Возрастные этапы развития ребенка в отечественной психологии
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Резанова С.Е.
2 слайд
Описание слайда:
Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического (возрастного и функционального, по А. В. Запорожцу) развития ребенка, который определяется социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные стадии, эпохи, периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила (признака). Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа.
3 слайд
Описание слайда:
Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням: физического; психического; духовного; и интеллектуального развития. Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация.
4 слайд
Описание слайда:
В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Ю.Б. Гиппенрейтер Л. С. Выготский Д. Б. Эльконин
5 слайд
Описание слайда:
З. Фрейд
6 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.
7 слайд
Описание слайда:
Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом «раннее детство») позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д.
8 слайд
Описание слайда:
Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
9 слайд
Описание слайда:
Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода — ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
10 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания). Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка — то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность — быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
11 слайд
Описание слайда:
Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: «Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?» ВД — учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность. Раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Возрастная периодизация Л.С. Выготского
14 слайд
Описание слайда:
Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения; критический — идет поиск новых форм поведения; посткритический — отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный).
15 слайд
Описание слайда:
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца — 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь.
16 слайд
Описание слайда:
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких- либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Необходимо, на мой взгляд, отметить, что в отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
17 слайд
Описание слайда:
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости — ощущение своей личности, развитие самосознания. Отмечается снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов
21 слайд
Описание слайда:
Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.): Новорожденный до 10 дней. Грудной возраст 10 дней – 1 год. Раннее детство 1–2 года. Первый период детства 3–7 лет. Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 – для девочек. Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек. Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин). Средний (зрелый) возраст: первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин. второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин. Пожилой возраст 61—74 года для мужчин, 56–74 – для женщин. Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин. Долгожители старше 90 лет.
22 слайд
Описание слайда:
Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980): Первая фаза младенчество, до двух лет. Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет. Третья фаза детство, 5—12 лет. Четвертая фаза юность, 12–17 лет. Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет. Шестая фаза зрелость, 25–50 лет. Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет. Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.
23 слайд
Описание слайда:
Международная классификация (Квинн, 2000): младенческий возраст от рождения до трех лет; раннее детство 3–6 лет; детство 6—12 лет; подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет; молодость 18–40 лет; зрелый возраст 40–65 лет; пожилой возраст от 65 лет и далее.
24 слайд
Описание слайда:
Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий: зигота, эмбрион, плод, момент рождения. Цикл «детство» состоит из трех стадий: младенчество (от рождения до 1 8 месяцев), дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет), раннее школьное детство (5—11–13 лет). Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год). Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии: отставка (65–70 лет), старый возраст (70 лет и старше), «финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-075343
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Предмет
и задачи возрастной психологии
Возрастная
психология
— это область психологии, которая изучает
психологические особенности формирования
личности на разных возрастных этапах.
Делится на подразделы: детская,
подростковая психология, психология
юности, взрослости, старости
(геронтопсихология).
Предметом
возрастной психологии
является изучение и представление в
виде научных фактов и соответствующих
теорий основных особенностей психического
развития детей при их переходе из одного
возраста в другой, включая разносторонние
содержательные психологические
особенности детей разного возраста.
Задачи
возрастной психологии.
1.
Изучение влияний наследственных
и социальных факторов на развитие;
2.
Влияние стихийного и организованного
обучения и воспитания на развитие детей
(что больше влияет, семья, улица,
школа?);
3. Соотношение и влияние
задатков и способностей;
4. Соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в психическом развитии ребенка;
5.
Изучение кризисных и стабильных периодов
в развитии;
6. Влияние семьи на
психическое развитие;
7. Проведение
психодиагностической работы;
8.
Разработка рекомендаций для коррекционной
работы.
Принципы
и методы возрастной психологии
В
психологии существует несколько
методологических принципов, оказывающих
большое влияние на задачи, решаемые ею,
и на способы изучения духовной жизни
людей. Важнейшими из них являются
принципы детерминизма, системности и
развития. Принцип развития – ведущий
для той области психологической науки,
которая описывает генезис психики.
Однако прежде чем обратиться к анализу
роли и способов влияния принципа
развития, необходимо кратко остановиться
на описании двух других методологических
принципов и их места в психологии.
Принцип
детерминизма подразумевает, что все
психические явления связаны по закону
причинно-следственных отношений, т.е.
все, что происходит в нашей душе, имеет
какую-то причину, которая может быть
выявлена и изучена и которая объясняет,
почему возникло именно то, а не иное
следствие. В психологии существовало
несколько подходов к объяснению
возникающих связей.
Принцип
системности описывает и объясняет
основные виды связи между разными
сторонами психики, сферами психического.
Он предполагает, что отдельные психические
явления внутренне связаны между собой,
образуя целостность и приобретая
благодаря этому новые свойства. Однако,
как и в исследовании детерминизма,
изучение психологами этих связей и их
свойств имеет длительную историю.
Перейдем,
наконец, к принципу развития, который
утверждает, что психика постоянно
изменяется, развивается, поэтому наиболее
адекватным способом ее изучения является
исследование закономерностей этого
генезиса, его видов и стадий. Недаром к
одному из наиболее распространенных
психологических методов относится
именно генетический.
Методы
исследования в возрастной психологии.
Комплексный характер методов, используемых
в психологии возрастного развития, их
происхождение из ‘разных психологических
наук. Основные отрасли психологии,
вносящие вклад в методологию возрастной
психологии. Метод наблюдения в работе
с детьми. Использование опроса в
исследованиях детей. Эксперимент в
возрастной психологии. Тесты и тестирование
в психологии возрастного развития.
Развитие
отечественной и зарубежной детской и
возрастной психологии
Развитие
отечественной возрастной психологии.
Задолго
до возникновения детской психологии
как самостоятельной науки вопросы
познания психики ребенка, его обучения
и воспитания занимали умы лучших
представителей мировой культуры.
В
истории становления и развития возрастной
и педагогической психологии в России
видное место занимают труды К.Д. Ушинского
(1824-1871), великого русского педагога и
психолога, посвятившего большое
количество исследований психологии
младшего школьника.
В
своих работах К.Д. Ушинский показал,
какое значение в учебной деятельности
имеют память, внимание, речь, мышление,
чувства и другие психические процессы.
Центральной психолого-педагогической
проблемой ученый считал развитие
мышления, от которого, по его мнению,
зависит результат обучения.
Заслуга
К.Д. Ушинского состоит в том, что на
основе научных знаний, которыми
располагали его современники, ученый
сумел сделать не только психолого-педагогические
выводы, но и выдвинул целостную
психологическую концепцию человека.
На
дальнейшее развитие возрастной и
педагогической психологии оказала
решающее влияние Великая Октябрьская
социалистическая революция. На повестку
дня была поставлена задача осуществления
общественного воспитания детей с раннего
возраста.
Большую
роль в развертывании конкретных
исследований по возрастной психологии
и разработке объективных методов
изучения развития личности ребенка
сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф.
Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников,
Н.А. Сикорский и др.
Зарубежные
психологи
Теория
Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже
(1896—1980) является создателем женевской
школы психологов по изучению
интеллектуального развития ребенка.
Исследование детского интеллекта он
строит на основе наблюдений-и изучения
действий детей.
Сущность
биогенетического и социогенетического
подходов к проблеме психического
развития ребенка.
1)
биогенетический, в центре внимания
которого находятся проблемы развития
человека как индивида, наделенного
определенными антропологическими
свойствами, проходит различные стадии
созревания по мере реализации фило
огенетичнои программы в онтогенезе
(биогенетические теории СХолла,
МГетчинсона, психоаналитический подход
ЗФройда)а);
2)
социогенетический — акцент на изучении
процессов социализации человека,
усвоения им социальных норм и ролей,
приобретения социальных установок и
ценностных ориентаций (теории научения
ДжУотсона, БСкиннера АБандуры), согласно
которым приобретение человеком различных
форм поведения происходит путем
наученияня;
сследуя
психическое развитие ребенка. Холл
пришел к выводу, что в его основе лежит
биогенетический закон, сформулированный
учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако
Геккель говорил о том, что зародыши в
своем эмбриональном развитии проходят
те же стадии, что и весь этот род за время
своего существования. Холл же распространил
действие биогенетического закона на
человека, доказывая, что онтогенетическое
развитие психики ребенка есть краткое
повторение всех стадий филогенетического
развития психики человека [3; 10].
Созданная
Холлом теория рекапитуляции утверждала,
что последовательность и содержание
этих этапов заданы генетически и потому
ни уклониться, ни миновать какую-то
стадию своего развития ребенок не может.
Главным законом психологии развития
С. Холл считал биогенетический «закон
рекапитуляции», согласно которому
индивидуальное развитие, онтогенез,
повторяет главные стадии филогенеза.
Младенчество воспроизводит животную
фазу развития. Детство соответствует
эпохе, когда главными занятиями древнего
человека были охота и рыболовства.
Период от 8 до 12 лет, который называют
иногда предподростковым, соответствует
концу дикости началу цивилизации; а
юность, охватывающая период с начала
полового созревания (12 — 13 лет) до
наступления взрослости (22 — 25 лет),
эквивалентна эпохе романтизма. Это
период «бури и натиска», внутренних и
внешних конфликтов, в ходе которых у
человека появляется «чувство
индивидуальности». Хотя Холл свел
воедино большой фактический материал,
что способствовало дальнейшей разработке
возрастной психологии, его теория сразу
же подверглась критике со стороны
психологов, указывавших, что внешнее
сходство детской игры с поведением
животных или первобытных людей не
означает психологической тождественности
их поведения. Поверхностные аналогии,
на которых основан «закон рекапитуляции»,
мешают понять конкретные закономерности
психического развития.
Ученик
Холла Гетчинсон на основании теории
рекапитуляции создал периодизацию
психического развития, критерием в
которой являлся способ добывания пищи.
Он выделил пять основных фаз в психическом
развитии детей (стадия рытья и копания,
охоты, пастушества, земледелия и т.д.),
подчеркивая, что только с семи-восьми
лет ребенок вступает в эру цивилизованного
человека и только с этого возраста его
можно систематически обучать. При этом
он исходил из идеи Холла о том, что
обучение должно надстраиваться над
определенным этапом психического
развития, так как созревание организма
подготавливает для этого основу.
И
Холл, и Гетчинсон были убеждены, что
прохождение каждой стадии обязательно
для нормального развития, а фиксация
на какой-то из них ведет к отклонениям
и аномалиям в психике. Исходя из
необходимости для детей проживания
всех стадий психического развития
человечества. Холл разработал и
представление о механизме, который
помогает переходу с одной стадии на
другую. Так как реально ребенок не может
перенестись в те ситуации, которые
пережило человечество, то переход от
одной стадии к другой осуществляется
в игре, которая и является таким
специфическим механизмом. Так появляются
детские игры в войну, в казаков-разбойников
и т.д. Важно не стеснять ребенка в
проявлении своих инстинктов, которые
таким образом изживаются [3; 10].
В
своей лаборатории Холл исследовал
подростков и юношей, разработав для них
специальные опросники, целью которых
было изучение различных сторон их
психики. Анкеты и опросники для подростков,
учителей и родителей давали возможность
составления комплексной характеристики
детей, анализа их проблем с точки зрения
как взрослых, так и самих подростков.
Созданная
Холлом педология — комплексная наука о
ребенке, основывается на идее педоцентризма.
Ребенок является центром исследовательских
интересов многих профессионалов-психологов,
педагогов, биологов, педиатров,
антропологов, социологов. Из всех этих
областей в педологию входит та часть,
которая имеет отношение клетям. Таким
образом, данная наука объединяет все
отрасли знаний, связанные с исследованием
детского развития.
Хотя
многие положения педологической
концепции Холла были довольно скоро
пересмотрены, но сама педология, созданная
им, очень быстро завоевала популярность
во всем мире и просуществовала почти
до середины XX века. Эта популярность
педологии была связана главным образом
с ее ориентированностью на практику,
т.е. связью с непосредственными нуждами
педагогики и практической психологии.
Действительно, в реальной педагогической
практике учителя и воспитатели
сталкиваются с целым комплексом проблем,
среди которых и здоровье детей, и их
психические качества, и социальный
статус и образование их родителей.
Именно эти задачи и помогала решать
педология, развивая комплексный подход
к исследованию детей.
Таким
образом, С.Холл реализовал носившуюся
в воздухе идею создания экспериментальной
детской психологии, соединив воедино
требования педагогической практики с
достижениями современной ему биологии
и психологии [3; 11].
Важнейшие
проблемы возрастной психологии. Проблема
детства.
Одним
из основных вопросов, рассматриваемых
в рамках изучения возрастной психологии,
является понятие возраста.
Возраст
— это категория, служащая для обозначения
временных характеристик индивидуального
развития. .
Первая
попытка системного анализа возраста
как категории принадлежит Л.С. Выготскому.
В дальнейшем этой проблемой занимались
Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.
2.2 Закономерности психического развития
Следующей
проблемой возрастной психологии считают
проблему психического развития.
Психическое
развитие — закономерное изменение
психических явлений во времени,
выражающееся в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях
(А. В. Петровский).
Развитие
идет при взаимодействии трех факторов:
генетического (наследственного),
социальной среды, обстоятельства жизни.
Существует
несколько подходов к пониманию ведущего
фактора в психическом развитии.
1.
Биогенетическое направление.
2.Социогенетическое
направление
3.
Эпигенетическое направление.
Л.С.
Выготский считал, что развитие зависит
от двух факторов: биологического и
социального.
Психическое
развитие — это процесс качественных
изменений в психике, появление новых
образований, новых механизмов, новых
процессов, новых структур. Психическое
развитие осуществляется одновременно
по линиям:
—
познавательной сферы (становление
интеллекта, развитие механизмов
познания);
—
психологической структуры и содержания
деятельности (становление целей, мотивов
и развитие их соотношения, освоение
способов и средств деятельности);
—
личности (направленности, ценностных
ориентаций, самосознания, самооценки,
взаимодействия с социальной средой и
т.д.).
Развитие
идет непрерывно в течение всей жизни,
и существуют определенные закономерности
возрастного развития.
1.
Психическое развитие определяет
деятельность, т.е. возрастные особенности
определяют характер ведущей деятельности.
2.
Деятельность определяет психическое
развитие т. е. чем активнее деятельность,
тем интенсивнее развитие. Появление
нового связано с активностью самого
человека.
3.
Неравномерность психического развития.
Для каждой психической функции есть
свой период наиболее благоприятного
развития (сенситивный период).
4.
Интеграция — все психические функции
постепенно приобретают все большие
связи друг с другом и все больше влияют
друг на друга.
5.
Акселерация — ускоренное психическое
и физическое развитие.
6.
Компенсация — при отставании какой-либо
психической функции в развитии, ее
начинает замещать другая функция.
7.
Кризис — противоречие, столкновение
между потребностями и возможностями.
Может проявляться в личностной,
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сферах.
2.3 Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации
Разделить
жизнь на определенные периоды, этапы
предпринимались еще до нашей эры. Научные
разработки по этой проблеме начались
в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию
предлагали Ж. Пиаже (периодизация
интеллектуального развития), Э. Эриксон,
П.П. Блонский (периодизация в соответствии
с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация
в соответствии с психосексуальным
развитием), Л.С. Выготский и другие. В
настоящее время наибольшее распространение
получила периодизация, предложенная
Д. Б. Элькониным. Данная периодизация
опирается на следующие критерии:
1.
новообразования.
2.
ведущая деятельность
3.
характер противоречий (кризис)
1)
проблема органической и средовой
обусловленности психического и
поведенческого развития человека.
2)
проблема относительного влияния
стихийного и организованного обучения
и воспитания на развитие человека.
3)
проблема соотношение задатков и
способностей.
4)
пробл