Всестороннее развитие ребенка и его культура

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник
Ольга Железнова
Всестороннее развитие дошкольника в ДОУ
Автор Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо — физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей.
Гипотеза:
Я предполагаю, что применяя современные образовательные технологии в ДОУ, будут эффективны для развития и обучения воспитанников.
Цель:
выявить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в ДОУ для развития и обучения воспитанников.
Задачи:
1. Спроектировать и внедрить в практику работы систему познавательного развития с помощью различных подходов в продуктивной и творческой деятельности дошкольников.
2. Организовать совместную деятельность с детьми по реализации индивидуального образовательного маршрута в направлении продуктивно-творческой деятельности.
3. Определить педагогические задачи с учетом потребностей семей воспитанников.
4. Ввести диагностику индивидуальных особенностей воспитанников.
I.Основная часть
Свою деятельность строю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н, Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой, 2010.
Педагогическую деятельность ориентирую на всестороннее развитие личности ребёнка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей на основе субъект — субъектной модели взаимодействия воспитателя и ребенка. На должном уровне владею теорией и методикой воспитания, обучения и развития дошкольников. Развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых результатов использую следующие образовательные технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Личностно ориентированные технологии.
• Игровые технологии.
• Познавательно – речевое развитие.
• Взаимодействие ДОУ и семьи.
1.1. Здоровьесберегающие технологии.
Создаю условия для оптимизации нагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья. В связи с этим применяю здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышаю результативность воспитательно – образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
1.2. Личностно-ориентированные технологии.
Педагогическая деятельность направлена на личностно – ориентированные технологии. Для этого создаю в группе спокойный, доброжелательный микроклимат. Благодаря чему дети свободно выражают свои мысли, учатся, психологии и педагогики, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития воспитанников. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Вывод:
Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
1.3. Игровые технологии.
В плане социального развития детей работаю над формированием у дошкольников представлений о самом себе, о своем существовании в среде сверстников и взрослых, широко использую социо-игровую педагогику, коммуникативные игры, игровую технологию обучения.
Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В своей работе использую игровые технологии обучения:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;
— как элементы более обширной технологии;
— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Вывод:
В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года усвоена даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность.
1.4. Познавательно – речевое развитие.
Познавательно – речевое развитие – это развитие связной речи детей.
Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой.
Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.
Деятельность педагога направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.
На протяжении пяти лет работаю над темой «Развитие познавательного интереса через приобщение детей к устному народному творчеству». Целью, которой является создание положительного психологического климата в детском коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым, а также любви и уважения к русскому народу, его обычаям, обрядам, к своей Родине. Составляю перспективные планы работы по данной теме. Используя в работе прием моделирования русских народных сказок, способствую развитию у детей логической и диалогической речи, воображения,творческих способностей: умение сочинять, пересказывать и рассказывать сказки, рассказы, инсценировать, драматизировать их. В результате систематического использования познавательно – речевого развития дети знают потешки, скороговорки, загадки, русские народные сказки, с интересом играют в народные игры, поют русские народные песни.
Вывод: Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
1.5. Взаимодействие ДОУ с семьей.
Общение с родителями строю на основе дифференцированного подхода,используя коллективные и индивидуальные формы работы: анкетирование, консультация, беседа, родительское собрание (различные формы проведения, информационный стенд; позволяющие обсуждать проблемы воспитания и развития дошкольников, находить пути их преодоления. Результат анкетирования родителей показал, что в работе нашей группы их привлекает хорошая организация режима дня, дети с удовольствием посещают детский сад. Родители принимают активное участие в праздниках, конкурсах, акциях («Осенние забавы», «Новогодняя игрушка», «Добрая игрушка» и др.).
Вывод: При использовании дифференцированного подхода при организации работы с родителями, обеспечивается индивидуальный подход к каждой семье.
Заключение
В процессе исследования была проанализирована система познавательного развития при помощи различных подходов продуктивной и творческой деятельности воспитанников.
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо — физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей и (актуальность)
В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того какие условия для этого развития создадут педагоги и родители.
Внедрение в практику работы системы познавательного развития показало, эффективное влияние дидактических, развивающих и подвижных игр на всестороннее развитие дошкольника, позволило установить степень доступности выбранных методов для детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря системности и повторности проведения продуктивной и творческой деятельности, дидактические задачи успешно решались воспитанниками.
Исследование показало, что всестороннее развитие дошкольниковбудет эффективным при соблюдении следующих условий:
-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении воспитанников может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие;
— создание предметно — развивающей среды для обогащения жизненного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды;
-включение в педагогический процесс системы дидактических,развивающих, подвижных игр;
-умение ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических, развивающих, подвижных игр.
(диагностика,работа с родит)
Таким образом, эти подходы продуктивной деятельности образуют систему познавательного развития.
На основании всего выше перечисленного я пришла к выводу, что применяя современные образовательные технологии и методики в ДОУ, являются эффективны, вследствие чего выдвинутая мною гипотеза доказана.
Источник
Алла Мухомедьянова
Проект программы «Воспитание всесторонне развитой личности ребенка дошкольника через культурно-досуговую деятельность»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Проект программы
«Воспитание всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность»
Автор: Мухомедьянова Алла Владимировна
Воспитатель высшей категории
Серпухов, 2012-2017 гг.
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современная российская педагогика ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами.
ФГОС ДО требует от каждого воспитателя и педагога серьезно осмыслить те изменения в своей профессиональной деятельности, которые должны обновить образовательный процесс. Это новые модели воспитательно – образовательного процесса, новые формы его организации; и, конечно, постановка новых целевых ориентиров.
Актуальность проблемы воспитания всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность обусловлена задачей,которую четко определил ФГОС: необходимо обеспечить ребенку возможность содержательного и радостного проживания дошкольных лет, поддержку разнообразной интересной жизни детей, развитие творческой инициативы, способностей. Построение образовательного процесса должно проходить в адекватных возрасту формах работы с детьми, на основе игровой деятельности, в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.
В чем же состоит особая роль культурно-досуговой деятельности? В том, чтобы развить музыкальные способности детей, сформировать у них эстетические потребности, влиять на внутренние психические процессы, к которым обычными методами воспитания очень сложно прикоснуться.
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблеме расширения сознания, развития эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы. В дошкольном детстве ребёнок обладает огромным багажом возможностей, и педагоги должны помочь ему овладеть хотя бы небольшой их частью. Известно, что чувственное познание более значимо для дошкольника, чем рациональное.
К сожалению, в наши дни, все чаще можно встретиться с феноменом «засушенного сердца», описанным Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.
Главное условие эмоционального благополучия ребёнка – это творческое взаимодействие детей и взрослых, атмосфера любви и добра, совместная увлечённость интересными делами.
По словам психолога А. Маслоу — «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашим, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
ЦЕЛЬ: развитие творческого потенциала каждого ребенка через культурно-досуговую деятельность.
ЗАДАЧИ:
1. Создание в группе и детском саду эмоционально-положительного климата.
2. Обеспечение у детей уюта, защищенности и чувства комфорта.
3. Привлечение каждого ребенка к посильному участию в театрализованных
представлениях, забавах, играх, развлечениях и праздниках.
4. Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов досугов,
праздников.
5. Воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг
к другу и взрослым.
6. Осуществление патриотического воспитания.
7. Воспитание нравственных качеств.
8. Формирование потребности к творчеству.
9. Приобщение к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам
искусства.
10. Привлечение детей к активному познанию окружающего мира,
используя социокультурную пространственно- предметную среду.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Культурно- досуговая деятельность детей дошкольного возраста рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка и как основа формирования его общей культуры.
Воспитание всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, художественно-музыкальной деятельности, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, культурно-досуговая деятельность одновременно закрепляет знания детей об окружающем мире, развивает речь, творческую инициативу, эстетический вкус, способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
В свободное время дети занимаются содержательной и интересной деятельностью, которая вызывает у них чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со сверстниками и взрослыми, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо научить ребенка правильно использовать свое свободное время, предоставить ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволит детям пополнить свои духовные и физические силы, будет способствовать установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она должна проходить не только в дошкольном учреждении, но и дома, и в специализированных учреждениях.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны.Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самостоятельная художественно-музыкальная деятельность, самообразование и творчество. Культурно-досуговая работа, конечно, должна организовываться ежедневно, и все мероприятия должны проходить непринужденно, доставляя удовольствие и детям, и родителям, и воспитателям.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка. Поэтому нужно учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно разделить на активный и пассивный. Активный отдых включает в себя занятия различной гимнастикой, физической культурой, играя в подвижные игры и т. д. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, дети рассматривают красивые объекты, размышляют, ведут непринужденные беседы.
Развлечения – красочные моменты, развивающие творческую активность, обогащающие детей впечатлениями. Во время развлечений дети могут проявлять самостоятельность, приобретать уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества и т. д. Следовательно, развлечения должны быть красочным моментом в жизни ребёнка, развивающим его творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
Праздники –занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому праздники, прежде всего, развивают у детей эстетические чувства, отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание данных мероприятий связаны с календарными праздниками. Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педагогического коллектива.
Самостоятельная художественно-музыкальная деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной его помощи. В основе самостоятельной художественно-музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление общения с музыкой или рисунком. И не менее важный мотив самостоятельной художественно-музыкальной деятельности каждого ребенка это выразить свое «я» через взаимодействие с искусством. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов самостоятельных действий.
Творчество – еще один важный вид культурно – досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия. Творческая деятельность ребенка не всегда приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть свои способности. Дети от природы всегда любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает умений и навыков, поэтому необходимо создать такую обстановку, при которой дети могли бы полностью или частично проявить свое творчество. Следовательно, для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое занятие на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время и осуществляется под руководством взрослых. Это руководство может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо расширять у детей интерес к новым знаниям, умение их «добывать», доводить начатое дело до конца, формировать навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других людей.
Все перечисленные виды культурно-досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для детей дошкольного возраста. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
• Разработаны программные задачи для детей от 4 до 7 лет.
• Разработан перспективный план досугов на год для средней, старшей и подготовительной групп.
• Разработаны сценарии досугов на год для детей средней, старшей и подготовительной групп.
• Разработан практический материал для работы с родителями (консультации, анкеты).
• Теоретический и практический материал может быть использован на методических объединениях.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА «ВОСПИТАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»
В. А. Сухомлинский.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область «Художественно – эстетическое развитие»,освоение которой предполагает: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование способности к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные творческие процессы. Изучив вопросы теории и методик, новые технологии по художественно – эстетическому развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО, мною был составлен план досугов на год для средней (4-5 лет, старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп. Разработаны сценарии для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. План составлен с учётом принципов индивидуальных и возрастных особенностей детей. Все мероприятия предполагают использование разнообразных видов деятельности, проведения в игровой форме. Основная цель культурно-досуговой деятельности – создать условия для формирования основ культуры, воспитания и развития творческого потенциала детей через культурно-досуговую деятельность с привлечением родителей в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Данные мероприятия по художественно – эстетическому развитиювключают в себя следующие этапы:
1 этап – развивающий, направленный на накопление навыков развития специальных художественно-творческих способностей детей.Занятия проходят в нетрадиционных формах обучения: в виде театрализованных, познавательных, спортивных развлечений, музыкально-литературных концертов, забав, что формирует у детей интерес к дальнейшей культурно-досуговой деятельности и творчеству.
2 этап – репродуктивно-творческий, включающий погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование своего творческого опыта. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
План этих культурно-досуговых мероприятий выстроен в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлен на их взаимодействие с детской литературой, миром природы, предметным и социальным миром, с основами безопасности, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.
Л. С. Выготский писал, что творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм, в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. Поэтому целью моей работы стало воспитание всесторонне развитой лич?