Взаимодействие факторов в общем процессе развития ребенка
Антонина Михельсон
Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Нам представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение основного социально-психологического феномена – общения, поскольку с ним тесно связаны стрежневые характеристики личности – мотивы, направленность, ценностные ориентации – именно в старшем дошкольном возрасте, возможно, понять закономерности их формирования.
Психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.
Общение по нашему представлению — специфический вид непосредственного взаимодействия, оно в отличии от предметного, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. Отметим, что общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства, в общении же, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются. Общение – это, прежде всего взаимопонимание, так никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого — воспитание личности.
Рассматривая вопросы, связанные с психическим развитием детей старшего дошкольного возраста мы отмечали, что на протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы деятельности ребенка. В возрасте шести лет проявляется активность и направленность дошкольника, в результате чего значительно изменяется содержание и форма общения ребенка с другими людьми и его отношении к самому себе.
Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, в результате чего перестроились все его отношения а основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение со взрослыми является содержательность этого общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающим людьми.
Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые, и личностные.
Анализ психического развития ребенка показывает, что в процессе усложнения и развития психических процессов возникают закономерно сменяющие друг друга уровни общения ребенка со взрослым, качественно отличающихся друг от друга. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит смена нескольких форм общения.
Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеет взаимодействие взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослыми практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
Бесспорен тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в семье.
Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых близких способствует появлению у ребенка невротизма, тревожности.
М. И. Лисина на основании своих исследований общения детей со взрослыми приходит к заключению, что атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка.
А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что семья оказывает важнейшее, если не самое главное влияние на формирование и становление психики ребенка, посредством общения с ним. От своеобразия условий общения ребенка в семье – наличие эмоционального контакта ребенка со взрослым, степень внимания, которое уделяется ребенку в семье, наличие или отсутствие единодушного подхода взрослых к воспитанию ребенка тесно связано будущее ребенка.
Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками, для старшего дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется не просто желание играть с другими детьми, в старшем дошкольном возрасте ребенок просто не может играть один: он стремиться рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими детьми деятельности создает возможность для формирования маленьких коллективов.
Отметим, что общение в группе сверстников существенно отражается на развитие личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых проявляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения, «за радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства.
Группа детского сада и семья находятся в сложном взаимодействии. Так, нормы поведения, усвоенные в семье, находят свое отражение в поведении ребенка при его общении со сверстниками. С другой стороны, многие качества, приобретенные в детском обществе, ребенок приносит в семью, где они претерпевают своеобразное преломление в соответствии с правилами установленными родителями.
Развитие личности ребенка и его отношений с детьми в значительной степени определяется общением ребенка дошкольника с воспитателем группы детского сада. Через него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуются отношения ребенка с широким социальным миром за пределами комнаты детского сада. Стиль общения воспитателя с детьми, его ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях детей, в их общении, отношениях и взаимодействии друг с другом, в психологическом микроклимате группы.
Активность дошкольника в общении, так же как и познавательная активность, приобретает у дошкольного возраста управляемый, произвольный характер. Воспитатель с помощью правил регулирует поведение ребенка, включение в жизнь ребенка тщательно разработанную систему требований, которые регламентируют поведение детей, в значительной степени определяет действие детей в конкретных условиях их жизни.
Но что очень важно, правила становятся основой для оценки ребенком своих действий и качеств, действий и качеств других детей, а также своих взаимоотношений в коллективе. Отличительной особенностью поведения детей старшего дошкольного возраста становится то, что отмечается переход к обобщенному восприятию правил, тем самым правила поведения приобретают обобщенной нормы поведения. Накапливая социальный опты, опыт общения с детьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к людям.
Подведем некоторые итоги. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые появляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии и свойствах) также входит в продукт общения.
При изучении влияния общения на формирование личности ребенка необходимо учитывать особенности развития ребенка, многоуровневые социальные и психологические феномены. Формы и способы общения и взаимодействия детей со сверстниками и близкими взрослыми – внешний слой, так и более глубокие – содержание общения и взаимодействия, а также мотивы и потребности, лежащие в их основе, отношения детей к окружающим и к выполняемой деятельности.
Природа детских отношений и особенностей их общения отчетливо прослеживается в особенностях стиля общения взрослых с детьми, причем существует прямая зависимость характера детских взаимоотношений в группе от характера общения взрослых. Условия общения детей в семье, степень эмоционального комфорта тесно связаны с такими характеристиками личности как самостоятельность, настойчивость, умение выразить сочувствие другому.
Особенности общения детей с близкими в семье открывают воспитателю новые возможности для работы с родителями. Эти знания помогут взять на вооружение наиболее удачный опыт семейного воспитания и использовать его в работе детского сада. Вместе с тем, в процессе контакта с родителями педагог и психолог детского сада могут оказать позитивное влияние, направленное на устранение нежелательных явлений в общении детей и взрослых в семье.
Источник
Среди психологов продолжаются дебаты
по вопросу о том, в какой степени наше
поведение определяется созреванием, а
в какой – научением.
Поведение – продукт взаимодействия
процессов созревания и научения. Ряд
ограничений или особенностей поведения
заложен в генетическом коде, однако
всякое поведение развивается в рамках
специфической, свойственной каждому
биологическому виду среды.
Взаимодействие научения и созревания
часто зависит именно от того, на каком
отрезке жизни организм подвергается
воздействию средовых факторов. Решающее
значение синхронизации созревания и
воздействий среды выражается в понятии
критического периода – промежутка
времени, в который – и только в который
– определенный средовой фактор может
вызвать эффект.
Концепция рекапитуляции
Э.Геккель в 1874 г. сформулировал
биогенетический
закон в отношении
эмбриогенеза:
онтогенез есть краткое и сжатое повторение
филогенеза. Этот закон был перенесен
на процесс онтогенетического развития
ребенка. Американский психолог Ст. Холл
считал, что ребенок в своем развитии
кратко повторяет развитие человеческого
рода. Например, Ст.Холл считал, что игра
ребенка — это необходимое упражнение
для полной утраты рудиментарных и теперь
уже бесполезных функций; ребенок
упражняется в них подобно головастику,
который непрерывно двигает своим
хвостом, чтобы он отвалился. Как
подчеркивалД.Б.Эльконин,
это была невернаятеоретическая
концепция, но это была именно
теоретическая концепция. И если бы ее
не было, еще долго не было бы и других
теоретических концепций.
Нормативный подход
А.Гезеллразработал практическую систему
диагностики психического развития
ребенка от рождения до юношеского
возраста, которая базируется на
систематических сравнительных
исследованиях (нормы и разных форм
патологии) с применением кино-фоторегистрации
возрастных изменений моторной активности,
речи, приспособительных реакций и
социальных контактов ребенка. Для
объективности наблюдений им впервые
было использовано полупроницаемое
стекло (знаменитое «зеркало
Гезелла»).
А.Гезелл ввел в психологию метод
лонгитюдного,продольного изучения психического
развитияодних и тех же детей от
рождения до подросткового возраста. Однако
в своих исследованиях А. Гезелл
ограничивался чисто количественным
изучением сравнительных срезов детского
развития, сводя развитие к простому
увеличению, «приросту поведения»,
не анализируя качественных преобразований
при переходе от одной ступени развития
к другой, подчеркивал зависимость
развития лишь от созревания организма.
Пытаясь сформулировать общий закон
детского развития, А. Гезелл обратил
внимание на снижение темпа развития с
возрастом: чем младше ребенок, тем
быстрее происходят изменения в его
поведении.
Л.Терменв 1916 г. стандартизировал на американских
детях тесты А. Бине и, расширив шкалу,
создал новый вариант тестов для измерения
умственных способностей, ввел понятиекоэффициента
интеллектуальности (IQ)и попытался на основе фактов обосновать
положение о том, что он остается постоянным
на протяжении жизни.
А.
ГезеллиЛ.
Терменположили начало
становлению детской психологии как
нормативной дисциплины,которая
описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития и на их основе строит
разнообразные психологические шкалы
для измерения показателей развития
ребенка. Такой подход в современной
психологии называется психометрическим.Отмечая важные результаты исследований
ученых, необходимо подчеркнуть, что
основной упор они делали на роль
наследственного фактора для объяснения
возрастных изменений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Глубокая задача для учителя — понимать
и ценить детскую жизнь.
С. Т. Шацкий
1. Сущность и структура взаимодействия
Взаимодействие —
универсальная форма развития, обоюдного
изменения явлений, как в природе, так и
в обществе, приводящего каждое звено
в новое качественное состояние.
Взаимодействие отображает широкий круг
процессов окружающей действительности,
посредством которых реализуются
причинно-следственные связи, происходит
обмен между взаимодействующими
сторонами, их взаимное изменение.
Социальное
взаимодействие осуществляется в процессе
совместной деятельности и общения. В
социальном плане взаимодействие людей
рассматривают также как способ
осуществления преемственности
поколений. Передача опыта, информации
от поколения к поколению способствует
взаимодействию людей: конкретное
поведение, с одной стороны, и подражание
этому поведению — с другой. У ребенка
усвоение опыта и овладение им всегда
происходит через взрослого или старшего
в совместной деятельности. Чтобы овладеть
опытом и присвоить его себе, ребенок
вступает во взаимодействие с более
опытным, старшим. Взаимодействие
служит в этом процессе способом освоения
культурного наследия предшествующих
поколений.
В образовательном
учреждении, в семье идет освоение
социального наследия, созданного
предыдущими поколениями, а также тех
ценностей, которые отличают данную
общность людей. В коллективе, имеющем
свои традиции, особую нравственную
атмосферу, всегда отличается взаимодействие
педагогов и учащихся, по-особому идет
процесс передачи опыта. Так, в школе,
где сложились и естественно сохраняются
сотруднические отношения старших и
младших, взаимопомощь, поддержка,
забота друг о друге становятся нормой.
Эта атмосфера способствует сохранению
положительных достижений, укрепляет
преемственные связи в коллективе.
В условиях
образовательного учреждения передача
опыта, общечеловеческих ценностей
идет по крайней мере в двух формах: в
процессе взаимодействия педагогов и
детей, т. е. в специально организованном
учебно-воспитательном процессе, а
также в совместной деятельности старших
и младших подростков. Чем теснее и
многообразнее контакты, чем выше
уровень сотрудничества поколений, тем
успешнее развиваются преемственные
связи между ними. Старшие, педагоги
являются носителями культурного
наследия, традиций в коллективе, но
станет ли это достоянием младших
поколений — зависит от характера
взаимодействия педагогов и учащихся.
В любом взаимодействии,
как правило, одна сторона активнее
другой с точки зрения обмена информацией,
энергией, деятельностью. В данном
аспекте педагоги и школьники, старшие
и младшие находятся в неравном положении.
На их отношениях существенно сказываются
различия со-. циального статуса и
жизненного опыта. Этим обусловлена
руководящая роль педагогов (в скрытой
или открытой форме) в процессе их
взаимодействия. Однако направляющая
позиция одних не предопределяет
пассивность других. Часто именно
школьники существенно влияют на
деятельность взрослых, стимулируют
пересмотр педагогических позиций и
установок, дают толчок для роста
педагогического мастерства учителей.
Информация, полученная от школьников,
является главной при определении
перспектив, выборе содержания и форм
работы воспитателей, вносит существенные
коррективы в их замыслы.
Различают социальное
и педагогическое взаимодействие.
Социальное взаимодействие — более
широкое понятие, включает педагогическое
взаимодействие. Если педагогическое
взаимодействие всегда является специально
организованным процессом, направленным
на решение воспитательных задач, то
социальное взаимодействие характеризуется
как стихийными контактами, так и
специально организованными. В условиях
образовательного учреждения воспитатели
планируют и осуществляют целенаправленное
педагогическое взаимодействие с детьми
и между детьми. Но при этом необходимо
учитывать стихийно складывающиеся
отношения детей, а также создавать
условия для расширения социального
взаимодействия учащихся, включения их
в систему социальных отношений. Это
позволяет детям приобретать опыт
самостоятельного поведения и взаимодействия
в неорганизованной среде.
Взаимодействие
педагогов и учащихся в школьном
коллективе одновременно происходит
в разных системах: между школьниками
(сверстниками, старшими и младшими),
между педагогами и учащимися, между
учителями. Все системы взаимосвязаны,
влияют друг на друга, поэтому для них
характерны некоторые общие черты. В то
же время каждая из этих систем имеет
свои особенности и относительную
самостоятельность. Среди названных
систем направляющую роль по отношению
к другим выполняет взаимодействие
педагогов и учащихся. В то же время стиль
отношения педагогов и школьников зависит
от характера отношений в педагогическом
коллективе и определяется особенностями
взаимоотношений между детьми в
ученическом коллективе. Стиль
взаимодействия в педагогическом
коллективе проецируется на все другие
системы взаимодействия в школьном
коллективе.
В качестве ведущей
цели взаимодействия педагогов и
школьников мы рассматриваем развитие
личностей взаимодействующих сторон
и их взаимоотношений.
Основными
характеристиками взаимодействия считают
взаимопознание, взаимопонимание,
взаимоотношение, взаимные действия,
взаимовлияние.
Все характеристики
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Чем лучше знают и понимают партнеры
друг друга, тем больше у них возможностей
для формирования положительных
личных и деловых отношений, для того,
чтобы прийти к согласию, договориться
о совместных действиях, и в результате
усиливается их влияние друг на друга.
Активные совместные дела педагогов
и учащихся, в свою очередь, позволяют
узнать лучше друг друга, способствуют
усилению влияния их друг на друга.
Сущность
взаимодействия помогают раскрыть такие
интегративные его характеристики, как
срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость — феномен, характеризующий
совместную деятельность людей с точки
зрения ее успешности (количества,
качества, скорости), оптимальной
координации действий партнеров,
основанной на взаимном содействии.
Сработавшиеся люди показывают наименьшую
речевую продуктивность, наименьшее
число эмоциональных высказываний типа
«сомнение». Совместимость характеризуется
прежде всего максимально возможной
удовлетворенностью партнеров друг
другом, значительными
эмоционально-энергетическими
затратами на взаимодействие, высокой
когнитивной идентификацией. Для
совместимости ведущим является
эмоциональный компонент взаимодействия.
При оптимальной срабатываемости главным
источником удовлетворения
взаимодействием является совместная
работа, при оптимальной совместимости
этим источником служит процесс
общения.
Характеристика
сущности, структуры взаимодействия
помогает определить показатели его
эффективности. Вместе с тем необходимо
помнить, что взаимодействие участников
воспитательного процесса — это не
самоцель, а важнейшее средство,
необходимый способ успешного решения
поставленных задач, и эффективность
определяется прежде всего развитием
личности педагогов и школьников,
степенью достижения результатов в
соответствии с теми задачами, которые
ставились. Непосредственным и специфичным
показателем эффективности является
развитие основных характеристик
взаимодействия участников педагогического
процесса:
■ по взаимопознанию
— объективность знания личностных
особенностей, лучших сторон друг друга,
интересов, увлечений; стремление лучше
узнать и познать друг друга, обоюдный
интерес друг к другу;
■ по взаимопониманию
— понимание общей цели взаимодействия,
общности и единства задач, стоящих перед
педагогами и школьниками; понимание и
принятие трудностей и забот друг
друга; понимание мотивов поведения в
различных ситуациях; адекватность
оценок и самооценок; совпадение
установок на совместную деятельность;
■ по взаимоотношениям
— проявление такта, внимание к мнению
и предложению друг друга; эмоциональная
готовность к совместной деятельности,
удовлетворенность ее результатами;
уважение позиции друг друга, сопереживание,
сочувствие; стремление к официальному
и неофициальному общению; творческий
характер отношений, стимулирующий
инициативу и самостоятельность детей;
■ по взаимным
действиям
— осуществление постоянных контактов,
активность участия в совместной
деятельности; инициатива в установлении
различных контактов, идущая с обеих
сторон; срабатываемость (количество,
качество, скорость проделанной
работы), координация действий на основе
взаимного содействия, согласованность;
подстраховка, помощь, поддержка друг
друга;
■ по взаимовлиянию
— способность приходить к согласию
по спорным вопросам; учет мнения друг
друга при организации работы; действенность
обоснованных и корректных по форме
обоюдных замечаний, изменение способов
поведения и действий после рекомендации
в адрес друг друга; восприятие другого
как примера для подражания.
В общем плане о
развитии взаимодействия участников
воспитательного процесса можно судить
по обогащению содержания их совместной
деятельности и общения, способов и форм
взаимодействия, по расширению внешних
и внутренних связей, осуществлению
преемственности.
Определение
показателей эффективности взаимодействия
позволяет проанализировать состояние
этой проблемы в коллективе и в
конкретной ситуации, чтобы целенаправленно
управлять развитием взаимодействия
участников педагогического процесса.
Источник