Всемерное ускорение психического и физического развития ребенка
2.3. Ускоренное психическое развитие
Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.
При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.
Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.
Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.
Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.
Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.
Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.
Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.
При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.
Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.
Вернуться к Содержанию
Источник
Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.
Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.
Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.
Акселерация — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей(в среднем на 1-2 года)
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом
благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В
редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь
выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах
психической деятельности
Амплификация психического развития — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.
Искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудно-искоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра – это пустая потеря времени, детское творчество – наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц – досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна – она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития – т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами ,не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а
наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этомвозрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть еесамому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка
будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность ,уверенность в себе, умственные способности.
Путь, основанный на амплификации детского развития, – значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Источник
Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.
Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.
Физическое развитие детей и подростков изучают биологические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные процессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и химический состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерности формирования детского организма в процессе пренатального развития — предметом эмбриологии. Материальные механизмы наследственности, закономерности передачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изучает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.
Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).
Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь постольку, поскольку в основе всех без исключения психических процессов человека лежит физиологическая деятельность его мозга.
Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-материалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологические механизмы психических явлений,— отмечает советский философ А. Г. Спиркин,— нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представляет собой отражение действительности в форме субъективных, идеальных, чувственных и понятийных образов».
Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым структурным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.
Рис. 1. Ребенок как объект познания
О тесной связи между физическим и психическим развитием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в значительной степени повышается умственная работоспособность школьников, связанная с улучшением таких психических процессов, как внимание, восприятие и память.
2.4.1. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который, как указано выше, внешне выражается в изменении размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского организма.
В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометрических определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследования проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.
Принято выделять соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и др.), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.) и соматоскопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание).
В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы, содержащие антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталкиваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития детей и подростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания (табл. 1).
Таблица 1. Распределение учащихся по соотношению
Источник
16. Укажите верную формулировку закономерности образовательного процесса:
а) результативность воспитания и обучения зависит от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром;
б) результативность воспитания и обучения зависит от возрастных особенностей детей;
в) результативность воспитания и обучения зависит от уровня развития общества
17. Цели обучения и воспитания должны определяться …
а) в зоне ближайшего развития ребенка;
б) в зоне актуального развития ребенка.
18. ФГОС дошкольного образования включают следующие образовательные области (несколько вариантов):
а. социально-коммуникативное развитие;
б. личностное развитие
в. познавательное развитие;
г. речевое развитие;
д. художественно-эстетическое развитие;
е. физическое развитие.
19. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, согласно пункту 2.7 Стандарта, зависит от…
а. компетентности воспитателя.
б. наполняемости группы.
в. возрастных и индивидуальных особенностей детей.
20. Амплификация, согласно пункту 1.4 Стандарта – это
а. обогащение развития ребенка, максимальная реализация его возрастных возможностей.
б. всемерное ускорение психического и физического развития ребенка.
в. замедление, отставание психического и физического развития ребенка
21. К особенностям общения детей 5-7 лет можно отнести: а) избирательное предпочтение одних детей перед другими;
б) общение происходит только в игре;
в) правильного ответа нет.
22. Способом познания у детей у детей 5-6 лет считают: а) общение со взрослыми и сверстниками;
б) манипулирование предметами;
в) экспериментирование.
23. Причинами непопулярности детей в общении среди сверстников могут быть:
а) уровень развития навыков общения;
б) непривлекательный внешний вид ребенка;
в) все ответы верны.
24. Общение как ведущая потребность дошкольника отмечена психологами в возрасте:
а) 2-3года;
б). 5-6лет;
в) 6-7лет.
25. Закономерности воспитания в межличностных отношениях детей дошкольного возраста рассматриваются в педагогике как:
а. потребность ребенка в любви и заботе;
б. природосообразности;
в. связь теории с практикой в организации воспитания.
26. Познавательная активность ребенка – дошкольника проявляется в
а. сосредоточенности внимания на объекте;
б. частоте и характере вопросов;
в. познавательном интересе, любознательности;
г. исследовательском поведении.
27. На дошкольный возраст приходится «пик» развития таких психических процессов, как:
а. память и мышление;
б. восприятие и память;
в. мышление и воображение;
г. память и воображение
28. В младших группах эффективность использования словесного метода на занятиях по формированию элементарных математических представлений будет зависеть от:
а. введения необходимых знаков и символов;
б. медленного темпа речи и многократного повторения;
в. использования приемов логоритмики;
г. сопровождения объяснения аудизаписями.
29. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему
а. деятельность воспитателя направлена на оперативное управление процессом решения проблемно-игровых задач;
б. воспитатель сообщает тему и объясняет новую информацию;
в. воспитатель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
г. ребенок самостоятельно организует поисково-исследовательскую деятельность.
30. Словотворчество – это компонент…:
а. Грамматического аспекта речи;
б. Звукового аспекта речи;
в. Связной речи;
г. Лексического аспекта речи;
д. Образной речи.
31. Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?
а. Пальчиковые игры;
б. Игры-драматизации;
в. Игры со строительным материалом;
г. Подвижные игры;
д. Дидактические игры.
32. Как влияет методика развития речи на процесс восприятия художественной литературы?
а. Активный волевой процесс, который предусматривает внутреннее восприятие, переживание вместе с героями;
б. Пассивный процесс слушания художественного текста;
в. Знание текста и умение отвечать на вопросы по его содержанию;
г. Определять жанры художественных произведений;
д. Понимать содержание художественных произведений.
33. Что не является формой словесного творчества детей?
а. Образование слов-неологизмов;
б. Составление стихов;
в. Чтение стихов наизусть;
г. Составление рассказов и сказок;
д. Составление творческих пересказов.
34. Какое утверждение, касающееся адаптации программ развития речи детей к конкретным условиям работы в дошкольной организации, является неправильным?
а. Программа по развитию речи включает необходимость преемственности работы в возрастных группах;
б. Разделы по развитию речи, представлены в программе изолированно, без учета взаимосвязи между ними;
в. На протяжении года ребенок должен не только усвоить новый материал, но и закрепить старый;
г. В программе повторяются требования, касающиеся сложных разделов.
д. На всех этапах сохраняется единое программное ядро.
Источник