Возрастные закономерности развития нервной системы ребенка

Возрастные закономерности развития нервной системы ребенка thumbnail

Особенностью
нервной системы новорожденного является
ее относительная морфологическая и
функциональная незрелость. Спин-ной и
продолговатый мозг в эмбриональном
периоде развиваются раньше и к моменту
рождения ребенка оказываются более
закончен-ными по своему строению, чем
головной мозг. В деятельности головного
мозга функционально преобладают
подкорковые центры.

Миелинизация
нервных путей головного мозга к моменту
рождения еще не закончена. Из проводящих
путей вначале развивают-ся афферентные,
а затем уже эфферентные. С возрастом
утрачивается преобладание подкорковых
аппаратов в деятельности голов-ного
мозга и повышается значение функции
коры больших полушарий. В связи с этим
развивается способность нервной системы
к анализу, дифференцированному
реагированию на все более широкий спектр
раздражителей. На основе аналитической
деятельности формируются обобщающие,
интегративные функции мозга. Периферические
нервы миелинизируются сравнительно
поздно. Миелиниза-ция черепных нервов
происходит в основном в течение первых
3-4 месяцев жизни и заканчивается не
позже 15 месяцев. Миелиниза-ция спиномозговых
периферических нервов обычно заканчивается
к 2-3 годам. Причем миелинизация нисходящих
(двигательных) путей спинного мозга
происходит позже,чем восходящих
(чувствительных). Пирамидный путь
покрывается миелином на всем протя-жении
к 4 годам.

Темп
развития нервной системы происходит
тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно
энергично он протекает в течение первых
3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных
клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам
клетки коры головного мозга мало
отличаются от клеток взрослого. Развитие
клеточных структур больших полушарий
полностью заканчивается только к 10-12
го-дам. Однако совершенствование
морфологических структур центральной
и периферической нервной системы
продолжается по меньшей мере до окончания
роста всего организма.

Нормальное
развитие нервной системы ребенка
возможно только при достаточном
разнообразии внешних раздражителей.
Особенно большое значение имеет общение
ребенка со взрослыми, в первую очередь
с матерью. Большое значение в формирова-нии
нервно-психического развития и даже
будущего поведения, определяя его на
долгие годы, играет импритинг. Импритинг
— механизм мгновенного запечатлевания,
при котором первое впечатление определяет
характер реагирования, влияющий на всю
даль-нейшую жизнь и деятельность
организма.

На
ранних стадиях онтогенеза преобладает
безусловно-рефлекторная регуляция
функций. Ребенок рождается с рядом
без-условных рефлексов, являющихся
функцией нижних отделов центральной
нервной системы (спинного мозга и
подкоркового отделов больших полушарий
голового мозга). С развитием коры больших
полушарий большинство из них в дальнейшем
угасает. Из рефлек-сов, сохраняющихся
в последующей жизни, у новорожденного
можно получить: коленный, с ахиллова
сухожилия, кашлевой, рого-вичный и др.
В течение I-го года жизни появляются и
развиваются условные рефлексы первой
сигнальной системы. К концу перво-го
года начинается развитие функций второй
сигнальной системы, которая в дальнейшем
обеспечивает речевое общение ребенка
с окружающими. Образование условных
рефлексов с высших анализаторов опережает
формирование сложных локомоторных
актов, тре-бующих сложной координации.
Функциональное развитие мышц идет
сверху вниз несколько неравномерно.
Вначале формируется координация мышц
глаз (фиксация взора), затем движения
шейных мышц и ребенок начинает держать
голову. После этого начина-ют развиваться
координированные движения рук. И только
потом развиваются общие движения по
сохранению положения тела, его перемещению,
переворачиванию, ползанию, вставанию,
ходьбе. Для обеспечения нормального
развития мускулатуры и всего двига-тельного
аппарата детей необходима организация
рациональных физических упражнений,
соответствующих возрасту ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

План

  1. Возрастные
    особенности нервной системы.

  2. Понятие о гормонах
    и эндокринной системе.

  3. Возрастные
    особенности системы крови и кровообращения.

  4. Возрастные
    особенности дыхательной системы.

5.
Возрастные
особенности органов пищеварения.

6.
Развитие и возрастные особенности
опорно-двигательного аппарата.

7. Выделительная
система и ее возрастные особенности.

1. Возрастные
особенности нервной системы

Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза

Нервная система
координирует и регулирует деятельность
всех органов и систем, обеспечивая
функционирование организма как единого
целого; осуществляет адаптацию организма
к изменениям окружающей обстановки,
поддерживает постоянство его внутренней
среды.

Топографически
нервную систему человека подразделяют
на центральную и периферическую. К
центральной
нервной системе

относят спинной и головной мозг.
Периферическую
нервную систему

составляют спинномозговые и черепные
нервы, их корешки, ветви, нервные
окончания, сплетения и узлы, лежащие во
всех отделах тела человека. Согласно
анатомо-функциональной классификации,
нервную систему условно подразделяют
на соматическую и вегетативную.
Соматическая
нервная система

обеспечивает иннервацию тела – кожи,
скелетных мышц. Вегетативная
нервная система

регулирует обменные процессы во всех
органах и тканях, а также рост и
размножение, иннервирует все внутренние
органы, железы, гладкую мускулатуру
органов, сердце.

Нервная система
развивается из эктодермы, через стадии
нервной полоски и мозгового желобка с
последующим образованием нервной
трубки. Из ее каудальной части развивается
спинной мозг, из ростральной части
формируется сначала 3-х, а затем 5-ти
мозговых пузырей, из которых в дальнейшем
развиваются конечный, промежуточный,
средний, задний и продолговатый мозг.
Такая дифференцировка центральной
нервной системы происходит на
третьей-четвертой неделе эмбрионального
развития.

В дальнейшем объем
головного мозга увеличивается более
интенсивно, чем спинного, и к моменту
рождения составляет в среднем 400 г.
Причем у девочек масса головного мозга
несколько ниже, чем у мальчиков. Количество
нейронов к моменту рождения соответствует
уровню взрослого человека, но количество
ветвлений аксонов, дендритов и
синаптических контактов значительно
возрастает после рождения.

Наиболее интенсивно
масса головного мозга увеличивается
первые 2 года после рождения. Затем темпы
его развития немного снижаются, но
продолжают оставаться высокими до 6-7
лет. Окончательное созревание головного
мозга заканчивается к 17-20 годам. К этому
возрасту, его масса у мужчин в среднем
составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г.
Развитие головного мозга идет гетерохронно.
Прежде всего, созревают те нервные
структуры, от которых зависит нормальная
жизнедеятельность организма на данном
возрастном этапе. Функциональной
полноценности достигают, прежде всего,
стволовые, подкорковые и корковые
структуры, регулирующие вегетативные
функции организма. Эти отделы приближаются
по своему развитию к мозгу взрослого
человека уже в возрасте 2-4 лет.

Спинной
мозг.

В течение первых трех месяцев внутриутробной
жизни спинной мозг занимает позвоночный
канал на всю его длину. В дальнейшем
позвоночник растет быстрее, чем спинной
мозг. Поэтому нижний конец спинного
мозга поднимается в позвоночном канале.
У новорожденного ребенка нижний конец
спинного мозга находится на уровне III
поясничного позвонка, у взрослого
человека – на уровне II поясничного
позвонка.

Спинной мозг
новорожденного имеет длину 14 см. К 2
годам длина спинного мозга достигает
20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом
новорожденности, удваивается. Быстрее
всего растут грудные сегменты спинного
мозга. Масса спинного мозга у новорожденного
составляет около 5,5 г, у детей 1-го года
– около 10 г. К 3 годам масса спинного
мозга превышает 13 г, к 7 годам равна
примерно 19 г. У новорожденного центральный
канал шире, чем у взрослого. Уменьшение
его просвета происходит главным образом
в течение 1-2 годов, а также в более поздние
возрастные периоды, когда наблюдается
увеличение массы серого и белого
вещества. Объем белого вещества спинного
мозга возрастает быстро, особенно за
счет собственных пучков сегментарного
аппарата, формирование которого
происходит в более ранние сроки по
сравнению со сроками формирования
проводящих путей.

Продолговатый
мозг.

К моменту рождения он вполне развит как
в анатомическом, так и функциональном
отношении. Его масса достигает 8 г у
новорожденного. Продолговатый мозг
занимает более горизонтальное, чем у
взрослых, положение и отличается степенью
миелинизации ядер и путей, размерами
клеток и их расположением. По мере
развития плода размеры нервных клеток
продолговатого мозга увеличиваются, а
размеры ядра с ростом клетки относительно
уменьшаются. Нервные клетки новорожденного
имеют длинные отростки, в их цитоплазме
содержится тигроидное вещество. Ядра
продолговатого мозга формируются рано.
С их развитием связано становление в
онтогенезе регуляторных механизмов
дыхания, сердечно-сосудистой,
пищеварительной и др. систем.

Мозжечок.
В эмбриональном периоде развития сначала
формируется древняя часть мозжечка –
червь, а затем – его полушария. На 4-5-м
месяце внутриутробного развития
разрастаются поверхностные отделы
мозжечка, образуются борозды и извилины.
Наиболее интенсивно мозжечок растет в
первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й
месяц, когда ребенок учится сидеть и
ходить. У годовалого ребенка масса
мозжечка увеличивается в 4 раза и в
среднем составляет 95 г. После этого
наступает период медленного роста
мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка
приближаются к его размерам у взрослого.
У 15-летнего ребенка масса мозжечка –
150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка
происходит и в период полового созревания.

Серое и белое
вещество мозжечка развивается неодинаково.
У ребенка рост серого вещества
осуществляется относительно медленнее,
чем белого. Так, от периода новорожденности
до 7 лет количество серого вещества
увеличивается приблизительно в 2 раза,
а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка
раньше других формируется зубчатое
ядро. Начиная от периода внутриутробного
развития и до первых лет жизни детей,
ядерные образования выражены лучше,
чем нервные волокна.

Клеточное строение
коры мозжечка у новорожденного значительно
отличается от взрослого. Ее клетки во
всех слоях отличаются по форме, размерам
и количеству отростков. У новорожденного
еще не полностью сформированы клетки
Пуркинье, в них не развито тигроидное
вещество, ядро почти полностью занимает
клетку, ядрышко имеет неправильную
форму, дендриты клеток слаборазвиты.
Формирование этих клеток идет бурно
после рождения и заканчивается к 3-5
неделям жизни. Клеточные слои коры
мозжечка у новорожденного значительно
тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года
жизни их размеры достигают нижней
границы величины у взрослого. Полное
формирование клеточных структур мозжечка
осуществляется к 7-8 годам.

Мост.
У новорожденного расположен выше, чем
у взрослого, а к 5 годам располагается
на том же уровне, что и у зрелого организма.
Развитие моста связано с формированием
ножек мозжечка и установлением связей
мозжечка с другими отделами центральной
нервной системы. Внутреннее строение
моста у ребенка не имеет отличительных
особенностей по сравнению с взрослым
человеком. Ядра расположенных в нем
нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний
мозг.

Его форма и строение почти не отличаются
от взрослого. Ядро глазодвигательного
нерва хорошо развито. Хорошо развито
красное ядро, его крупноклеточная часть,
обеспечивающая передачу импульсов из
мозжечка к мотонейронам спинного мозга,
развивается раньше, чем мелкоклеточная,
через которую передается возбуждение
от мозжечка к подкорковым образованиям
мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного
черная субстанция представляет собой
хорошо выраженное образование, клетки
которого дифференцированы. Но значительная
часть клеток черной субстанции не имеет
характерного пигмента (меланина), который
появляется с 6 месяцев жизни и максимального
развития достигает к 16 годам. Развитие
пигментации находится в прямой связи
с совершенствованием функций черной
субстанции.

Промежуточный
мозг.

Отдельные формации промежуточного
мозга имеют свои темпы развития. Закладка
зрительного бугра осуществляется к 2
месяцам внутриутробного развития. На
3-м месяце разграничивается таламус и
гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами
таламуса проявляются светлые прослойки
развивающихся нервных волокон. В это
время клетки еще слабо дифференцированы.
В 6 месяцев становятся хорошо видными
клетки ретикулярной формации зрительного
бугра. Другие ядра зрительного бугра
начинают формироваться с 6 месяцев
внутриутробной жизни, к 9 месяцам они
хорошо выражены. С возрастом происходит
их дальнейшая дифференциация. Усиленный
рост зрительного бугра осуществляется
в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого
он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном
периоде развития закладывается
подбугорная область, но в первые месяцы
внутриутробного развития ядра гипоталамуса
не дифференцированы. Только на 4-5-м
месяце происходит накопление клеточных
элементов будущих ядер, на 8-м месяце
они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса
созревают в разное время, в основном к
2-3 годам. К моменту рождения структуры
серого бугра еще полностью не
дифференцированы, что приводит к
несовершенству теплорегуляции у
новорожденных и детей первого года
жизни. Дифференциация клеточных элементов
серого бугра заканчивается позднее
всего – к 13-17 годам.

Кора больших
полушарий.

До 4-го месяца развития плода поверхность
больших полушарий гладкая и на ней
отмечается лишь вдавливание будущей
боковой борозды, которая окончательно
формируется только ко времени рождения.
Наружный корковый слой растет быстрее
внутреннего, что приводит к образованию
складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного
развития образуются основные борозды:
боковая, центральная, мозолистая,
теменно-затылочная и шпорная. Вторичные
борозды появляются после 6 месяцев. К
моменту рождения первичные и вторичные
борозды хорошо выражены, и кора больших
полушарий имеет такой же тип строения,
как и у взрослого. Но развитие формы и
величины борозд и извилин, формирование
мелких новых борозд и извилин продолжается
и после рождения.

К моменту рождения
кора больших полушарий имеет такое же
количество нервных клеток (14-16 млрд.),
как и у взрослого. Но нервные клетки
новорожденного незрелы по строению,
имеют простую веретенообразную форму
и очень небольшое количество отростков.
Серое вещество коры больших полушарий
плохо дифференцировано от белого. Кора
больших полушарий относительно тоньше,
корковые слои слабо дифференцированы,
а корковые центры недостаточно
сформированы. После рождения кора
больших полушарий развивается быстро.
Соотношение серого и белого вещества
к 4 месяцам приближается к соотношению
у взрослого.

К 9 месяцам становятся
более отчетливыми первые три слоя коры,
а к году общая структура мозга приближается
к зрелому состоянию. Расположение слоев
коры, дифференцирование нервных клеток
в основном завершается к 3 годам. В
младшем школьном возрасте и в период
полового созревания продолжающееся
развитие головного мозга характеризуется
увеличением количества ассоциативных
волокон и образованием новых нервных
связей. В этот период масса мозга
увеличивается незначительно.

В развитии коры
больших полушарий сохраняется общий
принцип: сначала формируются филогенетически
более старые структуры, а затем более
молодые. На 5-м месяце, раньше других
появляются ядра, регулирующие двигательную
активность. На 6-м месяце появляется
ядро кожного и зрительного анализатора.
Позже других развиваются филогенетически
новые области: лобная и нижнетеменная
(на 7-м месяце), затем височно-теменная
и теменно-затылочная. Причем филогенетически
более молодые отделы коры больших
полушарий с возрастом относительно
увеличиваются, а более старые, наоборот,
уменьшаются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  • 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
  • 2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
  • 3. Семиотика поражений центральной нервной системы
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

    1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

    Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

    К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

    Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

    Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

    Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

    В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

    Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

    По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

    Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

    Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

    Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

    2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

    Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

    Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизниВозрастные закономерности развития нервной системы ребенка

    Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

    Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

    Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

    Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детейВозрастные закономерности развития нервной системы ребенка

    Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

    Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

    Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

    В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

    3. Семиотика поражений центральной нервной системы

    Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

    Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

    При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

    При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

    Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

    Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

    Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

    Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

    Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

    Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

    Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

    Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

    Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

    Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

    Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

    Источник