Возрастные этапы развития ребенка педагогика

Возрастные этапы развития ребенка педагогика thumbnail

Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде  подопечного. Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими  и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые. Важно все  — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм.

В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей.

От рождения до года

Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются  базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

От года до 3 лет

Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства  им, понятно, еще далеко.

До 6 лет

Третий период – дошкольный, от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью  общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества  и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и   не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок  уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.

До 11-летнего возраста

Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью,  но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги.

Средний школьный возраст

Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это  учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период;  в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически  неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным  и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм  – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу  в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.

До 17 лет

Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью.  Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается  после окончания школы.  Старшеклассники —  это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

Источник

Личность в своем развитии проходит
определенные этапы (периоды), которые
условно называют возрастом.

Возраст в широком смысле– временная
характеристика развития человека; вузком смысле– определенный период
в физическом и психическом развитии
человека, ограниченный относительными
хронологическими рамками (например,
младший школьный возраст, подростковый
возраст). В связи с этимвозрастные
особенности физического, психического,
личностного развития
– это то общее,
что присуще в физическом, психическом
и личностно отношении большинству
представителей того или иного возраста
и одновременно отличает от других
возрастных групп.

Установлена следующая возрастная
периодизация:

-младенчество (от рождения до 1 года);

-преддошкольный возраст (от года до трех
лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);

-школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет);

-младший школьный возраст (от 7 до 10-11 до
14-15 лет);

-старший школьный или юношеский возраст
(от 14-15 до 17 лет).

Каждому возрасту, как своеобразному и
качественно специфическому периоду в
жизни человека, соответствует определенный
тип ведущей деятельности. Его изменение
характеризует смену возрастных периодов.
Основным критерием деления детского
развития на возрастные этапы является
возникновение психических новообразований,
т. е. изменений в психических процессах,
способствующих овладению новым типом
деятельности.

Возрастные особенности детей
рассматривают по трем направлениям:

-особенности физического развития
(морфологические, биохимические,
физиологические);

-особенности психического развития
(особенности восприятия, внимания,
памяти, мышления, речи, воображения);

-особенности личностного развития
(отношения к себе, к окружающим людям,
к сверстникам, к труду).

Знание закономерностей возрастного
развития детей – одна из ведущих
предпосылок эффективной педагогической
деятельности. Учитывать возрастные
особенности в педагогическом процессе
значит: знать меру сил и возможностей
детей каждой возрастной группы;
ориентироваться на те черты, которые
находятся еще в зародыше или очень слабо
развиты; предъявлять к личности в любом
возрасте оптимальные требования.

5.Сущность индивидуального подхода в обучении.

Наряду с учетом возрастных особенностей
детей педагог должен учитывать в
педагогическом процессе особенности
их индивидуального развития.

Индивидуальные особенности могут
проявляться в:

-физическом состоянии и здоровье,

-познавательной деятельности (свойствах
памяти, учебных склонностях и интересах,
задатков к изучению разных предметов),

-чувственно-эмоциональной сфере
(характере, темпераменте),

-степени восприимчивости педагогических
влияний (уровне обучаемости и
воспитуемости).

Индивидуальное развитие зависит от
природных задатков и условий жизни.

Суть индивидуального подхода состоит
в гибком использовании педагогических
методов, средств, форм, исходя из
интересов, наклонностей, свойств,
качеств, притязаний и возможностей
каждой личности, с целью достижения
оптимальных результатов педагогического
процесса по отношению к каждому
воспитаннику. Например, поручение
воспитаннику заданий в соответствии с
его возможностями и способностями,
создание заданий специальных ситуаций,
помогающих выявить его индивидуальные
качества.

Индивидуальный подход– необходимое
условие эффективности педагогического
процесса, так как любое педагогическое
воздействие преломляется через
индивидуальные особенности конкретной
личности. Индивидуальный подход необходим
каждому воспитаннику, как «трудному»,
так и благополучному, так как помогает
ему осознать свою индивидуальность,
научиться управлять своим поведением,
эмоциями, адекватно оценивать собственные
сильные и корректировать слабые стороны.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Физическое и
духовное развитие человека тесно связано
с его возрастом и поэтому на необходимость
учета не только индивидуальных, но и
возрастных особенностей детей в
педагогическом процессе указывали еще
в глубокой древности. Для эффективного
педагогического управления процессом
развития детей ученые еще в далеком
прошлом делали попытки классифицировать
периоды развития личности.

Современные ученые
считают, что правильно организованное
воспитание должно учитывать возрастные
особенности подрастающего поколения,
основываться на них. Каждый возраст
педагогу и самому ребенку диктует свои
законы, доминанты развития.

В современной
педагогической науке принята следующая
периодизация возраста человека от
рождения до 28 лет:

− младенчество
(1-й год жизни);

− преддошкольный
возраст (1-3 года);

− дошкольный
возраст (3-6 лет): младший дошкольный
возраст (3-4 года), средний дошкольный
возраст (4-6 лет), старший дошкольный
возраст (5-6 лет);

− школьный возраст
(от 6-7 до 18-19 лет): младший школьный возраст
(от 6-7 до 10 лет), средний школьный возраст
(10-15 лет), старший школьный возраст (15-18
лет);

− послешкольный
возраст: младший юношеский возраст
(19-21 год), средний юношеский возраст
(22-25 лет), старший юношеский возраст
(26-28 лет).

В настоящее время
в ходе развития детей наблюдаются такие
явления, как акселерация (ускорение) и
ретрадация – отставание детей в
физическом, психическом и социальном
развитии, что позволяет отметить
некоторую условность и подвижность
выделенных этапов, приводит к пересмотру
границ между возрастными периодами.

У ученых нет единой
точки зрения относительно возрастной
периодизации физического, психического
и социального развития человека. Хотя
знание главных закономерностей
возрастного развития позволяет подойти
к успешному решению практически важных
задач, лежащих в основе педагогики.
Важнейшая из них, как отмечают ученые,
оценка
возрастной нормы

– доминант, особенностей развития.
Критерии возрастной нормы должны
учитывать диапазон возможностей
организма, обеспечивающих надежность
его функционирования на каждом этапе
развития. Возрастная норма нередко
рассматривается как совокупность
среднестатистических параметров,
характеризующих морфофизиологические,
психические и социальные особенности
организма. Однако такое представление
о возрастной норме, практически возводящее
количественную оценку морфологической
и функциональной зрелости организма
на разных этапах развития в абсолют, не
отражает сущности самих возрастных
преобразований, определяющих развитие
организма по адаптивному пути и
организующих его взаимоотношения с
внешней средой. И это является одним из
актуальных направлений современного
педагогического исследования.

В психолого-педагогической
литературе для каждого возрастного
этапа разработаны (хотя не окончательно)
критерии (доминанты) развития, учет
которых позволяет совершенствовать
педагогический процесс, и, следовательно,
развитие и саморазвитие каждой личности.
В качестве примера можно привести
следующие особенности (доминанты)
развития детей старшего школьного
возраста:

− завершение в
основных чертах физического развития
(юноши выдерживают большие физические
двигательные нагрузки), первого периода
полового созревания, продолжается общее
созревание организма;

− формируются
мировоззрение, убеждения, характер,
осуществляется жизненное самоопределение,
самоутверждение, бурный рост самосознания,
активное осмысление будущего (это пора
поисков, надежд и мечтаний);

− проявляется
избирательное отношение к познавательному
процессу, учебным предметам, собственная
точка зрения относительно происходящих
событий, стремление дать собственную
оценку им (это период расцвета умственной
деятельности, критического осмысления
окружающей действительности).
Самостоятельность мышления юноши,
девушки приобретает определяющий
характер, что крайне необходимо для
самоутверждения их личности;

− развивается
умение комплексной оценки себя и
окружающих людей. При этом, как отмечает
И.П. Подласый, старшеклассники в людях
больше ценят интеллектуальные качества
(находчивость, живость ума, умение остро
чувствовать проблему, быстро ориентироваться
в способах и путях ее решения); «примерка»
к себе этих качеств стимулирует процесс
их самовоспитания и саморазвития; у них
кумирами становятся гармонически
развитые личности);

− ускоренными
темпами формируются нравственные и
социальные качества; более отчетливо
становятся моральные понятия, оценки;
крепнут этические убеждения; чувство
взрослости становится глубже и острее;
появляется стремление выразить свою
индивидуальность; им хочется обратить
на себя внимание, утвердить свою
самобытность, при этом у них часто
наблюдается потеря чувства меры,
демонстративное увлечение модными
вещами, порой и не совсем безобидными,
что требует терпения и помощи со стороны
педагогов;

− проявляется
усиленный интерес к таким этическим
ценностям, как смысл жизни, любовь,
счастье, долг, свобода, ответственность,
чувство достоинства и т.д. Этому
способствует не только сам сензитивный
период нравственной зрелости, но и новые
сложившиеся социальные условия
(положение в обществе и коллективе
интенсивность и характер общения);

− усиливаются
сознательные мотивы поведения в обществе,
коллективах;

− жизненные планы,
ценностные ориентации отличаются резкой
дифференциацией по интересам и
намерениям52;

− возникновение
новой системы отношений со взрослыми,
в том числе с родителями, основанной на
эмансипации (освобождения от зависимости,
подчиненности от них, признание своего
суверенитета) и др.

Гибкий и педагогически
грамотный учет данных возрастных
особенностей позволяет направить
процесс развития, саморазвития
старшеклассников в правильное
личностно-смысловое и социально-одобряемое
русло.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник