ребенка, а затем его воспитание,
обучение и, в целом, общение с ним является
длительным патогенно действующим
психологическим фактором, личность
матери может претерпевать существенные
изменения (Вишневский,
1987).
Социальный
уровень. После
рождения ребенка с проблемами в
развитии его семья, в силу возникающих
многочисленных трудностей, становится
малообщительной и избирательной в
контактах. Она сужает круг своих знакомых
и даже родственников по причине
характерных особенностей состояния и
развития больного ребенка, а также из-за
личностных установок самих родителей
(страха, стыда).
Столь
тяжелое испытание оказывает деформирующее
воздействие и на взаимоотношения между
родителями больного ребенка. Одним из
самых печальных результатов таких
отношений является развод. Не всегда
внешней причиной развода называется
больной ребенок. Чаще всего родители
детей, объясняя причину разрыва семейных
отношений, ссылаются на испортившийся
характер супруги (или супруга), отсутствие
взаимопонимания в семье, частые ссоры
и, как следствие, охлаждение чувств.
Тем
не менее, объективным стрессором,
фрустрирующим психику членов семьи,
является сам факт рождения больного
ребенка и состояние его здоровья в
последующий период. Сложившаяся
новая ситуация становится испытанием
как для проверки подлинности чувств
между родителями больного ребенка, так
и между каждым из родителей и ребенком.
Известны случаи, когда подобные трудности
сплачивали семью. Однако часть семей
не выдерживают такого испытания и
распадаются, что оказывает отрицательное
воздействие на процесс формирования
личности ребенка с отклонениями в
развитии.
В
силу этой причины (одиночества матерей,
воспитывающих детей с отклонениями
в развитии), а также и других, среди
которых могут быть и генетические
(правомерный страх родителей перед
рождением еще одного аномального
ребенка), некоторые семьи отказываются
от рождения других детей. В таких семьях
ребенок-инвалид является единственным.
Есть семьи, где воспитываются еще один
или два здоровых ребенка. В большинстве
из них ребенок с нарушениями развития
является последним из родившихся. Тем
не менее, в таком случае больше
благоприятных возможностей для
нормализации психологического состояния
родителей по сравнению с объективными
возможностями родителей, воспитывающих
единственного ребенка-инвалида.
Семьи, в которых здоровые дети родились
после больных или являются одним ребенком
из двойни составляют немногочисленную
группу.
Различны
образовательные уровни родителей.
Согласно нашему исследованию (Ткачева,
1999),
среднее или среднее специальное и
высшее образование имеют приблизительно
равные группы родителей.
Однако
после рождения больного ребенка многие
женщины вынуждены изменять профиль
своей работы или же вообще оставлять
ее. Уход с любимой работы не только
лишает женщину ощутимого заработка, но
и изменяет ее социальный статус, ставит
в зависимое положение. Таким образом,
в лице матери больного ребенка общество
теряет квалифицированного специалиста.
Заслуживает
внимания также тенденция, появившаяся
в последнее время: в связи с тем, что
проблема воспитания и обучения
ребенка с множественными и выраженными
недостатками развития не обеспечивается
системой государственного образования,
некоторые матери находят в себе силы и
возможности для получения специального
образования и использования новых
знаний для развития и обучения как
своего ребенка, так и других детей.
Длительное
изучение проблем, возникающих в семьях
воспитанников специальных учреждений,
и наблюдение за их разрешением позволяет
нам выявлять еще одну особенность,
характеризующую социальную позицию
значительной части родителей в
отношении воспитания, развития и
преодоления проблем больного ребенка.
Эту позицию можно назвать иждивенческой
или безынициативной. Родители считают,
что преодолением проблем их ребенка
должны заниматься сотрудники учреждений,
в которых их дети воспитываются, обучаются
или продолжительно лечатся и живут.
Глава 2. Нарушения взаимоотношений в
семьях, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии
Соматический
уровень. Возникновение
соматических заболеваний, продуцируемых
наличием шокового или пролонгированного
стресса широко дискутируется в научных
кругах (Бассин,
1972;
Вишневский,
1984,
1987; Кабанов,
1978,
1982; Ковалев,
1982;
Лебедев,
1979;
Майрамян,
1974,
1975, 1976; Матвеев,
1982;
Медико-психологическая оценка, 1988;
Мясищев,
1960;
Николаева,
1987
и др.).
Стресс,
возникший в результате неизлечимого
заболевания — комплекса необратимых
психических расстройств у ребенка,
может вызывать соматические заболевания
у его матери, являясь как бы пусковым
механизмом этого процесса. Возникает
патологическая цепочка: заболевание
ребенка ведет к психогенному стрессу
у матери, который в той или иной степени
провоцирует возникновение у нее
соматических или психических заболеваний.
Таким образом, заболевание ребенка,
его психическое состояние может
являться психогенным и соматогенным
для организма и психики родителей, в
первую очередь, матерей.
Согласно
литературным данным и нашим эмпирическим
наблюдениям, соматические заболевания
у родителей больных детей имеют
следующие особенности. Матери больных
детей жалуются на колебания артериального
давления, бессонницу, частые и сильные
головные боли, нарушения терморегуляции.
Чем старше становится ребенок, то
есть чем длительнее психопатогенная
ситуация, тем в большей степени у
некоторой части матерей проявляются
нарушения здоровья. Возникают расстройства
менструального цикла (ранний климакс);
частые простуды и аллергия;
сердечно-сосудистые и эндокринные
заболевания; выраженное или тотальное
поседение; проблемы, связанные с
желудочно-кишечным трактом. Наши
наблюдения свидетельствуют о том,
что матери больных детей часто жалуются
на общую усталость, отсутствие сил, а
также отмечают состояние депрессии и
тоски.
Безусловно,
физическая нагрузка у родителей таких
детей чрезвычайно велика, особенно это
касается родителей, имеющих детей с
ДЦП (постоянная физическая помощь
ребенку при его перемещении по дому,
еженедельная перевозка ребенка
различными видами общественного
транспорта из дома в школу и назад без
использования надлежащих вспомогательных
средств из-за их отсутствия). Трудности,
с которыми сталкиваются родители
умственно отсталых детей имеют свою
специфику, так как ежедневное
сопровождение ребенка в школу (если это
не школа-интернат) и домой в большом
мегаполисе занимает много времени и в
некоторых случаях соответствует во
временном отношении целому рабочему
дню.
Тем
не менее, при наличии огромной физической
нагрузки, которая несомненно истощает
силы и влияет на соматическое состояние
родителей, психологический фактор
и ничем не измеримая тяжесть переживаемого
играют первостепенную роль. Как известно,
«патогенно то переживание, которое
занимает значимое место в системе
отношений личности к действительности»
(Фелинская,
1982.
С. 16). Для родителей больных детей в
первую очередь патогенными являются
психологические особенности развития
их детей: признаки интеллектуального
недоразвития, внешнее калечество,
двигательные и речевые нарушения.
«Шоковые травмы, равно как и пролонгированные
травмы, обычно задевают аффектологические
регистры психического аппарата и
вызывают расстройства в виде эмоциогений»
(Зурабашвили, 1982.
С. 14). Чувства страха, неуверенности в
себе, различные формы депрессий — все
эти болезненные состояния родителей
являются не только ответной реакцией
личности на травмирующее переживание,
но и защитной реакцией всего их организма.
Среди
осложнений или отдаленных последствий
перенесенного стресса некоторые
авторы усматривают возможность изменения
нервно-психической реактивности
организма родителей «вследствие
повышения психогенной «ранимости»
даже после однократно перенесенного
психогенного заболевания и возможность
возникновения «резидуальных
невротических состояний»» (Ковалев,
1982.
С. 12).
Особо
значимым в данном контексте является
воздействие на отдельных матерей
повторных психотравм, уже не связанных
непосредственно с состоянием здоровья
и аномалией развития их ребенка. К таким
травмам могут относится как относительно
легкие — конфликты в транспорте или в
магазине, конфликт с начальством,
увольнение с работы, ссора с
родственниками, страх перед исключением
ребенка из учебного учреждения по
причине неуспеваемости, так и более
тяжелые — уход мужа в другую семью,
развод, смерть близкого человека.
Новая
травмирующая ситуация оценивается
такими родительницами как более тяжелая,
длительная и глубокая. Женщины как
бы принимают от жизни удар за ударом,
и каждый новый, травмирующий их психику
стресс низвергает их все ниже и ниже.
Повторное внешнее воздействие даже
другого характера — «второй удар» А.Д.
Сперанскому (1955) — способствует
выявлению тех нарушений, которые
имели место при прошлых болезненных
состояниях, а также следов давних
психических травм, не приведших в момент
своего действия к развитию болезненных
реакций. Оказывается, что отзвучавшие
системы переживаний при определенных
условиях могут иметь влияние на
переживания данного момента. Важнейшими
из этих условий являются степень
завершенности отключенной системы
переживаний и ее эмоциональная значимость.
По
мере взросления больных детей переживания
их матерей могут лишь несколько
сглаживаться и то не всегда, однако
это вовсе не означает, что переживание
завершается и отключается от
настоящего, как это имеет место в
некоторых случаях у больных неврозами.
Соприкосновение
с сигнальным раздражителем, которым
может быть любой из приведенных выше
факторов, вызывает повторение
болезненного эмоционального переживания.
Сигнальный раздражитель частично
возобновляет ранее пережитую травму,
актуализируя лишь эмоциональный фон,
в то время как интеллектуальный смысловой
компонент пережитого не воспроизводится
в сознании. Длительная психотравма
ведет к нарушению эмоциональной регуляции
и смещению уровней аффективного
реагирования.
В
результате перенесенных психотравм у
этой категории матерей могут развиться
различные соматические заболевания.
Ведущей подсистемой, объединяющей
биологический уровень адаптации
(гипоталамический, нейродинамический
уровень и психологические процессы
«защиты») является эмоция.
При
развитии психогенного процесса
дезадаптационные механизмы проявляются
в различной последовательности и в
зависимости от того, в каком звене
эмоциональной системы имело место
перенапряжение. На уровне психологической
защиты (эмоционально-социальный
стресс) это приводит к развитию
невротических состояний. «Однако при
развитии психосоматических процессов
выступает обратное соотношение —
эмоционально-социальный стресс
нейтрализуется процессами
психологической защиты, невротизация
не развивается, а перенапряжение
суммируется и проявляется в дезадаптации
физиологического уровня реагирования
— гипоталамической дезинтеграции,
приводящей к соматической дезадаптации»
(Михайлова,
1982.
С. 33). Это обусловливает формирование
«порочного круга», что в дальнейшем
может привести к «вторичной» невротизации
— реакции личности на болезнь (там
же).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник