Выявление и обследование ребенка с особенностями психофизического развития

Выявление и обследование ребенка с особенностями психофизического развития thumbnail

Ранняя комплексная помощь- система мер,
включающая выявление, обследование,
коррекцию физических и (или) психических
нарушений, индивидуализированное
обучение ребенка с особенностями
психофизического развития в возрасте
до трех лет с психолого-медико-педагогическим
сопровождением в условиях семьи,
учреждений образования и организаций
здравоохранения;

Контроль за психическим развитием
ребенка позволяет своевременно обнаружить
нарушения в онтогенезе, организовать
работу по компенсации, коррекции и
предупреждению вторичных отклонений
в развитии.

В отечественной психологии определена
возрастная периодизация, на которую
необходимо ориентироваться при изучении
ребенка. Поэтому при организации условий
и методов диагностического обследования
учитывается принцип возрастных
особенностей детского развития. В
методических пособиях по
психолого-педагогической диагностике
развития детей раннего и дошкольного
возраста (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская,
Э.И. Леонгард, Е.А. Стребелева и др.)
определены основные параметры оценки
умственной деятельности ребенка.

Первые годы жизни ребенка рассматриваются
большинством специалистов как сензитивный
период развития двигательной,
познавательной и речевой деятельности.
Возникающие в это время различные
отклонения в развитии, проявляющиеся
даже в минимальной степени, в дальнейшем
могут привести к выраженным расстройствам
двигательной, психической и речевой
сфер в дошкольном и школьном возрасте.
Предупреждение и выявление
дизонтогенетических проявлений в раннем
возрасте и своевременное оказание
комплексной медико-психолого-педагогической
помощи детям способствует снижению
численности дошкольников и младших
школьников с патологией развития.

При нарушении умственного развития
главными и ведущими неблагоприятными
факторами оказывается слабая
любознательность (ориентировка) и
замедленная обучаемость ребенка, т.е.
его плохая восприимчивость к новому.
Это внутренние биологические («ядерные»)
признаки умственной отсталости (Л.С.
Выготский, 1983).

Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья имеет свои особенности и
нуждается в поддержке и помощи извне,
которая должна быть направлена не только
на преодоление проблем ребенка, но и на
решение психологических проблем
родителей и повышение уровня их
психолого-педагогической компетенции
в общении со своими детьми.

Исследования зарубежных и отечественных
ученых показали, что своевременная
коррекционная помощь ребенку позволяет
достичь оптимального возрастного уровня
и определяет меру интеграции детей в
обществе.

Программы ранней помощи планируют
коррекционно-педагогическую деятельность
по следующим направлениям: оценка зоны
актуального развития ребёнка;
психологическое консультирование,
специальная система образования,
организация развивающей среды для детей
раннего детства; сенсомоторное развитие
младенца.

Успешность
реализации ранней помощи определяется
по следующим критериям:

1.
Время проведения ранней диагностики —
эффективным периодом является период
с первых дней жизни ребенка до трех
месяцев;

2.
Интенсивность коррекционной помощи;

3.
Создание развивающей среды;

4.
Воздействие на все сферы психики ребёнка;

5.
Учет индивидуальных особенностей детей;

6.
Организация позитивной социальной
поддержки.

Значение ранней коррекции в развитии
ребенка

Значительным вкладом в осознание
необходимости ранней коррекции стали
зарубежные научные исследования по
проблемам: социально-эмоционального
развития младенцев; влияния раннего
эмоционального опыта ребенка на его
дальнейшее развитие; влияния личности
матери на взаимоотношения с ребенком;
развития младенцев у матерей с психическими
расстройствами и т. д. Большую роль в
поиске эффективных решений проблемы
ранней коррекции сыграло переосмысление
положенийЛ. С. Выготского о социальности
развития младенцев и об их отношениях
со взрослыми, об использовании сензитивных
периодов (периодов повышенной
чувствительности) для предупреждения
социально обусловленного отставания
и связанных с ним вторичных отклонений
в развитии. Это позволило спроектировать
и провести научные эксперименты в
области коррекционной педагогики и
убедительно доказать эффективность
комплексной коррекционной помощи на
самых ранних этапах развития проблемных
детей.

Грамотно организованная ранняя коррекция
помогает предупредить появление
вторичных отклонений в развитии,
обеспечить максимальную реализацию
реабилитационного потенциала, а для
значительной части детей обеспечить
возможность включения в общий
образовательный поток на более раннем
этапе возрастного развития, исключив
необходимость дорогостоящего специального
оборудования.

Важным условием успешной коррекционной
работы с маленькими детьми, имеющими
нарушения в развитии, становится
разработка периодических и организационных
условий включения родителей в
индивидуальную коррекционно-педагогическую
работу с отдельным ребенком. Существует
несколько подходов к коррекции семейной
ситуации развития проблемных детей,
выявлены наиболее важные аспекты
профилактической работы с родителями
проблемного ребенка, позволяющие
предотвратить ряд вторичных отклонений
в его развитии. Разработаны направления
и организационные формы работы
специалистов с семьей, способствующие
формированию у родителей положительного
отношения к малышу и обеспечивающие
освоение эффективных и доступных форм
взаимодействия с ребенком в бытовых,
эмоциональных и игровых ситуациях.

Ранняя
коррекция включает следующие моменты:

  • максимально раннее выявление и
    диагностика нарушения в развитии;
    максимальное сокращение разрыва между
    моментом обнаружения отклонений в
    развитии ребенка и началом целенаправленной
    коррекционной помощи;

  • снижение временных границ начала
    специального образования (до первых
    месяцев жизни ребенка);

  • обязательное включение родителей в
    коррекционный процесс на основе
    выявления положительных сторон семьи
    и активизации ее реабилитационного
    потенциала;

  • интенсивность ранней коррекции: чем
    активнее ведется коррекция, тем
    значительнее результаты развития
    ребенка;

  • охват коррекцией различных сфер развития
    ребенка;

  • создание всех необходимых условий для
    развития ребенка.

Современный подход к ранней коррекции
развития детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью.

Одна из наиболее актуальных проблем
коррекционной психолого-педагогической
помощи детям с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью — их раннее и дошкольное
воспитание и обучение.

Специальными психологическими
исследованиями доказано, что, чем раньше
начинается специальная коррекционная
работа, тем больше возможностей имеется
для эффективного продвижения аномального
ребенка. Младший возраст как период
наибольшей пластичности нервной системы
и восприимчивости к обучению наиболее
сензитивен для формирования важнейших
видов психической деятельности, в это
время закладывается основа дальнейшего
развития ребенка.

Осознание обществом (определенными его
кругами) огромного значения ранней
коррекционной работы с детьми с
интеллектуальной недостаточностью в
последние 30 лет совершенно изменило
подход к воспитанию таких детей. Указания
на важность ранней коррекции детей и
некоторые психолого-педагогические
рекомендации имелись в литературе
1960—1970-х гг. (A. Brauner, F. Brauner, 1960; S.Kirk, 1961; Т.
А. Власова, 1966; А. А. Ватажина, 1971; Г. В.
Цикото, 1968, 1970), однако практика ранней
психолого-педагогической помощи этим
детям была совершенно не разработана.
Если 20 лет назад почти всегда, а 10 лет
назад весьма часто ребенку с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью
ставился диагноз «необучаемый» и
родителям предлагалось, ухаживая за
ребенком, лишь приучать его к элементарному
самообслуживанию и ждать возможного
«созревания» либо отказаться от ребенка,
определив его в специнтернат, где в то
время работа с детьми раннего и дошкольного
возраста находилась на весьма низком
уровне, то в настоящее время развернута
широкая сеть дошкольных учреждений для
детей с различными нарушениями развития,
проводятся научные исследования, созданы
программы и методические пособия по
работе с ними. В последние годы большое
внимание обращается и на исследования,
и на организацию помощи детям самого
раннего возраста. Признано, что ранняя
стимуляция развития ребенка с тяжелой
умственной отсталостью, абилитация
средствами образования должна начинаться
с первых недель его жизни.

Эффективность
такой работы обеспечивается рядом
условий, соблюдение которых составляет
основу современного подхода к проблеме.

1.
Комплексный подход к раннему выявлению
и ранней коррекции отклонений в развитии
у детей, начиная с роддома, где необходимо
вводить карту риска, которую затем
передавать в поликлинику по месту
жительства ребенка; комплексное
наблюдение, осуществляемое специалистами.
Диагностика развития — не только
одноразовая постановка диагноза, но и
контроль и текущий мониторинг на каждом
этапе возрастного развития.

2.
Вовлечение родителей в работу по ранней
коррекции развития детей и обучение
родителей.

3.
Позитивное отношение и вера в возможности
ребенка.

4. Ранняя интеграция в среду здоровых
сверстников.

Для достижения успеха необходимо
комбинированное воздействие на ребенка:
организация специальной работы и
включение в коллектив здоровых детей.

Помощь детям раннего и дошкольного
возраста с нарушениями развития,
интеллектуальной недостаточностью (в
том числе с ее тяжелой степенью) и их
семьям осуществляется в специальных
учреждениях, функционирующих в системах
здравоохранения, образования и социальной
защиты.

Поскольку диагностика степени умственной
отсталости в раннем и дошкольном возрасте
и различия в динамике развития детей
требуют зачастую длительного наблюдения
за ребенком в процессе коррекционного
обучения, в этих учреждениях могут
оказаться дети с различной степенью
интеллектуальной недостаточности.

Для коррекционной работы в этих
учреждениях имеются или в настоящее
время разрабатываются программно-методические
материалы.

В системе образования дети с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью
дошкольного возраста могут приниматься
в дошкольные (или подготовительные)
группы ЦКРОиР при специальных
(вспомогательных) школах и школах-интернатах.

В последние годы в нашей стране создаются
различные реабилитационные центры, где
оказывается помощь детям с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психолого – медико – педагогическое обследование детей ( ПМПК)

Развитие ребенка  с нарушениями

в психофизическом развитии

происходит по тем же законам,

что и развитие нормального ребенка.

При наличии определенных, строго продуманных  условий,

все дети обладают способностью к развитию.

                                                                                         ( Л.С.Выготский)

Уважаемые родители!

Если Вас беспокоит, правильно ли развивается Ваш малыш?Если ребенок испытывает трудности в освоении образовательной программы и Вы хотели бы получить информацию по определению уровня актуального развития Вашего ребёнка, по проблемам, связанным с воспитанием и обучением ребенка, то следующая информация для Вас:

-Мы проведем комплексное обследование ребенка, определим сильные и слабые стороны в его развитии. 

-Совместно с родителями разработаем индивидуальную программу развития. Подберем игры и игрушки, необходимые для вашего малыша. 
-Поможем организовать развивающую среду дома.
-Детям в возрасте от 0 до 3 лет специалисты на базе центра окажут раннюю комплексную помощь 

-Определим формат помощи ( индивидуальные занятия со специалистами, консультационные занятия, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях ЦКРОиР и семьи).
-Поможем выбрать среду обучения для детей с особенностями в развитии. 
-Поможем родителям овладеть приемами взаимодействия с ребенком. 
-Организуем сопровождение семьи на дому 
-Проведем психолого-педагогическое обследование ребенка от 0 до 18 лет и на основании его результатов определим его дальнейший образовательный маршрут. Главное – создать для ребенка ситуацию успеха, чтобы он поверил в себя и свои силы. 
-На индивидуальных и групповых занятиях детям с особенностями психофизического развития окажем помощь по исправлению или компенсации нарушений. Также специалисты центра обучат родителей тому, как нужно правильно заниматься с ребенком.

-Родители могут получить в центре консультацию и социально-психологическую помощь и поддержку. 

   Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

    Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).

    Согласно статье 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании психолого- медико-педагогическое обследование ребенка проводится с согласия и в присутствии его законного представителя
     Специалистами ЦКРОиР г.Ивье с согласия и в присутствии законных представителей проводится психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития. Родители (законные представители) представляют в ПМПК следующие документы:

— выписку из истории развития ребенка;
-выписка из медицинских документов (предоставляет педиатр);
-медицинская справка о состоянии здоровья с указанием или отсутствием психиатрического учёта (предоставляет психиатр);
— педагогическую характеристику (представляется только на обучающегося, воспитанника образовательного учреждения, составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, и заверяется директором (заведующим) образовательного учреждения. 
— к документам прилагаются образцы письменных работ (для школьника) или рисунок и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (для дошкольника),образцы письменных работ по русскому (белорусскому) языку.
 

Диагностическая деятельность 

           Диагностическая работа в условиях ЦКРОиР направлена на: 
-установление характера протекания психических процессов у детей с особенностями психофизического развития; 
-выявление вторичных по своей природе отклонений, которые могут быть причиной трудностей в обучении; 
-определение сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня его познавательного и личностного развития, уровня освоения им образовательных программ; 
-изучение динамики образовательных изменений и личностных приращений ребенка в процессе обучения, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей. 

   Диагностическая работа позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, проанализировать и оценить эффективность педагогического и коррекционного воздействия, определить условия, необходимые для достижения ребенком с особенностями психофизического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество. 

     В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — комиссия) для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития. 

  Комиссия действует в течение года. Периодичность заседаний ПМПК обусловлена изменениями потребностей учреждений образования района в проведении комплексной диагностики.Для структурирования данного процесса составляются графики работы на основании запросов учреждений образования. 

      Комиссия осуществляет психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития по инициативе: 

-законного представителя; 
-учреждения социального обслуживания; 
-учреждения образования с согласия законного представителя; 
-организации здравоохранения с согласия законного представителя. 

  Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы: 

-подробная выписка из истории развития ребенка; 
-медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета); 
-психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок (данные о ребенке, продолжительность его обучения в учреждении образования, анализ развития познавательной сферы, мероприятия, проведенные в целях повышения интеллектуального уровня ребенка и его личностного роста, индивидуальная помощь и другое) 

    Кроме этого представляются результаты продуктивных видов детской деятельности ребенка дошкольного возраста или письменные работы учащегося. 

Комиссия может проводить психолого-медико-педагогическое обследование в: 

-центре; 
-ином специальном учреждении образования; 
-учреждении образования общего типа; 
-учреждениях социального обслуживания (при наличии запроса учреждения социального обслуживания); 
-на дому, в случаях, если ребенок по состоянию здоровья не может явиться в центр или это ребенок раннего возраста. 

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей ребенка с особенностями психофизического развития.

Источник

Психологическое обследование имеет свою структуру. Его процедура включает три раздела: 1) изучение жалоб и анамнестических сведений; 2) изучение ребенка; 3) составление заключения по данным психологического изучения.

Выяснение жалоб. Содержание жалоб предъявляется родителями как проблема ребенка (а не родителей). Характер жалоб некоторым образом коррелирует с возрастом ребенка. Так, родителей детей дошкольного возраста больше нечто беспокоит отставание в развитии речи (мало или плохо говорит), нарушение понимания речи (не всегда понимает сказанное). Причем чаще родители обращают внимание ни экспрессивную речь («Понимает все, а говорит плохо» и т.д.). Часты жалобы на отставание в моторном развитии, особенно у детей до трехлетнего возраста.

Родителей детей часто беспокоит неуспеваемость, трудности овладения школьной программой, поведенческие особенности. Эти жалобы часто являются центральными, в то время как жалобы на низкий уровень развития пли отставание в развитии речи отходят на второй план.

При изучении жалоб важно отметить время наступления нарушения или возникновения проблемы, связь их с условиями и обстоятельствами жизни ребенка вслед за уточнением содержания жалоб и формулированием ожиданий родителей от ребенка проводится изучение анамнеза.

Непосредственное обследование ребенкапроводится вслед за изучением предварительной необходимой документации и наблюдением за ним. До начала работы с ребенком проводится изучение документации, продуктов деятельности и целенаправленное наблюдение за его деятельностью и поведением.

Составление заключенияпо материалам изучения ребенка является завершающим этапом диагностической работы психолога.

Последовательные составляющие психологического изучения детей с отклонениями развития.

1. Изучение документации ребенка

Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках нарушений развития. При комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь читать документацию своих коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Необходимые для обследования сведения о ребенке можно получить из выписки из истории его развития, которая должна содержать заключения: 1) педиатра об общем состоянии ребенка; 2) психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; 3) отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие и артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи); 4) офтальмолога с характеристикой состояния зрения; 5) врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата).

Эти материалы сориентируют психолога и сформируют исходные предпосылки для определения направления исследования психических функций и психической деятельности.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, содержащая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе или детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, перечень мероприятий, проведенных в рамках повышения успеваемости (индивидуальная помощь, занятия с логопедом, лечение и т. д.). Эти сведения окажутся полезными при исследовании обучаемости детей с проблемами в развитии и прогнозировании темпов их развития.

2. Изучение продуктов деятельности детей. Анализ детских рисунков, поделок, учебных работ, диктантов, упражнений, решении задач и т. д. направлен на изучение процесса деятельности ребенка. Особенности продуктов детского творчества и учебной деятельности позволяют судить о воображении ребенка, сформированности у него зрительных представлений, развитии мелкой моторики рук, степени сформированности навыков учебной деятельности. В продуктах деятельности проблемных детей, как и при нормальном развитии, выражается отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своим трудностям и проблемам. Большое значение имеет научение школьных работ детей. Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать особенности развития данного навыка в процессе обучения; типичные затруднения в усвоении школьных знаний для разных групп отстающих учеников; методы, позволяющие обнаружить причины затруднений на каждом из этапов обучения.

3. Наблюдение. В ситуации обследования в кабинете психолога ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий. Оцениваются: 1) проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы); 2) выбор игрушек (тематический отбор – с целью организовать какую го игру или случайный – с целью набирания большого количества игрушек безотносительно к их назначению); 3) адекватность использования игрушек (соответствие использования предмета его назначению); 4) возможность организации и уровень самостоятельной игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета); 5) характер игры (однообразная или нет, наличие творчества); 6)поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реак­ции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

4. Беседа. Проводится с ребенком по специально составленной программе. При изучении особенностей психического развития детей беседа используется либо как начальный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с проблемами. Построение беседы сопряжено с задачами установления контакта, по этому при подготовке к ней выясняются предпочтения ребенка, на основании которых выстраивается тема беседы.

Программа беседы с проблемным ребенком строится с учетом его особенностей приема и переработки информации, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма. В программу беседы включаются темы, создающие возможность определения ориентировки ребенка и окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причины затруднений в овладении программой, интересы, отношение ребенка к своим трудностям. Беседа строится как диалог или диалог-игра. В ней можно задавать вопросы и стимулировать разговор о самом ребенке, о его окружении, о его желаниях и т. д. Содержание беседы варьирует в зависимости от запроса родителей и ребенка, его возраста и индивидуальных особенностей, от конкретных условий обследования. Беседа позволяет плавно перейти к процедуре обследования ребенка в виде предложения ему отдельных заданий.

5. Экспериментальное изучение особенностей психического развития ребенка. Начинается послеизучения предварительно собранных сведений, установления контакта с ребенком, беседы с ним и беседы с родителями, так как предварительно полученные сведения определяют сферу обследования и ее акценты.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с ОПФР зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика нарушений развития.

Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с ОПФР должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.

Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.

В ходе обследования вскрываются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество. Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, – это проведение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.

Организация проведения психолого-педагогического обследования предусматривает:

· формулирование диагностической гипотезы;

· составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления);

· определение способов фиксации получаемых данных;

· определение методов анализа и обработки полученных результатов;

· оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.).

В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, например, при синдроме раннего детского аутизма, тяжелой степени умственной отсталости и др., процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.

Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями психофизического развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами психолого-медико-педагогических комиссий и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.

В связи с вышеизложенным рекомендуется оснастить центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) необходимым минимумом диагностического инструментария, в том числе игровым, дидактическим и раздаточным материалом.

В свою очередь центрам коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) необходимо осуществить меры по систематизации применяемых диагностических методик с учетом их валидности и возрастного показателя применения, регулярно анализировать потребности детей с ОПФР, используя результаты проводимой диагностики, с целью преодоления имеющихся у них трудностей в обучении и социализации.

11.2. Перечень методик для изучения когнитивной сферы у детей с особенностями психофизического развития

Диагностический инструментарий по изучению детей с ОПФР отвечает принципу комплексного подхода к изучению ребенка и обеспечивает всестороннее обследование особенностей развития основных составляющих психики – личности, интеллекта, деятельности и других более частных ее свойств.

Использование данного минимума методик психолого-педагогической диагностики позволяет получить качественные и количественные характеристики объекта исследования, которые находятся во взаимосвязи. Надежность выводов зависит от тщательности и точности произведенных измерений. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, обеспечивающих сочетание количественных и качественных показателей развития. Получение качественно-количественных характеристик различных составляющих психического развития способствует пониманию структуры познавательной деятельности и ведущего фактора, лежащего в основе индивидуальных особенностей.

Методики психолого-педагогической диагностики хорошо теоретически и психометрически обоснованы. Они прошли проверку по таким критериям, доказывающих их качество и эффективность, как валидность и надежность. При подборе необходимого минимума диагностических методик учитывалась необходимость определения у ребенка в ходе обследования не только актуального уровня развития, но и его потенциальных возможностей.

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.

Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов. Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с ОПФР по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.

На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности (Приложение Е).

Предложенный перечень диагностических методик предполагает возможность использования как стандартизированных, так и нестандартизированных методик. Применение стандартизированных методик требует высокого профессионализма и осторожности. Тестовое обследование носит жестко унифицированный характер, что проявляется в стандартном предъявлении инструкции, времени выполнения задания, качестве стимульного материала и др. Параметры стандартов (форма, скорость подачи инструкции, ее содержание) соотнесены с возможностями «нормы». Поэтому ребенок с выявленным нарушением развития попадает в несоответствующую его возможностям ситуацию. В этом случае стандартные характеристики могут изменяться с целью обеспечения адекватных условий особенностям ребенка. Например, для ребенка с нарушением слуха устная вербальная инструкция предъявляется не один раз, а несколько, допустимо увеличение размера картинок для детей с нарушением зрения. В некоторых случаях необходимо дополнительное взаимодействие с ребенком, предоставление перерыва. Сам тест, как правило, фиксирует конечный итог какой-то деятельности, степень сформированности той или иной психической функции и отражает наличный уровень психического развития ребенка, зону его актуального развития. В ситуациях, когда вносятся изменения в стандарт, нельзя индивидуальный результат соотносить с имеющимся в тесте нормативом. Получаемые при этом данные могут использоваться лишь для качественного анализа индивидуальных особенностей.

Таким образом, стандартизированные методики в работе могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли наблюдения, обучающего эксперимента и качественного анализа полученных данных.



Источник