Возрастные нормы развития речи ребенка по гвоздеву

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года — 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года — 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

ПериодПодпериод, возрастРазвитие предложения (фразы)Усвоение речиСлоговая структура словУсвоение звуковой стороны речиОбъем и типы предложенийГрамматический стройСуществительныеГлаголыПрилагательныеМестоимения, наречияСлужебные части речиЗвукиСтечения согласныхПредложения из аморфных слов-корнейОднословные, 1 год 8 мес.Отдельные слова (около 27 слов)НетНесколько названий лиц, предметов (около 22 слов)Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)НетНетНетВ слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сьНетИз двух корней, 1 год 8 месОбъединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)НетНесклоняемыеНеспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»НетНетНетВоспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускаетсяХь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласныйПоявляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цькУсвоение грамматической структуры предложенияПервые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 годаРост предложения до 3-4 словСогласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксыПервые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, неВ трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словахТвердые согласные н, т, дБольшинство стечений согласных замещаются одним звукомУсвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзамиУпотребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксыУсваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когдаВ многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставкиТвердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуковСтечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильноУсвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 годаРазвитие сложного предложенияПоявляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория родаУсвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежностиУсваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешениеСогласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастияОтмечается смешение рода у притяжательных местоименийПравильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словахУсваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый цЗаканчивается усвоение стечения согласных3—4 годаДальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложенийРазличаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставокНарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательныхУсваиваются сравнительные степени наречийПредлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица быЗвуковая сторона речи усвоена полностью4 года — 6 летДети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом которыйПрактически усваиваются все частные грамматические формыОкончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежахНарушается чередование в глагольных основах при создании новых формОвладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежахУпотребляется одно деепричастие сидяПредлоги употребляются в самых разнообразных значенияхЗвуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать