Выготский здоровое и аномальное развитие ребенка
Наиболее
глубокие разработки в области аномального
развития были сделаны выдающимся
отечественным психологом Л. С. Выготским.
Как отмечалось выше, еще до Выготского
проводились многочисленные исследования
в области дефектологии и специальной
психологии, накапливался эмпирический
материал об особенностях развития детей
с различными физическими и психическими
аномалиями. Следует отметить огромное
научно-практическое значение исследований,
где подчеркивалась роль социального
воспитания в развитии аномального
ребенка. Это работы А. Сегена, П. Я.
Трошина, А. С. Грибоедова, А. Адлера и др.
В работах М. Монтессори по изучению
психомоторных функций У нормальных и
аномальных детей представлен огромный
фактический материал, отражающий
сложность взаимосвязи отдельных функций,
гетерохронность их развития. Эти работы
имеют несомненную практическую значимость
и сегодня.
Л.
С. Выготский обобщил работы своих
предшественников и создал общую концепцию
аномального развития. В основу исследований
аномального детства положена теория
психического развития, которую Выготский
разработал, изучая особенности нормального
психического развития. Он показал, что
наиболее общие законы развития нормального
ребенка прослеживаются и в развитии
аномальных детей. «Признание общности
законов развития в нормальной и
патологической сфере — краеугольный
камень всякого сравнительного изучения
ребенка. Но эти общие закономерности
находят своеобразное конкретное
выражение в одном и в другом случае.
Там, где мы имеем дело с нормальным
развитием, эти закономерности реализуются
при одном комплексе условий. Там, где
перед нами развертывается атипичное,
уклоняющееся от нормы развитие, те же
самые закономерности, реализуясь в
совершенно другом комплексе условий,
приобретают качественно своеобразное,
специфическое выражение, не являющееся
мертвым слепком с типичного детского
развития» (Выготский, 19831984. т. 5, с. 196).
Концепция
детерминации психического развития
аномального ребенка была выдвинута Л.
С. Выготским в противовес существовавшей
в тот период биологизаторской концепции,
утверждающей, что развитие аномального
ребенка протекает по особым законам.
Обосновывая положение об общности
законов развития нормального и аномального
ребенка, Выготский подчеркивал, что
общим для обоих вариантов является
социальная обусловленность психического
развития. Во всех своих работах ученый
отмечал, что социальное, в частности
педагогическое, воздействие составляет
неиссякаемый источник формирования
высших психических функций как в норме,
так и в патологии.
Идея
социальной обусловленности развития
специфических человеческих психических
процессов и свойств неизменно содержится
во всех работах автора. Не исключая
бесспорность этой идеи, следует особо
отметить ее практическую значимость:
выделение важной роли педагогического
воздействия в развитии психики ребенка
как в норме, так и в патологии.
Идеи
Л. С. Выготского о системном строении
дефекта позволили ему выделить в
аномальном развитии две группы симптомов.
Это первичные нарушения, непосредственно
вытекающие из биологического характера
болезни (например, нарушение слуха,
зрения, опорно-двигательного аппарата,
локальные поражения коры головного
мозга), и вторичные нарушения, возникающие
опосредованно, в процессе социального
развития аномального ребенка.
«Все
современное психологическое исследование
ненормального ребенка проникнуто той
основной идеей, что картина умственной
отсталости и других форм ненормального
развития представляет в высшей степени
сложное строение. Ошибочно думать, что
из дефекта, как из основного ядра, прямо
и непосредственно могут быть выделены
все решительно симптомы, характеризующие
картину в целом. На самом деле оказывается,
что те особенности, в которых проявляется
эта картина, имеют очень сложное строение.
Они обнаруживают чрезвычайно запутанную
структурную и функциональную связь и
зависимость, в частности показывают,
что наряду с первичными особенностями
такого ребенка, вытекающими из его
дефекта, существуют вторичные, третичные
и т. д. осложнения, вытекающие не из
самого дефекта, а из первичных его
симптомов. Возникают как бы добавочные
синдромы ненормального ребенка, как бы
сложная надстройка над основной картиной
развития…» (Выготский, 19831984, т. 5, с. 205).
Вторичный дефект, по мнению автора,
является основным объектом психологического
изучения и коррекции при аномальном
развитии. Механизм возникновения
вторичных дефектов различен.
Анализируя
причины аномального развития ребенка,
Л. С. Выготский выделяет факторы,
определяющие процесс аномального
развития. В своих работах он показал,
что удельный вес наследственных
предпосылок и влияния среды различен
как для разных сторон психики, так и для
разных возрастных этапов развития
ребенка. Например, анализируя простой
двигательный акт новорожденного и его
целенаправленные психомоторные действия,
Л. С. Выготский отмечает, что в первом
случае наблюдается преобладание
биологических факторов, а во втором
определяющее значение имеют факторы
социальные.
Л.
С. Выготский выделяет следующие факторы,
определяющие аномальное развитие:
§
Фактор 1 — время возникновения первичного
дефекта. Общим для всех видов аномального
развития является раннее возникновение
первичной патологии. Тот дефект, который
возник в раннем детстве, когда не
сформировалась вся система функций,
обусловливает наибольшую тяжесть
вторичных отклонений. Например, при
раннем поражении зрения, интеллекта и
даже слуха. У детей наблюдается отставание
развития моторной сферы. Ребенок поздно
начинает ходить, у него обнаруживается
недоразвитие мелкой моторики. У детей
с врожденной глухотой наблюдается
недоразвитие либо отсутствие речи. То
есть при раннем возникновении дефекта
нарушение хода психического развития
ребенка значительно тяжелее, чем при
более позднем. Однако сложная структура
аномального развития не исчерпывается
только отклонениями тех сторон психической
деятельности, которые находятся в прямой
зависимости от первично пострадавшей
функции. В силу системного строения
психики вторичные отклонения, в свою
очередь, становятся причиной недоразвития
других психических функций. Например,
недоразвитие речи у глухих и тугоухих
детей приводит к нарушению интерперсональных
отношений, что, в свою очередь, негативно
отражается на развитии их личности.
§
Фактор 2 — степень выраженности первичного
дефекта. Различаются два основных вида
дефекта. Первый из них — частный,
обусловленный дефицитарностью отдельных
функций гнозиса, праксиса, речи. Второй
— общий, связанный с нарушением
регуляторных систем. Глубина поражения
или степень выраженности первичного
дефекта определяет разные условия
аномального развития. Чем глубже
первичный дефект, тем больше страдают
другие функции.
Системно-структурный
анализ дефекта при аномальном развитии
ребенка, предложенный Л. С. Выготским,
позволяет оценить все многообразие
аномального развития, выделить его
определяющие и побочные факторы и на
основе этого построить научно обоснованную
психокоррекционную программу.
В
генезисе взглядов Выготского на процесс
аномального развития отражена его общая
концепция развития высших психических
функций. Разделяя психические функции
на высшие и низшие, Выготский подчеркивал,
что «исследование высших психических
функций в их развитии убеждает нас, что
эти функции имеют социальное происхождение
как в филогенезе, так ив онтогенезе
<…> всякая функция появляется на
сцене дважды, в двух планах, сперва —
социальном, потом — в психологическом,
сперва между людьми как категория
интерпсихическая, затем внутри ребенка
как категория интрапсихическая»
(Выготский, 19831984, т. 5, с. 196198). Анализируя
аномальное развитие, Выготский отмечал,
что недоразвитие высших психических
функций у аномальных детей возникает
как добавочное, вторичное явление,
надстраивающееся на основе первичных
особенностей. А недоразвитие низших
психических функций является прямым
следствием дефекта. То есть недоразвитие
высших психических функций автор
рассматривает как вторичную надстройку
над дефектом.
Анализ
механизма формирования индивидуального
сознания при нормальном и патологическом
развитии, предложенный в концепции Л.
С. Выготского о высших психических
функциях, несомненно, обладает огромным
теоретическим значением. Однако
конкретизируя общие положения об
определяющей роли социальных факторов
в психическом развитии здорового
ребенка, Выготский, на наш взгляд,
недооценивает роль биологических,
природных факторов в аномальном развитии.
Безусловно, роль социальных факторов
имеет несомненное значение в процессе
социализации детей с нарушением
анализаторов: зрения, слуха, движения.
Но при нарушении интеллектуальной
деятельности необходим дифференцированный
подход с обязательным учетом структуры,
динамики дефекта, соотношения аффективных
и интеллектуальных процессов.
В
своих дальнейших исследованиях Л. С.
Выготский проанализировал разнообразные
варианты дефекта, описал различные
соотношения интеллекта и аффекта, низших
и высших психических функций. Он выявил
также закономерности их развития и
возможность предупреждения вторичных
нарушений как следствие первичных,
связанных с болезнью органа.
Разработанная
Л. С. Выготским теоретическая концепция
аномального развития является чрезвычайно
актуальной и сегодня и имеет огромное
практическое значение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Наиболее глубокие разработки в области аномального развития были сделаны выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Как отмечалось выше, еще до Выготского проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии, накапливался эмпирический материал об особенностях развития детей с различными физическими и психическими аномалиями. Следует отметить огромное научнопрактическое значение исследований, где подчеркивалась роль социального воспитания в развитии аномального ребенка. Это работы А. Сегена, П. Я. Трошина, А. С. Грибоедова, А. Адлера и др. В работах М. Монтессори по изучению психомоторных функций У нормальных и аномальных детей представлен огромный фактический материал, отражающий сложность взаимосвязи отдельных функций, гетерохронность их развития. Эти работы имеют несомненную практическую значимость и сегодня.
Л. С. Выготский обобщил работы своих предшественников и создал общую концепцию аномального развития. В основу исследований аномального детства положена теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая особенности нормального психического развития. Он показал, что наиболее общие законы развития нормального ребенка прослеживаются и в развитии аномальных детей. «Признание общности законов развития в нормальной и патологической сфере — краеугольный камень всякого сравнительного изучения ребенка. Но эти общие закономерности находят своеобразное конкретное выражение в одном и в другом случае. Там, где мы имеем дело с нормальным развитием, эти закономерности реализуются при одном комплексе условий. Там, где перед нами развертывается атипичное, уклоняющееся от нормы развитие, те же самые закономерности, реализуясь в совершенно другом комплексе условий, приобретают качественно своеобразное, специфическое выражение, не являющееся мертвым слепком с типичного детского развития» (Выготский, 19831984. т. 5, с. 196).
Концепция детерминации психического развития аномального ребенка была выдвинута Л. С. Выготским в противовес существовавшей в тот период биологизаторской концепции, утверждающей, что развитие аномального ребенка протекает по особым законам. Обосновывая положение об общности законов развития нормального и аномального ребенка, Выготский подчеркивал, что общим для обоих вариантов является социальная обусловленность психического развития. Во всех своих работах ученый отмечал, что социальное, в частности педагогическое, воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших психических функций как в норме, так и в патологии.
Идея социальной обусловленности развития специфических человеческих психических процессов и свойств неизменно содержится во всех работах автора. Не исключая бесспорность этой идеи, следует особо отметить ее практическую значимость: выделение важной роли педагогического воздействия в развитии психики ребенка как в норме, так и в патологии.
Идеи Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволили ему выделить в аномальном развитии две группы симптомов. Это первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (например, нарушение слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, локальные поражения коры головного мозга), и вторичные нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального развития аномального ребенка.
«Все современное психологическое исследование ненормального ребенка проникнуто той основной идеей, что картина умственной отсталости и других форм ненормального развития представляет в высшей степени сложное строение. Ошибочно думать, что из дефекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно могут быть выделены все решительно симптомы, характеризующие картину в целом. На самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина, имеют очень сложное строение. Они обнаруживают чрезвычайно запутанную структурную и функциональную связь и зависимость, в частности показывают, что наряду с первичными особенностями такого ребенка, вытекающими из его дефекта, существуют вторичные, третичные и т. д. осложнения, вытекающие не из самого дефекта, а из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные синдромы ненормального ребенка, как бы сложная надстройка над основной картиной развития…» (Выготский, 19831984, т. 5, с. 205). Вторичный дефект, по мнению автора, является основным объектом психологического изучения и коррекции при аномальном развитии. Механизм возникновения вторичных дефектов различен.
Анализируя причины аномального развития ребенка, Л. С. Выготский выделяет факторы, определяющие процесс аномального развития. В своих работах он показал, что удельный вес наследственных предпосылок и влияния среды различен как для разных сторон психики, так и для разных возрастных этапов развития ребенка. Например, анализируя простой двигательный акт новорожденного и его целенаправленные психомоторные действия, Л. С. Выготский отмечает, что в первом случае наблюдается преобладание биологических факторов, а во втором определяющее значение имеют факторы социальные.
Л. С. Выготский выделяет следующие факторы, определяющие аномальное развитие:
§ Фактор 1 — время возникновения первигного дефекта. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. Например, при раннем поражении зрения, интеллекта и даже слуха У детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Ребенок поздно начинает ходить, у него обнаруживается недоразвитие мелкой моторики. У детей с врожденной глухотой наблюдается недоразвитие либо отсутствие речи. То есть при раннем возникновении дефекта нарушение хода психического развития ребенка значительно тяжелее, чем при более позднем. Однако сложная структура аномального развития не исчерпывается только отклонениями тех сторон психической деятельности, которые находятся в прямой зависимости от первично пострадавшей функции. В силу системного строения психики вторичные отклонения, в свою очередь, становятся причиной недоразвития других психических функций. Например, недоразвитие речи у глухих и тугоухих детей приводит к нарушению интерперсональных отношений, что, в свою очередь, негативно отражается на развитии их личности.
§ Фактор 2 — степень выраженности первигного дефекта. Различаются два основных вида дефекта. Первый из них — частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Второй — общий, связанный с нарушением регуляторных систем. Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта определяет разные условия аномального развития. Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции.
Системноструктурный анализ дефекта при аномальном развитии ребенка, предложенный Л. С. Выготским, позволяет оценить все многообразие аномального развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованную психокоррекционную программу.
В генезисе взглядов Выготского на процесс аномального развития отражена его общая концепция развития высших психических функций. Разделяя психические функции на высшие и низшие, Выготский подчеркивал, что «исследование высших психических функций в их развитии убеждает нас, что эти функции имеют социальное происхождение как в филогенезе, так ив онтогенезе <…> всякая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» (Выготский, 19831984, т. 5, с. 196198). Анализируя аномальное развитие, Выготский отмечал, что недоразвитие высших психических функций у аномальных детей возникает как добавочное, вторичное явление, надстраивающееся на основе первичных особенностей. А недоразвитие низших психических функций является прямым следствием дефекта. То есть недоразвитие высших психических функций автор рассматривает как вторичную надстройку над дефектом.
Анализ механизма формирования индивидуального сознания при нормальном и патологическом развитии, предложенный в концепции Л. С. Выготского о высших психических функциях, несомненно, обладает огромным теоретическим значением. Однако конкретизируя общие положения об определяющей роли социальных факторов в психическом развитии здорового ребенка, Выготский, на наш взгляд, недооценивает роль биологических, природных факторов в аномальном развитии. Безусловно, роль социальных факторов имеет несомненное значение в процессе социализации детей с нарушением анализаторов: зрения, слуха, движения. Но при нарушении интеллектуальной деятельности необходим дифференцированный подход с обязательным учетом структуры, динамики дефекта, соотношения аффективных и интеллектуальных процессов.
В своих дальнейших исследованиях Л. С. Выготский проанализировал разнообразные варианты дефекта, описал различные соотношения интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций. Он выявил также закономерности их развития и возможность предупреждения вторичных нарушений как следствие первичных, связанных с болезнью органа.
Источник