Возрастные особенности развития ловкости у ребенка

                                      Доклад на тему:

                     Развития ловкости у детей дошкольного возраста.

                                                                           Подготовила:

                                                                            воспитатель

                                                                                   логопедической группы

                                                                            Проулочнова Т.Г.

  Для того чтобы добиться успеха в современном мире, и взрослым, и детям очень важно развивать умение быстро реагировать на меняющиеся ситуации и условия, переключаться с выполнения одной задачи на другую. Эти навыки нужны во всех сферах жизни, начиная с быта и заканчивая спортивными играми и соревнованиями, ведь победа более реальна для того, кто более ловок.

 Под ловкостью понимается способность человека быстро, эффективно, точно овладевать новыми движениями и их сочетаниями, наиболее живо и верно менять свое поведение согласно меняющимся условиям и ситуациям.

 Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать работать над развитием ловкости у детей в то время, когда основные физические качества у них только начинают формироваться.

 Какого ребенка мы называем ловким? Во-первых, того, кто способен быстро усвоить и выполнить правила подвижной игры, а также дополнительные задания, обусловленные меняющимися обстоятельствами. К примеру, это может быть игра, в основе которой лежит челночный бег или бег змейкой, прыжки с разного рода продвижениями (вперед, назад, в стороны) и т. д.

 Ловкий ребенок быстрее других справится с выполнением определенной задачи. Например, в ходе эстафеты малыш быстро залез и слез с лестницы, добежал до цели, минуя препятствия, помог своей команде первой пройти предусмотренные испытания, тем самым приведя ее к победе.

Однако не стоит думать, что ловкость – это исключительно скорость реагирования. В определенных случаях она требует проявления смекалки или, наоборот, взятия паузы, необходимой для концентрации на определенном действии. Дети, у которых ловкость достаточно развита, в состоянии выполнять какие-либо действия и оценивать ситуации с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Ребенок дошкольного возраста уже способен попасть в цель мячом, не теряя равновесия пройти по бревну, стоять на одной ноге и т. д. Выделяют два основных типа ловкости:

  1. Общая. Она предполагает умение ребенка выполнить новые двигательные упражнения.
  2. Специальная. Под ней подразумевается способность координировать движения при нахождении в конкретной ситуации. Эту ловкость можно подразделить на два подвида:
  • акробатическую;
  • прыжковую.

 При помощи акробатической ловкости ребенок учится защищаться во время игры, правильно совершать броски. Под прыжковой понимаются приобретенные навыки, помогающие детям контролировать свое тело без какой-либо опоры. Стоит совершенствовать оба вида, для этого отлично подойдут различные прыжки, будь то в длину или в высоту, упражнения, заставляющие держать и сохранять равновесие, жонглирование не крупными предметами.

Общие рекомендации по улучшению и развитию ловкости у детей дошкольного возраста.

Развития ловкости у детей можно достигнуть двумя основными способами:

  • Регулярно вводить в жизнь ребенка новые упражнения, способствующие развитию ловкости, постепенно усложняя их.
  • Усложняя уже известные ребенку упражнения с изменением привычных условий их выполнения.

Занимаясь развитием ловкости у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать нижеприведенные общие рекомендации:

  1. Измените исходное положение при выполнении обычных упражнений. Например, делая утреннюю зарядку, попросите ребенка изменить привычное положение рук или ног.
  2. Пробуйте новые способы выполнения упражнений, предложите ребенку менять опорные ноги, положение рук, углы наклона туловища, добавьте повороты, прыжки, наклоны и пр.
  3. Поэкспериментируйте с ритмом и скоростью выполнения упражнения, вводите в практику различные ритмичные сочетания, меняйте последовательность отдельных элементов упражнения.
  4. Используйте во время занятий дополнительные предметы различной фактуры, массы, формы. Предлагайте ребенку координировать действия с предметами и движения тела в ходе выполнения упражнений. При этом происходит как развитие ловкости, так и повышение способности согласовывать движения.
  5. Детей дошкольного возраста заинтересуют упражнения, которые выполняются группой, например, игра «Гусеница» или пробежка «на трех ногах».
  6. Уделяйте достаточное количество внимания различным подвижным играм, которые ускоряют развитие ловкости у детей дошкольного возраста.
  7. Пробуйте сочетание основных и дополнительных движений. К примеру, во время прыжков на скакалке можно добавлять движения руками или ногами, упражнения с мячом разнообразить хлопками или притопыванием.

 Ловкость прямо связана с тем, как могут дети держаться на ногах вне зависимости от занимаемой позы и совершаемых при этом движений. В связи с этим не забывайте и об усовершенствовании координации, а также четкости мышечных ощущений и внимания.

Особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста в детском саду.

 Воспитатели детских дошкольных учреждений могут развивать ловкость, двигательные навыки детей с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. В этом возрасте детям больше всего подходят подвижные игры, не требующие какой-либо подготовки.

 Лучше использовать простые, понятные игры, в которых задействовано наибольшее количество мышц. Они способны не только развивать ловкость ребенка, но и:

  • тренируют вестибулярный аппарат;
  • уменьшают утомление;
  • являются профилактикой нарушений осанки и зрения;
  • создают психофизиологический комфорт.

 Не надо забывать, что в этот период нельзя развивать ловкость у детей без постоянной активизации их умственной деятельности в процессе выполнения разного рода физических упражнений.

Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

 В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) меняется отношение ребенка к выполнению поставленной задачи. Дети начинают прилагать усилия к тому, чтобы как можно более качественно с ней справиться.

 Двигательная активность отличается большим разнообразием – дети дошкольного возраста могут совершать целый ряд движений, осваивают новые способы выполнения упражнений, стремятся к большей самостоятельности, проявляют инициативу в создании групп по интересам.

 Дети 5 лет и старше выполняют осознанные и преднамеренные движения. У них не возникает вопросов относительно того, чего требует от них воспитатель, что необходимо для реализации поставленной задачи. В этом возрасте дети интересуются особенностями новых для них упражнений, стремятся к пониманию алгоритма их выполнения, к достижению высоких результатов. Ребенок сравнивает движения, которые совершает он сам, с теми, что делают его сверстники, а также в состоянии увидеть взаимосвязь между совершаемыми движениями и получаемым результатом.

 У многих дошкольников на первом месте желание опередить в каких-то достижениях своих товарищей, поэтому они могут многократно повторять упражнения, добиваясь того, чтобы оно получалось как можно лучше, и при этом не замечают возникающих трудностей. Совершенствование двигательных качеств и упорство служат отличной стартовой площадкой для развития ловкости и работоспособности.

 Желание совершенствоваться в выполнении каких-то задач, учиться новому, получать признание как от взрослых, так и от ровесников – совершенно естественно для старших дошкольников. Оборотная сторона медали – часто возникающее между детьми соперничество, а также отрицательное отношение к тем, которые справляются с поставленными задачами лучше либо хуже.

 Особенности развития ловкости у детей этого возраста связаны с началом подготовки к поступлению в школу. В большинстве случаев старшие дошкольники имеют достаточно высокий уровень физической подготовки. Они легко справляются с выполнением заданий, не только повторяя движения вслед за воспитателем, но и могут выполнять упражнения, основываясь на словах взрослого, а также объяснять их самостоятельно. Все движения в этом возрасте совершаются осмысленно, с достаточно высокой степенью координации.

 Занимаясь с дошкольниками, надо развивать не только ловкость, но и координацию движений, тем самым работая над совершенствованием двигательных навыков ребенка. Для этого не стоит ограничиваться исключительно классическими физическими упражнениями, надо использовать активные подвижные игры, в том числе эстафеты, которые усиливают такие качества, как скорость, быстрота, находчивость, ловкость.

Развитие ловкости у детей обуславливается первоначально имеющимся двигательным опытом и лишь потом уровнем соответствующих навыков. Критерием для оценки ловкости ребенка служит его умение быстрее и увереннее остальных осваивать выполнение новых упражнений, принимать во внимание условия деятельности.

Источник

Елена Торбина
Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста

Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста

В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно увидеть два пути тренировки ловкости:

1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений,

2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:

-предлагать детям выполнять знакомые упражнения из непривычных положений. Например, бег из исходного положения сидя, лежа, спиной назад, на коленях; прыжки в длину из глубокого приседа и др. ;

-изменять скорость и темп движения;

-изменять пространственное расположение (в играх изменение места сбора; непривычное расположение пособий);

-выполнять знакомые движения в разном сочетании («полоса препятствий»);

-использовать упражнения с предметами разной формы, массы, качества (мяч, мешочки, шишки, ленточки, обручи и др.);

-учить выполнять сложные сочетания основных движений (бег змейкой, ходьба по скамейке с пролезанием в обруч, прыжки через вращающуюся веревку и др.);

-усложнять условия игр (несколько водящих, разные цвета ленточек и т. д.);

-согласовывать выполнение упражнений парами, тройками, небольшими группами;

-использовать упражнения со сложными координациями

Для развития координационных способностей используют методы:

1) Стандартно-повторного упражнения

Этот метод используют при разучивании сложных двигательных действий.

2) Вариативного упражнения.

Его подразделяют на два под-метода:

• Со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.

• С не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения

3) Игровой метод с дополнительными заданиями и без них.

4) Соревновательный метод .

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Важную роль в формировании двигательных навыков будет играть активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции.

По мнению Д. В. Хухлаевой, Н. А. Ноткиной, основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности.

Общеразвивающие упражнения оказывают тренирующее и коррекционное воздействие на кору больших полушарий — «гимнастика для мозга». Общеразвивающие упражнения выполняются ребенком с предметами: мячами, флажками и т. д. Предметы позволяют варьировать, уточнять, корректировать качество упражнений. Упражнения с предметами вырабатывают правильный мышечный тонус качества движений.

Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М., 2005.

2. Фарфель B.C. Движение — развитие, здоровье. М., 1964.

3. Филиппова С. О., Пономарёва Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. СПб., 2004.

4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2006.

Источник

Людмила Сотникова
Аспекты развития ловкости у детей дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, ловкости, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Развитию ловкости способствует выполнение физических упражнений, специально организованных игр, физ. минуток в процессе образовательной деятельности в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др., с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

В ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по физической культуре ведущая роль принадлежит обучению физическим упражнениям с учётом закономерностей формирования двигательных умений и навыков и поэтапному разучиванию физических упражнений, обеспечивающем перенос двигательного опыта детей в игровую деятельность. При этом на каждом этапе непосредственно организованной образовательной деятельности систематичной и последовательной работе над компонентами ловкости: осознанностью выполнения физических упражнений; быстротой усвоения новых движений; координацией двигательных действий; реакцией на сигнал; подборе подвижных игр, оптимально способствующих воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста; комплексном использовании приёмов воспитания ловкости в подвижных играх с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.

Воспитание ловкости — сложный и многогранный процесс, компонентами данного качества:

1. Осознанностью выполнения физических упражнений; быстротой усвоения новых движений; координацией двигательных действий; быстро-той реакции на сигнал.

2. Воспитание ловкости происходит при ведущей роли обучения старших дошкольников физическим упражнениям и подчиняется общей закономерности формирования двигательных умений и навыков.

3. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре возможно при следующих педагогических условиях:

-использование методики поэтапного разучивания движений, перенос двигательного опыта детей в игровую деятельность;

-подборе подвижных игр, оптимально способствующих воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста;

-комплексном использования приёмов воспитания ловкости в подвижных играх и игровых упражнениях с учётом анатомофизиологических и психологических особенностей детей.

Развитие ловкости можно обеспечить двумя путями: а) избирательное развитие отдельных компонентов ловкости, например, точности временных, силовых и пространственных параметров движений; б) целостное развитие ловкости.

Уровень развития ловкости у детей во многом определяется их способностью к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела в различных ситуациях.

Для развития ловкости у дошкольников достаточно эффективны обще-развивающие упражнения в ходе непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию. При их выполнении следует придерживаться таких правил:

а) упражнения должны выполняться правильно, точно, в полном соответствии с заданием;

б) одно и то же упражнение следует выполнять с различной амплитудой, скоростью, из различных исходных положений, в разных условиях и т. д.

Необходимо вооружить детей как можно большим числом простейших двигательных навыков, простых упражнений, в которые вовлекаются руки и ноги. От занятия к занятию должна возрастать координационная сложность упражнений.

Упражнения, направленные на развитие физических качеств, в ходе непосредственно образовательной деятельности применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги. Упражнения включаются в разные формы двигатель-ной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребёнка, — отмечают в своих работах Н. Вавилова[4], Н. А. Ноткина[17].

В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается:

-во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия,

-во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,

-в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:

-применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д. ;

-изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

-смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

-использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;

-выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 – 4 человека;

-более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д. ;

— использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

На основе изучения ловкости у спортсменов В. С. Фарфелем[27] были выделены её составляющие: быстрота реакции на сигнал; координация движений; быстрота усвоения нового и осознанность выполнения движений с использованием двигательного опыта. Однако с учетом специфики дошкольного возраста последовательность работы над каждым из этих элементов была изменена и выглядит следующим образом:

-использование методики поэтапного разучивания движений, обеспечивающей сознательный перенос двигательного опыта детей в игровую деятельность;

-подборе подвижных игр, оптимально способствующих воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста;

-комплексном использовании приёмов воспитания ловкости в подвижных играх и игровых упражнениях с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.

Именно данные этапы работы должны использоваться педагогами ДОУ в ходе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для развития ловкости детей дошкольного возраста.

Источник