Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды
Экология познания. Психология: Знаменитый российский психолог и один из основателей нейрофизиологии Александр Лурия неоднократно признавал, что «всему хорошему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому».
Знаменитый российский психолог и один из основателей нейрофизиологии Александр Лурия неоднократно признавал, что «всему хорошему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому».
Лев Выготский — действительно знаковая фигура уже для нескольких поколений психологов и гуманитариев, и не только отечественных.
После того, как в 1962 году на английском языке была опубликована его работа «Мышление и речь», идеи Выготского широко распространились в США, Европе, а затем и в других странах. Когда одному из американских последователей культурно-исторической школы Ури Бронфенбреннеру из Корнелльского университета удалось приехать в СССР, он с порога смутил дочь Выготского Гиту Львовну вопросом: «Надеюсь, вы знаете, что ваш отец для нас Бог?»
Ученики Выготского, впрочем, считали его гением ещё при жизни. Как вспоминает тот же Лурия, в конце 20-х годов «вся наша группа посвящала почти весь день нашему грандиозному плану перестройки психологии. Л.С. Выготский был для нас кумиром. Когда он уезжал куда-нибудь, студенты писали стихи в честь его путешествия».
Лев Выготский с дочерью Гитой, 1934 год.
- В психологию Выготский пришёл из среды театралов и любителей искусства — из мира «серебряного века» русской культуры, в котором он прекрасно ориентировался.
- После революции он писал рецензии на театральные постановки и преподавал в своём родном городе Гомеле, подготовил несколько работ о драме Шекспира и разрабатывал основы психологии искусства.До революции он посещал Народный университет Шанявского в Москве, где слушал лекции литературоведа и критика Юрия Айхенвальда, философа Густава Шпета и Георгия Челпанова. Благодаря этим курсам и самостоятельному чтению (на нескольких языках) Выготский получил превосходное гуманитарное образование, которое позднее дополнил естественнонаучным.
- После революции он писал рецензии на театральные постановки и преподавал в своём родном городе Гомеле, подготовил несколько работ о драме Шекспира и разрабатывал основы психологии искусства.
- В 1924 году он вновь переехал в Москву по приглашению Московского института экспериментальной психологии, в котором окончательно нашёл своё призвание.
В тяжелейших условиях послереволюционной России, не дожив и до 38 лет, он предложил множество решений в психологической теории и педагогике, которые остаются свежими и сегодня.
Уже в 1926 году Выготский констатировал: не только отечественная, но и мировая психология находится в кризисе. Необходима полная перестройка её теоретических оснований. Все противоборствующие школы, развитие которых бурно происходит в первой четверти XX века, можно разделить на две части — естественнонаучную и идеалистическую.
Первая изучает рефлексы и реакции на стимулы, а позицию последней наиболее отчётливо выразил Вильгельм Дильтей, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем».
Преодолеть это противопоставление и этот кризис можно только через создание общей психологии — через систематизацию и упорядочение отдельных данных о человеческой психике и поведении. Необходимо было совместить объяснение и понимание в едином и целостном подходе к анализу человеческой психики.
Что же наиболее общего у всех явлений, изучаемых психологией, что делает психологическими фактами самые разнообразные явления — от выделения слюны у собаки и до наслаждения трагедией, что есть общего в бреде сумасшедшего и строжайших выкладках математика?
— Лев Выготскийиз работы «Исторический смысл психологического кризиса»
Человека принципиально отличает то, что он пользуется сознанием и знаками — а именно это психология до тех пор игнорировала (бихевиоризм и рефлексология), рассматривала в отрыве от социальной практики (феноменология) или подменяла бессознательными процессами (психоанализ). Путь выхода из кризиса Выготский видел в диалектическом материализме — хотя и скептически относился к попыткам напрямую приспособить марксистскую диалектику к психологии.
У Маркса были принципиально важны положения об определяющей роли общественных отношений, орудийной и знаковой деятельности в формировании психики:
Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове.
— Карл Маркс«Капитал», Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости
Общей психологии, преодолевающей разногласия разных школ и подходов, при жизни Выготского не появилось — нет её и теперь. Но в эти революционные по всем параметрам годы многим казалось, что это вполне возможно: общая психологическая теория где-то рядом, «мы теперь держим у себя в руках нить от неё» — пишет он в 1926 году в заметках, которые позднее были переработаны и опубликованы под названием «Исторический смысл психологического кризиса». В это время Выготский лежит в больнице «Захарьино», куда он был срочно госпиталирован в связи обострением туберкулёза.
Лурия поздее рассказывал: «Врачи говорили, что ему осталось 3—4 месяца жизни, его поместили в санаторий… И тут он начал судорожно писать, чтобы оставить после себя какой-то основной труд».
Классическая схема бихевиоризма «стимул — реакция» у Выготского превращается в схему «стимул — знак (средство) — реакция». Именно в это время начинает формироваться то, что позднее будет названо «культурно-исторической теорией».
В 1927 году Выготский выписывается из больницы и вместе со своими коллегами начинает проводить исследования высших психических функций, которые принесут ему мировую известность. Он изучает речевую и знаковую деятельность, генетические механизмы формирования психики в процессе развития детского мышления.
Промежуточный элемент преобразует всю сцену мышления, изменяет все его функции. То, что было естественной реакцией, становится сознательным и социально обусловленным культурным поведением.
3 тезиса психологии Выготского
«…Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
Сходные идеи в своё время высказывал французский психолог и философ Пьер Жане: те формы поведения, которые другие первоначально применяли по отношению к ребёнку («вымой руки», «не болтай за столом»), он затем переносит на самого себя.
Так выглядит знаменитая формулировка «общего генетического закона культурного развития», которую Выготский предложил в «Мышлении и речи». Речь здесь идёт о социальном происхождении сознания — но интерпретировать эту формулу можно совершенно различным образом.
Выготский вовсе не утверждает, что социальные факторы целиком и полностью определяют развитие психики. Также как и не говорит, что сознание возникает из естественных, врождённых механизмов приспособления к окружающей среде.
«Развитие есть непрерывный самообусловленный процесс, а не марионетка, направляемая дёрганием двух ниточек». Ребёнок возникает как отдельная личность только через взаимодействие, активное участие в жизни других.
Как показали эксперименты Лурии, проведённые в Узбекистане в начале 30-х гг., логические операции, которые мы считаем естественными, возникают только в контексте формального обучения. Если вам не расскажут в школе, что такое круг, идея круга самого по себе не спустится к вам из платоновского мира идей.
Для неграмотного треугольник — это подставка для чая или амулет, закрашенный кружок — это монета, незаконченная окружность — это месяц, и ничего общего между ними нет.
Допустим, вам предложили следующий силлогизм:
1. На Крайнем Севере, где всегда лежит снег, все медведи белые.
2. Новая Земля расположена на Крайнем Севере.
3. Какого цвета там медведи?
Если вас не учили рассуждать в абстрактных понятиях и решать отвлечённые задачки, то вы ответите что-то вроде «я никогда не был на Севере и не видел медведей» или «вы должны спросить людей, которые бывали там и видели».
Пионеры идут по майдану с барабанами. Узбекистан, 1928 год.
Выготский и Лурия показали, что многие механизмы мышления, которые кажутся универсальными, на самом деле обусловлены культурой, историей и определёнными психологическими инструментами, которые не возникают спонтанно, а усваиваются в ходе обучения.
«Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу»; «в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления».
Выготский подчёркивает, что все формы поведения, характерные для человека, имеют знаковую природу. Знаки используются в качестве психологических инструментов: простейший пример — это узелок, завязанный на память.
Посмотрим, как дети играют с кубиками. Это может быть спонтанная игра, в которой фигуры нагромождаются одна на другую: этот кубик становится машиной, следующий — собакой. Значение фигур постоянно меняется, и ребёнок не приходит к какому-то устойчивому решению. Ребёнку это нравится — сам процесс приносит ему удовольствие, а результат не имеет значения.
Педагог, который считает такое занятие бесцельным, может предложить ребёнку выстроить определённую фигуру по нарисованной модели. Здесь есть чёткая цель — ребёнок видит, на каком месте должен стоять каждый кубик. Но такая игра ему неинтересна. Можно предложить и третий вариант: пусть ребёнок попробует собрать из кубиков модель, которая обозначена лишь приблизительно. Её нельзя скопировать — нужно найти своё решение.
В первой версии игры знаки не определяют поведение ребёнка — им движет спонтанное течение фантазии. Во второй версии знак (нарисованная модель) выступает в качестве предзаданного образца, который нужно просто скопировать, но ребёнок при этом утрачивает собственную активность. Наконец, в третьей версии игра приобретает цель, но допускает множество решений.
Именно такую форму имеет человеческое поведение, опосредованное знаками, которые задают ему цель и смысл, не отнимая свободу выбора.
«…Включаясь в поведение, психологический инструмент изменяет всё течение и структуру психических функций. Он достигает этого, задавая структуру нового инструментального акта, подобно тому как техническое орудие изменяет процесс естественной адаптации, определяя вид трудовых операций». Но действие знака, в отличие от орудия, направлено не вовне, а внутрь. Он не только передаёт сообщение, но и выступает как средство самоопределения.
Снятие памятника Александру III в Москве, 1918 год.
«Незрелость функций к моменту начала обучения является общим и основным законом»; «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Понятие «зоны ближайшего развития» — один из самых известных вкладов Выготского в педагогическую теорию. Самостоятельно ребёнок может выполнить определённый спектр задач. С помощью наводящих вопросов и подсказок педагога он может сделать значительно больше. Промежуток между этими двумя состояниями и называется зоной ближайшего развития. Именно через неё всегда осуществляется любое обучение.
Чтобы объяснить это понятие, Выготский вводит метафору о садовнике, которому нужно следить не только за вызревшими, но и за созревающими плодами. Образование должно ориентироваться именно на будущее — то, чего ребёнок пока не умеет, но может научиться. Важно оставаться в рамках этой зоны — не останавливаться на усвоенном, но и не пытаться перепрыгнуть далеко вперёд.
Человек не может существовать отдельно от других — любое развитие всегда происходит в коллективе. Современная наука многого достигла не только потому, что стоит на плечах гигантов — не менее важна целая масса людей, которая для большинства остаётся анонимной. Подлинные таланты возникают не вопреки, а благодаря окружающим условиям, которые подталкивают и направляют их развитие.
И здесь педагогика Выготского выходит за пределы классных кабинетов: чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, должно измениться всё общество.
Многие идеи и концепции Выготского остались неоформленными. Экспериментальную работу по проверке его смелых гипотез в основном проводил не он сам, а его последователи и ученики (поэтому большая часть конкретных примеров в этой статье взята из работ Лурии). Выготский умер в 1934 году — непризнанным, поруганным и на долгие годы забытым всеми, кроме узкого круга единомышленников. Интерес к его теории возродился только в 50-60-е годы на волне «семиотического поворота» в гуманитарных исследованиях.
Знаменитая «восьмёрка» учеников Выготского. Стоят: А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, и Д.Б. Эльконин, сидят: А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Р. Лурия.
Сегодня на его работы опираются как отечественные представители культурно-исторической теории, так и зарубежные социокультурные психологи, когнитивисты, антропологи и лингвисты. Идеи Выготского вошли в обязательный багаж педагогов по всему миру.
Это Вам будет интересно:
Почему девочки растут уже с внутренней неуверенностью в себе
Почему каждая следующая связь часто оказывается ничуть не лучше предыдущей
Как бы вы определили, кто вы такие, если бы не лавина культурных клише, которыми нас ежедневно бомбардируют другие? Как бы вы узнали, что большая и меньшая посылка категорического силлогизма приводят к совершенно определённому выводу? Чему бы вы научились, если бы не учителя, тетрадные конспекты, одноклассники, классные журналы и отметки?
Причина продолжающегося влияния Выготского в том, что он показывает важность всех этих элементов, которые так легко ускользают от нашего внимания. опубликовано econet.ru
Автор: Олег Бочарников
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Ó ìåíÿ íà ïðèåìå, êàê îáû÷íî, ìàìà ñ ñûíîì. Ìàìû áûâàþò ðàçíûå: î÷åíü ìíîãèå ãðîçíî è îñóæäàþùå ãëÿäÿò íà ñâîèõ ÷àä, ïðîèçíîñÿ ïðèãîâîðû «íå ó÷èìñÿ. èãðàåì. êàê ìèìî óøåé âñå, äà?». Êòî- òî óñàæèâàåòñÿ íîãó íà íîãó, è òÿíåò: íó ÷òî, Âàñÿ, ðàññêàæè, çà÷åì ìû ïðèøëè. Ýòèì äåòÿì íå ïîçàâèäóåøü, ïðàâäà? Âèíà è òðåâîãà âèòàåò â âîçäóõå, à ÿ êàê áóäòî íå ñïåöèàëèñò, à ñâèäåòåëü, ïîíÿòîé, ÷òîá òîëüêî «ïîñìîòðåòü» íà ýòîãî ðåáåíêà. Íó, è êîíå÷íî, èñïðàâèòü. È ýòè äåòè, ðàçóìååòñÿ ïëîõî ó÷àòñÿ, è íè÷åãî íå õîòÿò.
Íî ýòà ïàðî÷êà áûëà äðóãîé. Íàñóïëåííûé, ñåðü¸çíûé ïàöàí 11 ëåò, è âñòðåâîæåííàÿ ìàìà, ñ ëþáîâüþ ãëÿäÿùàÿ íà ñâîåãî ñûíà. Ñ îïûòîì óæå íàó÷àåøüñÿ êëàññèôèöèðîâàòü âçãëÿäû, æåñòû, îõè, âçäîõè. Âîò âñå ýòî áûëî ñ ëþáîâüþ è òðåâîãîé.
Êàê îáû÷íî ñïðàøèâàþ: ÷òî ïðèâåëî êî ìíå, è êòî ïåðâûé íà÷íåò ðàññêàçûâàòü? Ïåðâàÿ íà÷àëà ðàññêàçûâàòü, êîíå÷íî, ìàìà.
-Çíàåòå, Äàíèë ñòàë ïëîõî ó÷èòñÿ. Ïèøåò â òåòðàäè ïëîõî, íà óðîêàõ îòâëåêàåòñÿ, äîìàøíèå çàäàíèÿ ó íàñ ñî ñêàíäàëîì (ãîðåñòíûé âçäîõ). Íà÷àë êðè÷àòü íà ìåíÿ, ïðåäñòàâëÿåòå? (Äàíèë ðîáêî îáîðà÷èâàåòñÿ â ñòîðîíó ìàòåðè). Ïîòîì, êîíå÷íî, èçâèíÿåòñÿ. Ó íåãî âñå âàëèòñÿ èç ðóê. Îí êàê áóäòî ïðîòåñòóåò! ß åãî ïåðåâåëà â êàäåòû, íàäåÿëàñü, ÷òî äèñöèïëèíà ïîìîæåò, òàê îí íà÷àë ðóãàòüñÿ ñ îôèöåðàìè è ó÷èòåëÿìè. Ñïîðèò. è íè÷åãî íå äåëàåò. Äâîéêè, äâîéêè À ìíå è òàê ïëîõî, åùå âîò ýòî
-ß óñëûøàë, ãîâîðþ. Äàíèë, ìíå âàæíî ïîñëóøàòü è òåáÿ. Äàíèë, åñòåñòâåííî ìîë÷èò, ðàçãëÿäûâàÿ êðîññîâêè. Õîðîøî, íî, åñëè òî-òî äëÿ òåáÿ áóäåò âàæíî, òû ñêàæåøü íàì ñâîå ìíåíèå. Ìðà÷íîå ìîë÷àíèå ïîñëóæèëî îòâåòîì.
— Âû ñêàçàëè, ÷òî âàì è òàê ïëîõî. ×òî ñëó÷èëîñü?
— Ìû ðàçâåëèñü ñ ìóæåì ïîëãîäà íàçàä. Ìû æèëè â ìàëåíüêîì ãîðîäå, òàì ìîè äåòè ðîäèëèñü è ó÷èëèñü â øêîëå. Çàòåì ïðèøëîñü ïåðååõàòü, ÿ ïðîñòî íå ñìîãëà òàì æèòü.
— À ÿ ìîã!- âäðóã ãðîçíî ãîâîðèò ìàëü÷èê, è ñíîâà çàìîëêàåò
-Ðàçâîä áûë ñëîæíûé, âñå äåòè îñòàëèñü ñî ìíîé, ÿ îäíà âûíóæäåíà èõ òÿíóòü. Ó ìåíÿ âçðîñëàÿ äî÷ü åñòü è ñîâñåì ìàëåíüêàÿ äî÷êà 3 ãîäà. Äâà ìåñÿöà æèâåì òóò.
— À Äàíèë ïîìîãàåò ñ äî÷êîé? — Êîíå÷íî! Êòî â äîìå ìóæ÷èíà îñòàëñÿ? À âîò òàê ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî .
-Õîðîøî, äàâàéòå ïîñòóïèì òàê. Ñåé÷àñ ìû ïîçíàêîìèìñÿ ñ Äàíèëîì, âû íàñ ïîäîæäåòå. Ïîòîì ïîìåíÿåìñÿ.
Ìàìà âûøëà çà äâåðü, ñ çàìåòíûì îáëåã÷åíèåì. Ìû îñòàëèñü âäâîåì.
-Äàíèë ãîâîðþ ÿ- êàê òû äóìàåøü, çà÷åì òåáÿ ìàìà ñþäà ïîçâàëà?
— Ïëîõî ó÷óñü, äà è äîñòàëî âñå Îæèäàë óñëûøàòü ÿ, íî óñëûøàë òîëüêî ìðà÷íîå ñîïåíèå, êîòîðîå ïåðåðàñòàëî â çëîáíîå. Óæå ÷òî-òî.
— Íàâåðíî, òû ðàçîçëèëñÿ íà ìàìó, è âîîáùå íà âñþ ýòó ñèòóàöèþ
Êèâîê. Åñòü êîíòàêò è ðàçãîâîð î ÷óâñòâàõ. Õîòü è â ôîðìå ìîíîëîãà. Ðàçíèöû ïîêà íåò.
-×òî-òî íå â ïîðÿäêå ñî øêîëîé?
-Äà, íå â ïîðÿäêå. Íå õî÷ó ó÷èòñÿ. ×òî ÿ âàì åùå äîëæåí ñêàçàòü?
-Ñëóøàé, íåëåãêî íàâåðíîå òåáå ïðèõîäèòñÿ. È ìàìà ñ ïàïîé ðàçüåõàëèñü, è øêîëà íîâàÿ, è ïîðÿäêè äðóãèå. À îò òåáÿ îæèäàþò, ÷òî íà÷íåøü õîðîøî ñåáÿ ÷óâñòâîâàòü.
Êèâîê.
-À îáÿçàííîñòè äîìà åñòü?
-Åñòü, íóæíî óáèðàòüñÿ (ãîðåñòíî çëîáíûé âçäîõ) è ñ Êàòüêîé ìëàäøåé èãðàòü . Êîðìèòü. Ìàìà ãîâîðèò, ÿ òåïåðü ìóæ÷èíà(âçäîõ)
×òî òóò ñêàæåøü. Ìàëü÷èê íå âûòÿãèâàåò ïðîãðàììó îæèäàíèé. Ðîäèòåëè ðàçâåëèñü, ìàëü÷èê òåïåðü îò÷åãî òî ìóæ÷èíà. Òî åñòü íà ìåñòå ïàïû. Îí òåïåðü, âåðîÿòíî, íàäåæäà è îïîðà. Êîãäà êàê ó ñàìîãî îïîðû íåò.
— Òåáå íå íðàâèòñÿ, ÷òî íà òåáÿ ñòîëüêî âîçëîæèëè. È äðóçåé ñòàðûõ ðÿäîì íåò Êàê áóäòî âçÿëè èç îäíîãî ìåñòà è ïåðåñàäèëè (äà ñ ìàëü÷èêàìè 11 ëåò, è âûñîêèì èíòåëëåêòîì ìîæíî è íóæíî íàïðÿìóþ ýòî îáñóæäàòü)
-Äà!! Ó ìåíÿ âñå áûëî! Ìû ñ ïàöàíàìè öåëûé äåíü áûëè íà óëèöå(óëûáàåòñÿ), ìîæíî áûëî â ôóòáîë, ìîæíî áûëî íà ãîëóáÿòíè çàëåçàòü, ó ìåíÿ áûëî äâà äðóãà. À òåïåðü òàì êóäà ìû ïðèåõàëè òîëüêî ïóñòûðü
Ìàëü÷èê òÿæåëî çàäûøàë, à íà ëèöå áûëî òî, ÷òî ìåøàëî åìó ñåé÷àñ ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ îáû÷íûì, ñ÷àñòëèâûì ïàöàíîì Çëîñòü. ß íå ÷èòàþ ìûñëè, íî ïî÷òè çíàë íà êîãî íà ìàìó, íà ïàïó, íà ñåñòðåíêó, íà ñåáÿ, íà ìåíÿ È ÷òî- òî åùå áûëî, êàæåòñÿ, âèíà. Åå ïîêà ñ óâàæåíèåì ìîæíî îñòàâèòü è ïîãîâîðèòü î çëîñòè.
-Òî åñòü òû çëèøüñÿ íà ýòó ñèòóàöèþ?
-Çëþñü! Ìåíÿ îò âñåãî ýòîãî óâåëè! ß è ñ ïàïîé íå ìîãó âèäåòüñÿ Îíè ìåíÿ ïîñòîÿííî äåëÿò
-Õî÷åøü òóäà? Ñ ìàìîé åçäèëè?
-Î÷åíü! Íåò, íå åçäèëè. Îíà êàê ïðî ïàïó ñëûøèò, òàê åå êîðåæèòü íà÷èíàåò.
-È ñàì ñåáÿ íåõîðîøî ÷óâñòâóåøü êàê áóäòî ñäåëàë ÷òî-òî íå òî
-Íó ÿ ñåáÿ òîãäà âèíîâàòûì ÷óâñòâóþ
Âèíà, è íèêóäà ïðè ðàçâîäå íå äåòüñÿ îò íåå. Åå âñå ÷óâñòâóþò- è ðîäèòåëè, è äåòè. Äåòè îñîáåííî, ïîòîìó ÷òî îíè íå äî êîíöà ïîíèìàþò, ÷òî ïðîèçîøëî. Äàíèë åùå ðåáåíîê âñå òàêè ñîâñåì- à äåòè ïðè ëþáîé íåïîíÿòíîé ñèòóàöèè îáâèíÿþò ñåáÿ. Òàê ÷òî ìû èìååì ðàñïèðàþùåå ÷óâñòâî çëîñòè, âèíû, è îäèíî÷åñòâà. Ýòî ðåàêöèÿ ãîðÿ â ñòàäèè àãðåññèè, åñëè â òåðìèíàõ ïñèõîëîãèè. Îí âåñü â ýòèõ ÷óâñòâàõ. Îíè ëåçóò â åãî ìûñëè, â åãî íàñòðîåíèå, â åãî ó÷åáó, â åãî îòíîøåíèÿõ. Åìó áû ýòè ÷óâñòâà îòïóñòèòü. À ïîòîì ïðèâûêàòü. Ê íîâîé æèçíè, êîòîðàÿ äîëæíà ñòàòü åãî ñîáñòâåííîé. Îí äîëæåí îñâîèòñÿ. Ïîïðîáóåì ïðîñòî ïðèêîñíóòüñÿ ê Çëîñòè, êàê ê ñàìîìó ñèëüíîìó ÷óâñòâó. Ìîæíî ïîêà ïðîñòî â êîíòåêñòå ñèòóàöèè â øêîëå. Íå íàäî òîðîïèòüñÿ.
-Ñëóøàé, à ÷òî ñ îäíîêëàññíèêàìè?
-Áåñÿò! ß îäíîãî ñõâàòèë çà âîðîòíèê è ê ñòåíêå ïðèæàë, îí ìåíÿ äóõîì îáîçâàë! Ïîòîì ïðèøåë îôèöåð è âåëåë ïðåêðàòèòü (ðóêà Äàíèëà ñèëüíî ñæàëàñü, áóêâàëüíî äîáåëà)
-Òû íà íåãî ñèëüíî ðàçîçëèëñÿ, è õîòåë ñåáÿ çàùèòèòü. Òåáå íå ïîçâîëèëè. À ÷òî òû ñäåëàë ñî ñâîåé çëîñòüþ?
-×åãî?
Ñìîòðè, åñòü ÷óâñòâà, è ýòî çäîðîâî. Íåò ïëîõèõ ÷óâñòâ. Íî èíîãäà îíè ñòàíîâÿòñÿ òàêèìè ñèëüíûìè, ÷òî çàïîëíÿþò íàñ ïîëíîñòüþ. Çíàåøü, åñòü êîòëû ñ ãîðÿ÷èì ïàðîì. À â íèõ åñòü îáÿçàòåëüíî êëàïàí, êîòîðûé íåìíîæêî ñòðàâëèâàåò ïàð. ×òî áóäåò, åñëè ãîðÿ÷èé ïàð áóäåò êîïèòüñÿ â êîòëå, à âûõîäèòü íå áóäåò? Êîíå÷íî, âçðûâ. Ñêàæè, ïîõîæ òû íåìíîæêî íà ýòîò êîòåë?
-Äà, íàâåðíîå, ÿ ãîòîâ ïîñòîÿííî âçîðâàòüñÿ!
-À â ÷åëîâåêå ýòîò ïàð êàê íàçûâàåòñÿ?
-Íó, ßÐÎÑÒÜ.
Äàæå òàê. Ýòî ÿðîñòü. Ê òîìó æå, ñ âèíîé. Ïîêà â ÷åëîâåêå êèïèò ÿðîñòü, è êèïèò ïîñòîÿííî, ñëîæíî êîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà ðàáîòå, äàæå âçðîñëîìó. Íî ó íàñ åñòü îïûò. È îñîçíàííîñòü. È ìû óìååì õîòü êàê-òî ñòðàâëèâàòü åå. Ðåáåíîê íå óìååò.
Ó íàñ îñòàâàëîñü 10 ìèíóò. ß ïîêàçàë Äàíèëó ïðîñòóþ òåõíèêó êàíàëèçèðîâàíèÿ ÷óâñòâ. ß ïîñòàâèë ñòóë ñ ïîäóøêîé. È äàë Äàíèëó ïàëêó èç ïîðîëîíà.
-Äàíèë, òû ÷óâñòâóåøü ÿðîñòü. Ïîêàæè, ãäå îíà? (ïîêàçûâàåò íà ãðóäü). Ëþáîå íàøå ÷óâñòâî ýòî õîðîøî. Òåïåðü ïîäûøè âäîõ è âûäîõ. Âñïîìíè ñèòóàöèþ, ñ ýòèì ìàëü÷èêîì, ïî÷óâñòâóé ýòó ÿðîñòü, è äûøè. Ðàñêà÷èâàé ðóêó ñ ïàëêîé. Ñìîòðè íà ïîäóøêó È êàê áóäåøü ãîòîâ, íà âûäîõå, áåé, ýòó ïîäóøêó!
Óäàð ïîëó÷èëñÿ íåïëîõîé ñèëû. È ñàìîå ãëàâíîå, ìàëü÷èê âûäîõíóë. Íå âçäîõíóë, êàê îáû÷íî, à èçäàë âûäîõ îáëåã÷åíèÿ. Ýòî ïåðâûé êîíòàêò ñ ýòèì ÷óâñòâîì, è äî õîðîøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ åùå äàëåêî. Íî îí çíàåò, ÷òî åñòü ÿðîñòü, çíàåò, ïðî ÷òî îíà, ÷òî ýòî áûâàåò è ýòî íîðìàëüíî. È åñòü âçðîñëûå, êîòîðûå ìîãóò ðàçäåëèòü ÷óâñòâà.
Íàøå âðåìÿ êîí÷èëîñü, ìû ïîïðîùàëèñü äî âîñêðåñåíüÿ. À íà áóäóùåé íåäåëå îíè ïîåäóò â ìàëåíüêèé ãîðîäîê â ãîñòè, ïî äîðîãå ìàìà ïî÷èòàåò õîðîøóþ êíèæêó ïî äåòñêîé ïñèõîëîãèè.
×òî äåëàòü äàëüøå? Ðàáîòû î÷åíü ìíîãî.
Ïîìî÷ü ðåáåíêó : ïåðåæèòü ãîðå
Âûðàæàòü ñâîþ ÿðîñòü äðóãèìè ñïîñîáàìè, îòïóñòèòü åå.
Âñòàòü íà «äåòñêîå ìåñòî», òî åñòü ïðèçíàòü ïàïó êàê åäèíñòâåííîãî, è áûòü Ðåáåíêîì, êàê è ðàíüøå, à íå âûïîëíÿòü ðîëü ìóæ÷èíû â ñåìüå.
Ïîääåðæàòü ìàìó è íàó÷èòü æèòü åå ñ ÷óâñòâàìè- è ðåáåíêà, è ñâîèìè. Âåäü îíà òîæå â ãîðå.
Íî âñå åùå âïåðåäè.
Èëüÿ Áåðåçèí.
https://vk.com/iberezin19
Источник