Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка является

Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка является thumbnail

55

    1.1. Становление коррекционной педагогики как науки: предмет, объект, задачи.

    Коррекционная педагогика как научное
    понятие в современ­ной педагогической
    науке является преемницей дефектологии
    (лат. defectus- недостаток и
    греч.logos- учение), которая
    исследовала психофизиологи­ческие
    особенности развития аномальных детей
    (греч. anomalos -неправильный), закономерности
    их обучения и воспитания, опре­деляла
    условия, способствовавшие преодолению
    имеющихся у них дефектов в умственном
    и физическом развитии.

    Изменение терминологии связано с
    необходимостью уже в самом понятии
    перенести акцент с выявления отклонений
    на их устранение, с недостатков (дефектов)
    личности на ее позитивные стороны.
    Понятие «коррекционная педагогика»
    имеет куда большее педагогическое
    значение, чем «дефектология».

    В состав дефектологической науки входят
    различные отрасли специальной педагогики
    и психологии:

    • сурдопедагогика и сурдопсихология;

    • тифлопедагогика и тифлопсихология;

    • олигофренопедагогика и олигофренопсихология;

    • логопедия и психология речевых нарушений;

    • отрасли
      специальной педагогики и психоло­гии,
      изучающей сложные дефекты: слепоглухонемота,
      умственная отсталость, нарушения
      моторно-двигательной сферы и др.

    Объектом
    дискуссии остается и термин «аномальные
    дети». Так, вместо него используется
    ряд альтернативных понятий (Варенова
    Т.В., 2003): дети с особыми образовательными
    потребностями, с особенностями
    психофизического развития (наиболее
    распространен в Беларуси), с отклонениями
    в развитии, с патологией развития, с
    дизонтогенезом (нарушение индивидуального
    хода развития), с трудностями в обучении,
    с недостатками в умственном и физическом
    развитии, лица с ограниченными
    возможностями здоровья (российский
    вариант) и др.

    По мнению А.Д.Гонеева (1999), коррекционная
    педа­гогика охватывает не только
    область специальных научных зна­ний,
    но и основы психолого-педагогических
    знаний о сущности и закономерностях
    образования и воспитания детей и
    подростков, имеющих нерезко выраженные
    недостатки в развитии психики и отклонения
    в поведении.

    Основной цельюкоррекционной
    педаго­гики являетсявыявление и
    преодоление (исправление) недостат­ков
    в развитии личности ребенка, помощь ему
    в успешном освое­нии картины мира и
    адекватной интеграции в социум
    (Гонеев
    А.Д. и др., 1999).

    Объектом коррекционной педагогики
    принято считать собственно психические
    и физические нарушения, а не их носители
    (дети, имеющие те или иные дефекты
    развития).

    А.Д.Гонеев (1999) объектом коррекционной
    педагогики называет личность ребен­ка,
    имеющего незначительные отклонения в
    психофизиологическом развитии
    (сенсорно-двигательной, соматической,
    интеллектуально-речевой сферах) или
    отклонения в поведении, затрудняющие
    его адекватную социализацию и школьную
    адаптацию (дети, имеющие четыре «Д»,
    т.е. дети, имеющие не ярко выраженныйдефект,перенесшие в раннем возрастедепривацию(лишение), в силу этого
    испы­тывающие школьнуюдезадаптацию(нарушение приспособления) и проявляющиедевиацию(отклонение) в поведении.

    Г.В.Кумарина (2001), объектом коррекционной
    педагогики называет ситуации и состояния
    риска в развитии растущего человека,
    адаптационные нарушения, которые
    проявляются во взаимодействии индивида
    со средой и не обусловлены факторами
    органической этиологии, а также явления
    социально-психологической, школьной
    деадаптации.

    Предмет коррекционной педагогики
    представлен такими позициями (Гонеев
    А.Д., 1999):

    • диффе­ренциация обучения, воспитания
      и развития детей с недостатками в
      развитии и отклонениями в поведении;

    • определение наиболее результативных
      путей, способов и средств, направленных
      на свое­временное выявление,
      предупреждение и преодоление отклонений
      в развитии и поведении у данных детей
      и подростков.

    Т.В.Варенова (2003) под предметом
    коррекционной педагогики
    понимает
    виды, средства и способы коррекционного
    воздействия на отклонение в развитии
    (на дефект).

    Решение проблемы обучения, воспитания
    и развития детей с отклонениями в
    психо­физиологическом развитии и
    поведении лежит в основе подготовки
    их к активной общественно полезной
    деятель­ности (в соответствии с их
    возможностями), к равноценному участию
    со своими сверстниками в различных
    видах деятельности, к результативной
    интеграции в социальную среду.

    Это положение определяет ряд задач,
    стоящих перед коррекционной педагогикой
    (Гонеев А.Д., 1999):

    1. Определить природу и сущность
    недостатков в развитии и отклонений в
    поведении детей и подростков, выявить
    причины и условия их появления.

    2. Изучить историю становления и развития
    коррекционно-педагогической деятельности
    с детьми с недостатками в психофи­зиологическом
    развитии и девиациями в поведении.

    3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении
    и преодоле­нии отклонений в развитии
    и поведении детей и подростков, этиологию
    (причинно-следственную обусловленность)
    психофи­зиологического развития и
    социально-педагогических условий
    жизнедеятельности ребенка.

    4. Разработать технологии
    коррекционно-педагогического воздействия
    на личность ребенка с недостатками в
    развитии и отклонениями в поведении.

    5. Провести анализ общего и специального
    образования детей с недостатками в
    развитии и поведении в условиях массовой
    школы.

    6. Определить цели, задачи и основные
    направления деятель­ности специальных,
    коррекционно-развивающих учреждений
    и центров социальной защиты и реабилитации
    детей и подростков.

    7. Создать необходимую учебно-методическую
    базу в подго­товке учителя к
    коррекционно-педагогической работе с
    детьми и подростками с недостатками в
    психофизиологическом развитии и
    девиациями в поведении.

    Ведущими общепедагогическимикатегориями коррекционной педагогики
    являютсяобучение, воспитание, развитие.

    Воспитание детей с отклонениями в
    развитии и поведении осуществляется в
    рамках единого педагогического процесса
    и направлено на формирование в ребенке
    гуманистических, обще­человеческих
    ценностей, активной гражданской позиции,
    нравст­венно положительных черт и
    качеств. В воспитании используются как
    общепедагогические методы и приемы,
    так и специальные меры воздействия на
    личность ребенка с недостатками в
    развитии и отклонениями в поведении в
    зависимости от степени и структу­ры
    дефекта, сущности и характера аномалии,
    с учетом его инди­видуальных и
    возрастных особенностей (Гонеев А.Д.,
    1999).

    Особенностями воспитания ребенка с
    отклонениями в развитии и поведении
    являются
    оптимизм, уверенность в
    преодо­лении трудностей, надежда на
    достижение положительного ре­зультата,
    исключение из воспитательного процесса
    фиксации внимания на дефекте, опора на
    положительное в личности ребен­ка,
    стимулирование его компенсаторных
    возможностей, формирование умения
    объективно оценивать свои возмож­ности,
    свои действия и поступки.

    Обучение в коррекционной педагогике
    носит специфический характер, определяемый
    глубиной и характером дефекта ребен­ка.
    Общедидактические методы и приемы,
    организация учебного процесса
    дифференцируются в зависимости от
    отрас­лей специальной педагогики
    (сурдо-, тифло- или олигофренопе-дагогики).

    Разви­вающий характер обучения детей
    с отклонениями в развитии и поведении
    предполагает учет зоны ближайшего
    развития воспи­танника (Л.С.Выготскому),
    тот запас потенциальных возмож­ностей,
    формирующихся функций, которые ребенок
    не в состоя­нии реализовать самостоятельно
    в настоящий момент, но успеш­но их
    использует при непосредственной помощи
    учителя. Обуче­ние активизирует
    переход зоны ближайшего развития в ее
    акту­альное состояние (Гонеев А.Д.,
    1999). Обучение ведет за собой развитие.

    Читайте также:  Сенсорное развитие дошкольников формирование сенсорной культуры ребенка

    К специальным понятиям коррекционной
    педагогикиотносятся «коррекция»,
    «компенсация», «реабилитация»,
    «адаптация».

    Коррекция (лат.correctio- исправление) определяется каксис­тема
    специальных и общепедагогических мер,
    направленных на ос­лабление или
    преодоление недостатков психофизического
    развития и отклонений в поведении у
    детей и подростков.

    Как указывает А.Д.Гонеев (1999), коррекция
    может выступать как самостоятельное
    педагогическое явление, как специ­фические
    действия, направленные на частичное
    исправление недос­татка или преодоление
    дефекта (коррекция речи, произношения
    отдельных звуков, исправление недостатков
    зрения), в то же время коррекция может
    быть составной частью учебно-воспитательного
    процесса и выступать как целостное
    педагогическое явление, на­правленное
    на изменение формирующейся личности
    ребенка.

    В рамках единого педагогического
    процесса коррекция высту­пает как
    совокупность коррекционно-воспитательной
    (направлена на изменение познавательных
    возможностей ребенка, его эмоционально-волевой
    сферы, улучшение индивидуальных
    лично­стных качеств) и коррекционно-развивающей
    деятельности (решает задачи свое­временной
    помощи детям, испытывающим трудности
    в обучении и школьной адаптации) .

    Компенсация (лат.compensatio- возмещение, уравновешива­ние) —это
    сложный, многоаспектный процесс
    перестройки или за­мещения нарушенных
    или недоразвитых психофизиологических
    функ­ций организма (
    Гонеев А.Д.,
    1999).

    Компенсаторный процесс опирается на
    резервные или недостаточно задействованные
    возможности организма человека.

    Адаптация школьная(лат. adaptio —
    приспособлять) —это про­цесс
    приспособления ребенка к условиям
    школьной жизни, к ее нор­мам и
    требованиям, к активной познавательной
    деятельности, ус­воению необходимых
    учебных знаний и навыков, полноценному
    ос­воению картины мира.

    Неготовность к школе детей с недостатками
    психофизического развития приводит к
    школьной дезадаптации,результатом
    которой являются хрониче­ская
    неуспеваемость, отставание по ряду
    предметов в освоении школьной программы,
    сопротивление педагогическому
    воздейст­вию, негативное отношение
    к учению, пропуски занятий, побеги из
    школы и дома, педагогическая запущенность,
    асоциальное по­ведение.

    Реабилитация социальная(лат.rehabilitatio- восстановление)
    это процесс включения ребенка с
    отклонениями в развитии и поведении в
    социальную среду, в нормальную общественно
    полезную деятель­ность и адекватные
    взаимоотношения со сверстниками.

    Процесс реабилитации включает в себя
    медицинскую реабилитацию(лечение
    недостатков, ликвидация последствий
    дефекта),психологическую реабилитацию(снятие пси­хологических комплексов,
    восстановление психических процес­сов)
    ипедагогическую реабилитацию(восстановление утраченных учебных
    умений, познавательных навыков,
    формирование инди­видуальных личностных
    качеств).

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

    Вопросы и ответы онлайн

    Вопрос 1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

    • психического
    • речевого
    • физического
    • сенсорного

    Вопрос 2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

    • психического
    • речевого
    • физического
    • сенсорного
    • принцип отражательности
    • принцип детерминизма
    • генетический или принцип развития
    • принцип единства психики и деятельности

    Вопрос 3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

    • с психическими нарушениями
    • с одарённостью
    • с особыми образовательными потребностями
    • с хроническими соматическими заболеваниями

    Вопрос 4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

    • социальных
    • коррекционно-педагогических
    • гуманитарных
    • экономических

    Вопрос 5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

    • лечении
    • воспитании
    • обучении

    Вопрос 6. К биологическим факторам риска не относятся…

    • патология родовой деятельности
    • биохимические вредности
    • пребывание ребёнка в семье группы социально риска
    • инфекционные и вирусные заболевания матери

    Вопрос 7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

    • педагогического оптимизма
    • дифференцированного подхода
    • ранней педагогической помощи
    • индивидуального подхода

    Вопрос 8. Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

    • Императора Александра I
    • К.Д.Ушинского
    • Императрицы Марии Фёдоровны
    • Московской Городской Думы

    Вопрос 9. Первичные дефекты возникают в результате…

    • органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
    • психического недоразвития
    • нарушений социального поведения

    Вопрос 10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

    • речи
    • слуха
    • зрения

    Вопрос 11. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

    • Л.И. Божович
    • Л.С. Выготский
    • П.Я. Гальперин

    Вопрос 12. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

    • зрения
    • слуха
    • познавательной деятельности
    • речи

    Вопрос 13. Для детей с задержкой психического развития характерны…

    • задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
    • двигательные расстройства
    • предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
    • незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

    Вопрос 14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

    • V вида
    • VII вида
    • VIII вида

    Вопрос 15. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

    • экскурсии
    • уроки
    • кружки

    Вопрос 16. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

    • лицо с психическими отклонениями
    • лицо пожилого возраста
    • одарённый ребёнок
    • лицо с ограниченными возможностями

    Вопрос 17. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

    • причины нарушений
    • время и длительность воздействия повреждающих объектов (добавить к ответу)
    • степень нарушений функциональных связей
    • характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

    Вопрос 18. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

    • лечение заболеваний ребёнка
    • реабилитацию детей с отклонениями в поведении
    • диагностико-консультативную деятельность

    Вопрос 19. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

    • компенсация
    • коррекция
    • адаптация
    • рабилитация

    Вопрос 20. Объектом специальной педагогики является:

    • специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
    • воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
    • личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

    Вопрос 21. К компонентам личностной реабилитации НЕ относится:

    • формирование адекватных форм социального поведения
    • преодоление чувства малоценности, маргинальности
    • лечение недостатков, последствий дефекта
    • воспитание чувства собственного достоинства

    Вопрос 22. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

    • компенсация
    • коррекция
    • адаптация
    Читайте также:  Развитие ребенка по неделям до года таблица

    Вопрос 23. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

    • отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
    • выраженными потребностями в контакте с другими людьми
    • индифферентным отношением к окружающим

    Вопрос 24. К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

    • социально-психологические факторы
    • вредности, действующие на плод во время беременности матери
    • наследственные факторы
    • механические травмы

    Вопрос 25. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

    • полу
    • возрасту
    • ведущему нарушению
    • типу высшей нервной деятельности

    Вопрос 26. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

    • социальному
    • речевому
    • двигательному
    • сенсорному

    Вопрос 27. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

    • сенсорными нарушениями
    • эмоционально-волевыми нарушениями
    • вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении

    Сдадим ваш тест на хорошо или отлично

    Источник

    Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка является

    Москва-Феникс

    2006

    Никуленко Т.Г.
    Коррекционная педагогика: учеб.пособие
    для вузов – М.: Феникс, 2006. — 382 с.

    Оглавление

    Глава
    1. Коррекционная педагогика в системе
    наук о человеке

    1.1.  
    Объект, предмет и задачи курса
    коррекционной педагогики

    1.2.  
    Взаимосвязь коррекционной педагогики
    с другими отраслями знаний

    1.3.  
    Становление и развитие коррекционной
    педагогики как науки

    1.4.  
     История развития коррекционной
    педагогики в Западной Европе

    1.5.
    Политика государства в области
    социальной защиты детей с отклонениями
    в развитии

    Глава
    2. Коррекционно-педагогическая
    деятельность

    2.1.
    Основные положения коррекционной
    деятельности

    2.2.
    Принципы коррекционно-педагогической
    деятельности

    Глава
    3. Ребенок с отклонениями в развитии
    и поведении, объект и субъект
    коррекционно-педагогической деятельности

    3.1.
    Понятия «норма» и «аномалия» в
    психическом и личностном развитии
    ребенка

    3.2.
    Психологический аспект проблемы
    «нормааномалия»

    3.3.
    Возрастные и личностные особенности
    развития детей и подростков

    3.4.
    Психическое здоровье и факторы риска
    в детском возрасте

    3.5.
    Критерии явления «норма — аномалия»

    Глава
    4. Возрастные и индивидуальные
    особенности детей с отклонениями в
    развитии и поведении

    4.1.
    Психологические «портреты» детей с
    проблемами в развитии

    4.2.
    Проблемы эмоционального развития в
    детском возрасте

    4.3.
    Характерологические и поведенческие
    отклонения в развитии детей и подростков

    4.4.
    Природа детской агрессивности

    Глава
    5. Обучение и воспитание учащихся с
    отклонениями в развитии

    5.1.
    Дети с задержкой психического развития

    5.2.
    Психолого-педагогическая характеристика
    учащихся с нарушениями интеллекта

    5.3.
    Нарушения речи у детей школьного
    возраста

    5.4.
    Особенности учебной деятельности
    учащихся с отклонениями в развитии

    Глава 1. Коррекционная педагогика в системе наук о человеке

    1.1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики

     Как научное
    понятие коррекционная педагогика в
    современной педагогической науке обрела
    официальный статус совсем недавно. На
    дефектологических факультетах
    педагогических вузов изучалась
    дефектология как наука, которая
    исследовала психофизиологические
    особенности развития аномальных детей
    (греч. — неправильный), закономерности
    их обучения и воспитания, определяла
    условия, способствовавшие преодолению
    имеющихся у детей дефектов в умственном
    и физическом развитии.

    В состав
    дефектологической науки входят различные
    отрасли специальной педагогики и
    психологии (олигофренопсихология;
    логопедия и психология речевых нарушений;
    отрасли специальной педагогики и
    психологии, изучающей сложные дефекты,
    умственная отсталость, нарушения
    моторно-двигательной сферы и др.).

    Вместе с тем, как
    в общей и специальной педагогике, так
    и в современной педагогической практике
    существует немало моментов, когда бывает
    трудно дать однозначный диагноз
    отклонениям в развитии и поведении
    ребенка. Это происходит тогда, когда
    дефект неярко выражен, а аномалии в
    развитии имеют негрубые формы, когда
    имеющийся недостаток находится в
    пограничной зоне между нормой и
    патологией. Это может быть тогда, когда
    ребенок имеет затруднения в освоении
    учебной программы в общеобразовательной
    массовой школе, но резко опережает детей
    в развитии и обучении во вспомогательной
    школе, когда в ликвидации его дефекта
    нужны не специальное медицинское
    лечение, не активное вмешательство
    дефектологов, логопедов и психологов,
    а обычная коррекция его познавательных
    возможностей, изменение условий общего
    и семейного воспитания, предупреждение
    и частичное исправление его поведения
    и помощь в освоении социальных норм и
    нравственных ценностей. В связи с этим
    наряду с понятиями «специальная
    психология», «лечебная и реабилитационная
    педагогика» все чаще стало появляться
    унифицированное понятие «коррекционная
    педагогика».

    Этой педагогической
    дефиницией в одних случаях заменяют
    существовавшее ранее понятие «дефектология»
    или используют как адекватный ей термин.
    В иных случаях коррекционная педагогика
    охватывает не только область специальных
    научных знаний, но и основы
    психолого-педагогических знаний о
    сущности и закономерностях образования
    и воспитания детей и подростков, имеющих
    нерезко выраженные недостатки в развитии
    психики и отклонения в поведении.
    Основной целью коррекционной педагогики
    является выявление и преодоление
    (исправление) недостатков в развитии
    личности ребенка, помощь ему в успешном
    освоении картины мира и адекватной
    интеграции в социум.

    Объектом коррекционной
    педагогики является личность ребенка,
    имеющего незначительные отклонения в
    психофизиологическом развитии
    (сенсорно-двигательной, соматической,
    интеллектуально-речевой сферах) или
    отклонения в поведении, затрудняющие
    его адекватную социализацию и школьную
    адаптацию. Выражаясь языком математических
    формул, мы бы сказали, что объектом
    коррекционной педагогики являются
    дети, имеющие четыре «Д», то есть дети,
    имеющие неярко выраженный дефект,
    перенесшие в раннем возрастедепривацию
    (лат. — лишение), в силу этого испытывающие
    школьнуюдезадаптацию (фр — от…,
    нарушение, лат.приспособление) и
    проявляющиедевиацию (лат.отклонение) в поведении.

    Предметом
    коррекционной педагогики служит процесс
    дифференциации обучения, воспитания и
    развития детей с недостатками в развитии
    и отклонениями в поведении, определение
    наиболее результативных путей, способов
    и средств, направленных на своевременное
    выявление, предупреждение и преодоление
    отклонений в развитии и поведении у
    данных детей и подростков.

    Обучение, воспитание
    и развитие детей с отклонениями в
    психофизиологическом развитии и
    поведении — сложная социально-педагогическая
    проблема. Ее решение лежит в основе
    подготовки данной категории детей к
    активной общественно полезной деятельности
    (в соответствии с их возможностями), к
    равноценному участию со своими
    сверстниками в различных видах
    деятельности, к наиболее полному освоению
    социальных ролей, к результативной
    интеграции в социальную среду. Исходя
    из сложившейся социально-педагогической
    ситуации, в которой оказываются дети с
    недостатками в развитии и девиациями
    в поведении, коррекционная педагогика
    призвана помочь в решении следующих
    задач:

    Читайте также:  Подробная выписка из истории развития ребенка 112

    1.  Определить
    природу и сущность недостатков в развитии
    и отклонений в поведении детей и
    подростков, выявить причины и условия
    их появления.

    2. Изучить историю
    становления и развития
    коррекционно-педагогической деятельности
    с детьми с недостатками в психофизиологическом
    развитии и девиациями в поведении.

    3.  Выявить
    ведущие тенденции в предупреждении и
    преодолении отклонений в развитии и
    поведении детей и подростков, этиологию
    (причинно-следственную обусловленность)
    психофизиологического развития и
    социально-педагогических условий
    жизнедеятельности ребенка.

    4. Разработать
    технологии, совокупность методов,
    приемов и средств коррекционно-педагогического
    воздействия на личность ребенка с
    недостатками в развитии и отклонениями
    в поведении.

    5.  Провести
    анализ общего и специального образования
    детей с недостатками в развитии и
    поведении в условиях массовой школы.

    6.  Определить
    цели, задачи и основные направления
    деятельности специальных,
    коррекционно-развивающих учреждений
    и центров социальной защиты и реабилитации
    детей и подростков.

    7.  Создать
    необходимую учебно-методическую базу
    в подготовке учителя к коррекционно-педагогической
    работе с детьми и подростками с
    недостатками в психофизиологическом
    развитии и девиациями в поведении.

    Непременным
    условием выделения и функционирования
    любой науки является создание в ней
    собственного понятийного аппарата.
    Поскольку коррекционная педагогика
    является одной из отраслей педагогических
    знаний, то в ней наряду с собственной
    специфической терминологией существуют
    и общепедагогические категории и
    понятия.

    В коррекционной
    педагогике, так же как и в общей, ведущими
    педагогическими категориями являются
    обучение, воспитание, развитие.

    Воспитание
    основополагающая и смыслообразующая
    педагогическая категория, рассматривается
    какспециально организованная
    деятельность педагогов и воспитанников
    для реализации целей образования в
    едином педагогическом процессе,
    целенаправленное и организованное
    управление процессом формирования
    личности или отдельных ее качеств.

    К сугубо специальным
    педагогическим понятиям относятся
    «коррекция», «компенсация», «реабилитация»,
    «адаптация».

    В справочной и
    специальной дефектологической
    (коррекционно-педагогической) литературе
    (Т.А. Власова, В.А. Лапшин, М.С. Певзнер,
    Б.П. Пузанов, С.Г. Шевченко и др.) довольно
    глубоко и обоснованно разработан
    понятийный аппарат учебного курса, дана
    характеристика ведущих категорий
    коррекционной педагогики, производных
    от них понятий.

    Коррекция (лат.
    — исправление) определяется каксистема
    специальных и общепедагогических мер,
    направленных на ослабление или преодоление
    недостатков психофизического развития
    и отклонений в поведении у детей и
    подростков.
    Коррекция может выступать
    как самостоятельное педагогическое
    явление, как специфические действия,
    направленные на частичное исправление
    недостатка или преодоление дефекта
    (коррекция речи, произношения отдельных
    звуков, исправление недостатков зрения),
    в то же время коррекция может быть
    составной частью учебно-воспитательного
    процесса и выступать как целостное
    педагогическое явление, направленное
    на изменение формирующейся личности
    ребенка.

    В рамках единого
    педагогического процесса коррекция
    выступает как совокупность
    коррекционно-воспитательной и
    коррекционно-развивающей деятельности.

    Коррекционно-воспитательная
    деятельность охватывает всю совокупность
    мер педагогического воздействия на
    личность ребенка с недостатками в
    развитии и отклонениями в поведении.
    Она направлена на изменение познавательных
    возможностей ребенка, его эмоционально-волевой
    сферы, улучшение индивидуальных
    личностных качеств (ответственности,
    дисциплинированности, собранности,
    организованности), на развитие его
    интересов и склонностей, трудовых,
    художественно-эстетических и иных
    способностей.

    Коррекционно-развивающее
    обучение — это система мер дифференцированного
    образования, позволяющая решать задачи
    своевременной помощи детям, испытывающим
    трудности в обучении и школьной адаптации.
    Основная задача данной работы —
    систематизация знаний, направленных
    на повышение общего уровня развития
    ребенка, восполнение пробелов его
    предшествующего развития и обучения,
    развитие недостаточно сформированных
    умений и навыков, коррекцию отклонений
    в познавательной сфере ребенка, подготовку
    его к адекватному восприятию учебного
    материала.

    Компенсация
    (лат.возмещение, уравновешивание)
    — этосложный, многоаспектный процесс
    перестройки или замещения нарушенных
    или недоразвитых психофизиологических
    функций организма.
    Компенсаторный
    процесс опирается на резервные или
    недостаточно задействованные возможности
    организма человека.

    В процессе
    компенсации в организме ребенка
    происходит формирование новых динамических
    систем и условных связей, перестройка
    нарушенных или ослабленных функций
    (при дефекте зрительного анализатора
    усиливаются возможности слуха и осязания;
    при недостаточном развитии речевых
    возможностей усиливается роль
    кинестетических анализаторов).

    Компенсаторные
    возможности организма ребенка проявляются
    на фоне мобилизации резервных ресурсов,
    активизации защитных средств, сопротивления
    наступлению патологических процессов
    в организме. В то же время сопротивляемость
    дефекту, его компенсация усиливаются
    при активизации социальных факторов,
    действенной помощи ребенку со стороны
    педагогов, родителей.

    Адаптация школьная
    (лат. — приспособлять) — этопроцесс
    приспособления ребенка к условиям
    школьной жизни, к ее нормам и требованиям,
    к активной познавательной деятельности,
    усвоению необходимых учебных знаний и
    навыков, полноценному освоению картины
    мира.

    Дети с недостатками
    в психофизическом развитии и отклонениями
    в поведении зачастую не готовы к школе,
    к изменениям своей жизнедеятельности,
    к требованиям педагогов в силу своего
    общего развития (точнее, его недостатков)
    или же ошибок и неблагополучия семейного
    воспитания. Так возникает проблема
    школьной дезадаптации, результатом
    которой являются хроническая
    неуспеваемость, отставание по ряду
    предметов в освоении школьной программы,
    сопротивление педагогическому
    воздействию, негативное отношение к
    учению, пропуски занятий, побеги из
    школы и дома, педагогическая запущенность,
    асоциальное поведение.

    Реабилитация
    социальная
    (лат.восстановление)
    — этопроцесс включения ребенка с
    отклонениями в развитии и поведении в
    социальную среду, в нормальную общественно
    полезную деятельность и адекватные
    взаимоотношения со сверстниками.

    Процесс реабилитации
    — это сложное и многогранное явление,
    поскольку полноценное возвращение, в
    социум происходит через медицинскую
    реабилитацию
    (лечение
    недостатков, ликвидация последствий
    дефекта), психологическую
    реабилитацию (снятие
    психологических
    комплексов, восстановление психических
    процессов), педагогическую
    реабилитацию
    (восстановление
    утраченных учебных умений, познавательных
    навыков, формирование индивидуальных
    личностных качеств). Реабилитация —
    это своего рода итог всей
    коррекционно-педагогической деятельности.

    Источник