Возрастные закономерности социального развития ребенка
Возрастные
закономерности и механизмы психического
развития растущего человека, периоды
психического развития и психологические
особенности возрастных периодов изучает
отрасль психологической науки –
возрастная психология или психология
развития.
Под развитием
понимается процесс изменения объекта,
характеризующийся возникновением
новообразований — новых процессов,
структур, механизмов.
Существует множество
теорий онтогенетического развития
психики. Они различаются по трактовке
самой структуры психики, пониманию
сущности развития, условий и факторов
психического развития, его движущих
сил, закономерностей, критериев
периодизации развития и др. Одним из
центральных вопросов при этом выступает
вопрос о соотносительной роли задатков
и среды как факторов развития. Первоначально
психическое развитие (оно рассматривалось
в русле психологии детства) объяснялось
на основе биогенетического закона
(онтогенез есть краткое и быстрое
повторение филогенеза) или его вариаций.
Так, основатель детской психологии
Ст.Холл полагал, что ребенок в развитии
повторяет фазы развития человечества
(концепция рекапитуляции). Как вариант
использования биогенетического принципа
может быть рассмотрена концепция
К.Бюлера, выдвинувшего идею трех ступеней
детского развития (инстинкт, дрессура,
интеллект), соотносимых со ступенями
развития животных.
В биогенетических
концепциях акцент делается на врожденные,
т.е. биологически обусловленные
«программы» развития. Противоположной
крайней позиции придерживались
бихевиористы, в теоретических построениях
которых развитие отождествлялось с
научением, т.е. приобретением нового
опыта в результате стимуляции и
подкрепления (так, Д.Уотсон в последних
работах вообще отрицал значение инстинкта
для научения). Третий вариант разрабатывался
в так называемой «теории конвергенции
двух факторов», основоположником
которой был В. Штерн, полагавший, что в
психическом развитии имеет место
взаимодействие и сближение (конвергенция)
факторов наследственности и среды, но
отдававший приоритет наследственности.
Теория конвергенции
в различных вариантах характерна для
психоаналитических концепций, в которых
биологическая предопределенность
возникновения основных периодов
индивидуального психического развития
рассматривается в соотношении с социально
обусловленными способами проживания
и новообразованиями каждого периода.
Ярче всего это выражено в теории Э.
Эриксона. Основатель же психоанализа
З. Фрейд придерживался по большей части
биогенетических представлений.
Теория конвергенции
в различных вариантах проявляется,
например, в теории Жана Пиаже, в теории
социального научения. В целом, как
считает Л.Ф.Обухова, эволюция зарубежных
учений шла в направлении все большего
признания роли общества в развитии
ребенка.
4.1. Основные категории психологии возрастного развития
Возрастная
психология как особенная отрасль
психологической науки возникла в конце
19 века. Первой попыткой научного труда,
началом систематических исследований
психологии ребенка является книга
немецкого ученого Вильгельма Прейера
«Душа ребенка». В ней В.Прейер описывает
результаты ежедневных наблюдений за
развитием собственного сына, обращая
внимание на развитие органов чувств,
моторики, воли, рассудка и языка.
Становление и
развитие отечественной возрастной
психологии неразрывно связано с именем
Л.С.Выготского. Он разработал учение о
возрасте как о единице анализа детского
развития. Он предложил иное понимание
хода, условий, источника, формы, специфики
и движущих сил психического развития
ребенка; описал эпохи, стадии и фазы
детского развития, а также переходы
между ними в ходе онтогенеза; выявил
и сформулировал основные законы развития
ребенка. Л.С.Выготский писал: «Проблема
развития является центральной и основной
для всех областей действительности и
для всех областей научного знания». По
Л.С.Выготскому, два плана развития
ребенка — естественный и культурный —
сливаются друг с другом, образуя единый
процесс. Эта мысль, в частности, реализуется
в идее сензитивных периодов — оптимального
для развития определенных психических
свойств и процессов сочетания моментов
созревания. Но сами биологические
предпосылки (строение организма, его
созревание) не определяют того, какие
именно психические свойства сформируются
— это зависит от социальных условий.
Специфика
изучения человека в возрастной психологии
или в психологии возрастного развития
состоит в том, что исследуются не столько
психические процессы и качества сами
по себе, сколько законы их возникновения
и становления. Возрастная психология
показывает механизмы перехода от одной
возрастной стадии к другой, отличительные
признаки каждого периода и их
психологическое содержание. Соответственно
предметом ее исследования является
возрастная динамика психики человека,
онтогенез психических процессов и
психологических качеств развивающегося
человека.
В соответствии с
предметными областями исследований в
возрастной психологии можно определить
ее основные проблемы:
1) проблема
органической и средовой обусловленности
психического и поведенческого развития
человека.
2) проблема
относительного влияния стихийного и
организованного обучения и воспитанияна развитие
человека.
3) проблема соотношение
задатков и способностей.
4) проблема сравнительного
влияния на развитие эволюционных,
революционных и ситуационных изменений
в психике и поведении человека.
5) проблема
соотношения интеллектуальных и
личностных изменений в общем психологическом
развитии человека.
Возрастная
психология тесно связана с другими
областями психологии: общая психология,
психология личности, социальной,
педагогической и дифференциальной
психологии. Внутри самой возрастной
психологии существуют подразделы:
психология дошкольника, младшего
школьника, подростка, старшего школьника,
юношеская психология, психология
взрослого человека и психология людей
преклонного возраста (геронтопсихология).
Возрастную
психологию нельзя представлять себе
вне развития, как нечто неизменное.
Точно так же развитие немыслимо без
выделения его возрастных особенностей.
В реально существующей области знаний
о возрастном развитии детей эти моменты
находятся в неразрывном единстве.
Возрастная
психология отмечает основательные
количественные и качественные изменения,
которые происходят в психике и поведении
человека при его переходе из одной
возрастной группы в другую. Эти изменения
зависят от так называемых «постоянно
действующих» факторов: биологического
созревания и психофизиологического
состояния организма человека, его места
в системе человеческих социальных
отношений, достигнутого уровня
интеллектуального и личностного
развития.
Возрастные изменения
психологии и поведения данного типа
называются эволюционными,
так как они связаны со сравнительно
медленными количественными и качественными
преобразованиями. Их следует отличать
от революционных,
которые, являясь более глубокими,
происходят быстро и за сравнительно
короткий срок. Такие изменения обычно
приурочены к кризисам
возрастного развития, возникающим
на рубеже возрастов между относительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения.
Еще один тип
изменений, который может рассматриваться
как признак развития, связан с влиянием
конкретной социальной ситуации. Такие
изменения можно назвать ситуационными.
Они включают в себя то, что происходит
в психике и поведении человека под
влиянием организованного или
неорганизованного обучения и воспитания.
Говоря
о возрастной психологии, мы оперируем
таким понятием как возраст. Возраст или
возрастной период — это цикл развития
человека имеющий свою структуру и
динамику. Однако следует иметь в виду,
что психологический возраст может не
совпадать с хронологическим возрастом
отдельного ребенка (паспортным).
Возрастной
период со своими особенностями развития
психических функций и личности ребенка,
особенностями его взаимоотношений с
окружающими и главной для него
деятельностью — имеет определенные
границы. Но эти хронологические границы
могут сдвигаться, и один ребенок вступает
в новый возрастной период раньше, а
другой — позже.
Основным
составляющим психологического возраста
(«психологический портрет»), согласно
учению об онтогенезе Л.С.Выготского,
являются: 1) социальная ситуация развития
(круг общения и характер взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками в семье,
школе, спортивной секции и т.д., с обществом
в целом; 2) уровня развития ведущей, а
также других типичных для данного
возраста видов деятельности (игры,
учения, рисования, конструирования); 3)
новообразования в сфере сознания и
личности.
Концепция
Д.Б.Эльконина творчески развивает учение
Л.С.Выготского, и объясняет возникновение
и развитие у ребенка мотивационно-потребностной
сферы личности. Развивая идеи
Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил
рассматривать каждый психологический
возраст на основе следующих критериев:
1. Социальная
ситуация развития. Это та система
отношений, в которую человек вступает
в обществе.
2. Основной, или
ведущий тип деятельности человека в
этот период.
3. Основные
новообразования развития. Важно показать,
как новые достижения в развитии
перерастают социальную ситуацию и ведут
к ее «взрыву» — кризису.
4. Кризис. Кризисы
— переломные точки на кривой возрастного
развития, отделяющие один возраст от
другого.
Для каждого возраста
существует своя специфическая социальная
ситуация развития, т.е.
«особое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий, которые
являются типичными для каждого возрастного
этапа и обуславливает динамику
психического развития, психические
новообразования» (Л.С.Выготский). Именно
социальная ситуация развития является
источником развития, которая всегда
включает другого человека, с кем
выстраиваются отношения и кто дает
информацию, обучает. Развитие,
воспитание и обучение тесно взаимосвязаны
и выступают как звенья единого процесса.
«Ребенок не развивается и воспитывается,
а развивается, воспитываясь и обучаясь»,
— писал С.Л. Рубинштейн.
Л.С.Выготский
выдвинул положение о ведущей роли
обучения о психическом развитии. Обучение
— это процесс усвоения знаний, формирования
умений и навыков. Воспитание предполагает
формирование определенных установок,
нравственных суждений и оценок, ценностных
ориентаций, то есть формирование всех
сторон личности. Обучение и воспитание
начинается сразу же после рождения
малыша, когда взрослый своим отношением
к нему закладывает основы его личностного
развития. Огромное значение имеет каждый
момент общения со старшими, каждый,
пусть даже самый незначительный, с точки
зрения взрослого, элемент их взаимодействия.
Развитие психики не может рассматриваться
вне социальной среды, в которой происходит
усвоение знаковых средств, и не может
быть понято вне обучения.
Хотя психическое
развитие определяется условиями жизни
и воспитания, оно имеет свои особенности.
Ребенок не подвергается механически
любым ним воздействиям, они усваиваются
избирательно, преломляясь через уже
сложившиеся формы мышления, в связи с
преобладающими в данном возрасте
интересами и потребностями. То есть
всякое внешнее воздействие всегда
действует через внутренние психические
условия (С.Л.Рубинштейн).
Особенностями
психического развития определяются
условия для оптимальных сроков обучения,
формирования тех или иных личностных
качеств. Поэтому содержание, формы и
методы обучения и воспитания должны
выбираться в соответствии с возрастными,
индивидуальными и личностными
особенностями ребенка.
Обучение, согласно
Л.С.Выготскому есть необходимое условие
культурно-исторического развития
ребенка и оно «только тогда хорошо,
когда оно идет впереди развития». Говоря
о влиянии обучения на его динамику,
Л.С.Выготский вводит понятия зоны
актуального
и зоны
ближайшего развития.
Актуальное развитие
квалифицирует сегодняшние возможности
ребенка, план его самостоятельных
действий и умений. Зона ближайшего
развития — все то, что ребенок сегодня
выполняет в сотрудничестве, а завтра
сможет выполнить самостоятельно. Так,
учителю физической культуры или тренеру,
исходя из физического развития и
двигательной подготовленности учеников,
необходимо ставить задачи достаточно
трудные, требующие волевого напряжения,
но доступные.
Благодаря работам
А.Н.Леонтьева, ведущая
деятельностьрассматривается
как критерий периодизации психического
развития, как показатель психологического
возраста ребенка. Ведущая
деятельность характеризуется тем,
что в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, перестраиваются
основные психические процессы и
происходят изменения психологических
особенностей личности на данной стадии
ее развития. Смена ведущих типов
деятельности подготавливается длительно
и связана с возникновением новых мотивов,
которые формируются внутри ведущей
деятельности, предшествующей данной
стадии развития, и побуждают ребенка к
изменению положения в системе отношений
с другими людьми. Разработка проблемы
ведущей деятельности в развитии человека
— фундаментальный вклад отечественных
ученых в возрастную психологию.
В ходе психического
развития формируются возрастные
новообразования.
«Под возрастными новообразованием
следует понимать тот новый тип строения
развития личности и ее деятельности,
те психические и социальные изменения,
которые впервые возникают на данной
возрастной ступени и которые в самом
главном и основном определяют сознание
ребенка, его отношение к среде, его
внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход
его развития в данный период»
(Л.С.Выготский). Так, центральным
психическим новообразованием младенческого
возраста является «комплекс оживления»,
раннего детства – «самость» (Л.И.Божович)
и символическая функция сознания.
Дошкольное детство и младших школьный
возраст – произвольность психических
функций, рефлексия, соподчинение мотивов
деятельности, внутренний план действий.
Возрастные
кризисы—
это особые, относительно непродолжительные
по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими
изменениями. Кризис всегда является
рубежом, его разрешение ведет на новую
ступень развития.
Возрастные кризисы
могут возникать при переходе человека
от одной возрастной ступени к другой и
связаны с системными качественными
преобразованиями в сфере его социальных
отношений, деятельности и сознания.
Наличие кризисов возрастного развития
и связанных с ними революционных
преобразований психики и поведения
человека, явилось одним из оснований
для разделения его жизни на периоды
возрастного развития. К стабильным
периодам относятся младенческий возраст,
младший школьный возраст, подростковый
возраст. Критическими периодами считаются
переходные, характеризующие кризисы:
новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет,
подростничества, юношества, кризис
«середины жизни».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник