Взаимодействие родителей с ребенком с нарушением в развитии
Елена Панова
Особенности взаимодействия родитель — ребенок
«Особенности взаимодействия родитель — ребенок»
Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.
Первым этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений, их особенности.
Мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа. Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.
Изучение особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью методики «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.).
Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.
Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» является «зеркальным»и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом,опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал — критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:
1. Нетребовательность — требовательность
2. Мягкость — строгость
3. Автономность — контроль
4. Эмоциональная дистанция — близость
5. Отвержение — принятие
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество
7. Несогласие — согласие
8. Непоследовательность — последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).
Процедура опроса: при заполнении опросника родителямпредлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
По итогам проведения нашего исследования были получены следующие данные.
Анализ полученных результатов:
Анализ полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.
1 шкала: Нетребовательность — требовательность родителей (7%). Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем по результатам исследования видно, что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего числа опрошенных.
2 шкала: мягкость-строгость родителя (12%). По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям, наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей говорит о том, что при всей требовательности к личности ребенка, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку (22%). Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%). Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Анализируя данные родителей, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения родителей и детей более доверительные и близкие.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем (6%). Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку. Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о том, что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем и ребенком довольно велика. Остальные же родители стараются более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%). Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и детьми, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%). Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя (3%). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.
9 шкала: авторитетность родителя (5%). Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%). По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре детско-родительских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.
Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации детско-родительских отношений.
Заключение
Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
К сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка.
Задача родителей — так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.
Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Источник
В последние годы в отечественной науке
всё большее значение придаётся приоритету семьи
в воспитании ребенка.Закон РФ «Об
образовании» впервые за многие десятилетия
признал, что «родители являются первыми
педагогами своих детей. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в
раннем детском возрасте».
Этот закон приобретает особое
значение в ситуации с детьми, имеющими
комплексные нарушения развития. Такие дети с
самого рождения нуждаются в особом подходе и
методах воспитания. Но, как правило, семья, в
которой растет ребенок со сложными нарушениями,
испытывает большие трудности и сама нуждается в
поддержке специалистов. Родителям бывает
нелегко устанавливать контакт со своим ребенком,
понять его, т.к. развитие детей с комплексными
нарушениями происходит немного по иному пути,
чем у обычных детей .
По мнению Г.А.Мишиной (2001), для наиболее
успешной работы по коррекции поведения и
психического развития проблемных детей, их
успешной социальной адаптации необходимо
изменить поведение родителей. И начинать, прежде
всего, с матери малыша. Основа работы у детей с
тяжелыми нарушениями развития — существование в
каждом ребенке исходных человеческих
потребностей, таких как телесный контакт,
общение и познание окружающего. Задача
взрослого — найти адекватные способы для их
проявления и развития.
Дошкольное образовательное
учреждение на сегодняшний день является
единственным общественным институтом, регулярно
и неформально взаимодействующим с семьей, и,
следовательно, имеющим возможность оказывать
определенное влияние на семьи воспитанников.
Опираясь на опыт работы ГОУ “Начальная школа –
детский сад” № 1635 с родителями детей с
комплексными нарушениями можно сделать выводы,
что это наиболее сложная часть организационно —
деятельностного компонента педагогического
процесса с такими детьми.
Приводя ребенка в детский сад,
родители хотят, чтобы их детей не только готовили
к школьному обучению, но и обеспечивали широкий
спектр знаний, развивали умения, навыки общения,
выявляли потенциальные способности.
И семья, и дошкольное учреждение
по-своему передают ребенку социальный опыт. Но
только в сочетании друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения маленького
человека в большой мир. Поэтому существует
необходимость вовлекать родителей в
образовательное пространство ГОУ.
Вовлекая семью ребенка с комплексными
нарушениями развития в педагогический процесс,
мы преследуем следующие задачи:
- Оказание психологической поддержки родителям
- Повышение уровня педагогической культуры
родителей; - Активное включение родителей в
воспитательно-образовательный процесс детского
сада; - Создание преемственности между семьей ребенка
со сложными нарушениями в развитии и
педагогического коллектива в методах
воспитания, обучения и развития; - Изучение и обобщение опыта семейного
воспитания и передача его другим родителям.
В большинстве случаев бывает нелегко
добиться поддержки, понимания и участия
родителей в педпроцессе. Как показывает опыт,
семьи детей с особенностями развития “бросают”
все свои силы, в первую очередь, на лечение,
забывая, что и психолого — педагогическая
коррекция не менее важная часть помощи таким
детям. Причем чем раньше она будет начата, тем
эффективней будет ее воздействие.
Но, в большинстве случаев, такие дети
поступают в группы детского сада в достаточно
зрелом возрасте. Когда родители прошли уже не
одну инстанцию, испробовали многочисленные
методы лечения.
Чаще всего у взрослых, приводящих
ребенка в наше образовательное учреждение, это
последняя надежда, что ситуацию еще можно
изменить. Они ждут скорых результатов, иногда не
понимая, что это невозможно и может быть, даже не
зная, как в домашних условиях заниматься со
своими детьми.
В нашем ГОУ “Начальная школа –
детский сад” № 1635 в коррекционной работе с
детьми, имеющими комплексное нарушение развития
участвуют помимо сурдопедагога и воспитателей
группы, так же педагог — психолог, медработники,
инструктор по физическому развитию, а также
музыкальный руководитель и социальный педагог.
Т.е. осуществляется полная преемственность в
работе специалистов. В свою очередь все
специалисты непосредственно взаимодействуют и с
родителями воспитанников ГОУ. Нами используются
разнообразные формы привлечения родителей к
коррекционной работе и участия в жизни
образовательного учреждения.
Наша основная задача, задача педагогов
ГОУ № 1635 провести разъяснительную работу,
показать на практике, как проходит обучение
таких детей, используя наиболее разнообразные
методические приемы по работе с родителями.
Таковыми являются:
- Родительские собрания
- Родительские гостиные, дискуссии;
- Дни открытых дверей;
- Консультации (как групповые, так и
индивидуальные);
Индивидуальная консультация родителей
- Семинары-практикумы;
- Обучение родителей приемам и методам
воспитания и обучения в соответствии с задачами
развития ребенка, участие в реализации
индивидуальной коррекционно-развивающей
программы.
Открытое занятие — показ для мамы
ребёнка с комплексным дефектом развития
- Привлечение родителей к организации
коллективных мероприятий: праздники, дни
рождения в группе, экскурсии с детьми, подготовка
дидактического материала и др.
Проведение дня рождения ребёнка с
комплексным нарушением развития в обычной
группе для детей с нарушением слуха
Помимо этого, в своей работе мы
используем анкетирование и опросы родителей, в
которых стремимся узнать, что волнует родителей
на данный момент, какие вопросы в обучении и
воспитание остаются неясными, особенности
ребенка, на которые хотели бы обратить внимание
сами члены его семьи. Также мы используем новые
формы взаимодействия с семьями. Например,
домашние задания на лето раздаются родителям на
электронных носителях. Т.е. взрослый просто
использует готовые пособия, которые не надо
самому искать, изготавливать, тратить на это
время и просто предлагает их выполнить своему
ребенку.
Так же родители вместе с ребёнком
изготавливают в домашних условиях различные
дидактические игры, пособия, которые
впоследствии используются нами на занятиях.
В связи с этим эффективность
выполнения домашних заданий, а также обучаемость
детей значительно увеличилась.
Помимо этого родители приглашаются на
заседания ПМПК, которые проводятся в группах, где
обсуждаются достижения или трудности в обучении
ребенка, даются рекомендации по поводу
дальнейшего обучения, при необходимости дети
направляются на дополнительные обследования.
Помимо вовлечения родителей в процесс
обучения и коррекции мы стремимся объединить
свои усилия при подготовке к различным
праздникам, утренникам или устроить внеплановые
мероприятия с их участием. Например, совместное
празднование дней рождений, проведение
субботников или открытых занятий с активным
участием членов семьи.
Взаимодействие детского сада и семьи с
использованием разнообразных форм работы
обеспечивает организацию оптимальных условий,
как для развития личности ребёнка, так и его
ближайшего окружения. Ход этой работы опирается
на такие нормы взаимодействия, как
взаимоуважение, открытость к общению, доверие,
право на самоопределение и пр.
Используемая литература:
- Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка
раннего возраста со сложным сенсорным или
множественным нарушением / Т. А.
Басилова // Дефектология. — 1996. — № 3. - Басилова Т. А. , Александрова Н. А. Как
помочь малышу со сложным нарушением развития:
пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А.
Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с. - Головчиц Л.А. Система воспитания и обучения
дошкольников с недостатками слуха при
комплексных нарушениях развития. // Диссертация
на соискание ученой степени доктора
педагогических наук, М.: 2007.
Источник
Лариса Иващенко
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. [/b]
По данным Минздрава России, в нашей стране более 670 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (статистика на 1.01.2019) Среди этих учащихся есть дети тяжелыми множественными нарушениями развития. До введения нового закона об образовании тяжелые дети практически не попадали в поле зрения педагогов, так как имели статус необучаемых. С 2013 года такие дети официально введены в образовательное пространство. И по мере выявления с каждым годом таких детей становится больше.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обучающихся с ТМНР рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. С Введением ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
Гармоничная семья — оптимальная среда, в которой происходит развитие и первичная социализация ребенка. Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.
Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум. Появление в семье ребенка с ТМНР влечет за собой тяжелые родительские переживания.
Хочется обсудить некоторые вопросы помощи родителям, они в ней нуждаются зачастую не меньше, чем их дети.
Что происходит в нашем обществе?
Государство, профессиональная среда и СМИ колоссально поменяли к лучшему отношение к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ТМНР
-больше стали писать и говорить в СМИ…
-больше стали делать на государственном уровне…
-стало больше информации…
Но отношение общества в целом к семье не изменилось!
Как говорят сами родители наших учеников:
«Люди не могут, не хотят терпеть нас…»
«Общество не меняется!»
Часто родители слышат в ответ на какой-то поступок ребенка — «А что он у вас, дурак?»
«Отношение как было, так и осталось плохим, нет информированности…»
«Регулярно сталкиваюсь с агрессивным отношением…»
«Пока их самих не коснётся, им всё равно (пофиг…»
Семьи, воспитывающие ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, находятся в особой психологической и социальной ситуации.
Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в благополучной семье является огромным стрессовым фактором для родителей. Довольно часто оно приводит к коренному изменению жизни семьи. После рождения ребенка родители нередко вынуждены менять профессию (а иногда и оставлять ее, чтобы иметь возможность ухаживать за ребенком-инвалидом, что приводит к резкой смене круга общения.
Семья зачастую становится крайне избирательной в контактах, сужая круг знакомых и даже родственников. Нередко следствием рождения больного ребенка становится уход из семьи отца. Эта социальная ситуация усугубляется психологическим состоянием родителей, которые вместо радости и надежды начинают испытывать чувство страха за будущее ребенка, стыда, а иногда и чувство вины перед ребенком.
Выделяют ряд стадий адаптации родителей к болезни ребенка.
Они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам.
Первая реакция — шок, онемение, иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась.У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование (диагностика) проведено небрежно».
Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь. Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз,но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности.
Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты, по возможности, не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос.
Я достаточно подробно остановилась на анализе состояния родителей с тем, чтобы обосновать содержание работы, которая, на мой взгляд, необходима с семьями детей с ТМНР.
Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи, по преодолению тревог, связанных с воспитанием в семье ребенка с особыми потребностями; поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.
К моменту, когда ребенок появляется в школе, а это возраст 8-9 лет, лишь некоторые родители уже преодолели стресс, вызванный появлением в семье ребенка с ТМНР, приняли факт заболевания ребенка, правильно оценивают его состояние и возможности, адекватно требовательны к нему.
Мое внимание более сосредоточено на тех семьях, где сформировался особый характер внутрисемейного взаимодействия. Самым распространенным явлением в семье ребенка с нарушениями психического развития, является нарушение эмоционального взаимодействия между членами семьи. Что приводит к изменению характера супружеских отношений, росту неудовлетворенностью семейным взаимодействием. Часты случаи распада семьи, и тогда вся нагрузка по воспитанию ребенка ложится на мать.
Из ранее сказанного следует, что родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития,нуждаются в помощи:
— психологической — информационной — методической
Что проведено мной на данный момент?
Одна из форм моего взаимодействия с семьей это работа по сбору информации о семье.
-Анкетирование родителей по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина) (сентябрь, октябрь) По результатам анкетирования двое детей из шести к началу октября находились в зоне адаптации, и четверо в зоне неполной адаптации. Начата работа по мной составленному опроснику, в котором затронуты острые вопросы о будущем ребёнка и его семьи.
-Также были проведены консультации родителей (сентябрь, октябрь)
-Консультационная работа при анализе данных ПП консилиума. Информирование родителей об объективных возможностях ребенка; основных направлениях работы.
-Планирование работы на основе анализа данных анкетирования.
-Встреча по обмену опытом между родителями, выяснение ожиданий родителей, определение интересующих их направлений работы.
В моей работе на важное место выходит обмен опытом с родителями приемами и методами оказания развивающей помощи ребенку, помощь в принятии индивидуальности ребенка, особенностей его развития. А также) обеспечение преемственности в требованиях, которые предъявляют ребенку и, конечно же, укрепление доверительных отношений, которые складываются между семьей и педагогами.
Кроме вопросов, касающихся развития ребенка, остается много вопросов, по которым родителям хотелось бы получить информацию, или поделиться своим опытом. Это вопросы, связанные с личными переживаниями, отношениям внутри семьи, семейным окружением.
Недавно сами родители стали соведущими нашей встречи, так мама ребенка поделилась своим опытом, как ей удается сохранять положительный настрой, находить силы и позитивно относится к жизни, после того как ее ребенку поставили диагноз. Такая работа дает возможность получить новый опыт самопонимания для родителей, отношения к себе, саморегуляции.
В случае если мама не готова к групповому взаимодействию и я вижу необходимость работы, то предлагаю индивидуальное консультирование.
Моя задача — помочь родителям переформулировать проблему в задачи, и начать действовать. Именно с этого и надо начинать сотрудничество. Запросы, с которыми родители обращаются, касаются не только проблем, связанных с ребенком, но и сопутствующих трудностей.
Ценно, что родители обращаются за помощью, так как, улучшая свое психологическое состояние, у родителя появляется ресурс для позитивного взаимодействия с ребенком, это так важно в нашей ситуации.
Мне хочется верить, что подобная поддержка помогает родителям преодолеть эффект «социальной изоляции», настраивает их на эффективное взаимодействие с ребенком и в конечном итоге создает предпосылки для максимальной реализации возможностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задача педагогов – продемонстрировать родителям возможности развития) детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и настроить их на продуктивное сотрудничество, научить замечать любой прогресс в состоянии ребенка, что в конечном итоге приводит к некоторому повышению эмоционального фона в семье и, как следствие, снижению влияния стрессогенных факторов.
Взаимодействие с родителями детей – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы, не оставить без внимания переживания родителей.
Источник