Вывод развития ребенка раннего возраста
В
раннем возрасте у ребенка начинается
формирование сложных функций мозга,
быстрое развитие речи. Совершенствуется
высшая нервная деятельность, увеличивается
предел ее работоспособности (к началу
второго года ребенок может бодрствовать
подряд 5 часов), легко и быстро формируются
условные связи, происходит становление
второй сигнальной системы, развивается
речь, совершенствуется сенсорика.
К
двум годам ребенок хорошо ходит, движения
занимают большое место в его жизни.
Однако быстро формирующиеся психические
процессы, умения, навыки еще находятся
в стадии становления, поэтому они
недостаточно устойчивы. Кроме того,
дети второго года жизни очень легко
возбудимы и трудно приспосабливаются
к любым изменениям условий жизни.
Сопротивляемость организма ребенка
различным болезнетворным воздействиям
еще остается резко пониженной, поэтому
в этом возрасте дети подвержены, больше
чем дети первого года жизни, острым
заболеваниям.
На
третьем году жизни у ребенка замедляется
интенсивность физического развития,
так характерная для первых двух лет.
Повышается работоспособность нервной
системы (длительность бодрствования
увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит
дальнейшее развитие речи, сенсорики,
ориентировочно-познавательной
деятельности, совершенствуются движения.
Ход развития ребенка третьего года
жизни зависит от уровня, достигнутого
им к двум годам. При этом, как отмечает
Н.М. Аксарина, большие изменения в психике
детей третьего года жизни, а также в
умственном развитии связаны с развитием
речи. Быстро увеличивается словарный
запас. Речь в этом возрасте становится
основным средством общения со взрослыми
и Друг с другом. Постепенно повышается
сопротивляемость организма вредным
воздействиям внешней среды и физическая
выносливость детей [27, с.286].
Характеризуя
преддошкольный период, Н.М. Аксарина
пишет: «Ребенок родится, не умея
произносить ни одного членораздельного
звука. В первые месяцы жизни во время
гуления у ребенка совершенствуется
артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев,
слыша звуки человеческого голоса, он
начинает произносить повторные слоги.
В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов
образует первые 10-12 слов. Затем наступает
период как бы некоторого затишья —
медленное нарастание новых слов. На
протяжении первого полугодия 2-го года
идет быстрое накопление понимаемых
слов, установление связей слышимого
слова и предмета. Количество же слов,
которыми он активно пользуется,
увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес.
у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. — 1 г.7
мес. происходит бурный скачок (быстрое
нарастание новых слов), к 2 годам активный
словарь равен 300 — 400 словам. На 3-м году
происходит дальнейший темп роста словаря
(к 3 годам — 1200-1300 слов), совершенствование
качества речи — произношения, построения,
осмысления». Быстрый темп морфологического
и функционального развития всех органов
и систем, незавершенность иммунитета
способствуют тому, что дети раннего
возраста заболевают от самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом
уходе. В то же время каждое перенесенное
острое заболевание может привести к
развитию хронических болезней, повлечь
за собой отставание в физическом или
нервно-психическом развитии ребенка,
между которыми имеется очень большая
взаимозависимость и единство [18, с.270].
Применительно
к раннему возрасту существуют специфические
и конкретные задачи развития, которые
и становятся содержанием работы, как
психолога, так и педагога. Остановимся
на них подробнее.
Прежде
всего, это развитие предметной
деятельности, поскольку эта деятельность
в раннем возрасте является ведущей.
Именно в ней происходит приобщение
ребёнка к культуре, в ней формируются
главные психологические новообразования
этого периода: речь, наглядно-действенное
и образное мышление, познавательная
активность целенаправленность и пр. В
рамках предметной деятельности можно
выделить несколько направлений, каждое
из которых является самостоятельной
задачей и предполагает определённые
методы реализации.
Во-первых,
это развитие культурно нормированных,
специфических и орудийных действий.
Маленький ребёнок должен научиться
пользоваться окружающими предметами
«по-человечески»: правильно есть
ложкой, рисовать карандашом, копать
савочком, причёсываться расчёской,
застёгивать пуговицы и пр. Это задача
не только развития движений руки и общей
моторики. Все эти действия требуют
преодоления спонтанной, импульсивной
активности, а значит овладения собой и
своим поведением. Ребёнок должен понять
и присвоить смысл этих простых действий,
увидеть их результат почувствовать
свою умелость. Всё это даёт ему чувство
своей компетентности, самостоятельности,
уверенности в себе. Для решения этой
задачи необходимо, начиная с 1 года,
приучать детей к самообслуживанию:
показывать, как правильно одеваться,
причёсываться, держать ложку или чашку,
оставляя им возможность самостоятельных
действий и побуждая к ним. Помимо обычных
бытовых процедур, нужны специальные
игрушки, созданные для детей раннего
возраста (савочки, лопатки, удочки с
магнитом и пр) [12, с.75].
Другой
линией предметной деятельности является
развитие наглядно-действенного мышления
и познавательной активности. Ребёнок
раннего возраста мыслит, прежде всего,
действуя руками. Соотнося форму или
размер отдельных предметов, он связывает
свойства предметов, учится воспринимать
их физические качества. Для таких занятий
существуют многочисленные игрушки,
специально предназначенные для малышей.
Это всевозможные вкладыши различной
формы, пирамидки, простые матрёшки,
башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту
или пытаясь открыть загадочные коробочки,
в которых спрятан желанный приз, малыш
решает самые настоящие мыслительные
задачи. И хотя решение этих задач
неотделимо от практических действий,
оно требует значительных умственных
усилий и познавательной активности.
Задача взрослого здесь состоит не в
том, чтобы показать правильный способ
действия (т.е. подсказать решение задачи)
а в том, чтобы вызвать и поддержать
познавательную активность, заинтересовать
малыша загадочным предметом и побудить
к самостоятельному экспериментированию.
Ещё
одним важнейшим направлением развития
предметной деятельности является
формирование целенаправленности и
настойчивости действий ребёнка. Известно,
что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет
процессуальный характер: малыш получает
удовольствие от самого процесса действий,
их результат ещё не имеет какого-либо
самостоятельного значения. К трём годам
у ребёнка уже складывается определённое
представление о результате того, что
он хочет сделать, и это представление
начинает мотивировать действия ребёнка.
Ребёнок действует уже не просто так, а
с целью получения определённого
результата. Таким образом, деятельность
приобретает целенаправленный характер.
Очевидно, что нацеленность на результат,
настойчивость в достижении цели является
важнейшей характеристикой не только
деятельности ребёнка, но и его личности
в целом. Для формирования этого ценного
качества необходима помощь взрослого.
Маленькому ребёнку нужно помогать
«удерживать» цель, направлять его
на достижение желанного результата.
Для этого можно использовать конструктивные
игры и игрушки, предполагающие получение
определённого продукта. Это могут быть
фигурные пирамидки, из которых нужно
собрать определённый предмет (машинку,
солдатика, собачку и пр.), всевозможные
мозаики или пазлы, из которых складываются
картинки, кубики или простые конструкторы
для маленьких детей. Все эти игры требуют
определённого представления о том, что
должно получиться, и настойчивости в
достижении результата [34, с. 198].
Все
перечисленные виды предметных действий
предполагают индивидуальную работу
ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют
действовать совместно; предметы и
действия с ними всецело поглощают
интересы малышей, они не могут при этом
ориентироваться на действия партнёра,
учитывать чужие желания и пр. У каждого
ребёнка должна быть в руках своя игрушка
и свои способы действия с ней. Такая
индивидуальная деятельность с предметами
вызывает сосредоточенность и концентрацию
на предмете, своеобразную «завороженность»
своими действиями. Это очень важное и
ценное состояние. Монтессори видела в
концентрации малышей на действиях с
предметами начало воли ребёнка. Поэтому
нужно всячески поддерживать индивидуальную
работу ребёнка с предметами и создавать
для неё все возможные условия. Это в
свою очередь требует достаточного
количества адекватных пособий и особой
организации развивающей среды.
Консультации воспитателей по подбору
нужных игрушек, создание игровой
развивающей среды, её периодическое
обновление — всё это задачи психолога,
который должен ориентироваться на
интересы и возможности детей данного
возраста [32, с. 199].
Другой
чрезвычайно важной и ответственной
задачей воспитания детей раннего
возраста является развитие речи.
Овладение речью, как известно, в основном
происходит именно в этот период — от
года до трёх. Речь перестраивает все
психические процессы ребёнка: восприятие,
мышление, память, чувства, желания. Она
открывает возможности для совершенно
новых и специфически человеческих форм
внешней и внутренней жизни — сознания,
воображения, планирования, управления
своим поведением, логического и образного
мышления и конечно же новых форм общения.
Речь
маленького ребёнка возникает и
первоначально функционирует в общении
со взрослым. Поэтому первая задача
воспитания это развитие активной,
коммуникативной речи. Для этого необходимо
не только постоянно разговаривать с
ребёнком, но и включать его в диалог,
создавать потребность в собственных
высказываниях. Собственная речь ребёнка
не развивается через подражание чужим
даже самым правильным образцам. Чтобы
ребёнок заговорил, у него должна быть
потребность в этом, необходимость
выразить словом то, что другими средствами
выразить невозможно. Такую речевую
задачу (задачу сказать нужное слово)
ставит перед ребёнком взрослый.
На
первых этапах развития речь малыша
включена в его практические предметные
действия и неотделима от них. Ребёнок
может говорить только о том, что он видит
и что делает здесь и сейчас. Поэтому
включённость слов в конкретные действия,
(или «единство слова и дела») очень
важный принцип формирования активной
речи. Каждое новое слово должно быть
понятно ребёнку, нести в себе определённое
значение и опираться на конкретную
ситуацию. Создание такой речепорождающей
ситуации активизирующей речь детей —
специальная психолого-педагогическая
задача, которая должна решаться в
сотрудничестве педагога и психолога.
Второй
важной линией речевого развития является
совершенствование так называемой
пассивной речи, т.е. понимания речи
взрослого. Большинство малышей в 1,5-2
года уже хорошо понимают все слова и
простые фразы, когда они включены в
конкретную ситуацию. Преодоление
ситуационной связанности и становление
грамматической структуры речи — важнейшая
линия развития в раннем возрасте.
Неоценимую роль для этого играет
литература для малышей. Короткие и
простые детские сказки, стишки А. Барто
или С. Маршака, народные потешки и песенки
дают неоценимый материал для речевого
развития. Однако, взрослые должны открыть
малышам этот материал, сделать его
понятным и привлекательным. Для этого
нужно выразительное чтение, которое
сопровождается жестами, яркими интонациями
и возможно спектаклем игрушек. Разработка
методики речевого развития детей раннего
возраста также входит в задачи психолога
[5, с.134].
В
раннем возрасте возникает ещё одна
важнейшая функция речи — регулятивная.
Появляется способность управлять своим
поведением с помощью слова. Если до 2-х
лет действия ребёнка определяются в
основном воспринимаемой ситуацией, то
во второй половине раннего возраста
возникает возможность регулировать
поведение ребёнка посредством речи,
т.е. выполнение речевых инструкций
взрослого. Эту форму поведения психологи
рассматривают как первый этап развития
произвольного поведения, когда действия
ребёнка опосредованы речевым знаком,
который направлен на своё поведение.
Поэтому действие по инструкции открывает
возможность развития саморегуляции и
самоконтроля. Эту важнейшую способность
следует развивать и упражнять. Важно
выбрать для каждого ребёнка определённый
уровень сложности инструкции, который
соответствует его возможностям и
способностям. Это очень существенная
в раннем возрасте линия развития ребёнка,
которая нуждается в соответствующей
психолого-педагогическом сопровождении.
Овладение
речью в раннем возрасте делает возможным
становление детского воображения.
Воображение возникает на третьем году
жизни, когда появляется способность к
игровым замещениям, когда знакомые
предметы наделяются новыми именами и
начинают использоваться в новом качестве.
Такие игровые замещения являются первой
формой воображения ребёнка и составляют
важнейший шаг к новой ведущей деятельности
ребёнка — сюжетно-ролевой игре.
Многочисленные наблюдения и исследования
показывают, что игра не возникает сама
по себе, без участия тех, кто уже умеет
играть — взрослых или старших детей.
Маленького ребёнка нужно научить играть.
Обучение игре осуществляется конечно
же не на занятиях, а в процессе совместной
игры со взрослым, который передаёт
ребёнку способ замещения одних предметов
другими. Игра малышей требует непременного
участия взрослого, который не только
передаёт им необходимые способы игровых
действий, но и «заражает» их интересом
к деятельности, стимулирует и поддерживает
их активность. Любая игра обладает
комплексным воспитательным воздействием:
она требует и умственных, и волевых, и
физических усилий, и координации своих
действий и конечно же (если ребёнок
по-настоящему включён в неё) приносит
эмоциональное удовлетворение. Поэтому
развитие творческой игры и воображения
у детей 2-3 лет является важнейшей задачей
психолога.
В
раннем возрасте возникает ещё одна
чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности
ребёнка — его общение и взаимоотношения
со сверстниками. Несмотря на то, что
потребность в сверстнике занимает
далеко не главное место в раннем возрасте
и обычно не рассматривается как главная
линия его развития, первые формы
взаимодействия малышей играют
исключительно важную роль для развития
личности ребёнка и дальнейшего развития
межличностных отношений. Именно здесь
закладывается чувство непосредственной
общности и связи с другими, равными
ребёнку людьми. Как показывают
исследования, потребность в общении со
сверстниками возникает на третьем году
жизни. В этом возрасте общение малышей
имеет весьма специфическое содержание,
которое представляет собой
эмоционально-практическое взаимодействие.
Особое место в таком взаимодействии
занимает подражание друг другу. Дети
как бы заражают друг друга общими
движениями и эмоциями и через это
чувствуют взаимную общность. Такое
взаимодействие даёт ребёнку ощущение
своего сходства с другим, равным ему
существом. Переживание сходства и
общности вызывает бурную радость и
способствует осознанию себя. Воспитатель
может придать ему культурную, организованную
форму. Оптимальным средством для этого
являются известные игры, в которых дети
действуют одновременно и одинаково —
Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь,
Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте
должны проходить при непосредственном
участии взрослого, который организует
детей, показывает им нужные движения и
слова, погружает их в общую атмосферу
игры. Разработка, подбор и проведение
таких игр составляет важное направление
работы психолога.
Практически
все дети раннего возраста (от 1,5 лет),
растущие в семье, нуждаются в контактах
со сверстниками и в овладении навыками
общения. При этом раннее детство является
сенситивным периодом для формирования
толерантного отношения к другим. Поэтому
весьма целесообразным является
объединение в одной группе детей с
различными трудностями. Такое объединение
разных детей в раннем возрасте является
весьма эффективным [7, с.90]. Детям со
специальными нуждами это облегчает
адаптацию к обществу сверстников и
ускоряет их развитие, а обычным детям
даст незаменимый опыт общения с другими,
отличающимися людьми, что чрезвычайно
важно для воспитания толерантности.
Вместе с тем, правильная организация
общения малышей в интегративной группе
представляет серьёзные трудности и
требует участия профессиональных
психологов.
Все
перечисленные задачи являются общими
для педагога и психолога и решаются в
их тесном сотрудничестве.
Таким
образом, развитие детей раннего возраста
— самый поддающийся педагогическим
воздействиям период. Все осваивается
и познается впервые. Нет еще навыков,
отсутствуют представления, знания. Но
велика предрасположенность к усвоению,
высока обучаемость, так как имеются
врожденные механизмы, служащие основой
формирования психических качеств,
свойственных только человеку. Но это и
самый уязвимый период в жизни человека,
требующий наибольшей заботы со стороны
взрослых.
Именно
в это время опыт взаимодействия с
родителями, другими членами семьи,
детьми и взрослыми влияет на развитие
ребенка.
Потребности
детей раннего возраста в охране здоровья,
питании, безопасной обстановке,
психосоциальном и познавательном
развитии должны удовлетворяться
координированным и взаимосвязанным
образом так, чтобы каждый из компонентов
подкреплял другой и ни один не оставался
без внимания.
Чрезвычайно
важно для развития нравственных понятий
формирование эмоционального опыта
ребенка раннего возраста. Вся информация
должна быть пронизана чувствами. Понятия
о добре и зле, счастье и горе, и даже
понятие о светлом утре, жарком лете,
опасной поездке, уютной комнате и старом
диване складываются только тогда, когда
ребенок непосредственно наблюдает
проявления чувств и эмоций, характеризующих
эти понятия.
Для
развития и воспитания детей раннего
возраста необходимо комплексное
сопровождение индивидуального развития
ребенка, способствующего благоприятной
адаптации и формированию первоначального
социального опыта на основе удовлетворения
жизненных потребностей.
К
основным задачам развития детей раннего
возраста относятся:
охрана
и укрепление психофизического здоровья,
формирование компетенций, необходимых
для жизни;
создание
благоприятных условий для протекания
сенситивного периода сенсомоторного
и речевого развития ребенка;
воспитание
положительного отношения и базового
чувства доверия к людям (первичные
основы морали), культивирование
положительных нравственных чувств
детей;
эмоциональное
развитие;
активизация
работы с семьей с целью психолого-педагогического
просвещения родителей по уходу за детьми
раннего возраста, их воспитанию и
развитию.
Для
успешного развития детей раннего
возраста необходимы определенные
педагогические условия, о которых пойдет
речь в следующем параграфе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник