Всестороннее развитие ребенка в процессе работы с природным материалом
Евгения Виршиева
Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.
Изготовление поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того что бы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материала человек создает ценности и культуру.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки и т. д. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато — коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохраняя целостность восприятия при при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретет уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки куки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А.Сухомлинский писал:» Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей. «
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что в начале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок поделки, которую нужно сделать, и они без предварительного анализа изготавливают поделку.
Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышает его устойчивость, формирует произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап, как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению поделок способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженности, четкой организованностью. У детей наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют детей, побуждают их к выполнению новых поделок.
При правильной организации воспитательно — образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Источник
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру … В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают. что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия (см.: Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1. — С. 149), роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В своей работе очень люблю использовать природные материалы:
фото №1,2,3 — творческое задание на групповом занятии
фото № 4 — прекрасная кленовая роза, которую выполнила Соня вместе с мамой в качестве домашней поделки
фото № 5,6 — кленовые розочки и ежик с колючками-семечками
Источник
Юлия Тарасова
Консультация «Значение работы с природным материалом для всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста»
В благоприятных условиях воспитание чувства красоты и искусство с особой силой влияют на ребёнка. Этнический материал, взятый непосредственно из окружающего или художественных произведений, оказывают большое влияние на процессы воспитания, мышления и на общее психическое развитие детей до школьного возраста.
Конкретные средства искусства – ритмическая стойкость, слаженность эстетического по форме, цвету, композиции – придают воспитанию ребёнка особую яркость.
Искусство всесторонне развивает ребёнка. Для умственного развития ребёнка она имеет многообразное значение: раскрывает, как средство образного познания действительности, перед ребёнком реальный мир, даёт много знаний расширяет кругозор ребёнка, учит лучше видеть и понимать действительность.
Средства эстетического воспитания крайне разнообразны. Одни из них направлены по преимуществу на эстетическое воспитание ребёнка.
В эстетическом воспитании ребёнка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, в быту, в общественной жизни).
Ребёнка поражает богатая жизнь природы, восхищает её динамика, ритм формы, красок, звуков. Смелее и шире нужно вводить ребёнка в мир родной природы, а также знакомить с образами природы в искусстве – в поэзии, в литературе, в живописи.
Красота природы, воспитанная в детстве глубоко, иногда на всю жизнь, запечатлевается в чувствах и мыслях человека.
Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумываясь над, чем, являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнение свободного времени или интересным делом.
Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе.
На важность использования природного материала в деятельности ребёнка писал А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы глина, дерево, бумага и т. д. ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создаёт ценности и культуру…
«В – игрушке – материале есть много хорошего реализма, но в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки. С экскурсий к водоёму – красивые камушки, ракушки. Ребята по долгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его.
Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые с бугристой поверхностью, жёлуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатной поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовления поделок требует от ребёнка ловких действий, и если руки в начале не точны, то в последствии, в процессе систематического труда, рука, приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию:
— согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, в точности выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуются система специальных навыков и умений. В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказал труд с природными материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру,
способы изготовления;затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанниками показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивала А. Ф. Лурия, роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка появляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.
Значительность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки, детям предлагают в начале посмотреть, где надо делать отверстия для ляп (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие, как прикрепить голову и как прикрепить другие детали.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки очень важны для общего развития.
Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незабываемые незамысловатые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Продолжительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.Не так просто сделать игрушку: её изготовление требует отдельных волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их решить. Иногда малышу сразу не удаётся сразу выполнить какую- либо работу: подобрать шишки нужной формы, для создания ослика, плюски из жёлудей для шапочек или соединить части игрушки определённым способом под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причину неудач, преодолевая их. Постепенно у него нормируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем до школьном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем, деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец, но и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свои результаты с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным.
Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересовать результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников кружка дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждает их к выполнению новых поделок.
За каждую работу они берутся с большим эмоциональным подъёмом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффектным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Источник