Возрастные особенности развития нервной системы ребенка

Возрастные особенности развития нервной системы ребенка thumbnail

(Изучением строения центральной нервной системы занимались Сеченов, а затем Павлов.)

Наиболее важным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы.

Возрастные особенности развития нервной системы, воздейсвие факторов среды на организм детей и подростков.

I новорожденный—1—10 дней;

II грудной возраст—10 дней—1 год;

III раннее детство—1—3 года;

IV первое детство—4—7 лет;

V второе детство—8—12 лет мальчики, 8—II лет девочки;

VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.

На первом году жизни происходят наиболее выраженные изменения и каждый месяц сопровождается появлением качественно новых, ощутимых показателей развития, позволяющих достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни (аналогичные процессы невозможно наблюдать ни в каких других возрастных периодах).

Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т.д.

Характерным показателем возрастной динамики развития ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных).

Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы (обеспечивает управление ритмом движения вследствие контроля чередования сгибателей и разгибателей).

Каждый из рефлексов (защитный, Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых, поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

Старший дошкольный возраст

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают силы и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения.

Дети способны теперь сосредотачивать внимание в течении 15 — 20 мин. и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Внутреннее торможение становится более сильным. Угашение и дифференцирование вырабатывается почти вдвое быстрее, чем у детей 3 — 5 лет, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы.

У детей 5 — 7 лет отмечается также возрастание функционального значения второй сигнальной системы. Роль «первых сигналов действительности», т.е. непосредственных ощущений и представлений, остается еще значительной, но словесное мышление начинает оказывать все более сильное влияние и на реакции 1-й сигнальной системы.( Сигнальная система – это система условно и безусловно рефлекторных связей всшей НС человека и животных. Первая СС развита и у человека и у животных. Вторая СС развита только у человека. Если произнести слово лимон ,то человек его представит, поймет какой он на вкус и тд (сработала вторая СС), но если у него начнет вырабатыватьс слюна то это уже действие первой СС) Есть данные, что именно в этом периоде появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.

К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих или групповых признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. В связи с началом обучения чтению и письму слово приобретает все более выраженные абстрагирующие свойства.

У детей старшего дошкольного возраста отражение действительности проявляется также в том, что к 7 годам ребенок оказывается в состоянии удерживать программу действий из ряда движений. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируется при участии любой коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий..

Имеются данные о том, что степень вероятности подкрепления начинает отказывать влияние на ход выработки условных рефлексов лишь у детей старше 5 лет. До этого времени выработка условных рефлексов происходит по принципу «максимализации», когда даже минимальная степень вероятности подкрепления приводит к упорному повторению положительного условного рефлекса (приобретает максимальный эффект). Известно, что вероятностный принцип реагирования определяется функцией лобных долей, а принцип максимализации — функцией лимбической системы.

Эти факты являются еще одним свидетельством того, что уровень сложности ассоциативной деятельности мозга находится в зависимости от степени зрелости лобных областей.

Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представляет собой период активного формирования всех основных проявлений высшей нервной деятельности ребенка.

Младший школьный возраст

Это очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельности детей, влияние систематического обучения не подвергнуты пока должному анализу. По данным Ивана-Смоленского и его сотрудников, у детей в возрасте 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей: отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения, последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное влияние на процесс возбуждения. Происходит дальнейшее развитие и стабилизация тех отношений, которые были достигнуты в предыдущем возрасте.

В ряде исследований изучались типологические особенности высшей нервной деятельности детей. Красногорским и Ивановым-Смоленском были сделаны попытки классификаций ее типов. Красногорский взял за основу соотношение возбудимости коры подкорковых отделов и выделил четыре типа: 1) центральный, уравновешенный тип, 2) кортикальный тип с преобладанием корковых процессов над подкорковыми, 3) подкорковый — с преобладанием субкортикальных процессов и 4) гиподинамический — с пониженной возбудимостью, как коры, так и подкорковых отделов. Эти четыре типа со своими характеристиками очень близко совпадают с четырьмя основными Павловскими типами.

Некоторыми авторами делались попытки использовать двигательные реакции как показатель типологических особенностей нервной системы. Однако до сих пор остается неясным, отражают характеристики двигательных реакций лишь особенности двигательного анализатора или нейродинамики вообще. Сила и подвижность нервных процессов с возрастом развиваются, изменяется и баланс обоих нервных процессов. Соответственно изменяются и типологические особенности. По-видимому, о типе нервной деятельности у детей можно говорить лишь очень условно. Проблема эта, однако, имеет большое практическое значение и требует разработки.

Переходной период

Период с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лет у мальчиков является первой фазой переходного возраста.

В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителями; имеет место развития фазовых состояний в высшей нервной деятельности. Ряд данных свидетельствует об общем повышением возбудимости центральной нервной системы в этот период. Возрастает число интерсигнальных реакций, дифференцирование ухудшается. Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции теперь сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища, подобно тому, как это было в раннем детстве.

В экспериментальных исследованиях обнаруживается тенденция к широкому обобщению предъявляемых раздражителей, как непосредственных, так и словесных; одновременно отмечается увеличение латентных периодов условных реакций. Изменяется и речь подростков: она замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипные. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ, необходимо задать ряд дополнительных вопросов. Это заставляет предполагать известные ослабления высшего функционального уровня корковой деятельности — 2_й сигнальной системы — и как результат этого — усиление функции 1_й сигнальной системы. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые, тактильные) раздражители теперь возрастают, в то время как процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется. На речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные: латентные периоды реакции на речевые раздражители возрастают.

Вторая фаза переходного периода считается с 13-15 лет у девочек и с 15-17 лет у мальчиков. Это наиболее критическая и бурно протекающая полоса в развитии подростков. К сожалению, работ по экспериментальному изучению высшей нервной деятельности в этот период очень мало и не все данные являются вполне бесспорными. В этот период у подростков наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного стояния в другое — от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, резко критическое отношение к окружающим взрослым, чрезвычайная обидчивость, у девочек склонность к слезам. Высшая нервная деятельность дает картину дальнейшего нарастания общего возбуждения и ослабления всех видов условного торможения. У подростков во 2-й фазе переходного периода очень часты проявления негативизма и аффективных состояний, именно как следствие развития фазовых состояний. Однако следует подчеркнуть, что в этот период роль высшего функционального уровня кортикальной деятельности 2-й сигнальной системы — начинает опять возрастать. Согласно его данным, с 15-17 лет роль словесных сигналов снова возрастают, а латентные периоды на словесные раздражители уменьшаются.

В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим. Если на всех выше описанных этапах развития были созданы благоприятные условия, то с этого времени функции больших полушарий уже дает картину более или менее уравновешенной и гармонической деятельности.

Источник

У ребенка координация рефлекторных
реакций далеко не совершенна. Ответная
реакция у него связана с обилием ненужных
движений и неэкономичными вегетативными
сдвигами.

Высокая степень иррадиациинервных процессов во многом связана с
плохой «изоляцией» нервных волокон. К
моменту рождения ребенка многиепериферические
и центральные нервные волокна не имеют
миелиновой оболочки, которая обеспечивала
бы изолированное проведение нервных
импульсов. В результате возбуждение с
одного нерва легко переходит на соседние.
Миелинизация большинства нервных
волокон заканчивается к 3 годам, а иногда
продолжается до 5-10 лет.

Высокая степень иррадиации нервных
процессов у детей определяется также
тем, что на первых этапах постнатального
развитие ведущее значение в регуляции
рефлекторной деятельности имеет не
кора, а подкорковые структуры головного
мозга.

По сравнению со взрослыми у детей выше
возбудимость нервной ткани
, меньше
специализация нервных центров, более
распространены явленияконвергенции
и положительной индукции
. Конвергенция
состоит в проведении нервных импульсов
к одному нейрону из различных участков
нервной системы. Н/р, на один и тот же
нейрон могут конвергировать импульсы
от слуховых, зрительных и кожных
рецепторов. У них отмечается неустойчивость
внимания.

Координация рефлекторных реакций у
детей совершенствуется в ходе онтогенеза
и завершается к 18-20 годам.

6. Строение цнс и ее возрастные особенности.

Спинной мозгвзрослого человека
размешается в позвоночном канале и
представляет собой цилиндрический тяж
длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г.

Несмотря на то что спинной мозг
новорожденного является наиболее зрелой
частью ЦНС, его окончательное развитие
заканчивается только к 20 годам. За этот
период масса мозга увеличивается в 8
раз.

В спинном мозге выделяют шейный, грудной,
поясничный, крестцовый и копчиковый
сегменты, от которых отходит 31 пара
спинно-мозговых нервов
, иннервирующих
скелетную мускулатуру и кожу. Каждый
сегмент стоит из серого и белого
вещества.Серое веществорасположено в центре сегмента и в нем
различают задние, боковые и передние
рога. Серое вещество – это тела нервных
клеток, абелое вещество– это
аксоны нервных клеток покрытые миелиновой
оболочкой, имеющей белый цвет.

Спинной мозг выполняет две основные
функции рефлекторную ипроводниковую.Рефлекторная
функция
заключается в осуществлении
спинномозговых рефлексов, а проводниковая
в проведении нервных импульсов от
рецепторов нашего тела в головной мозг
и от головного мозга к сегментам спинного
мозга.Проводниковая функцияспинного мозга осуществляется за счет
проводящих путей, образующих белое
вещество спинного мозга. Различают
восходящие и нисходящие проводящие
пути.

Среди нисходящих путей есть один
пирамидный и 4 экстрапирамидных.
Пирамидный путь является прямым
однонейронным путем и через него
осуществляются наши произвольные
движения. Экстрапирамидные пути являются
многонейронными и через них осуществляется
регуляция тонуса мышц и общие двигательные
акты (поворот головы, движение всей
конечностью).

Спинной мозг содержит два утолщения:
шейное и поясничное, которые начинают
формироваться в первые годы жизни
ребенка. Шейное утолщение связано с
регуляцией движений верхних конечностей,
поясничное – нижних.

Головной мозгсостоит из ствола
мозга и конечного мозга, включающего
большие полушария.

От основания головного мозга отходят
12 пар черепно-мозговых нервов, которые
связывают головной мозг со многими
внутренними органами, мышцами лица,
шеи, языка, глаз, а также обеспечивают
поступление в головной мозг сенсорной
информации от зрительных, вкусовых,
слуховых и обонятельных рецепторов,
вестибулярного аппарата, тактильных
рецепторов кожи лица.

Основные части головного мозга выделяются
уже к 3-му месяцу эмбрионального развития,
а к 5 месяцу эмбриогенеза уже хорошо
заметны основные борозды больших
полушарий.

К моменту рождения общая масса головного
мозга составляет около 400 г. Наиболее
интенсивно головной мозг человека
развивается в первые два года жизни.
Затем темпы его развития немного
снижаются, но продолжают оставаться
высокими до 6-7 лет, к этому моменту масса
мозга достигает уже 4/5 массы взрослого
человека.

Развитие головного мозга идет гетерохронно.
Прежде всего, созревают те нервные
структуры, от которых зависит нормальная
жизнедеятельность организма на данном
возрастном этапе. Функциональной
полноценности достигают, прежде всего,
стволовые, подкорковые и корковые
структуры, регулирующие вегетативные
функции организма. Эти отделы приближаются
по своему развитию к мозгу взрослого
человека уже к 2-4 годам постнатального
развития.

К стволовой частиотносят
продолговатый мозг, задний мозг (варолиев
мост и мозжечок), средний мозг и
промежуточный. В филогенетическом
отношении это наиболее древние нервные
структуры, и поэтому их функции тесно
связаны с регуляцией примитивных
функциональных процессов.

Отделы ствола мозга выполняют проводящие
и рефлекторные функции
. Впродолговатом
мозге
находятся центры жизненно
важных рефлексов: дыхательных и сердечных,
а также здесь есть центры многих защитных
рефлексов: чихания, кашля, мигания,
закрытия век.Средний мозгсодержит первичные зрительные центры
и принимает участие в осуществлении
зрачкового рефлекса, аккомодации,
конвергенции и зрительного ориентировочного
рефлекса, а также здесь есть первичные
слуховые центры, принимающие участие
в осуществлении слухового ориентировочного
рефлекса, в регуляции сложных двигательных
рефлексов, в ориентации тела в пространстве.В промежуточноммозгевыделяют подбугровую область (гипоталамус)
и зрительные бугры (таламус).

Гипоталамусявляется высшим
вегетативным центром. Он регулирует
обмен веществ, температуру тела, чувство
голода и жажды, деятельность всех
внутренних органов.Таламусявляется своего рода воротами, через
которые все сенсорные сигналы, кроме
обонятельных, поступают в кору больших
полушарий большого мозга.Основная
функция мозжечка
заключается в
координации всех двигательных актов
путем согласования скорости сокращения
различных мышц, участвующих в данном
конкретном двигательном акте. Кроме
того,мозжечок обеспечивает
двигательный акт вегетативным компонентом,
т.е. приспосабливает дыхание, работу
сердца к данному конкретному двигательному
акту.

Ретикулярная формация, или сетчатаясостоит из нейронов различной формы и
размеров и расположена в центральной
части ствола мозга. Ретикулярная формация
оказывает влияние на спинной мозг,
большие полушария и мозжечок. На спинной
мозг ретикулярная формация оказывает
как активирующее, так и тормозящее
влияние. На большие полушария и мозжечок
оказывает активирующее влияние, которое
называют неспецифической активацией.
При уменьшении неспецифической активации
большие полушария переходят в состояние
пониженной возбудимости и человек
засыпает.

Конечный мозгсостоит из больших
полушарий и расположенных внутри них
подкорковых, или базальных ганглиев.

Конечный мозг человека является наиболее
молодым в филогенетическом отношении
образованием. Подкорковые ганглиипринимают участие в регуляции сложных
половых и поведенческих реакций, имеют
важное значение в организации оптимальной
двигательной деятельности.

Большие полушария головного мозга– парные образования. Это основная
часть конечного мозга. У человека они
достигают наибольшего развития и
составляют почти 80 % от общей массы
мозга. В функциональном отношении
большие полушария являются высшим
отделом ЦНС, регулирующим все нижележащие
отделы. Кроме того, большие полушария
являются основой нашего мышления и
сознания. Поверхность больших полушарий
покрыта извилинами, которые представляют
собой складки поверхностного слоя.

I этап.У новорожденного
весспинного мозга10 г., а отношение
спинного мозга к головному 1:100 (у взрослых
1:50). В это время спинной мозг растет
быстро, а дифференцировка его нейронов
выражена слабо. Проводящие пути и
спинномозговые нервы не покрыты
миелиновой оболочкой. Отсюда широкая
иррадиация возбуждения по сегментам
спинного мозга, генерализация
спинномозговых рефлексов.

У новорожденного вес головного мозгаоколо 400 г. В течение первого года вес
увеличивается в 2,5 раза и к концу года
достигает 1000 г. Однако формообразование
на этом этапе идет медленными темпами
и большие полушария по своей форме
значительно отличаются от взрослого
человека. Так, у детей первого года жизни
слабо развит лобный отдел больших
полушарий, борозды и извилины малы,
мелки. В связи с незрелостью коры больших
полушарий, функция ее несовершенна,
контроль над корковыми образованиями
слабый. Отсутствие корковых влияний на
сегменты спинного мозга в первые месяцы
жизни приводит к хаотичности движений.

Продолговатый мозг и варолиев мострастут быстро и все основные их центры
сформированы. Однако их функция еще
несовершенна, так как их регуляция
осуществляется в основном за счет
безусловных рефлексов, т. е. по принципу
отклонения.

Средний мозгпо отношению к
взрослым составляет 40 %. Нейроны не
дифференцированы. Функции среднего
мозга не совершенны, движения не точны
из-за несогласованности двигательного
и тонического компонентов. Конвергенция
и аккомодация глазных яблок не совершенны
и не координированы. У новорожденного
глазные яблоки могут даже двигаться
одновременно в разные стороны. Отсутствует
координация сокращений и перераспределения
тонуса мышц пальцев рук.

Ретикулярная формацияствола
мозга занимает относительно меньший
объем, чем у взрослых. Нейроны расположены
тесно, их аксоны не покрыты миелиновой
оболочкой. Активация больших полушарий
слабая и их возбудимость понижена
(новорожденный спит до 22 часов в сутки).

Мозжечок у новорожденного весит
20 г, а к концу года – 90 г. Дифференцировка
слоев начинается уже с первых месяцев
после рождения, но к концу года все еще
остается много недифференцированных
нейронов. Функции мозжечка несовершенны,
движения не координированы, так как нет
согласования скорости сокращения
различных мышц и обеспечения движения
тоническим и вегетативным компонентом.

Промежуточный мозграстет
относительно медленно. В гипоталамусе
не закончена дифференцировка ядер,
нейроны различных ядер почти не отличаются
по форме, нет миелинизации их аксонов.
Отсюда несовершенство функций. Нет
четкости в передаче информации в кору
больших полушарий, отсутствует контроль
со стороны высших вегетативных центров,
имеется несовершенство терморегуляции.

Подкорковые ядрасоставляют
20% по отношению к взрослым. Дифференцировка
нейронов слабая, миелинизация проводящих
путей неполная. Несовершенство функций
проявляется в генерализации и неловкости
движений.

II этап.На втором
этапе развития ребенка продолжается
рост и дифференцировка всех отделов
ЦНС. Весспинного мозгадостигает
14 г. На этом этапе заканчивается
миелинизация всех спинномозговых нервов
и афферентных (восходящих) проводящих
путей спинного мозга. Нисходящие
проводящие пути еще не полностью покрыты
миелиновой оболочкой. Следствием этого
является неточность координации
спинномозговых рефлексов. Так, в 2 года
нет еще дифференцировки ходьбы и бега.
Ребенок быстро перебирает ногами, шаги
у него короткие. Только к концу этапа
наступает дифференцировка ходьбы и
бега.

Продолговатый мозг и варолиев мостпродолжают дифференцировку. К концу
этапа их нейроны приобретают форму
взрослого человека, отличаясь только
размерами. Все черепномозговые нервы
к концу этапа покрываются миелиновой
оболочкой и их функция почти такая же,
как у взрослых.

Средний мозгпо отношению к
взрослому составляет 50%. Заканчивается
дифференцировкаIIIиIVпары черепно-мозговых нервов и нейронов
четверохолмия. Однако нисходящие пути
среднего мозга еще не полностью покрыты
миелиновой оболочкой и поэтому функции
еще несовершенны.

Нейроны ретикулярной формацииствола мозга к концу этапа заканчивают
дифференцировку, но миелинизация
нисходящего пути формации еще не
закончена. В связи с этим остается
неточность облегчающих и тормозящих
влияний ретикулярной формации на
спинномозговые рефлексы. В то же время
восходящие активирующие влияния на
этом этапе уже достаточно интенсивны
и качественно не отличаются от взрослых.

Мозжечокрастет равномерно, его
клетки заканчивают дифференцировку.
Однако по размерам нейроны мозжечка
еще меньше, чем у взрослых. Чувствительные
пути мозжечка уже покрыты миелиновой
оболочкой, а двигательные еще нет,
поэтому имеется не тосчная координация
тонуса мышц.

В зрительных буграх происходит
дифференцировка нейронов на две группы
ядер: переключающие и ассоциативные.
Миелиновая оболочка нейронов еще не
полностью сформирована. Отсюда
несовершенен еще корковый анализ и
синтез. У детей этого этапа развития
активное внимание практически отсутствует.
Функции гипоталамуса также несовершенны.
Слабый контроль над вегетативной нервной
системой, недостаточная терморегуляция.

Подкорковые ядрапо отношению
к взрослым составляют 40%, нейроны их еще
не закончили дифференцировку, а аксоны
не покрыты миелиновой оболочкой. В связи
с этим сохраняется неловкость движений.

К концу 3-го года жизни вес головного
мозга
увеличивается до 1200 г.
Формообразование больших полушарий и
дифференцировка на этом этапе идет
значительно большими темпами в сравнении
с предыдущим. Поверхность больших
полушарий становится похожей на таковую
у взрослых, хотя борозды и извилины все
еще остаются более мелкими. Относительно
мало развит лобный отдел больших
полушарий.

В связи с большим морфологическим и
функциональным созреванием нейронов
больших полушарий значительно
совершенствуется и функция коры головного
мозга. Так, благодаря корковому контролю
над спинным мозгом более совершенными
становятся произвольные движения.
(ребенок ходит, бегает, прыгает).

Однако кора больших полушарий ребенка
все еще остается функционально незрелой,
контроль ее над нижележащими отделами
ЦНС несовершенен. Особенно это касается
эмоциональной сферы ребенка. Нет контроля
над эмоциями.

III этап.На этом
этапе развития полностью заканчивает
свое развитиеспинной мозгс
его проводящими путями. К концу этапа
заканчивается развитие такжепродолговатого
мозга и варолиева моста
.

Средний мозгсотавляет 90% от
взрослого. К концу этапа заканчивается
дифференцировка почти всех отделов
среднего мозга. Однако еще имеет место
несовершенство в координации движений
пальцев рук и ребенку с большим трудом
даются такие двигательные навыки как
рисование, письмо.

На IIIэтапе заканчивается
дифференцировкаретикулярной
формации
ствола мозга и заканчивает
свое развитиемозжечок.

В промежуточном мозгедифференцировка еще не закончена.
Подкорковые ядра составляют 80% от
взрослых и в них также не закончена
дифференцировка нейронов и миелинизация
аксонов.

Вес головного мозгадостигает
1250 г. По своей формебольшие полушарияпочти такие же, как у взрослых. Отличие
заключается в том, что лобные доли еще
относительно меньше развиты. На этом
этапе заканчивается дифференцировка
тел и дендритов корковых нейронов.
Однако их аксоны еще не полностью покрыты
миелиновой оболочкой. Функциональная
незрелость коры больших полушарий
проявляется в относительной слабости
процессов торможения и в относительной
легкости иррадиации процессов возбуждения
(ребенок быстро перевозбуждается во
время игры, плохо засыпает, спит
беспокойно). Нет еще контроля коры над
эмоциями.

IV этап. На протяженииIVэтапа развития ребенка
заканчивается дифференцировка и
миелинизация всех отделов ЦНС и проводящих
путей, которые еще не закончили своего
развития на предыдущем этапе. К концу
этапа все отделы ЦНС морфологически
такие же, как у взрослых людей.

К 9-10 годам все головного мозга достигает
1350 г (у взрослых 1400-1600 г). На этом этапе
еще имеется относительная недоразвитость
лобных долей больших полушарий. В этом
возрасте мышление у детей все еще
остается конкретным, хотя они уже
начинают пользоваться абстрактными
понятиями. Поэтому преподавание должно
строиться не только на словесном
логическом объяснении, но обязательно
с использованием наглядностей (таблицы.
рисунки, опыты), с обязательным знакомством
ребенка с конкретными явлениями и
предметами. Несмотря на морфологическую
и функциональную незрелость больших
полушарий, данный этап характеризуется
довольно совершенной функцией коры
головного мозга. Кора больших полушарий
берет под контроль эмоции.

V этап.В 12-13 лет
вес головного мозга достигает 1400 г.
Отмечается усиленный рост лобных долей.
Процессы возбуждения преобладают над
процессами торможения. Только к 13-16
годам заканчивается рост лобных долей,
вес головного мозга достигает массы
взрослого. Усиливаются процессы
торможения. К 17-18 годам морфологическое
развитие больших полушарий заканчивается,
но функциональное совершенствование
продолжается и у взрослых людей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник