Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка

Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка thumbnail

Говоря о понимании детского развития Л. С. Выготским, нужно сказать о его подходе в целом. Он понимал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие ребенка с обществом, в ходе которого ребенок присваивает выработанные в ходе исторического развития и хранящиеся в социуме формы психической деятельности. Ребенок не просто социализируется, приспосабливаясь к социальным обстоятельствам, а присваивает систему общественных отношений. Ребенок с точки зрения способа своего существования рождается как предельно социальное существо. Взрослый организует социальную ситуацию развития, проживая которую у ребенка формируются высшие психические функции.

Высшая психическая функция обладает двумя главными свойствами – произвольностью и осознанностью. Развитие высших психических функций обеспечивается в процессе овладения средствами психической деятельности, в качестве которых выступают знаки. Знак представляет собой орудие, направленное на организацию поведения человека. Поэтому в знаке выделяется две стороны – материальная оболочка знака и значение. Общий ход развития состоит в том, что в силу материальности знака имеется возможность (реализуемая взрослым) помещения этого знака в поле взаимодействия ребенка и взрослого. В этом случае знак выступает как элемент этого поля. Однако логика оперирования знаком отличается от естественной (натуральной) логики организации этого ноля. Знак структурирует взаимодействие не по натуральным законам, а по законам культуры, что и позволяет в итоге сделать психические функции ребенка произвольными и осознанными. Наиболее важным знаком для Л. С. Выготского выступает слово.

Развитие любого психического образования, опирающееся на использование знаков, проходит ряд стадий. На первой (примитивной) стадии осваиваемая операция осуществляется так, как она сложилась на примитивных ступенях поведения. Ребенок как бы натурально воспринимает знак. Если, например, рассматривать развитие речи, то на этой стадии можно говорить только о доинтеллектуальной речи и, соответственно, о доречевом мышлении. Затем наступает вторая стадия, или «стадия наивной психологии». Ребенок уже начинает использовать знак, но неадекватно. В области речевого развития эта стадия проявляется в том, что ребенок использует формы придаточных предложений («потому что», «так как», «когда» и т.п.), но освоение логических операций, соответствующих этим формам, происходит значительно позднее. Третья стадия (стадия внешнего знака) характеризуется тем, что ребенок использует знак внешним образом. Например, это может быть счет на пальцах. В случае развития речи в качестве стадии внешнего знака выступает эгоцентрическая речь, которая адресована к самому ребенку и выполняет функцию планирования поведения. Затем наступает четвертая стадия (стадия вращивания), на которой внешняя операция уходит внутрь. В качестве примера можно привести счет в уме, логическую память. В области речи четвертой стадии соответствует внутренняя речь.

Системная организация высших психических функций определяет строение развивающегося сознания ребенка. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция выступает на первый план и организует смысловую систему всего детского сознания, что находит отражение в особенностях значений слов.

Давая оценку культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, следует отметить, что он основан не только на преобразовании базовой ассоциативной теории, но и на расширении пространства психологического знания за счет объединения социологической и собственно психологической точек зрения. Например, принцип дискретности, характерный для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа. Кроме того, сама проблематика исследования мышления и речи заимствуется Выготским из ассоциативной психологической теории. Принцип сознательности выражается в том, что в понимании Л. С. Выготского психика и есть сознание, которое определяется системой высших психических функций.

Объединение социологии, уделявшей особое внимание коллективным, а не индивидуальным представлениям, и ассоциативной психологии позволяет Л. С. Выготскому сформулировать ряд новых принципов. В первую очередь это принцип структурности, противоположный принципу дискретности, который Выготский использует при анализе строения психики. Помимо этого следует назвать принцип опосредствования, т.е. представления психики с помощью средств (знаков). С этим принципом тесно связана идея интериоризации – развития по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредствования закономерно приводит к таким понятиям, как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития. С точки зрения теории Выготского, развитие понимается, с одной стороны, как саморазвитие (т.е. собственно процесс созревания), а с другой стороны, как внешне обусловленное развитие, связанное с взаимодействием ребенка и взрослого и процессом передачи культурных средств.

Все это существенно обогащает психологию в целом, в том числе детскую психологию. Поскольку теория Л. С. Выготского относится к теориям базового порядка, она выступает равномощной психологической теорией, как и ассоциативная психология, и обладает многими возможностями теоретического развития.

Одно из следствий, которое вытекает из подхода Л. С. Выготского, состоит в том, что все психологические теории детского развития могут быть разделены на две группы: теории, рассматривающие процесс развития ребенка естественным образом, т.е. натуралистические теории, и теории, рассматривающие психическое развитие не только как социально обусловленный процесс, но и как процесс опосредствованного развития. В этом случае именно взрослый выступает носителем средств развития, организатором социальной ситуации. Таким образом, взрослый ведет за собой развитие, формой которого выступает обучение. Подход Выготского оказывается принципиально выигрышным в сравнении с натуралистическими взглядами. Сама идея развивающего обучения ставит взрослого в принципиально иную позицию: взрослый становится не сторонним наблюдателем и аналитиком детского развития, а организатором и разработчиком этого процесса. Подход Л. С. Выготского открывает широкие перспективы как для анализа, так и для построения эффективных образовательных систем, позволяющих решать задачи развития творческой детской личности.

Высшая психическая функция – функция, формирующаяся при жизни индивида, обладающая произвольностью и осознанностью; возникает за счет освоения ребенком психических средств.

Закон детского развития – закономерность, согласно которой для каждого возрастного периода существует доминирующая психическая функция, которая развивается в первую очередь и обусловливает развитие других психических функций.

Зона ближайшего развития – область психических процессов, находящихся в стадии формирования. Поскольку всякая психическая функция первоначально выступает как функция, «передаваемая» взрослым ребенку, то зону ближайшего развития можно определить теми задачами, которые ребенок оказывается в состоянии решить с помощью взрослого.

Кризис развития – состояние, при котором возросшие психические возможности ребенка не соответствуют исходной социальной ситуации развития.

Новообразование – то новое в психическом и социальном строении личности, что впервые возникает на данном возрастном этапе и определяет психическую жизнь ребенка.

Психическое средство – орудие, направленное на овладение собственным поведением или поведением другого. В качестве такого орудия выступают знаки.

Системное строение сознания – подчинение всех психических функций доминирующей функции на конкретном возрастном этапе.

Социальная ситуация развития – характерные для данного возрастного периода отношения между ребенком и его социальным окружением.

Источник

Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.

Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.

Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.

Разновидности высших психических функций

Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:

  • Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
  • Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
  • Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
  • Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
  • Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
  • Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
  • Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.

Периодизация и кризисы

Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.

Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:

  1. От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
  2. 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
  3. 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
  4. 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
  5. 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
  6. 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.

Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.

Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.

Источник

Известный психолог Л.С.Выготский рассматривал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие с обществом. В ходе этого взаимодействия ребенок присваивает выработанные на протяжении исторического развития и находящиеся в социуме формы психической деятельности. Идет не просто социализация, усвоение социальных обязательств, система общественных отношений именно присваивается ребенком. Ребенок рождается как социальное существо, взрослый организует ситуацию, способствующую развитию. При проживании социальной ситуации развития у ребенка формируются высшие психические функции.

Свойства высших психических функций

Два главных свойства присущи ВПФ: произвольность и осознанность. Высшие психические функции могут быть сформированы только в процессе овладения средствами психической деятельности. Средствами являются знаки.

Определение 1

Знак — это орудие, которое организует поведенческую линию человека. Существует две стороны знака: материальная оболочка и значение.

Общий ход развития заключается в следующем: знак помещается взрослым в поле взаимодействия ребенка с миром. Знак является элементом этого поля. Логика оперирования знаком не естественна, ненатуральна, как само поле. Знак определяет взаимодействие по законам культуры, в итоге психические функции ребенка обретают произвольность и осознанность. Наиболее важный знак по мнению Л.С.Выготского — слово.

Стадии развития психики при использовании знаков

Развитие психики, опираясь на знаки, проходит разные стадии. Первая стадия называется примитивной. Ребенок воспринимает знак натурально. Если рассматривать развитие речи, то здесь можно говорить только о доинтеллектуальном развитии речи и о доречевом мышлении. Вторая стадия называется «стадией наивной психологии». Ребенок использует знак, но неадекватно. В речевом развитии это проявляется, как использование форм придаточных предложений, но освоение логических операций, которые соответствуют этим формам произойдет значительно позднее. Третья стадия носит название «стадии внешнего знака» и примечательна тем, что ребенок использует знак внешне: счет на пальцах, эгоцентрическая речь, когда ребенок разговаривает сам с собой, тем самым планируя свое поведение. Четвертая стадия называется «стадией вращивания», когда внешние операции приобретают внутренний характер: счет в уме, логическая память, внутренняя речь.

Замечание 1

Развитие высших психических функций у человека определяет развитие сознания. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция становится лидирующей и организует смысловую систему всего сознания ребенка, особенности значений слов очень хорошо демонстрируют это.

Принципы Л.С.Выготского

Подход Выготского — это не только преобразование теории ассоциаций, но и расширение пространства психологического знания за счет объединенных подходов социологического и психологического. Принцип дискретности, который характерен для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа.

Сама проблема исследования мышления и речи присуща ассоциативной психологии, и Выготским заимствуется. Ученый утверждает, что психика и есть сознание, которое определено системой высших психологических функций, в этом выражается принцип сознательности.

На основе объединения социологии и ассоциативной психологии Л.С.Выготский формулирует новые принципы. Прежде всего, это принцип структурности, противоположный принципу дискретности. Принцип опосредования, то есть представления развития психики при помощи знаков. Этот принцип позволил выдвинуть идею интериоризации — развитие по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредования рождает такие понятия как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития.

Определение 2

Развитие — это саморазвитие и внешне обусловленное развитие.

Исходя из подхода Л.С.Выготского все теории детского развития можно разделить на две группы: натуралистические теории и теории опосредованного развития. Во втором случае взрослый является организатором социальной ситуации, ведет развитие формой которого является обучение.

Подход Выготского более выигрышный в сравнении с натуралистическим подходом. Взрослый находится в новой позиции, он не наблюдатель, а организатор детского развития. Используя подход Выготского, можно разрабатывать эффективные образовательные системы.

Перечислим еще раз ключевые понятия, связанные с теорией Л.С.Выготского.

Определение 3

Высшая психическая функция — обладает произвольностью и осознанностью, вырабатывается при освоении ребенком психических средств.

Определение 4

Закон детского развития — в каждом возрастном периоде доминирует конкретная психическая функция.

Определение 5

Закон ближайшего развития — психические процессы, которые формируются. Когда ребенок способен решить задачу при помощи взрослого.

Определение 6

Кризис развития — несоответствие психических возможностей социальной ситуации развития.

Определение 7

Новообразование — новое в психическом личностном строении, впервые возникшее на данном возрастном этапе.

Определение 8

Психическое средство — орудие для овладения собственным поведением. Орудием являются знаки.

Определение 9

Системное строение сознания — все психические функции подчиняются доминирующей на конкретном этапе развития.

Определение 10

Социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающим миром, характерные для данного периода развития.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник

В
теории культурно-исторической концепции
психического развития Л.С. Выготский
(1896-1934) высказал идею о том, что психическое
развитие человека —
это
процесс усвоения общечеловеческого
(культурно-исторического) опыта,
накопленного цивилизацией.

Усвоение
данного опыта происходит в процессе
взаимодействия ребенка со взрослым.
Первоначально психические функции
являются низшими, и являются интерпсихическим
образованием, т.е. средством взаимодействия
ребенка и взрослого. Постепенно в ходе
интериоризации происходит перевод этих
внешних функций во внутренний план
сознания. Эти функции приобретают
произвольность, осознанность, становятся
культурными или высшими психическими
функциями и превращаются в интрапсихическое
образование.

Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка

Интерпсихическое образование

Высшие психические
функции присущи только человек
(произвольная память, внимание, логическое
мышление). Их возникновение связано с
овладением собственной психики. Это
происходит с помощью психических орудий
– знаки, стимулы-средства (язык, нумерация,
мнемические средства, письмо, искусство).

Сравнительный анализ психических функций.

ВПФ

Натуральные
ПФ

Произвольны

Импульсивны
и полезависимы (зависят от влияния
потребностей и стимулов)

Опосредствованы
– знак позволяет прервать биологическую
психику

Непосредственны,
адаптивный х-р

Социальны
– разделены между людьми. Память не
нужна одному человеку.

Асоциальны

Системность
– для построения одной ВПФ нужны
несколько натуральных. Формирование
одной ВПФ ведет за собой изменения и
в других.

 Высшие
психические функции

— это теоретическое понятие, обозначающее
сложные психические процессы, социальные
по своему формированию, которые
опосредствованы и за счет этого
произвольны.

Основные
идеи и ход мысли Л. С. Выготского

при обсуждении природы, строения и
развития высших психических функций
человека. Под последними он подразумевал
произвольное внимание, произвольную
память, логической мышление и др. В
рассуждениях Л. С. Выготского на эту
тему можно выделить три крупные логические
части.  

I
– «Природа и человек».

Л. С. Выготский подчеркивает изменение
взаимоотношение человека и природы и
механизм этого изменения через
использование орудий.

1. При
переходе от животного к человеку
произошло кардинальное изменение
взаимоотношений субъекта с окружающей
средой. Среда действовала на животное
видоизменяла его, животное приспосабливалось
к среде и это обеспечило биологическую
эволюцию животного мира. С появлением
человека начался процесс противоположного
смысла. Человек начал действовать на
природу и видоизменять ее. Человек
способен овладевать природой.

2.
Человеку удалось наложить на природу
«печать своей воли» благодаря использованию
орудий. Именно материальное производство
привело к эволюции средств воздействия
на природу: от неотесанного камня до
атомных двигателей.      

II.
“ Человек и его собственная психика”.

1.
Появление
ВПФ связано с овладением человеком
природы. По мнению Выготского, указанные
изменения в психике человека выступают
одновременно и как следствия его
измененных отношений с природой, и как
фактор, который обеспечивает эти
изменения. Ведь если жизнедеятельность
человека сводится не к приспособлению
к природе, а к изменению ее, то его
действия должны совершаться по какому-то
плану, подчиняться каким-то целям. Так
вот, ставя и реализуя внешние цели,
человек с какого-то момента начинает
ставить и осуществлять внутренние цели,
т.е. научается управлять собой. Таким
образом, первый процесс стимулирует
второй. В то же время прогресс в
самоорганизации помогает более эффективно
решать внешние задачи. Поэтому овладение
природой и овладение собственным
поведением — параллельно идущие глубоко
взаимосвязанные процессы.

2.
Подобно тому как человек овладевает
природой с помощью орудий, он овладевает
собственным поведением тоже с помощью
орудий особого рода – психологических.
Это знаки. Человек сам вводит дополнительный
стимул, который не имеет органической
связи с ситуацией и потому представляет
собой искусственное средство-знак; с
помощью этого знака он овладевает
поведением—запоминает, делает выбор
и т. п.

III
— “Генетические аспекты”

Культурно-историческое
развитие человека и онтогенез имеют
принципиальное сходство. Труд создал
человека, общение в процессе труда
породило речь. Первые слова обеспечивали
организацию совместных действий.. Это
были слова-приказы, обращенные к другому
и направляющие, его действия. Потом
произошло принципиально важное событие:
человек стал обращать слова приказы на
самого себя! Возможность приказывать
себе рождалась в процессе культурного
развития человека из внешних отношений
приказа-подчинения. Сначала функции
приказывающего и исполнителя были
разделены и весь процесс был
интерпсихологическим, т. е. межличностным.
Затем эти же отношения превратились в
отношения с самим собой, т.е. в
интрапсихологические. Превращение
интерпсихологических отношений в
интрапсихологические Выготский назвал
процессом интериоризации.

В
онтогенезе наблюдается принципиально
то же самое. Л. С. Выготский выделяет
здесь следующие стадии интериоризации.
Первая: взрослый действует словом на
ребенка, побуждая его что-то сделать.
Вторая: ребенок перенимает от взрослого
способ обращения и начинает воздействовать
словом на взрослого. И третья: ребенок
начинает воздействовать словом на
самого себя. Речь — главное средство
саморегуляции. Эгоцентрическая речь
отражает уже продвинутую стадию
интериоризации этого средства.

Выготский
описывает феномен эгоцентрической
речи

как промежуточной между обращением к
другому и обращением к себе. По наблюдению
Выготского такая речь возникает у
ребенка особенно часто при затруднениях,
т.е. в моменты, когда повышаются требования
к организации его собственных действий.
Ребенок озвучивает программу своих
действий. Так формируется мышление.

Всякая ВПФ
появляется в своем развитии на сцене
дважды: сначала как функция интерпсихическая,
а потом как интрапсихическая. Это
происходит в процессе интериоризации.
«всякая функция в культурном развитии
ребенка появляется на сцену дважды, в
двух планах, сперва — социачьном, потом
— психологическом, сперва между людьми,
как категория интерпсихическая, затем
внутри ребенка, как категория
интрапсихическая»

Культурно-историческая
теория оказала огромное влияние на
дальнейшее развитие советской психологии.
По крайней мере два фундаментальных
положения теории сохраняют большое
значение и в настоящее время. Это
положение об опосредствованном характере
высших психических функций или
произвольных форм поведения человека,
и положение об интериоризации. как
процессе их формирования. Идея об
интериоризации психологических орудий
составила основу понимания природы
внутренней деятельности как производной
от внешней, практической, деятельности
с сохранением принципиально того же
строения.

Источник