Взаимодействие факторов в общем процессе развития ребенка

Взаимодействие факторов в общем процессе развития ребенка thumbnail

Антонина Михельсон
Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Нам представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение основного социально-психологического феномена – общения, поскольку с ним тесно связаны стрежневые характеристики личности – мотивы, направленность, ценностные ориентации – именно в старшем дошкольном возрасте, возможно, понять закономерности их формирования.

Психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение по нашему представлению — специфический вид непосредственного взаимодействия, оно в отличии от предметного, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. Отметим, что общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства, в общении же, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются. Общение – это, прежде всего взаимопонимание, так никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого — воспитание личности.

Рассматривая вопросы, связанные с психическим развитием детей старшего дошкольного возраста мы отмечали, что на протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы деятельности ребенка. В возрасте шести лет проявляется активность и направленность дошкольника, в результате чего значительно изменяется содержание и форма общения ребенка с другими людьми и его отношении к самому себе.

Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, в результате чего перестроились все его отношения а основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение со взрослыми является содержательность этого общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающим людьми.

Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые, и личностные.

Анализ психического развития ребенка показывает, что в процессе усложнения и развития психических процессов возникают закономерно сменяющие друг друга уровни общения ребенка со взрослым, качественно отличающихся друг от друга. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит смена нескольких форм общения.

Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеет взаимодействие взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослыми практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

Бесспорен тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в семье.

Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых близких способствует появлению у ребенка невротизма, тревожности.

М. И. Лисина на основании своих исследований общения детей со взрослыми приходит к заключению, что атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка.

А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что семья оказывает важнейшее, если не самое главное влияние на формирование и становление психики ребенка, посредством общения с ним. От своеобразия условий общения ребенка в семье – наличие эмоционального контакта ребенка со взрослым, степень внимания, которое уделяется ребенку в семье, наличие или отсутствие единодушного подхода взрослых к воспитанию ребенка тесно связано будущее ребенка.

Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками, для старшего дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется не просто желание играть с другими детьми, в старшем дошкольном возрасте ребенок просто не может играть один: он стремиться рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими детьми деятельности создает возможность для формирования маленьких коллективов.

Отметим, что общение в группе сверстников существенно отражается на развитие личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых проявляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения, «за радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства.

Группа детского сада и семья находятся в сложном взаимодействии. Так, нормы поведения, усвоенные в семье, находят свое отражение в поведении ребенка при его общении со сверстниками. С другой стороны, многие качества, приобретенные в детском обществе, ребенок приносит в семью, где они претерпевают своеобразное преломление в соответствии с правилами установленными родителями.

Развитие личности ребенка и его отношений с детьми в значительной степени определяется общением ребенка дошкольника с воспитателем группы детского сада. Через него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуются отношения ребенка с широким социальным миром за пределами комнаты детского сада. Стиль общения воспитателя с детьми, его ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях детей, в их общении, отношениях и взаимодействии друг с другом, в психологическом микроклимате группы.

Активность дошкольника в общении, так же как и познавательная активность, приобретает у дошкольного возраста управляемый, произвольный характер. Воспитатель с помощью правил регулирует поведение ребенка, включение в жизнь ребенка тщательно разработанную систему требований, которые регламентируют поведение детей, в значительной степени определяет действие детей в конкретных условиях их жизни.

Но что очень важно, правила становятся основой для оценки ребенком своих действий и качеств, действий и качеств других детей, а также своих взаимоотношений в коллективе. Отличительной особенностью поведения детей старшего дошкольного возраста становится то, что отмечается переход к обобщенному восприятию правил, тем самым правила поведения приобретают обобщенной нормы поведения. Накапливая социальный опты, опыт общения с детьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к людям.

Подведем некоторые итоги. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые появляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии и свойствах) также входит в продукт общения.

При изучении влияния общения на формирование личности ребенка необходимо учитывать особенности развития ребенка, многоуровневые социальные и психологические феномены. Формы и способы общения и взаимодействия детей со сверстниками и близкими взрослыми – внешний слой, так и более глубокие – содержание общения и взаимодействия, а также мотивы и потребности, лежащие в их основе, отношения детей к окружающим и к выполняемой деятельности.

Природа детских отношений и особенностей их общения отчетливо прослеживается в особенностях стиля общения взрослых с детьми, причем существует прямая зависимость характера детских взаимоотношений в группе от характера общения взрослых. Условия общения детей в семье, степень эмоционального комфорта тесно связаны с такими характеристиками личности как самостоятельность, настойчивость, умение выразить сочувствие другому.

Особенности общения детей с близкими в семье открывают воспитателю новые возможности для работы с родителями. Эти знания помогут взять на вооружение наиболее удачный опыт семейного воспитания и использовать его в работе детского сада. Вместе с тем, в процессе контакта с родителями педагог и психолог детского сада могут оказать позитивное влияние, направленное на устранение нежелательных явлений в общении детей и взрослых в семье.

Источник

Среди психологов продолжаются дебаты
по вопросу о том, в какой степени наше
поведение определяется созреванием, а
в какой – научением.

Поведение – продукт взаимодействия
процессов созревания и научения. Ряд
ограничений или особенностей поведения
заложен в генетическом коде, однако
всякое поведение развивается в рамках
специфической, свойственной каждому
биологическому виду среды.

Взаимодействие научения и созревания
часто зависит именно от того, на каком
отрезке жизни организм подвергается
воздействию средовых факторов. Решающее
значение синхронизации созревания и
воздействий среды выражается в понятии
критического периода – промежутка
времени, в который – и только в который
– определенный средовой фактор может
вызвать эффект.

Концепция рекапитуляции

Э.Геккель в 1874 г. сформулировал
биогенетический
закон
в отношении
эмбриогенеза:
онтогенез есть краткое и сжатое повторение
филогенеза
. Этот закон был перенесен
на процесс онтогенетического развития
ребенка. Американский психолог Ст. Холл
считал, что ребенок в своем развитии
кратко повторяет развитие человеческого
рода. Например, Ст.Холл считал, что игра
ребенка — это необходимое упражнение
для полной утраты рудиментарных и теперь
уже бесполезных функций; ребенок
упражняется в них подобно головастику,
который непрерывно двигает своим
хвостом, чтобы он отвалился. Как
подчеркивалД.Б.Эльконин,
это была невернаятеоретическая
концепция
, но это была именно
теоретическая концепция. И если бы ее
не было, еще долго не было бы и других
теоретических концепций.

Нормативный подход

А.Гезеллразработал практическую систему
диагностики психического развития
ребенка от рождения до юношеского
возраста, которая базируется на
систематических сравнительных
исследованиях (нормы и разных форм
патологии) с применением кино-фоторегистрации
возрастных изменений моторной активности,
речи, приспособительных реакций и
социальных контактов ребенка. Для
объективности наблюдений им впервые
было использовано полупроницаемое
стекло (знаменитое «зеркало
Гезелла
»).

А.Гезелл ввел в психологию метод
лонгитюдного,продольного изучения психического
развития
одних и тех же детей от
рождения до подросткового возраста. Однако
в своих исследованиях А. Гезелл
ограничивался чисто количественным
изучением сравнительных срезов детского
развития, сводя развитие к простому
увеличению, «приросту поведения»,
не анализируя качественных преобразований
при переходе от одной ступени развития
к другой, подчеркивал зависимость
развития лишь от созревания организма.
Пытаясь сформулировать общий закон
детского развития, А. Гезелл обратил
внимание на снижение темпа развития с
возрастом: чем младше ребенок, тем
быстрее происходят изменения в его
поведении.

Л.Терменв 1916 г. стандартизировал на американских
детях тесты А. Бине и, расширив шкалу,
создал новый вариант тестов для измерения
умственных способностей, ввел понятиекоэффициента
интеллектуальности (IQ)
и попытался на основе фактов обосновать
положение о том, что он остается постоянным
на протяжении жизни.

 А.
ГезеллиЛ.
Терменположили начало
становлению детской психологии как
нормативной дисциплины,которая
описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития и на их основе строит
разнообразные психологические шкалы
для измерения показателей развития
ребенка. Такой подход в современной
психологии называется психометрическим.
Отмечая важные результаты исследований
ученых, необходимо подчеркнуть, что
основной упор они делали на роль
наследственного фактора для объяснения
возрастных изменений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Глубокая задача для учителя — понимать
и ценить детскую жизнь.

С. Т. Шацкий

1. Сущность и структура взаимодействия

Взаимодействие —
универсальная форма развития, обо­юдного
изменения явлений, как в природе, так и
в обще­стве, приводящего каждое звено
в новое качественное со­стояние.
Взаимодействие отображает широкий круг
процес­сов окружающей действительности,
посредством которых реализуются
причинно-следственные связи, происходит
об­мен между взаимодействующими
сторонами, их взаимное изменение.

Социальное
взаимодействие осуществляется в процессе
совместной деятельности и общения. В
социальном плане взаимодействие людей
рассматривают также как способ
осу­ществления преемственности
поколений. Передача опыта, информации
от поколения к поколению способствует
взаи­модействию людей: конкретное
поведение, с одной сторо­ны, и подражание
этому поведению — с другой. У ребенка
усвоение опыта и овладение им всегда
происходит через взрослого или старшего
в совместной деятельности. Чтобы овладеть
опытом и присвоить его себе, ребенок
вступает во взаимодействие с более
опытным, старшим. Взаимодей­ствие
служит в этом процессе способом освоения
культур­ного наследия предшествующих
поколений.

В образовательном
учреждении, в семье идет освоение
со­циального наследия, созданного
предыдущими поколени­ями, а также тех
ценностей, которые отличают данную
об­щность людей. В коллективе, имеющем
свои традиции, особую нравственную
атмосферу, всегда отличается взаи­модействие
педагогов и учащихся, по-особому идет
процесс передачи опыта. Так, в школе,
где сложились и естественно сохраняются
сотруднические отношения старших и
млад­ших, взаимопомощь, поддержка,
забота друг о друге ста­новятся нормой.
Эта атмосфера способствует сохранению
положительных достижений, укрепляет
преемственные связи в коллективе.

В условиях
образовательного учреждения передача
опы­та, общечеловеческих ценностей
идет по крайней мере в двух формах: в
процессе взаимодействия педагогов и
де­тей, т. е. в специально организованном
учебно-воспитатель­ном процессе, а
также в совместной деятельности старших
и младших подростков. Чем теснее и
многообразнее кон­такты, чем выше
уровень сотрудничества поколений, тем
успешнее развиваются преемственные
связи между ними. Старшие, педагоги
являются носителями культурного
на­следия, традиций в коллективе, но
станет ли это достояни­ем младших
поколений — зависит от характера
взаимодей­ствия педагогов и учащихся.

В любом взаимодействии,
как правило, одна сторона ак­тивнее
другой с точки зрения обмена информацией,
энерги­ей, деятельностью. В данном
аспекте педагоги и школьни­ки, старшие
и младшие находятся в неравном положении.
На их отношениях существенно сказываются
различия со-. циального статуса и
жизненного опыта. Этим обусловлена
руководящая роль педагогов (в скрытой
или открытой фор­ме) в процессе их
взаимодействия. Однако направляющая
позиция одних не предопределяет
пассивность других. Ча­сто именно
школьники существенно влияют на
деятельность взрослых, стимулируют
пересмотр педагогических позиций и
установок, дают толчок для роста
педагогического мас­терства учителей.
Информация, полученная от школьни­ков,
является главной при определении
перспектив, выборе содержания и форм
работы воспитателей, вносит существен­ные
коррективы в их замыслы.

Различают социальное
и педагогическое взаимодействие.
Социальное взаимодействие — более
широкое понятие, включает педагогическое
взаимодействие. Если педагогическое
взаимодействие всегда является специально
организованным процессом, направленным
на решение воспитательных за­дач, то
социальное взаимодействие характеризуется
как сти­хийными контактами, так и
специально организованными. В условиях
образовательного учреждения воспитатели
пла­нируют и осуществляют целенаправленное
педагогическое взаимодействие с детьми
и между детьми. Но при этом не­обходимо
учитывать стихийно складывающиеся
отношения детей, а также создавать
условия для расширения социаль­ного
взаимодействия учащихся, включения их
в систему социальных отношений. Это
позволяет детям приобретать опыт
самостоятельного поведения и взаимодействия
в не­организованной среде.

Взаимодействие
педагогов и учащихся в школьном
кол­лективе одновременно происходит
в разных системах: меж­ду школьниками
(сверстниками, старшими и младшими),
между педагогами и учащимися, между
учителями. Все си­стемы взаимосвязаны,
влияют друг на друга, поэтому для них
характерны некоторые общие черты. В то
же время каждая из этих систем имеет
свои особенности и относи­тельную
самостоятельность. Среди названных
систем на­правляющую роль по отношению
к другим выполняет вза­имодействие
педагогов и учащихся. В то же время стиль
отношения педагогов и школьников зависит
от характера отношений в педагогическом
коллективе и определяется особенностями
взаимоотношений между детьми в
ученичес­ком коллективе. Стиль
взаимодействия в педагогическом
коллективе проецируется на все другие
системы взаимо­действия в школьном
коллективе.

В качестве ведущей
цели взаимодействия педагогов и
школьников мы рассматриваем развитие
личностей взаи­модействующих сторон
и их взаимоотношений.

Основными
характеристиками взаимодействия считают
взаимопознание, взаимопонимание,
взаимоотношение, вза­имные действия,
взаимовлияние.

Все характеристики
взаимосвязаны и взаимообусловле­ны.
Чем лучше знают и понимают партнеры
друг друга, тем больше у них возможностей
для формирования поло­жительных
личных и деловых отношений, для того,
чтобы прийти к согласию, договориться
о совместных действиях, и в результате
усиливается их влияние друг на друга.
Ак­тивные совместные дела педагогов
и учащихся, в свою оче­редь, позволяют
узнать лучше друг друга, способствуют
уси­лению влияния их друг на друга.

Сущность
взаимодействия помогают раскрыть такие
интегративные его характеристики, как
срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость — феномен, характери­зующий
совместную деятельность людей с точки
зрения ее успешности (количества,
качества, скорости), оптимальной
координации действий партнеров,
основанной на взаимном содействии.
Сработавшиеся люди показывают наименьшую
речевую продуктивность, наименьшее
число эмоциональных высказываний типа
«сомнение». Совместимость характе­ризуется
прежде всего максимально возможной
удовлетво­ренностью партнеров друг
другом, значительными
эмоци­онально-энергетическими
затратами на взаимодействие, высокой
когнитивной идентификацией. Для
совместимости ведущим является
эмоциональный компонент взаимодей­ствия.
При оптимальной срабатываемости главным
источ­ником удовлетворения
взаимодействием является совмес­тная
работа, при оптимальной совместимости
этим источ­ником служит процесс
общения.

Характеристика
сущности, структуры взаимодействия
помогает определить показатели его
эффективности. Вмес­те с тем необходимо
помнить, что взаимодействие участни­ков
воспитательного процесса — это не
самоцель, а важней­шее средство,
необходимый способ успешного решения
по­ставленных задач, и эффективность
определяется прежде всего развитием
личности педагогов и школьников,
степе­нью достижения результатов в
соответствии с теми задача­ми, которые
ставились. Непосредственным и специфичным
показателем эффективности является
развитие основных характеристик
взаимодействия участников педагогическо­го
процесса:

по взаимопознанию
— объективность знания личност­ных
особенностей, лучших сторон друг друга,
интересов, увлечений; стремление лучше
узнать и познать друг друга, обоюдный
интерес друг к другу;

по взаимопониманию
— понимание общей цели взаи­модействия,
общности и единства задач, стоящих перед
педагогами и школьниками; понимание и
принятие труд­ностей и забот друг
друга; понимание мотивов поведения в
различных ситуациях; адекватность
оценок и самооце­нок; совпадение
установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям
— проявление такта, внима­ние к мнению
и предложению друг друга; эмоциональ­ная
готовность к совместной деятельности,
удовлетворен­ность ее результатами;
уважение позиции друг друга, сопереживание,
сочувствие; стремление к официальному
и неофициальному общению; творческий
характер отно­шений, стимулирующий
инициативу и самостоятельность детей;

по взаимным
действиям

— осуществление постоянных контактов,
активность участия в совместной
деятельности; инициатива в установлении
различных контактов, идущая с обеих
сторон; срабатываемость (количество,
качество, ско­рость проделанной
работы), координация действий на осно­ве
взаимного содействия, согласованность;
подстраховка, помощь, поддержка друг
друга;

по взаимовлиянию
— способность приходить к согла­сию
по спорным вопросам; учет мнения друг
друга при организации работы; действенность
обоснованных и кор­ректных по форме
обоюдных замечаний, изменение спо­собов
поведения и действий после рекомендации
в адрес друг друга; восприятие другого
как примера для подра­жания.

В общем плане о
развитии взаимодействия участников
воспитательного процесса можно судить
по обогащению со­держания их совместной
деятельности и общения, способов и форм
взаимодействия, по расширению внешних
и внут­ренних связей, осуществлению
преемственности.

Определение
показателей эффективности взаимодействия
позволяет проанализировать состояние
этой проблемы в кол­лективе и в
конкретной ситуации, чтобы целенаправленно
управлять развитием взаимодействия
участников педаго­гического процесса.

Источник