Всесторонние развитие ребенка по средствам музыкальной игры

Всесторонние развитие ребенка по средствам музыкальной игры thumbnail

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»

Г. Лебедянь. Липецкая область РФ

МБУ ДО «ДМШ им К. Н. Игумнова»

Доклад

На тему «Музыка как средство всестороннего развития ребёнка».

Подготовила: преподаватель

Яковлева М. В.

Лебедянь, 2016

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…». Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1.Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2.Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6.Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Читайте также:  Детский сад 482 центр развития ребенка челябинск

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально — ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки  на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  3. Горюнова А.В. Детское музыкальное воспитание как средство эстетического воспитания // Искусство и эстетическое воспитание. – М., 1973.

  4. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

  5. Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5. – М., 1959.

Источник

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №22 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский.

   Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз:            «недоиграл». У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточного развития памяти и внимания. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

                             « Раз, два, три, четыре, пять,

Читайте также:  Подготовительный этап развития речи ребенка

                                Начинаем мы играть»

Сколько радости, положительных эмоций вызывают эти слова.  А положительные эмоции нужны каждому.  Врачи, физиологи, педагоги ставят знак  равенства между  весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

         Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него игры.

         По-разному играет человек от рождения до  старости. Но всё же само слово  «игра» неразрывно связано в нашем восприятии  именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Вся жизнь детей насыщена игрой.

Детская игра — средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно — значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.Игра является средством развития, средством познания и средством воспитания.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Коррекционную функцию — трансформация типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

Диагностическая функция- игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения, раскрываются скрытые таланты

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в весь педагогический процесс.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Коррекционные:  развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;развитие быстроты двигательной реакции;

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Воспитательные:воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию,самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю, поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только музыкальных занятий и утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

Спокойное музицирование

Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке.

Читайте также:  Синдром дауна развитие ребенка таблица

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:

«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).

«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент.

Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия.Хоровод — древняя традиция славянского народа, зародившаяся много веков назад и изначально имеющая религиозное значение, связанная с языческим культом солнца. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

Сюжетно-ролевые игры

Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств».

В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, педагог должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.

               Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

             Игра может охватывать целиком всё занятие, а может небольшими искорками вспыхивать то в начале, то в  середине, то в конце занятия.

Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное- это желание играть и немного фантазии, и тогда всё ,что нас окружает, — мебель, посуда, камешки и листики превращаются в игру. Каждый предмет при этом можно не только рассматривать, трогать, но и слушать как он звучит( если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр, из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюль, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, и  т.д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать на что похож  этот звук или что он напоминает.

           Главное — чтобы ребёнок не  чувствовал, что его обучают, чтобы вся дидактика была скрыта, незаметна для самого ребёнка, а занятие(если это игровое занятие) или даже упражнение было бы для него интересной деятельностью, увлекательной сказкой, прогулкой,путешествием.

Источник