Взаимодействие детского сада и семьи по созданию единого пространства развития ребенка

Лофинг Оксана Витальевна
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников

В нашем детском саду был проведен опрос родителей в форме анкеты по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания«

Результаты:

больше часа — 70%,

от 30 мин до 1 часа — 13 %,

от 15 мин до 30 мин — 12%,

от 5 мин до 15 мин — 5%.

В опросе участвовали мамы и папы.

Вывод: дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Главная задача по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Я — воспитатель старшей группы. И стараюсь активно вовлекать родителей в воспитательный процесс в нашей группе и детском саду в целом.

На ряду с традиционными формами общения с родителями, мы ежедневно применяем информационную форму общения WhatsApp. Практика показывает, что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с воспитателем.

Также привлекаем родителей к совместной деятельности при реализации различных проектов. Хочу отметить, что, когда мы только начали внедрять работу с детьми по различным проектам, многие родители равнодушно ко всему этому процессу относились и не принимали практически никакого участия в жизни нашей группы. Но со временем родители поменяли свое отношение и стали активно включаться в образовательный процесс и оказывают огромную помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей в нашей группе был создан мини-музей «Истории Томска».

В этом учебном году мы продолжаем и расширяем границы сотрудничества с родителями. В рамках программы нашего ДОУ организован «Родительский клуб». Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

С этого года мы внедряем новую форму общения родителей, детей и воспитателей. Это совместные выходы, в выходные дни, в музеи нашего города. Необходимость такой работы возникла после того, как выяснилось, что очень многие родители хотят, чтобы их дети знали, любили и ценили свою малую Родину.

Первый совместный поход родителей, детей и воспитателей — экскурсия в «музей истории Томска». С сотрудниками музея заранее был продуман маршрут и время пребывания детей в стенах музея. Родителям предварительно была дана информация в какой день, в какое время и в какое место все должны были прийти. Был составлен предварительный список желающих принять участие в экскурсии. На первую экскурсию пришли 24 человека из группы (списочный 26). Это очень радует меня как воспитателя.

После посещения музея родители не пошли сразу по домам, они продолжили гулять по территории музея на открытом воздухе. Дети играли, гуляли, а родители общались между собой и с нами (воспитателями, это также является большим плюсом для объединения и нахождения контактов между детьми-родителями-воспитателями.

Я хочу отметить, что входе сотрудничества с родителями активность их выросла, а также выросло желание участвовать в педагогическом процессе, появилась заинтересованность, инициативность, ответственность.

Свое выступление хочу закончить словами В. А. Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Источник

Светлана Васина
Взаимодействие с семьёй для создания единого коррекционного пространства развития ребёнка

Из опыта работы воспитателя коррекционной группы для детей с ТНР Васиной Светланы Алексеевны

Взаимодействие с семьёй для создания единого коррекционного пространства развития ребёнка.

В последние годы, стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии и включения родителей в коррекционно — педагогический процесс, так как это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекции нарушений речи у ребёнка.

Набрав группу детей младшего возраста, мы свою работу начали с установления контактов с родителями. Посредством анкетирования выявили родительские инициативы, изучили запросы родителей. Было выявлено, что у многих родителей отсутствует представление о понимании серьезности речевой патологии у ребенка. Родители затрудняются в выборе приемов коррекционно – развивающей работы с ребенком и указывают на недостаток информации по многим вопросом развития и воспитания.

Для решения данных проблем был создан проект взаимодействия ДОУ и семьи «Школа заботливых родителей»

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства для ребёнка, которое поможет ему компенсировать отставания в развитии речи.

Задачи:

1. установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

2. вовлечь семьи в жизнедеятельность группы;

3. обогатить и расширить психолого-педагогические знания родителей по воспитанию и обучению детей;

4. обучить родителей приёмам и способам практической коррекционной деятельности

5. формировать семейные ценности и традиций у детей через различные организованные формы.

На первом этапе работы проводили личные беседы с семьей ребенка, наблюдали за общением родителей и детей (других членов семьи) в утренние и вечерние часы, посещали семьи воспитанников группы, также проводили «Дни открытых дверей».

В проекте участвовали специалисты ДОУ: воспитатели, учитель-логопед, муз. руководитель, педагог-психолог, мед. персонал, физкультурный руководитель, а также родители и дети.

Проект включал традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями и работал в двух направлениях.

I направление – педагогическая гостиная [/b](семинары-практикумы, семейные экскурсии, деловые игры, образовательно-игровые тренинги, круглые столы, библиотека, творческие семейные выставки).

II направление – «Клуб семейных традиций» [/b](семейные праздники и вечера, акции, мини-музеи, кружковая работа)

Наиболее интересной формой в реализации проекта была педагогическая гостиная, которая включала в себя семинары — практикумы, тренинги, деловые игры, мастер-классы по навыкам взаимодействия с ребёнком, с привлечением специалистов в области медицины, педагогики и психологии. Тематика встреч в гостиной выбиралась с учётом особенностей, трудностей и потребностей семей,

исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. Каждый родитель сам имел возможность выбрать семинар, тренинг, деловую игру.

Первая педагогическая гостиная на тему «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики» дала неожиданно положительные результаты. Родители проявили интерес, активно участвовали в обсуждении проблемы, задавали вопросы, иногда сами на них отвечали. Родители имели возможность поиграть во все игры, сделанные руками воспитателей. После проведённого семинара родители стали приносить из дома различные поделки, изготовленные своими руками для развития мелкой моторики из которых мы организовали выставку «Наши пальчики – язычку помощники». Темами последующих гостиных были: «Игра в жизни ребенка», «Ох, уж эта математика», «Творим, рисуем, лепим», «В царстве упрямства и капризов», «Физическая активность и здоровье», «Говорим правильно», «Логоритмика – это интересно», «Народные игры в воспитании ребенка» и другие.

Через активные формы обучения родители получали знания о закономерностях психического развития ребёнка, методах воспитания в семье, детском саду.

В рамках педагогической гостиной создана библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития и коррекции детей.

Для расширения представлений и обогащения словаря у детей родители организовывали семейные экскурсии по запланированным ранее маршрутам.

Например: если лексическая тема «Осень», то родители с детьми в выходные дни отправлялись на прогулку по Набережной, искали следы осени. Если тема «Дикие животные» — экскурсия в зоопарк. Свои наблюдения, фотографии и рисунки родители вместе с детьми оформляли в книжки – малышки, фотоальбомы.

Руками родителей и детей созданы групповые альбомы: «Мой любимый город», «Во саду ли, в огороде», «Лето, ах лето», собраны гербарии осенних листьев, цветов. Так в группе появился дополнительный дидактический материал, который активно использовался на занятиях по развитию речи. Отмечено, что составление рассказов по собственным книжкам-малышкам (о птицах, об осени, об уборке урожая и т. д.) проходило на высоком эмоциональном уровне. С большим удовольствием, желанием дети рассматривают фотоальбомы и рассказывают о своих впечатлениях.

Таким образом, совместная деятельность воспитателей, родителей и детей привела к повышению речевой активности детей, расширению представлений об окружающем мире, обогащению словаря и развитию мотивационной сферы у детей

2 направление – «Клуб семейных традиций»,[/b] который помог возродить и укрепить традиции семейного воспитания, формировать семейные ценности у детей.

Клуб включал в себя тематические консультации и беседы на темы: «Роль семьи в воспитании дошкольников», «Семья как категория ценности», «Воспитание ценностей дома», «Старшее поколение в семье», «У свечи» (из опыта семейного воспитания).

На заседании клуба поднимались вопросы, волнующие родителей, в частности гендерного воспитания детей, где большую помощь оказал психолог детского сада.

В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Поэтому выход из этой ситуации мы нашли в составлении семейных историй, которую дети составляли дома с помощью взрослых членов семьи. Дети собирали материалы о своих родных, после этого в клубе состоялась презентация семьи с участием детей, где каждый ребёнок имел возможность рассказать свою историю. Таким образом, в речи детей активизировались такие слова как семья, брат, внук, родственники и т. д.

В группе функционирует семейный мини-музей: «Детская военная игрушка», «Подводный мир», «Игрушка — забава», «Копилка семейных игр» и другие. Каждый ребёнок рассказывал о своей игрушке, обучал детей группы правилам игры.

Семейные праздники и вечера.

В нашей работе этот раздел оказался самым привлекательным, востребованным как для детей, так и для родителей. Родители активно участвовали в праздниках и развлечениях. По предложению родителей была создана «именинная гостиная» («Ура, я родился!», в которой день рождения ребёнка приходит отмечать вся семья. Члены семьи принимают активное участие в представлениях.

На заседании клуба мы помогали родителям составить сценарии домашних семейных праздников с активным участием в них детей, затем просматривали видеозаписи праздников. Для того чтобы в памяти ребёнка и семьи сохранились воспоминания о совместных семейных мероприятиях взрослые вместе с детьми оформляли фотоальбомы, рисовали рисунки, составляли рассказы о самых ярких воспоминаниях праздника. Рассказы детей записывались на цифровую камеру и диски с записью были подарены родителям.

Совместные, спортивные праздники, походы взрослых и детей помогали формировать дух соперничества, умение радоваться за себя и за других, правильно переживать горечь поражений. Папы детей два раза в месяц организовывали спортивные игры с детьми на спортивной площадке.

В рамках клуба работала творческая мастерская «Тестопластика», которую вела мама одного из детей.

Каждую весну проводится акция «Сделаем наш детский сад красивым», где папы учат детей мастерить для кукол мебель, делать различные поделки, а мамы наряжают кукол, что тоже является в дальнейшем прекрасным дидактическим пособием.

Таким образом, представленная выше организация взаимодействия ДОУ с семьёй позволила повысить педагогическую компетентность у родителей. В группе сложилось родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребёнка и коррекцию речи детей.

Источник

Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья»

«Создание единого образовательного пространства

развития ребенка «Детский сад — семья».

Актуальность и новизна:

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности.

В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать.

Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.

Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи.

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд, сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

Цель:

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья».

Достижение цели решается через:

1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников, включение всх субъектов образовательного процесса, в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития, в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;

2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников, в том числе создание социально значимого продукта, — яркого события в жизни воспитанника и его окружения;

3. создание предметно- развивающей среды для развития личности ребенка.

Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада.

В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям:

анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями).

популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года, различные формы наглядной информации в уголке для родителей: буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов, «повторите с ребенком», «приготовьте ребенку», «изготовьте с ребенком» и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год. С детьми и родителями работают узкие специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.

использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников – семейные встречи: мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким», создание совместных проектов «Космос», «Бытовая техника», «Повар», «Продавец», «Домашние животные», «Компьютер», «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа», «День семьи», «Олимпиада», «Защитники Отечества», «День здоровья», «Дегустация блюд».

донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду: советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка», выставка «Сделай вместе с детьми», фотовыставка «Мир вокруг меня», Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…», «Искренне благодарим», «В кругу семьи», Уголок творчества детей, «Живем-поживаем».

индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи, включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);

привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.

С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс. Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы: в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину, в подготовительной — маркер «Корабль», «Дом», «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды. Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях. Силами и средствами родителей были отремонтированы: групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки», прихожие во 2 младшей группе «Пчелки», в средней группе «Белочки», в подготовительной группе «Медвежата». Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания, ледяных построек для развития основных движений. В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.

Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

Источник