Выготский психология развития ребенка эксмо

Выготский психология развития ребенка эксмо thumbnail

Название: Психология.

Автор: Выготский Л.С.

2000.

   В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.
Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

Психология - Выготский Л.С.

   Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя научная жизнь Л. С. Выготского была чрезвычайно коротка (например, она была в пять раз короче, чем научная жизнь Жана Пиаже), он сумел открыть для психологии такие перспективы дальнейшего движения, значение которых до конца не осознано и в наши дни. Вот почему в психологии сушествует настоятельная потребность в анализе наследия этого выдающегося мыслителя, стремление не только развить его учение, но и попытаться посмотреть на мир с его позиций. Есть разные авторы. Одни подавляют своей эрудицией, другие приводят огромное количество эмпирического материала. При чтении трудов Л. С. Выготского читатель не только знакомится с новыми идеями, но всякий раз попадает в тот интересный и интеллектуально напряженный научный мир. который начинает испытывать его. искушать на поиск решения сложных проблем, возвышать до уровня теоретика и вовлекать в диалог с автором. Не случайно Л. С. Выготского называют Моцартом в психологии. В своих работах он был предельно искренен, старался максимально полно предъявить все основания для теоретического и экспериментального изучения поставленных вопросов. Каждая его работа представляет собой завершенный самостоятельный труд и может быть прочитана как отдельная книга. Вместе с тем все его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общим названием культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Работы Л. С. Выготского нужно читать не один и не два раза. Каждое прочтение открывает все новые, ранее не выявленные контексты и идеи. Один из его учеников — Д. Б. Эль-конин — отмечал: «…при чтении и перечитывании работ Льва Семеновича у меня всегда возникает ощущение. что чего-то я в них до конца не понимаю». В этом признании человека, который много непосредственно общался с Л. С. Выготским, можно усмотреть мысль о том. что во всех его произведениях содержится напряженность, невысказанность. готовая к порождению нового содержания. Складывается впечатление, что Л. С. Выготский владел каким-то особым даром научного анализа. Другими словами, он был не только психологом, теоретиком, практиком, но и методологом. Он мог применять и применял специальные приемы постановки и решения научных и практических вопросов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От составителей 2
ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ

О поведении и реакции
Три элемента реакции
Реакция и рефлекс
Наследственные и приобретенные реакции
Наследственные, или безусловные, рефлексы
Инстинкты
Происхождение наследственных реакций
Учение об условных рефлексах
Суперрефлексы
Сложные формы условных рефлексов
Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека
Законы торможения и растормаживания
Психика и реакция
Поведение животного и поведение человека
Сложение реакций в поведение
Принцип доминанты в поведении
Конституция человека в связи с его поведением
Инстинкты
Происхождение инстинктов
Соотношение инстинкта, рефлекса и разума
Инстинкты и биогенетические законы
Две крайности во взглядах на инстинкт
Инстинкт как механизм воспитания
Понятие о сублимации
Эмоции
Понятие об эмоциях
Биологическая природа эмоций
Психологическая природа эмоций
Внимание
Психологическая природа внимания
Характеристика установки
Внутренняя и внешняя установка
Внимание и рассеянность
Биологическое значение установки
Внимание и привычка
Физиологический коррелят внимания
Работа внимания в целом
Внимание и апперцепция
Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций
Понятие о пластичности вещества
Психологическая природа памяти
Состав процесса памяти
Типы памяти
Индивидуальные особенности памяти
Пределы развития памяти
Интерес и эмоциональная окраска
Забывание и ошибочное запоминание
Психологические функции памяти
Техника памяти
Два типа воспроизведения
Реальность фантазии
Функции воображения
Мышление как особо сложная форма поведения
Двигательная природа мыслительных процессов
Сознательное поведение и воля
Психология языка
Я и Оно
Анализ и синтез
Темперамент и характер
Значение терминов
Темперамент
Строение тела и характер
Четыре типа темперамента
Проблема призвания и психотехника
Эндогенные и экзогенные черты характера
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Предисловие
Глава первая. Проблема и метод исследования
Глава вторая. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
Глава третья. Проблема развития речи в учении В. Штерна
Глава четвертая. Генетические корни мышления и речи
Глава пятая. Экспериментальное исследование развития понятий
Глава шестая. Исследование развития научных понятий в детском возрасте
Глава седьмая. Мысль и слово
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Глава первая. Проблема развития высших психических функций
Глава вторая. Метод исследования
Глава третья. Анализ высших психических функций
Глава четвертая. Структура высших психических функций
Глава пятая. Генезис высших психических функций
Глава шестая. Развитие устной речи
Глава седьмая. Предыстория развития письменной речи
Глава восьмая. Развитие арифметических операций
Глава девятая. Овладение вниманием
Глава десятая. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления
Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением
Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения
Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста
Глава пятнадцатая. Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Лекция первая. Восприятие и его развитие в детском возрасте
Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте
Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте
Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте
Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте
Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрасте
ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка
Эксперименты по практическому интеллекту ребенка
Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта
Речь и практическое действие в поведении ребенка
Развитие высших форм практической деятельности у ребенка
Путь развития в свете фактов
Функция социализированной и эгоцентрической речи
Изменение функции речи в практической деятельности
Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов
Развитие высших форм восприятия
Разделение первичного единства сенсомоторных функций
Перестройка памяти и внимания
Произвольная структура высших психических функций
Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов
Проблема знака в формировании высших психических функций
Социальный генезис высших психических функций
Основные правила развития высших психических функций
Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка
Структура знаковой операции
Генетический анализ знаковой операции
Дальнейшее развитие знаковых операций
Глава пятая. Методика изучения высших психических функций
Заключение. Проблема функциональных систем
Употребление орудий у животного и человека
Слово и действие
ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема возраста
1. Проблема возрастной периодизации детского развития
2. Структура и динамика возраста
3. Проблема возраста и динамика развития Младенческий возраст
1. Период новорожденное
2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
3. Генезис основного новообразования младенческого возраста
5. Основное новообразование младенческого возраста
6. Основные теории младенческого возраста
Кризис первого года жизни
Раннее детство
Кризис трех лет
Кризис семи лет
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Психология — Выготский Л.С. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Психология — Выготский Л.С. — depositfiles

Скачать книгу Психология — Выготский Л.С. — letitbit

Дата публикации: 28.05.2011 04:51 UTC

Теги:

скачать учебник по психологии бесплатно :: психология :: Выготский :: суперрефлексы

Источник

Выбрать главу

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

Л.С.ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ

СОЧИНЕНИЙ

том

ЧЕТВЕРТЫЙ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

МОСКВА

ПЕДАГОГИКА

1984

Л.С. Выготский

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

В ШЕСТИ

ТОМАХ

Главный редактор А. В. ЗАПОРОЖЕЦ

Члены редакционной коллегии:

Т. А. ВЛАСОВА Г. Л. ВЫГОДСКАЯ В. В. ДАВЫДОВ А. Н. ЛЕОНТЬЕВ А. Р. ЛУРИЯ А. В. ПЕТРОВСКИЙ

A.А. СМИРНОВ

B.С. ХЕЛЕМЕНДИК

Д. Б. ЭЛЬКОНИН

М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ

Секретарь редакционной коллегии Л. А. РАДЗИХОВСКИЙ

МОСКВА ПЕДАГОГИКА1984

Рецензент: доктор психологических наук, профессор Я. Я, Гальперин

Составители:

член-кор. АПН СССР, доктор психологических наук,

профессор Д. Б. Эльконин,

кандидат психологических наук Г. Л. Выгодская

Автор послесловия и комментариев

член-кор. АПН СССР, доктор психологических наук,

профессор Д. Б. Эльконин

ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Подготовила указатели и библиографию Г. Л. Выгодская

Выготский Л. С.

Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР).

Пер. 1 р. 80 к.

Том посвящен основным проблемам детской психологии: общим вопросам периодизации детства, переходу от одного возрастного периода к другому, характерным особенностям развития в отдельные периоды детства и др. Кроме известной по прежней публикации монографии «Педология подростка» в том включены печатающиеся впервые главы из работ «Проблемы возраста», «Младенческий возраст», а также ряд специальных статей.

Для психологов, философов, педагогов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

Избранные главы1

Глава девятая

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ В ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

1

Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

Эти движущие силы нашего поведения изменяются на каждой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения. Было бы поэтому неправильно, как это часто делалось, рассматривать развитие отдельных психологических функций и процессов только с формальной стороны, в изолированном виде, безотносительно к их направленности, независимо от тех движущих сил, которыми эти психофизиологические механизмы приводятся в действие. Чисто формальное рассмотрение психологического развития по существу антигенетическое , так как оно игнорирует тот факт, что с поднятием на новую возрастную ступень изменяются и развиваются не только самые механизмы поведения, но и его движущие силы. Невниманием к этому обстоятельству и объясняется бесплодность многих психологических исследований, в частности относящихся к переходному возрасту3. Эти исследования часто тщетно пытались установить какие-нибудь существенные качественные отличия в деятельности отдельных механизмов поведения, например внимания или памяти подростка по сравнению со школьником4 и ребенком раннего возраста. Если такие особенности и устанавливались, то они обычно ограничивались чисто количественной характеристикой, которая демонстрировала рост функций, увеличение ее численного показателя, но не изменение ее внутренней структуры.

Больше того, как мы увидим ниже, некоторые исследователи с логической необходимостью, опираясь на формальное рассмотрение психического развития, приходили к выводу, что все основные элементы мышления подростка имеются уже в готовом виде у 3-летнего ребенка и что интеллектуальные процессы в переходном возрасте претерпевают только дальнейшее развитие,

6

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

дальнейший рост в том же направлении, не представляя ничего действительно нового по сравнению с наблюдающимся в раннем детстве. Ш. Бюлер5, которая делает этот вывод, проводит далее широко охватывающую параллель между подростком в период полового созревания и ребенком 3 лет, находя с формальной стороны ряд сходственных черт в психологии того и другого. Мы склонны видеть здесь проявление внутренней несостоятельности чисто формального метода в педологии, его бессилие постигнуть процесс развития во всей реальной сложности и учесть все те действительные новообразования, которые возникают при переходе ребенка от одного возраста к другому.

Ключ к возрастному пониманию психологии, как уже сказано, заложен в проблеме направленности, в проблеме движущих сил, в структуре влечений и стремлений ребенка. Те же самые навыки, те же самые психофизиологические механизмы поведения, не обнаруживая часто с формальной стороны существенного отличия на разных возрастных ступенях, в различные эпохи детства, оказываются включенными в совершенно другую систему влечений и стремлений, в совершенно иное силовое поле направленности, а отсюда возникает и глубокое своеобразие их строения, их деятельности и их изменения в данную, определенную фазу детства.

Именно из-за недоучета указанного обстоятельства детская психология многие десятилетия не умела найти ни одного существенного признака, который отличал бы восприятие ребенка от восприятия взрослого и указывал на содержание процессов развития в этой области. Поэтому серьезным переломом в истории изучения поведения ребенка явилось осознание недостаточности одного формального рассмотрения и необходимости исследовать те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация которых определяет на каждой данной ступени Структуру, внутри которой находят свое место и свое значение все механизмы поведения.

Отправной точкой научного исследования в этой области является признание того, что развиваются не только навыки и психологические функции ребенка (внимание, память, мышление и т. п.)—в основе психического развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения.

2

К осознанию этой идеи психология подошла только в последнее время. Мы не говорим уже о старой субъективной психологии, в которой интересы то отождествлялись с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление (И. Гербарт)6, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от проходящего без затруднений функционирования наших сил (В. Иеруэалем, Т. Липпс)7, то

7

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

выводились из природы человеческой воли, сближались с действием и надстраивались на основе желания; но даже в объективной психологии, стремящейся построить учение об интересе на биологической основе, проблема интереса в течение долгого времени была крайне затемнена многочисленными и большей частью совершенно ложными попытками представить в надлежащем свете отношения, существующие между интересом и механизмами нашего поведения.

Э. Торндайк8 определяет интерес как стремление, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу, на заключенный в нем момент направленности. Стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению автор называет интересом к этому явлению. Чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету называется интересом, говорит Торндайк.

Уже в этой формуле вместе с более или менее отчетливо высказанным новым взглядом на интерес мы находим ряд неопределенных моментов (чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету), из совокупности которых автор пытается суммарным путем получить определение интереса.

Источник

Автор

Лев Семенович Выготский (1896–1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Им написано более 270 работ, которые стали значимыми для различных ответвлений психологии, дефектологии, педагогики.

Сложность изложения

3 из 5.

Целевая аудитория

Психологи, вузовские преподаватели, школьные педагоги, а также все, кому интересна психология развития человека.

Зачем читать

Автором создан монументальный труд по культурно-исторической теории психического развития человека, который заложил основы построения практики образования в нашей стране, а также дал направление в исследованиях российской и мировой возрастной психологии. В книге рассказывается о закономерных изменениях жизни человека во времени, становлении его внутреннего мира и закладывании его духовных основ.

Читаем вместе

В психологии совершалась попытка научного подхода к душе, к способности овладения психики мыслью, поскольку идея научного строения о душе включает будущий путь психологии. Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Рядом с ним обязательно стоит социальный опыт, который является значимым компонентом человеческого поведения. Развивая формы активного приспособления, люди удваивают опыт, а их поведение становится системой победивших реакций. Человек ежеминутно наполняется неосуществившимися возможностями, ряд связей в организме создаются за счет опыта. Сознание выступает взаимодействием и отражением систем рефлексов, своеобразным эхом в ответ на раздражители. Мы сознаем себя, сознавая других, это является взаимообратным процессом.

Автор рассматривает окружающую среду как основу развития высших психических человеческих функций. Сначала они возникают как форма коллективного поведения ребенка, становясь впоследствии его индивидуальными функциями. Речь, как средство общения между людьми, со временем трансформируется во внутреннюю, несущую интеллектуальную нагрузку. Высшие психические функции всегда осознанны, обладают опосредованностью, произвольностью и системностью. Развитие ребенка подчинено историческим и общественным законам, поскольку силой развития человека является обучение. Оно запускает внутренние процессы развития, давая ребенку возможность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. И только потом они становятся его личным достоянием. Взрослые помогают выявить разницу между уровнем актуального развития ребенка и его возможного развития. То, что ребенок может сегодня выполнять в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно, является зоной ближайшего развития.

Сознание человека достаточно системно и структурно: сначала идет восприятие, затем память и мышление. Психическое развитие перестраивает систему сознания, обусловленную уровнем развития обобщений. Войти в него можно лишь через речь, а перейти от одной его структуры к другой — только через обобщения. Сознание, по Выготскому, является вершинной психологией, так как имеет историческую и знаковую природу. Знаки продуцирует само общество, а их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. Низшие и высшие психические функции отличаются уровнем произвольности, обеими группами можно управлять.

Ребенок с возрастом усваивает культуру поведения и определенные способы мышления. Одна линия его поведения связана с общим ростом и созреванием, вторая уже принадлежит культуре, когда совершенствуются психологические функции, вырабатываются новые способы мышления. Здесь важно говорить о возрасте человека, для которого изменяется роль среды в его развитии, для этого Выготским был выдвинут ряд законов психического развития ребенка:

1. Развитие ребенка идет в определенных темпе и ритме, меняющихся на разных возрастных ступенях.

2. Развитие предполагает качественные изменения, психика ребенка не похожа на психику взрослого человека.

3. Ребенок развивается неравномерно, у психики имеются конкретный период развития, пик проявления и стабилизация. Когда изменяется одна функция, она влечет за собой изменение других, сознание при этом остается системным образованием.

Личность всегда равна самосознанию, это нечто надприродное в человеке, являющееся результатом его культурного развития. Личность формируется в процессе перехода изнутри вовне традиций и социальных форм поведения, ведущих к личностной адаптации и саморегуляции. Аффект и интеллект личности рождаются за счет воздействия окружающей среды: ребенок на разных стадиях развития по-разному переживает эти воздействия. Это называется социальной ситуацией развития: оно либо плавное, либо кризисное, поэтому психическое развитие можно поделить на два периода — динамический и содержательный. Первый включает спокойствие или критику, второй влечет за собой вывод ребенка на новую ступень развития с новым уровнем интеллекта, индивидуальной позиции и т.д. Эти периоды делятся на кризис новорожденного, кризис одного года и еще четырех периодов взросления. Социальная среда всячески помогает созреванию индивида и его развитию, формируя тем самым усложненные формы его психической жизни.

Выготский связывает деятельность со знаковостью и определением психологической роли языка. Деятельность неотделима от ее первоначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. Слово, общение и деятельность выступают определенным единством:

1. Значение анализируется как психологическое понятие, а не просто как логическая, лингвистическая и семиотическая составляющая.

2. Значение обладает динамическим характером, то есть определенным путем от мысли к слову.

3. Значение предметно.

4. Сознание по строению осмысленно, то есть является результатом значения.

5. Значение имеет социальную природу.

6. Знак обозначается как равенство общения и обобщения.

7. И слово, и действие встроены в единую психологическую систему.

Лучшая цитата

«Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, — это может быть обозначено как овладение внутренним миром».

Чему учит книга

— Проблема сознания являлась ключевой для истории отечественной психологии, его обусловленность подчеркивается социальной жизнью людей и его активной ролью в их деятельности.

— Действие всегда идет впереди слова, но они тесно связаны между собой.

— Особенность развития ребенка состоит в подчинении действию социальных законов, а уже от того, насколько развит социум, зависят продолжительность детства и само содержание развития детей.

От редакции

Дать ребенку ощущение защищенности, надежности, безопасности и любви — задача родителей. Как правильно оберегать ребенка, чтобы случайно не удушить; сколько свободы ему давать, чтобы она не обернулась вседозволенностью, и от чего детей оберегать не надо, рассуждает в своей статье писатель, популярный блогер Марта Кетро: https://psy.systems/post/razumnaya-zaschita-kak-oberegat-rebenka.

Помощь ребенку должна заключаться и в том, чтобы привить ему навыки, необходимые во взрослой жизни. Один из них — умение правильно распоряжаться деньгами. Как научить своего ребенка основам финансовой грамотности, рассказывает психолог и мама троих подростков Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/kak-nauchit-rebenka-osnovam-finansovoj-gramotnosti.

Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Однако не все правила и установки, пришедшие к нам от предков, полезны и применимы сегодня. Некоторые из них становятся ограничителями. Разобраться в этом вопросе поможет статья психолога, врача-вертебролога Натальи Терещенко: https://psy.systems/post/pochemu-skrepy-meshaut-soxraneniyu-roda.

Источник