Возрастные особенности развития дыхательной системы ребенка

У новорожденного полость носанизкая и узкая. Верхний носовой ход отсутствует. К 6 мес. жизни высота полости носа увеличивается. К 10 годам – в 1,5 раза, а к 20 годам – в 2 раза.

Носоглоткау новорожденного сравнительно широкая, а евстахиева труба короткая, в связи с чем заболевания верхних дыхательных путей у детей нередко осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в среднее ухо через широкую и короткую евстахиеву трубу.

Гортаньу новорожденных располагается выше, чем у взрослых, вследствие чего ребенок одновременно может дышать и глотать. Хрящи гортани, тонкие у новорожденных, с возрастом становятся более толстыми. После 2–3 лет у девочек гортань отстает в росте, она становится короче и меньше, чем у мальчиков, что сохраняется и у взрослых. Половые различия гортани больше всего заметны на щитовидном хряще и голосовых связках. В 12–14 лет у мальчиков на месте соединения пластинок щитовидного хряща начинает расти кадык, удлиняются голосовые связки, вся гортань становится шире и длиннее, чем у девочек. У мальчиков в этот период происходит ломка голоса.

Рост трахеиу детей осуществляется в соответствии с ростом тела. К 10 годам ее длина увеличивается в 2 раза, к 25 годам – в 3 раза. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки детей нежна и богата кровеносными сосудами.

Бронхиу детей узкие, слизистая оболочка содержит мало слизистых желез, богато снабжена сосудами. Рост бронхов наиболее энергичен в первый год жизни и в период полового созревания.

Рост легкихосуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема. До 3-х лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких в этом возрасте увеличивается

в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу полового созревания – в 20 раз.

Грудная клеткаребенка растет параллельно росту тела, ребра принимают наклонное вниз положение и начинают принимать участие в дыхании. Тип дыхания становится смешанным. Совершенствуется рефлекторная регуляция дыхания, т. е. кора головного мозга постепенно начинает контролировать деятельность дыхательного центра продолговатого мозга, однако морфологическая и функциональная незрелость органов дыхания сохраняется до 14 лет. Формирование половых различий в строении грудной клетки и типе дыхания заканчивается к 21 году. Однако развитие органов дыхания и совершенствование его регуляции продолжается и у взрослых людей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные различия в зависимости от того, занимается ли человек физическим трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, употребляет алкоголь.

Дыхательные движения. Первый вдохноворожденного происходит в результате резкого возбуждения центра вдоха после перерезания пуповины. У новорожденных мышцы ребер в дыхании не участвуют, и оно осуществляется только за счет сокращений диафрагмы (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Дыхание новорожденного поверхностное и частое (до 60 в минуту), вентиляция в периферических участках легких слабо выражена, минутный объем легких всего 1300 мл (у взрослого 4–6 л).

У детей первого года жизни частота дыхательных движений равна 50–60 в минуту во время бодрствования. У детей 1–2-летних – 35–40 в минуту; у

2–4-летних – 25–35 в минуту и у 4–6-летних – 23–26 в минуту. У школьников

происходит снижение частоты дыхания до 18–20 в минуту.

Большое значение для роста и развития ребенка имеет носовое дыхание, выключение которого ведет к расстройству сна и пищеварения и,как следствие, к отставанию физического и умственного развития. Требуется тщательный уход за полостью носа грудных детей, а при возникновении заболеваний носоглотки (риниты, назофарингиты, аденоиды носовой полости) следует незамедлительно провести соответствующее лечение.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания. В период полового созревания грудная клетка приобретает форму взрослого человека, хотя остается еще меньшей по размеру. Грудная клетка у девочек приобретает цилиндрическую форму, и тип дыхания становится грудным (верхние ребра активнее участвуют в дыхании, чем нижние). У мальчиков она приобретает коническую форму с основанием, обращенным вверх (плечевой пояс шире таза) и тип дыхания становится брюшным(нижние ребра и диафрагма активно участвуют в дыхании). В этом возрасте повышается ритмичность дыхания, частота дыхания уменьшается до 20 в минуту, а глубина растет, и минутный объем легких составляет 3500–4000 мл, что приближается к показателям взрослого человека. К 18 годам частота дыхания устанавливается 16–17 в минуту, и минутный объем дыхания соответствует

норме взрослого.

Литература

а) основная литература

1. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие. М., 1997.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие. М., 2002.

3. Любимова, З.В. Возрастная физиология : учеб. для студентов вузов: в 2ч. Ч.1 / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. — М.: Владос, 2004, 2008. – 301 с. – Рекомендовано МО РФ.

б) дополнительная литература

1. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие /Н.И. Обреимова, А.С.Петрухин – М.: Академия, 2008. – 368 с.

2. Алешина, Л.И. Методическое руководство к лабораторным занятиям по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека /Л.И. Алешина, С.Ю. Лебедченко, М.В. Мужиченко, Е.И. Новикова, С.А. Сулейманова, М.М. Тобольская, Н.А. Федоркина, Е.А. Шульгин. – Волгоград.: Перемена, 2005. – 141 с.

Гигиена органов дыхания и голосового аппарата

У детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легко ранимы, поэтому они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание – через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания и прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается. Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при хроническом насморке, появлении в носоглотке аденоидов. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка надо срочно показать врачу. Если причиной неправильного дыхания являются аденоиды, их удаляют. После этой несложной и неопасной операции состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. При воспалении гортани (ларингите) заболевают в основном голосовые связки, расположенные на внутренней поверхности боковых стенок гортани. Ларингит имеет две формы: острую и хроническую. Острый ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при глотании, разговоре, хрипотой, иногда даже потерей голоса (афонией). Если не будут своевременно приняты необходимые меры лечения, острый ларингит может перейти в хроническую форму. Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата от заболеваний у детей большое значение имеет отсутствие резких колебаний

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в казани

температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагре-тых помещений или после горячей ванны (бани) на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии. Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани. Надо следить за тем, чтобы дети не разговаривали громко продолжительное время, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в неблагоприятную погоду. Разучивание стихотворений и пение (с соблюдением голосового режима и дыхания) способствуют развитию и укреплению гортани, голосовых связок и легких. Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4–5 мин. Дети же в силу особенностей их аппарата дыхания не могут при физических нагрузка значительно изменить глубину дыхания, а учащают дыхание. И без того частое и поверхностное дыхание у детей при физических нагрузках становится еще более частым и поверхностным. Это приводит к более низкой эффективности вентиляции легких, особенно у маленьких детей. Научить детей правильно дышать при ходьбе, беге и других видах деятельности — одна из задач учителя. Одно из условий правильного дыхания — это забота о развитии грудной клетки. Для это важно правильное положение тела. Особенно во время сидения за партой, дыхательная гимнастика и другие физические упражнения, развивающие мускулатуру, приводящую в движение грудную клетку. Особенно полезны в этом отношении такие виды спорта, как плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно. Надо приучать детей ходить и стоять, соблюдая прямую осанку, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое дыхание. При согнутом положении туловища в организм поступает меньшее количество воздуха.

Источник

Легкие и воздухоносные пути начинают развиваться у эмбриона на 3-й неделе из мезодермальной мезенхимы. В дальнейшем в процессе роста формируется долевое строение легких, после 6 месяцев образуются альвеолы. В 6 месяцев поверхность альвеол начинает покрываться белково-липидной выстилкой – сурфактантом. Его наличие является необходимым условием нормальной аэрации легких после рождения. При недостатке сурфактанта после попадания в легкие воздуха альвеолы спадаются, что приводит к тяжелым расстройствам дыхания и без лечения.

Легкие плода как орган внешнего дыхания не функционируют. Но они не находятся в спавшем состоянии, альвеолы и бронхи плода заполнены жидкостью. У плода, начиная с 11-й недели, появляются периодические сокращения инспираторных мышц – диафрагмы и межреберных мышц.

В конце беременности дыхательные движения плода занимают 30-70% всего времени. Частота дыхательных движений обычно увеличивается ночью и по утрам, а также при увеличении двигательной активности матери. Дыхательные движения необходимы для нормального развития легких. После их выключения развитие альвеол и увеличение массы легких замедляется. Помимо этого дыхательные движения плода представляют собой своего рода подготовку дыхательной системы к дыханию после рождения.

Рождение вызывает резкие изменения состояния дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозгу, приводящие к началу вентиляции. Первый вдох наступает, как правило, через 15-70 сек. после рождения.

Основными условиями возникновения первого вдоха являются:

1. Повышения в крови гуморальных раздражителей дыхательного центра, СО2, Н+ и недостатка О2;

2. Резкое усиление потока чувствительных импульсов от рецепторов кожи (холодовых, тактильных), проприорецепторов, вестибулорецепторов. Эти импульсы активируют ретикулярную формацию ствола мозга, которая повышает возбудимость нейронов дыхательного центра;

3. Устранение источников торможения дыхательного центра. Раздражение жидкостью рецепторов, расположенных в области ноздрей, сильно тормозит дыхание (рефлекс ныряльщика). Поэтому сразу после появления головы плода акушеры удаляют с лица слизь и околоплодные воды.

Таким образом, возникновение первого вдоха является результатом одновременного действия ряда факторов.

Начало вентиляции легких сопряжено с началом функционирования малого круга кровообращения. Кровоток через легочные капилляры резко усиливается. Легочная жидкость всасывается из легких в кровеносное русло, часть жидкости всасывается в лимфу.

У детей младшего возраста спокойное дыхание – диафрагмальное. Это связано с особенностями строения грудной клетки. Ребра расположены под большим углом к позвоночнику, поэтому сокращение межреберных мышц менее эффективно изменяет объем грудной полости. Энергетическая стоимость дыхания ребенка гораздо выше, чем у взрослого. Причина – узкие воздухоносные пути и их высокая аэродинамическая сопротивляемость, а также низкая растяжимость легочной ткани.

Другой отличительной особенностью является более интенсивная вентиляция легких в пересчете на килограмм массы тела с целью удовлетворения высокого уровня окислительных процессов и меньшая проницаемость легочных альвеол для О2 и СО2. Так, у новорожденных частота дыхания составляет 44 цикла в минуту, дыхательный объем – 16 мл, минутный объем дыхания – 720 мл/мин. У детей 5-8-летнего возраста частота дыхания снижается и достигает 25-22 циклов в минуту, дыхательный объем – 160-240 мл, а минутный объем дыхания – 3900-5350 мл/мин. У подростков частота дыхания колеблется от 18 до 17 циклов минуту, дыхательный объем – от 330 до 450 мл, минутный объем дыхания – от 6000 до 7700 мл/мин. Эти величины наиболее близки к уровню взрослого человека.

С возрастом увеличиваются жизненная емкость легких, проницаемость легочных альвеол для О2 и СО2. Это связано с увеличением массы тела и работающих мышц, с ростом потребности в энергетических ресурсах. Кроме того, дыхание становится более экономичным, об этом свидетельствуют снижение частоты дыхания и дыхательного объема.

Читайте также:  Уровень развития ребенка в 1 месяц

Наибольшие морфофункциональные изменения в легких охватывают возрастной период до 7-8 лет. В этом возрасте отмечается интенсивная дифференцировка бронхиального дерева и увеличение количества альвеол. Рост легочных объемов связан также с изменением диаметра альвеол. В период с 7 до 12 лет диаметр альвеол увеличивается вдвое, к взрослому состоянию – втрое. Общая поверхность альвеол увеличивается в 20 раз.

Таким образом, развитие дыхательной функции легких происходит неравномерно. Наиболее интенсивное развитие отмечается в возрасте 6-8, 10-13, 15-16 лет. В эти возрастные периоды преобладает рост и расширение трахеобронхиального дерева. Кроме того, в это время наиболее интенсивно протекает процесс дифференцировки легочной ткани, который завершается к 8-12 годам. Критические периоды для развития функциональных возможностей системы дыхания наблюдаются в возрасте 9-10 и 12-13 лет.

Этапы созревания регуляторных функций легких делятся на три периода: 13-14 лет (хеморецепторный), 15-16 лет (механорецепторный), 17 лет и старше (центральный). Отмечена тесная связь формирования дыхательной системы с физическим развитием и созреванием других систем организма.

Интенсивное развитие скелетной мускулатуры в возрасте 12-16 лет сказывается на характере возрастных преобразований дыхательной системы подростка. В частности, у подростков с высокими темпами роста часто отмечается отставание развития органов дыхания. Внешне это проявляется в форме отдышки даже при выполнении небольших физических нагрузок. Такие дети жалуются на быструю утомляемость, имеют низкую мышечную работоспособность, избегают занятий с интенсивными физическими упражнениями. Для них рекомендуется постепенное увеличение занятий физической культурой под контролем врача.

В отличие от них, у подростков, занимающихся спортом, годовые прибавки роста меньше, а функциональные возможности легких выше. Но в целом развитие органов дыхания у подавляющей части детей несет на себе «отпечатки цивилизации». Низкая двигательная активность ограничивает подвижность грудной клетки. Дыхание в этом случае поверхностное, а его физиологическая ценность невелика. Необходимо учить детей правильному и глубокому дыханию, что является необходимым условием сохранения здоровья, расширения возможности адаптации к физическим нагрузкам.

Дата добавления: 2015-07-03; просмотров: 8200; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9880 — | 7677 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Лекция № 5

Строение и функции дыхательной системы.

Возрастные особенности у детей.

Дыхание – физиологический процесс газообмена между организмомчеловека и окружающей средой. Значение дыхания заключается в обеспеченииокислительно-восстановительных процессов в организме, процессазвукообразования, обоняния. В процессе дыхания принято различать четырестадии:

1) обмен газов между средой и легкими («легочная вентиляция»),

2) легочное дыхание (обмен газов между альвеолами легких и кровью),

3) транспорт газов кровью (осуществляется с помощью кровеносной

системы),

4) клеточное дыхание (в клетках на мембранах митохондрий при участиикислорода происходит синтез АТФ).

Дыхательная системачеловека состоит из дыхательныхпутей и дыхательных органов, обеспечивающих легочнуювентиляцию и легочное дыхание(рис. 1). К воздухоносным путямотносятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Органы дыхания легкиесостоят из бронхиол иальвеолярных мешочков, а такжеиз артерий, капилляров и венмалого круга кровообращения.

Рис. 1 Общий план строения дыхательной системы

В носовую полость поступает воздух через ноздри, где он согревается(охлаждается), увлажняется и очищается. Полость носа разделенаперегородкой и выстлана слизистой оболочкой, образованной мерцательнымэпителием. Многочисленные жесткие волоски, а также снабженные ресничкамиэпителиальные клетки служат для очистки вдыхаемого воздуха от твердыхчастиц. В верхней части носовой полости лежат обонятельные рецепторы. Вносовую полость открываются носо-слезный канал, каналы гайморовой ифронтальной пазух.

В первые годы жизни дыхание у детей через нос затруднено. Носовыеходы у них уже, чем у взрослых, и окончательно они формируются к 14-15 годам.

Далее воздух попадает в верхнюю часть глотки – носоглотку, котораясоединяется с полостью среднего уха при помощи евстахиевой труб. Благодаряэтому давление с обеих сторон барабанной перепонки одинаковое. У детейносоглотка относительно широкая и короткая, а евстахиева труба располагаетсянизко. Поэтому заболевания верхних дыхательных путей у детей нередкоосложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает всреднее ухо через короткую евстахиеву трубу.

Гортань лежит между трахеей и корнем языка и состоит из 6-ти хрящей: щитовидного, черпаловидного, перстневидного, рожковидного, надгортанника, рожковидного. Самым большим хрящом является щитовидный. Он состоит издвух пластинок, сходящихся под углом. У детей щитовидный хрящ имеетформу дуги и развит слабо. В 10-12 лет в месте соединения пластинокщитовидного хряща появляется угол – кадык.

Полость гортани разделена двумя складками слизистой оболочки. Пространство между этими складками – голосовая щель. По краям голосовойщели в слизистой оболочке лежат эластичные связки, которые называютсяголосовыми. Они расположены между черпаловидным и щитовиднымхрящами. Над ними находятся ложные голосовые складки, которые защищаютистинные голосовые складки и сохраняют их влажными. Ложные складки приглотании препятствуют попаданию пищи в гортань. Специализированныемышцы натягивают и расслабляют истинные и ложные голосовые складки, атакже играют важную роль при фонацииТаким образом, гортаньвыполняет три функции:

— дыхательную (через гортаньпроходит вдыхаемый ивыдыхаемый воздух),

— голосообразовательную (навыдохе в результате сокращениямышц гортани голосовые связкинапрягаются, воздух заставляет ихколебаться, и возникает звук).

— защитную (во время глотания гортань поднимается к верху, языкнадавливает на хрящ гортани – надгортанник, который опускается вниз изакрывает вход в гортань).

Трахея (дыхательное горло) начинается у нижнего конца гортани и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи. Стенкаее образована соединительной тканью и имеет хрящевой скелет, представленный полукольцами (стенка, примыкающая к пищеводу, образованафиброзной связкой для лучшего прохождения пищевого комка по пищеводу).

Трахея делится на два бронха. Правый бронх обычно короче и шире левогои является непосредственным продолжением трахеи. Левый бронх отходит подуглом, близким к прямому. Поэтому чаще всего инфекционные заболеванияпоражают правый бронх и правое легкое. Инородные предметы чаще такжепопадают именно туда.

Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкиетрубки (бронхиолы), самые мелкие из которых — конечные бронхиолы являютсяпоследним элементом воздухоносных путей.

Легкие – парный орган, имеющий форму конуса и находящийся в груднойполости. Правое легкое короче и шире, состоит из трех долей, левое – уже идлиннее, состоит из двух долей и имеет сердечную вырезку. Внизу легкиеприлегают к диафрагме.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка реферат

Основной структурной единицей легкого является ацинус – разветвленияконечной бронхиолы, ведущей в легочную бронхиолу и альвеолярный мешок. Стенки легочной бронхиолы и альвеолярного мешка образуютуглубления-альвеолы. Такая структура легких увеличивает их дыхательнуюповерхность, которая в 50-100 раз превышает поверхность тела. Стенки альвеолсостоят из одного слояэпителиальных клеток иокружены легочнымикапиллярами. Внутренняяповерхность альвеолыпокрыта поверхностно-активным веществомсурфактантом, котороепрепятствует спадению(слипанию) стенок альвеолпри дыхании за счётснижения поверхностногонатяжения плёнки.

Каждое легкое покрыто соединительно-тканной оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Наружный листок плевры изнутри выстилаетгрудную клетку, внутренний – покрывает легкое. Щель между листкаминазывается плевральной полостью. При движении грудной клетки внутреннийлисток обычно легко скользит по наружному. Давление в плевральной полостивсегда меньше атмосферного (отрицательное), благодаря чему легкие пассивноследуют за грудной клеткой, изменяя свой объем.

Механизм вдоха и выдоха.

Дыхательный цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Длительность вдоха у взрослого человека от 0,9 до 4,7 с, выдоха – 1,2–6 с. Дыхательная пауза различна по величине и может отсутствовать. Дыхательные движения совершаются с определенным ритмом и частотой.

У взрослого человека частота дыхательных движений составляет 12–18 в 1 мин. У детей первого года жизни частота дыхательных движений равна 50–60 вминуту во время бодрствования. У детей 1–2-летних – 35–40 в минуту, у 2–4- летних – 25–35 в минуту и у 4–6-летних – 23–26 в минуту. У школьниковпроисходит снижение частоты дыхания до 18–20 в минуту.

Активную роль в дыхании играют дыхательные мышцы – мышцы, сокращения которых изменяют объем грудной клетки. К ним относятсямежреберные мышцы и диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной. Это главная мышца, участвующая во вдохе. При усиленном вдохе и выдохесокращаются дополнительные группы мышц. При сокращении межреберныхмышц грудная клетка увеличивается в размерах и приподнимается. Сокращение диафрагмы увеличивает размеры грудной полости в продольномнаправлении. Так как внутриплевральное давление отрицательное, легкиеточно следуют за грудной клеткой. Следовательно, объем легкихувеличивается, а давление в них становится чуть ниже, чем атмосферное, ивоздух поступает в легкие.

В зависимости от участия дыхательных мышц в дыхании выделяют 2 типадыхания:

1) грудной тип (реберный) – преобладание межреберных мышц (чащевстречается у женщин),

2) брюшной тип (диафрагмальный) – дыханиеобеспечивается в основном за счет работы диафрагмы (встречается у мужчин).

При равноценной работе всех дыхательных мышц говорят и смешанном типе.

У новорожденных детей преобладает диафрагмальное дыхание снезначительным участием межреберных мышц. Такой тип дыхания сохраняетсядо второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышци роста ребенка грудная клетка опускается вниз, и ребра принимают косоеположение. Дыхание грудных детей теперь становится грудобрюшным спреобладанием диафрагмального.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинаетпреобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится болеевыраженным. В 7–8 лет начинаются половые отличия в типе дыхания: умальчиков преобладающим становится брюшной тип дыхания, у девочек –грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания к 14–17 годам.

Регуляция дыхания

Различают 3 вида регуляции дыхания:

саморегуляция. Это механизмы обеспечения ритмических смен вдохов ивыдохов. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Главнымнепосредственным раздражителем дыхательного центра является повышениесодержания в крови углекислоты. В меньшей степени возбуждает дыхательныйцентр недостаток кислорода в крови. В дыхательный центр поступаютраздражения с рецепторов дыхательных мышц и слизистой оболочкидыхательных путей. Раздражение слизистой оболочки слизью, пылью, инородными телами вызывают защитные реакции чихания и кашля. Рефлексчихания обусловлен раздражением чувствительных окончания слизистойоболочки носа, рефлекс кашля – раздражением рецепторов гортани и трахеи.

— регуляция. Это механизмы приспособления дыхания к меняющимсяусловиям внешней и внутренней среды, к изменению уровня метаболизма.

произвольное управление. Этот вид регуляции осуществляется приучастии высших отделов мозга, включая кору больших полушарий, обеспечивая произвольное управление дыханием. Но вплоть до 11-летнеговозраста отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания, чтоособенно отражается на речевой функции детей.

Условно-рефлекторное влияние на дыхание оказывают мышечнаядеятельность, различные эмоциональные переживания, напряженнаяумственная работа и т. д.

Гигиена дыхания

Дыхание в покое должно быть лёгким и ритмичным, желательно, брюшным. Во время движения или физической работы нужно обращатьвнимание на возникновение прерывистости дыхания или одышки, снижая вэтом случае нагрузку или переходя к отдыху. Дышать нужно только через нос, причём нос должен быть всегда чистым.

Важным показателем качества воздуха является загрязнение егомикроорганизмами. Если в помещении много людей и уборка его ведется сухимспособом (полы подметают, не смачивая веник водой), содержащаяся в комнатепыль вместе с микроорганизмами поднимется в воздух и может заразить людей. В данном случае рекомендуется влажная уборка помещений. Частицы пыли прилипают квлажной тряпке и не рассеиваются в воздухе. В школе и дома целесообразноносить сменную обувь, тогда частицы почвы, всегда присутствующие на обуви, не будут попадать в помещения и создавать дополнительные источники пыли.

Радиоприборы, часы, компьютеры и другие закрытые емкости могут статьрезервуарами пыли. Днем все предметы нагреваются сильнее и воздух, расширяясь, выходит из них, а ночью, когда в комнатах становится прохладнее, в закрытые емкости через щели попадают порции воздуха, содержащие пыль. Вот почему время от времени надо протирать книги в закрытых книжныхшкафах и на полках, внутренние части часов, радиоаппаратуры очищать отпыли с помощью пылесоса.

Большой вред растущему организму наносит никотин, содержащийся втабачном дыме. Негативное воздействие его заключается в уменьшениижизненной емкости легких, в хроническом раздражении слизистых оболочекдыхательных путей, вызывающих развитие хронических бронхитов.

Для правильного дыхания важна осанка. При хорошей осанке лёгкиечеловека вмещают больший объем воздуха, что положительно сказывается наздоровье.

При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, надонадевать марлевую повязку. Так мы защищаем себя от заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём. При кашле, чихании необходимозакрывать рот и нос платком, предотвращая заражения окружающих людей.

Чаще нужно гулять на свежем воздухе, особенно в местах, где много растений. Это способствует улучшению вентиляции лёгких и снабжению организмакислородом.

Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 1699; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10246 — | 7936 — или читать все…

Источник