Возрастные особенности и развитие ребенка первого года
17 ÐÑÐ½Ñ 2018 12:06
ÐолиÑеÑÑво пÑоÑмоÑÑов: 1994
РпеÑвÑй год жизни Ñебенок ÑазвиваеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑемиÑелÑно. Ðа ÑÑо же ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑодиÑелÑм в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод?
СледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо до года закладÑваÑÑÑÑ Ð¾ÑновнÑе пÑивÑÑки Ñебенка, ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ ÑклонноÑÑи и его лиÑноÑÑнÑе оÑобенноÑÑи. РдалÑнейÑем ÑазвиÑие малÑÑа завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ в ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñеменной пеÑиод.
УÑловно пеÑиод ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка Ð¾Ñ 0 до 1 года можно ÑазделиÑÑ Ð½Ð° ÑеÑÑÑе ÑÑапа. ÐаждÑй ÑÑап оÑ
ваÑÑваеÑ, пÑимеÑно, ÑÑи меÑÑÑа.
ÐеÑвÑй ÑÑап (Ð¾Ñ 0 до 3 меÑÑÑев). Ðа данном ÑÑапе ÑодиÑелÑми оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ ÑÑ
од и пÑиÑмоÑÑ Ð·Ð° Ñебенком, ÑдовлеÑвоÑение его ÑизиологиÑеÑкиÑ
поÑÑебноÑÑей. ÐÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾! Так как, в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ñ Ð²Ð°Ñего Ñебенка ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑие к окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ, и Ð¾Ñ Ñого как каÑеÑÑвенно за ним ÑÑ
аживали ÑодиÑели (вовÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ð¸ менÑли пеленки, коÑмили, пеÑеодевали) завиÑÐ¸Ñ Ñо, как в далÑнейÑем малÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ Ðº окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ ÑделиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑенÑоÑного воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа. РодиÑелÑм надо Ñ Ñебенком ÑазговаÑиваÑÑ, пеÑÑ Ð¿ÐµÑенки, ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð¿Ð¾ÑеÑки, игÑаÑÑ. ÐÑо ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ ÑенÑоÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка: зÑениÑ, ÑлÑÑ
а, кооÑдинаÑии движений.
ÐÑоÑой ÑÑап длиÑÑÑ Ð¾Ñ 3-Ñ
до 6-Ñи меÑÑÑев. Чем болÑÑе ÑодиÑели бÑдÑÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом, вклÑÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑазлиÑнÑе жанÑÑ Ð¼ÑзÑки, обÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑазлиÑнÑе звÑки пÑиÑÐ¾Ð´Ñ (пение пÑиÑ, ÑÑм веÑÑа, ÑелеÑÑ Ð»Ð¸ÑÑÐ²Ñ Ð¸ Ñ.д.), Ñем акÑивнее и бÑÑÑÑее малÑÑ Ð½Ð°ÑÐ½ÐµÑ Ð³ÑлиÑÑ, агÑкаÑÑ, лепеÑаÑÑ, ÑлÑбаÑÑÑÑ. ÐÑли Ñебенок в ÑÑи меÑÑÑа вам ÑлÑбнÑлÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑмоÑионалÑное ÑазвиÑие ваÑего малÑÑа ÑвоевÑеменно.
ТÑеÑий ÑÑап (Ð¾Ñ 6 до 9 меÑÑÑев) Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑедливоÑÑÑÑ Ð¸ лÑбознаÑелÑноÑÑÑÑ Ñебенка. Ðн ÑÑановиÑÑÑ Ð²Ð¾ много Ñаз акÑивней, лÑбознаÑелÑней, непоÑедливей, наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий Ð¼Ð¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, Ñак как в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод деÑи наÑинаÑÑ ÑидеÑÑ, ползаÑÑ, пÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·ÑÑаÑÑ ÑодеÑжимое ÑкаÑов. ÐеобÑ
одимо пÑедоÑÑавиÑÑ Ð²Ð°ÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ñвободно пеÑемеÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ домÑ. Ðднако в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод ÑодиÑелÑм надо бÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑелÑнÑми и не забÑваÑÑ Ð¾ безопаÑноÑÑи ваÑего Ñебенка.
РлÑбое вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ñебенка оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð° игÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ, Ñак как Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ð³ÑÑ Ð¾Ð½ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ. Ðе ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑклÑÑением и Ñанний возÑаÑÑ (до года). Ð ÑÑом возÑаÑÑе Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ñакие игÑÑ ÐºÐ°Ðº ладÑÑки, ÑоÑока-воÑона. Ð ÑÑо же вÑÐµÐ¼Ñ ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸ ÑаÑÑи лиÑа: ноÑик, глазки зÑбки, ÑÑки, лобик.
ЧеÑвеÑÑÑй ÑÑап пÑодолжаеÑÑÑ Ð¾Ñ 9 меÑÑÑев до 1 года. Ребенок ÑÑиÑÑÑ Ñ
одиÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ðº обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо взÑоÑлÑми. Ð ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñеменной оÑÑезок ÑодиÑели наÑинаÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑ Ñвоего малÑÑа Ñ ÑоÑмами пÑедмеÑов и иÑ
ÑазмеÑом. Ðожно наÑинаÑÑ ÑоÑÑиÑоваÑÑ ÑазлиÑнÑе пÑедмеÑÑ: маÑинки Ñ Ð¼Ð°Ñинками, кÑбики Ñ ÐºÑбиками, ÑобиÑаÑÑ Ð¿Ð¸ÑамидкÑ, маÑÑеÑÐºÑ Ð¸ Ñ.д.
РодиÑелÑм ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо в лÑбом пеÑиоде Ð´Ð»Ñ Ñебенка, кÑайне важно, ÑеÑное обÑение Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ и папой. ÐоÑÑоÑнно ÑледÑÐµÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ñебенком, обÑÑÑнÑÑÑ, пооÑÑÑÑÑ, Ñ
валиÑÑ, но и не допÑÑкаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ
дейÑÑвий. ÐÑоме Ñого, вÑе Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼, ÑÑо Ð´Ð»Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового пÑиÑ
иÑеÑкого ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одима добÑожелаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð°ÑмоÑÑеÑа в ÑемÑе. Так как, оÑноÑениÑ, ÑкладÑваÑÑиеÑÑ, Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑодиÑелÑми лÑгÑÑ Ð² оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñего Ñебенка.
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
Период раннего детства (от рождения до 3 лет) имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания. Они заключаются в следующем:
Наиболее интенсивный темп развития — основная особенность периода раннего детства. Быстрый темп формирования ведущих умений важен как в данный возрастной период, так и в его «зоне ближайшего развития». Ни в каком другом периоде не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, познавательная деятельность, речь. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными двигательными навыками и дифференцированными движениями пальцев рук. Он приобретает много знаний и представлений об окружающем, ориентируется в цвете, форме и величине предметов. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Если к одному году ребенок употребляет около 10 слов, к двум годам его словарь содержит 100 слов, а к трем годам — 1 200 слов. В раннем возрасте у детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. Быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память.
Характерной особенностью младенческого и раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности), легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
Ребенок обладает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Задача воспитания — полнее использовать богатые природные возможности ребенка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста.
Процесс развития скачкообразен и неравномерен. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Критические периоды в первые годы жизни — 1 год, 2 года, 3 года. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год — овладение ходьбой; 2 года — формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года — период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребенка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность. Резко, скачкообразно в возрасте 1 год 6 месяцев удлиняется работоспособность, период бодрствования, так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции.
Неравномерность в развитии ребенка первых лет жизни определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность в развитии, выделяются периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и ведущие линии в его развитии. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (то есть наиболее значимые) линии развития: познавательное, социальное, речевое, физическое развитие. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7—8 месяцев ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий. В период от 10 месяцев до 1 года — 1 года 6 месяцев происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, научившись ходить самостоятельно, ребенок меньше играет, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня.
При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах. Именно эти соответствующие психические процессы имеют первостепенное значение не только для настоящего, но и для будущего.
Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей младенческого и раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. Учитывая это, предусматривается повторяемость в обучении, обеспечение связи между воздействием окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью. Ребенок трех лет способен на достаточную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).
В первые три года жизни отмечается большая физическая и психическая ранимость ребенка, лабильность его состояния. Дети в этом возрасте легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние и возбудимость нервной системы. Хотя на протяжении трех лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к трем годам достигает 5,5—6 часов; однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше и легче утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдаются в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение).
Одной из особенностей развития ребенка раннего возраста является неустойчивость состояния и поведения малыша, которая зависит от многих факторов (самочувствия, настроения).
Высокая подвижность малыша (особенно до двух лет) требует наличия в дошкольном образовательном учреждении игровых пособий, удовлетворяющих его потребность в разнообразных движениях (горки, манежи, мягкие модули и т. д.).
Источник