Возрастные закономерности психического развития ребенка нарушаются если

Возрастные закономерности психического развития ребенка нарушаются если thumbnail

Общность и своеобразие проявления закономерностей психического развития в норме и при нарушенном развитии.

Общие закономерности для нормального и аномального развития

Еще Г. Я. Трошин выдвинул идею об общих закономерностях нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих исследователей (Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский и др.).

Основой для специальной психологии и педагогики послужило заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

Эти общие закономерности для нормального и аномального развития описываются такими положениями, как:

1) Положение о цикличности психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени. Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, свою хронологическую формулу; наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, скачкообразного развития и периоды замедленного формирования.

2) И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств – новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для следующего этапа.

3) Положение о неравномерности психического развития, которая обусловлена,

во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка;

во-вторых, разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.

На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей психических функций, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. Это приводит к тому, что определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития в разные этапы. В процессе развития психики происходит объединение отдельных ее компонентов. Развитие не сводится к количественным изменениям, это преобразования качественные и структурные.

4) Положение о пластичности нервной системы и основанные на этом положении способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а, следовательно, — компенсаторными возможностями. Это приводит к тому, что в процессе психического развития ребенка сочетаются процессы эволюции и инволюции – то, что развивалось на предыдущем этапе отмирает или преобразуется.

5) Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития; социальная обусловленность психического развития.

Л. С.Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть свои особенности:

— оно изменяется в процессе развития;

— каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций.

В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных – социокультурных. Социальное, в том числе, педагогическое, воздействие составляет источник формирования психических функций, как в норме, так и при нарушенном развитии.

Выделение общих закономерностей имеет большое значение, поскольку, нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. В зависимости от причины возникновения нарушения, — органического генеза, будет разрабатываться комплекс коррекционных мероприятий, опирающийся на вышеперечисленные закономерности развития. В нарушениях социального генеза нет органического поражения, следовательно, здесь будет иной комплекс мероприятий, направленных на выравнивание психического развития детей.

Исследования по выявлению закономерностей, общих для всех типов аномального развития

Наряду с общими закономерностями для нормального и аномального развития, выделяют закономерности, общие для всех типов аномального развития, которые были систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В. И. Лубовского.

Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволила выделить в аномальном развитии две группы явлений, на которые уже не раз указывалось: это первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка. Отклонения, возникающие в результате поражения органов зрения, слуха или тех или иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями в развитии. Однако общим для всех является:

1) Наличие первичного дефекта оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка: приводит к нарушению умственной работоспособности, трудностям взаимодействия с окружающим миром, недостаткам общей и мелкой моторики, бедности социального опыт.

2) Трудности социальной адаптации, нарушение взаимодействия с социальной средой, на которые указывал еще Л. С. Выготский, также являются общей закономерностью для всех типов нарушений развития.

3) Изменения в развитии личности ребенка, на которые указывала Ж. И. Шиф. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха. Такие нарушения особенно усиливаются при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении.

4) Изменение способов коммуникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации.

5) Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может проявляться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда как у УО детей на протяжении всей жизни.

6) Еще одна закономерность для всех типов аномального развития – нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляется в недостаточности и специфических особенностях (трудностях) словесного опосредования.

Например, умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом.

Соотношение неопосредованного и опосредованного запоминания у умственно отсталых детей динамично, изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами опосредованного, осмысленного запоминания и логический материал запоминают хуже, чем отдельные слова и числа. В старших классах умственно отсталые ученики овладевают адекватными приемами опосредованного запоминания.

7) Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий.

Все эти особенности формирования познавательной и речевой деятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений, о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен.

Однако наряду с особенностями развития, влекущими трудности адаптации и обучения детей с нарушениями развития, существуют и общие закономерности для всех типов аномального развития положительного характера:

1) Одна из них была отмечена еще Л. С. Выготским как наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей в виде зоны ближайшего развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие ребенка, в отличие от других видов развития, происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания – самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве с взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй, более высокий, представляет зону ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов. То есть, при обучении нормальных детей или коррекционно-развивающем обучении аномальных детей необходимо давать задания усложненные, но в меру возможностей ребенка, учитывая его зону ближайшего развития.

2) Еще одна закономерность была сформулирована Л. И. Лубовским при изучении словесной регуляции действий у детей. Он показал возможности выработки новых условных связей без участия речи или при частичном словесном опосредовании, что может рассматриваться как компенсаторный механизм, способствующий более легкому образованию условных связей.

Таким образом, нарушенное развития имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений.

Источник

В дошкольном возрасте интенсивно развивается игра как ведущий тип деятельности, совершенствуется речь, все виды мышления, память, расширяются представления об окружающем мире, закладываются основы нравственного развития личности.

Сложный путь психического развития дошкольника находится в тесной зависимости от его активной и разнообразной деятельности. Взрослый должен стимулировать детскую самостоятельность, инициативу. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами ребенка. Развиваются внеситуативные формы взаимодействия, формируется положительное отношение к сверстникам. Все это формирует у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности, самостоятельности, самосознания, ответственности и способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Необходимо иметь ввиду, что многие трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенка кризиса развития (3, 7 лет). Поэтому отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуальными психологическими особенностями.

Эти периоды (кризисы развития), несмотря на трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. И в таких случаях все усилия должны быть направлены на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

Нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений в общем состоянии здоровья ребенка, а также одним из показателей задержки в психическом развитии.

Особенно стойкие нарушения внимания отмечаются у детей с гидроцефалией, детским церебральным параличом, эпилепсией.

Наблюдаются у детей нарушения звукопроизношения отдельных звуков, чаще это свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные. Отмечается фонематическое недоразвитие слуха, проявляющееся в неспособности ребенка четко дифференцировать на слух сходные по звучанию фонемы, а также звуки, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Часто нарушения звукопроизношения сопровождаются недоразвитием связной речи и трудностями в запоминании словесного материала.

В данном возрасте ярко выделяются дети, которые составляют группу риска по школьной дезадаптации.

Н.П. Вайзман к группе риска относит тех детей, которые по своим психофизическим показателям находятся между нормально развивающимися детьми и детьми с паталогией развития. Они имеют стертые и малозаметные, с запозданием диагностируемые отклонения в деятельности организма, прежде всего нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни.

По мнению О.Н. Усановой, для детей группы риска характерна недостаточная степень готовности к обучению в общеобразовательных учреждениях, которая выражается в низком уровне сформированности психологических и психофизиологических предпосылок к учебной деятельности, в основе которых лежат признаки социально-педагогической запущенности. А также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности, а именно повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности.

Е.М. Мастюкова к группе риска относит детей соматически ослабленных, детей с нарушениями речи, моторики, поведения, функции активного внимания, памяти, детей с нарушениями общения, с задержками психического развития, которые могут иметь как парциальный, так и общий характер. Все эти дети нуждаются в тщательной подготовке к обучению в школе.

К важным особенностям дошкольного возраста относится то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики поведения ребенка носят латентный, скрытый характер.

С одной стороны, многие нежелательные проявления оказываются преходящими, временными, и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны – именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей.

Более того, «…многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным. А подчас невозможным».

Библиографический список

1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: АГРАФ, 1996. – 160 с.

2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1977. – 558 с.

3. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: Гуманитарный изд. Центр Владос, 1997. – 304 с.

5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

6. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. − 384 с.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1105 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Инна Черкасова
Закономерности психического развития дошкольников

Закономерности психического развития дошкольников.

В общем понимании психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи, активное отражение субъектом объективного мира, построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Основными характеристиками сознания являются: постоянная активность и интернациональность (направленно на определенный объект, предмет или образ). Наличие данных свойств психики, в частности, определяют возможность формирования в процессе развития человечка индивидуальной «Я-концепции», т. е. совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.

Наивысшая стадия развития поведения – интеллектуальное поведение (интеллект, под которым понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в том числе, при овладении новым кругом жизненных задач. Данную способность часто принято характеризовать в отношении задач, встающих перед человеком в течение его жизни.

Отличительные особенности интеллектуальной системы конкретного человека формируют: сознание, объем рабочей памяти, способность к бескорыстной помощи, прогнозированию, орудийной деятельности, логике, память, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации.

Важными качествами интеллекта человека являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность. Каждый человек в своей повседневной деятельности сталкивается с самыми различными обстоятельствами и условиями, которые требуют от него развития определенных интеллектуальных способностей. Значительным показателем развития интеллекта конкретного человека является отсутствие у него боязни нового и непривычного (ксенофобии, а одной из важнейших особенностей развитого интеллекта выступает способность к интуитивному решению сложных проблем.

Следует отметить, что развитие разных составляющих интеллекта определяется не только генотипом конкретного человека, но и широтой его жизненного опыта. Важнейший элемент интеллекта человека – его социальный интеллект, т. е. способность правильно понимать поведение людей, развитие которого крайне необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации человека. Развитый социальный интеллект обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, легкое социальное приспособление, а значит, именно социальный интеллект – его формирование и развитие могут быть определены как основные направлений воспитания ребенка, его социализации. Можно сказать, что от того – насколько развит социальный интеллект ребенка зависит успешность его социализации, а также социальных и межличностных отношений, успешность в его дальнейшей жизни.

Закономерности развития человека тесно связано с его возрастом, поскольку наблюдается тесная взаимосвязь между биологическим и духовным развитием человека. Происходит биологическое, социальное, созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.

В тесной взаимосвязи с физическим развитием ребенка находится его духовное развитие, подверженное значительным колебаниям из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психических функций. Следует заметить, что различия между людьми, прежде всего, проявляются в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении и уровне социального развития.

Необходимо подчеркнуть, что у каждого конкретного человека существуют генетически детерминированные свойства нервной системы (генотип, которые в той или иной степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, т. е. формируется конкретный фенотип. Кроме того, в отличие от темперамента, в котором представлена, главным образом, генетическая составляющая, существует также понятие «характер» — целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в деятельности, общении и типичных способах поведения.

Главная специфическая черта дошкольного возраста с точки зрения развития психики – это наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремиться делать не то, что может, а то, что видит или слышит, но многие действия ему пока не доступны. Данное противоречие разрешается посредством сюжетной игры. Источником игр являются впечатления ребенка, все, что он видит или слышит.

Выработка условного торможения у дошкольников представляет некоторые трудности, но в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Постепенно ребенок научается воздерживаться от поступков, запрещаемыми взрослыми или не соответствующих требованиям детского коллектива.

У дошкольников существенно возрастает роль второй сигнальной системы, слова в процессе познании окружающей действительности и в поведении ребенка. Для эффективного усвоения ребенком объяснений, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием предметов и явлений, или опираться на отчетливые наглядные представления, полученные ребенком в результате накопления опыта.

Несмотря на большую силу и образность памяти, дошкольники по большей части запоминают, лишь то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление их пока еще конкретно и образно, воображение развито еще слабо, а действия зачастую носят непроизвольный характер, чувства мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.

Следует отметить, что указанные особенности психического развития постепенно изменяются под влиянием воспитания, обучения и накопления опыта. На основе расширения опыта дошкольника, усложнения его деятельности, происходит дальнейшее развитие психики дошкольника, когда он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Существенные изменения в дошкольном возрасте происходят в области развития воли. Постепенно ребенок приучается выполнять свои обязанности, подчинять собственные интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, в дошкольном возрасте возрастает влияние прежнего опыта на дальнейшее поведение ребенка, образование новых временных связей. Деятельность и действия ребенка 3-7 лет становится более осмысленной, они производятся на основе ранее приобретенных знаний об окружающем мире. У дошкольников достаточно быстро и относительно легко формируются положительные условные рефлексы образуются, часто после 2-3 подкреплений.

С точки зрения характеристики личностного развития и психики ребенка, важно то, что в возрасте 3 — 7 лет родители пока остаются для ребенка главным источником информации. При этом также наблюдается противоречие между стремлением ребенка к активному освоению миром предметов и значительной ограниченностью его возможностей. В этом возрасте происходит и формирование личности ребенка, когда закладываются основные направления его развития, характера. В связи с этим, стиль, в котором общаются и строят свои отношения с ребенком родители –это важнейший компонент, влияющий на его развитие в целом и на его психику, социальный интеллект и социальную адаптацию.

Любые искажения в воздействии социального окружения, постоянного социально-психологического и психолого-педагогического воздействия (неправильное воспитание) автоматически отражаются на становлении самой личности ребенка, его характера.

В различных семьях осуществляются разные стили детско-родительских отношений. Применение того или иного стиля детско-родительских отношений во многом влияет на формирование семейной среды, которая представляет собой сочетание личностных особенностей родителей, а также условий, в которых живет семья, стиль воспитания и др. При этом в семьях, где преобладает «демократический» стиль руководства, когда вместе с определенными требованиями предоставляются также возможности для развития самостоятельности ребенка, он чаще проявляет инициативу, взаимопомощь, дружеские чувства, он более эмоционален в социальных взаимоотношениях.

Поддержание достоинства ребенка, укрепление его хорошего мнения о самом себе является одной из наиболее значимых задач семьи. Это достигается в семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают добиваться в них успехов, осознавать достижения и ощущать, что ребенок не безразличен родителям. Весьма важно в этом смысле, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми.

Дошкольник ждет и жаждет одобрения близких взрослых, боится наказания, стремится соблюдать нормы и требования. Тем самым, одним из ведущих нравственных мотивов дошкольника является стремление сохранить и упрочить позитивное отношение родителей к себе. При этом оценка со стороны взрослого помогает ребенку осознать положительные и отрицательные стороны его поступков, а также причины конкретной оценки. Оценка дает возможность дошкольнику в следующий раз быть более внимательным, послушным или вежливым.

Воспитание самоуважения у ребенка обусловливается целым рядом факторов. Уважающий себя ребенок вырастает более приспособленным к жизни, счастливым, уверенным в себе и своем успехе. Родителям старшего дошкольника следует воспринимать его серьезно, тогда он будет откровенен. Дошкольнику также необходимо иметь достойный пример в лице своих родителей. Чрезмерная критика в адрес ребенка со стороны родителей могут лишить его самоуважения, вызвать недоверие и негативизм. Такие качества, укоренившись в характере ребенка могут создать у ребенка представления о том, что нет ничего хорошего для него в том, чтобы стараться быть хорошим.

Таким образом, на развитие личности и психики ребенка влияет целая система самых разнообразных факторов, которые содержат в себе как биологические, так и социальные направления. При этом следует подчеркнуть многогранность взаимосвязи психического и биологического, где биологическое может выступать по отношению к психическому в качестве некоего механизма, предпосылки развития психического, содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, причина отдельных поступков и т. д.

Источник