Взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности направленной на развитие это
Психолого-педагогическое сопровождение
следует понимать как взаимодействие ребенка и
взрослого в практической деятельности,
направленной на развитие.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного
обучения предполагает реализацию следующих
принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка
на данном возрастном этапе его жизненного пути. - Сопровождение опирается на те психические
личностные достижения, которые реально есть у
ребенка и составляют уникальный багаж его
личности. Психологическая среда не несет в себе
влияние и давления. Позиция психолога позволяет
ребенку реально оценивать ситуацию и
собственное положение в детском саду. - Приоритетность целей, ценностей, потребностей
развития внутреннего мира самого ребенка. - Ориентация деятельности на создание условий,
позволяющих ребенку самостоятельно строить
систему отношений с миром, окружающими людьми и
самим собой, совершать личностно значимые
позитивные жизненные выборы.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с
этими принципами, позволяет быть рядом с
ребенком в сложных, переломных периодах, чутко
реагировать на проблемы с учетом изменений.
Этот метод требует от нас не воздействия на
ребенка, а взаимодействия с ним, веры во
внутренние силы и возможности. Основными
приоритетами сегодня выступают личностно –
ориентированное взаимодействие педагога с
ребенком, принятие и поддержка его
индивидуальности, интересов, потребностей,
забота о его эмоциональном благополучии.
Возникает вопрос, как организовать свою
деятельность, чтобы не навредить ребенку, а
психологически помочь ему, сохраняя привычный
круг общения с близкими окружающими его
взрослыми, войти в мир более широких и сложных
социальных отношений, найти себя в этом мире?
Как предупредить возможные нарушения в
психическом и личностном развитии ребенка и
организовать развивающую среду?
Работая в данном учреждении в течении
продолжительного времени, я обратила внимание на
то, что существенно выделяются следующие
проблемы:
- разорванность в требованиях;
- решение собственных проблем педагога за счет
детского коллектива; - неспособность детей глубоко понимать,
чувствовать, переживать.
Чтобы приступить к решению этих проблем я
изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в
мир общения”, “Развитие личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К.
Фопель “Как научить детей сотрудничать”,
В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”,
В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и
проанализировав литературу, пришла к выводу,
пересмотреть и изменить содержаниесвоей
работы. Создала творческую группу, в которой
вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно
работаем в этом направлении. Меня не может не
радовать тот факт, что перестраиваются и другие
сотрудники детского сада. Из собственного опыта
работы я понимала, что нельзя заниматься
сопровождением детей и быть изолированным от
семейвоспитанников. Поэтому я задумалась о
том, как мне приобщить родителей? Простое
агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я
решила расширить свое поле деятельности.
Четко определила цель и задачи.
Цель: Способствовать созданию
благоприятных условий для взаимодействия
ребенка и взрослого.
Задачи:
- развивать в детях умение чувствовать и понимать
других людей: сверстников и взрослых. - Углубить содержание работы по самораскрытию и
самореализации педагогов. - Установить равноправные, партнерские отношения
с семьями воспитанников.
Определила основные субъекты психологического
воздействия:
- дети;
- педагоги;
- родители;
Планируя практические коррекционно –
развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт
детей, учитываю их возможности, интересы,
потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы
детям было уютно, комфортно, я разработала
собственную структуру ведения занятий,
подобрала, систематизировала серию игр,
упражнений. В играх дети постигают социальные
отношения, проигрывают непонятные и проблемные
ситуации, выражают собственные реакции на все,
что особенно затронуло ребенка, поразило его,
заставило размышлять.
Они оказывают благоприятное воздействие на
малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых
детей.
Так, например, Маша С. Испытывала трудности в
общении, была замкнута, робка, неуверенна, не
могла обратиться к сверстникам, не умела
поддержать разговор. В процессе организованного
взаимодействия со сверстниками у Маши
нормализовались взаимодействия с малой группой
детей, появились устойчивые дружеские связи.
Девочка стала проявлять себя активней. У нее
появился интерес не только к себе, но и к
окружающим. Постоянное включение в
театрализованные игры помогли. Маше
самореализоваться, самораскрыться. Через год она
играла в спектаклях ведущие роли.
Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои
поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации,
Паша учился принимать решения сам. У него чаще
стали проявляться положительные реакции на
приглашение взрослого. На следующим этапе
взаимодействия мальчика со сверстниками, более
широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему
приходилось делать добрые поступки.
Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы.
Проблемы были в особенностях поведения ребенка.
Он никогда громко не смеялся, играл только там,
где не было других людей. После продолжительного
времени занятий в состоянии мальчика отметила
положительную динамику: у Димы появился интерес
к совместной игре, умение работать сообща,
улучшилось взаимодействие “ребенок –
взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У
него появился эмоциональный тонус. Он впервые
громко засмеялся во время игры.
Особенно эффективной формой занятия, где
используются указанные игры и упражнения, я
считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике
применяют накопленный опыт по взаимодействию со
сверстниками и взрослыми.
Из своих наблюдений я заметила, что дети
успешнее “учат друг друга”, чем слушают
объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы
Сопровождающий Взрослый сумел “на равных”
войти в деятельность детей. Лишь тогда мы,
взрослые, можем пытаться направить эту
деятельность (как бы изнутри) на те задачи,
которые стоят перед нами.
В проводимых мною тренинговых занятиях
родители, воспитатели, администрация являются
активными участниками. Им дается возможность
поставить себя на место ребенка и
проанализировать собственную реакцию – чувства,
мысли, возможное поведение. Взрослые становятся
ближе к детям, лучше их понимают, проживают
вместе с ними.
Систематические встречи детей со взрослыми,
сопровождающими его развитие, позволяют
дошкольникам открыто высказываться,
выговариваться, выплескивать эмоции, делиться
мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом
исчезает страх быть неправильно понятым
взрослым, появляется очень важное чувство
доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают
информацию и подвергают ее сомнению, делают
собственные выводы, воображают, мыслят, ведут
диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю
максимальные условия для самореализации,
самораскрытия, не только личностных, но
интеллектуальных, творческих возможностей
детей.
Определенным навыкам ребенок обязательно
научиться. А вот чувствовать, сопереживать,
общаться и любить – этому обучиться сложнее;
когда сформированы подобные умения, в учебной
деятельности ребенок также становиться
успешнее, активнее развиваются познавательные
психические процессы, ярче результат.
Способствуя созданию наиболее благоприятных
условий развивающей среды, я обращаю особое
внимание на тесное сотрудничество с
педагогами.
С активной группой коллег я провела ряд
теоретических семинаров, где обсуждались
вопросы по данной проблеме. В результате
обсуждения мы пришли к единому мнению: очень
важно обеспечить как объективные, так и
субъективные предпосылки для создания
эмоционального благополучия и комфорта.
С целью создания объективных предпосылок
необходимо:
- весь практический материал располагать на
доступных для детей местах, стимулируя их
свободную деятельность; - центры развития использовать гибко, так чтобы
дети могли самостоятельно изменять,
структурировать в соответствии с собственными
потребностями.
Крайне важен и рост профессионального
мастерства всех субъектов, влияющих на развитие
дошкольника. В частности, педагогу необходимо:
- уметь выделить личностные качества ребенка и,
ориентируясь на них, сопровождать
воспитательно-образовательный процесс; - уметь сотрудничать с другими членами
коллектива
Анализируя работу теоретических семинаров, я
разработала схему взаимодействия всех педагогов
детского сада.
Итогом деятельности активной группы является
создание модели психолого – педагогического
сопровождения и разработка схемы личностно –
ориентированного взаимодействия педагогов с
детьми.
Переработка, обсуждение карт индивидуального
развития ребенка, которые используем на
психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он
проходит два раза в год. Основная задача
консилиума – наметить маршрут индивидуального
развития детей, и помочь пройти его.
Помимо указанной работы я систематически
провожу тренинговые занятия, индивидуальные
консультации, собеседование, анкетирование,
совместные практические занятия со всем
педагогическим коллективом.
Проводимые занятия в форме психологического
тренинга дали возможность развить у педагогов
эмптатию, т.е. способность понимать состояние
другого человека, мысленно ставить себя на его
место и собственно действовать,
самореализовываться, самораскрываться. Тренинг
“Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я”
участники говорили о личностных качеств друг
друга. Один педагог услышал некоторые прямые
высказывания в свой адрес. Она приняла их без
излишних обид, но после этого у педагога
произошли некоторые изменения не только во
взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с
детским коллективом.
Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с
широким кругозором, внедряющий инновационные
технологии, испытывала трудности в тренинговых
играх. На нескольких занятиях я предложила ей
быть наблюдателем а затем она стала участником.
Проблема ее была в неумении устанавливать
контакт с другими людьми. Через некоторое время
педагог высказала свое мнение: “Ни за что не
поверила бы, что тренинг может так сблизить”.
Таким образом, вся работа способствовала
созданию профессиональной общности педагогов,
ориентировала на дальнейшее развитие
социального партнерства, сотрудничества, и
тесного взаимодействия педагогов друг с другом,
например, в практике театральной студии.
Мною были даны рекомендации по индивидуальному
подходу к каждому ребенку, участвующему в
спектакле, на основе изучения личностных
особенностей. Руководитель театральной студии
чутко и внимательно прислушалась к моим советам
при распределении ролей и отработке их
содержания. Воспитатель этой группы оказывала
эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали
общую доброжелательную атмосферу.
Организованная и систематическая работа с
педагогами дала возможность ближе понимать
внутренний мир ребенка и его проблемы
Из бесед с родителями, анкетирования и
наблюдения я выяснила, что каждый родитель
желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой
любви и понимания, а сотрудники были компетентны
и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми.
Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и
заинтересованно рассказать о ребенке, выделить
его особенности, достижения, лучшие качества. Я
понимала, что моя работа может быть по –
настоящему результативной лишь в том случае,
если родители будут являться его активными
помощниками и единомышленниками.
Возникли новые формы работы с родителями:
семинары, тренинги, индивидуальные консультации,
совместные практические занятия, конференции,
клуб “Молодая семья”, адаптационная группа
“Мать и дитя” и т.д.
Наиболее продуктивны в этом плене практические
занятия совместно с родителями. Хорошо
зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая
семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять
лет он плодотворно работает. Это не просто
лектории для родителей, интересующихся
воспитанием своих детей, – это заинтересованный
диалог двух сторон.
Потребность в психолого-педагогических
знаниях велика, будь то молодые родители, которые
привели к нам своего первенца, или родители со
стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения
темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”,
“Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д.,
мы решаем те проблемы и находим ответы на те
вопросы, которые в данный момент злободневны и
значимы для родителей. Заинтересованность
родителей в судьбе ребенка и детского сада
позволила нам обсуждать совместную
деятельность, вносить коррективы, оценивать
эффективность взаимодействия.
На проводимых родительских конференциях
используют опыт семейного воспитания. Эта работа
освещает ежегодно в местной газете.
Отрадно говорить о том, что за последние годы
значительно вырос уровень педагогического
сознания родителей, которые интересуются не
только возрастными особенностями, но и
проблематикой развития ребенка.
Важно то, что родители, получая консультации и
помощь специалистов, еще и общаются друг с
другом.
Я, как психолог, считаю очень важным моментом
вхождения ребенка в новые социальные условия,
т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и
явилось главной идеей в организации группы кратковременного
пребывания. Пять лет эта группа функционирует в
нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3
раза в неделю дошкольное учреждение. В работе
используется разработанная схема “Адаптация к
условиям детского сада”.
Продолжением этой идеи было открытие в этом
году адаптационной группы ясельного возраста
“Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три
месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что
ребенок приходит вместе с мамой, и все
мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут
в присутствии родителей. Они знакомятся с
педагогическим коллективом, видят, какие условия
созданы в нашем детском саду, какое здесь
отношение к детям, повышают свою
психолого-педагогическую культуру, обсуждают
вопросы, касающиеся индивидуального развития
ребенка.
Система работы по психолого-педагогическому
сопровождению позволила обеспечить успешное
решение поставленных задач. Руководитель
детского сада, все педагоги активно поддерживали
и развивали идеи сотрудничества в своей
деятельности. На педагогических совещаниях,
семинарах, психолого-медико-педагогических
консилиумах живо обсуждались возникающие
проблемы и коллегиально вырабатывались
конструктивные решения.
На родительских собраниях, конференциях,
семейных клубах рассматривались проблемы
гармоничного взаимодействия с детьми.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы, что такие методы и приемы работы
позитивно изменили:
- уровень личностного, интеллектуального
развития детей, посещающих детский сад; - количество родителей, заинтересованных быть
активными партнерами в реализации задач ДОУ; - профессиональный уровень педагогического
коллектива; - сам подход к ребенку не как к объекту
воздействия, а как к субъекту взаимодействия.
Методические обобщения личного опыта
доказывают благоприятное воздействие на ребенка
и взрослых разработанных мероприятий,
представленных в данной работе.
Считаю, что изложенные материалы достаточно
актуальны и их можно использовать в типовых,
специальных детских учреждениях по
психолого-педагогическому сопровождению.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»
Выступление на педсовете
Тема: «Психолого-педагогическое
сопровождение ребёнка в детском саду»
Учитель – логопед: Целовальникова О.Д.
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-51316) говорится о том, что: Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);
Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром; с окружающими (взрослые, сверстники); с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
- Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
- Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей
Характерные проблемы, которые необходимо решать в настоящее время:
- Ухудшение здоровья детей:
- . Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
- Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
- Низкая квалификация педагогических кадров:
- Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности.
Такие периоды называют сенситивными. Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии.
Младенческий возраст (0 – 1 года); Ранний детский возраст (1 – 3 года); Дошкольный возраст (3 – 7 лет). В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет.
Таким образом, в основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.
Задачи психолого-педагогического сопровождения.
- сохранение и укрепление здоровья детей
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка
- помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
- выявление первичных возможностей развития
- развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.
Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы, направления работы по психолого-педагогическому сопровождению.
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.
- диагностика
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- развивающая работа
- коррекционная работа
- психологическое просвещение и образование
Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
В методических рекомендациях уточнены задачи психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях: ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии; обеспечение готовности к школе. На уровне учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Источник