Возрастной этап связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тесты по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. МКОУ « Горошихинская ОШ» Туруханского района, Красноярского края (ответы открываются по щелчку) 2017г
2 слайд
Описание слайда:
№ 1 [Акселерация- это… 1. Ускорение индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни; 2. Проявление настойчивости личности в достижении поставленных целей; 3. Ускоренное формирование интеллектуальных сил личности; 4. Ускоренное физическое и психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Ответ 4
3 слайд
Описание слайда:
№ 2 Возрастной этап, связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка определенных психических функций и способностей, называется…. 1. Пубертатом; 2. Зоной ближайшего развития; 3. Сензитивным периодом; 4. Социальной ситуацией развития. Ответ 3
4 слайд
Описание слайда:
№ 3 Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются на уровне…. 1. Института повышения квалификации работников образования; 2. Образовательного учреждения; 3. Городского (районного) органа управления образованием; 4. Городского (районного) методического центра. Ответ 2
5 слайд
Описание слайда:
№ 4 В каком случае возможно привлечение к труду обучающихся (воспитанников) ОУ без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей)? 1. Не допускается; 2. По решению Совета ОУ или иного органа самоуправления; 3. По решению администрации; 4. В случае, если это предусмотрено образовательной программой. Ответ 4
6 слайд
Описание слайда:
№ 5 В чём актуальность проекта «Наша новая школа» на современном этапе развития системы образования в РФ? 1. В рассмотрении значимости образования для всех и для каждого; 2. В рассмотрении реализации принципов непрерывного образования; 3. В рассмотрении результата общего образования через призму социального заказа общества и опережающего развития; 4. В рассмотрении основных задач системы общего образования. Ответ 3
7 слайд
Описание слайда:
№ 6 Влияние на развитие мотивационно- ценностной сферы человека составляет сущность… 1. Развития; 2. Воспитания; 3. Образования; 4. Обучения. Ответ 1
8 слайд
Описание слайда:
№ 7 Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется… 1. Мышлением; 2. Ощущением; 3. Сознанием; 4. Воображением. Ответ 3
9 слайд
Описание слайда:
№ 8 Ведущей деятельностью подростка по Д. Б. Эльконину является….. 1. Учебно-трудовая; 2. Учебная; 3. Общественно-полезная; 4. Общение. Ответ 4
10 слайд
Описание слайда:
№ 9 Диагностика обученности — это… 1. Изучение успешности каждого обучающегося в обучении; 2. Контроль, проверка, оценивание результатов обучения, их анализ, выявление динамики, прогноз на будущее; 3. Объективное оценивание знаний, умений обучающихся; 4. Установление уровня личностных достижений для каждого обучающегося. Ответ 2
11 слайд
Описание слайда:
№ 10 Для чего предназначено «Избранное» в браузере Internet Explorer?…… 1. Для сохранения личных данных пользователя; 2. Для записи истории посещения веб-узлов; 3. Для создания пользовательских фотоальбомов из отобранных фотографий; 4. Для запоминания ссылок на интересные ресурсы. Ответ 4
12 слайд
Описание слайда:
№ 11 Зона «ближайшего развития» характеризуется тем… 1. Какие задания ученик может решить самостоятельно; 2. Выбирает ли ученик сложные задания; 3. Какие задания ученик может выполнить с помощью со стороны взрослых ,в сотрудничестве со взрослыми, в коллективе 4. Какие задания ученик решает самостоятельно и с помощью со стороны. Ответ 3
13 слайд
Описание слайда:
№ 12 Закономерности воспитания находят свое выражение в ………. воспитания. 1. Целях; 2. Принципах; 3. Задачах; 4. Формах. Ответ: 2
14 слайд
Описание слайда:
№ 13 Институциональная форма профильного обучения – это… 1. Межшкольный учебный комбинат; 2. Профильная школа; 3. Учреждение начального профессионального образования; 4. Учреждение дополнительного образования. Ответ: 2
15 слайд
Описание слайда:
№ 14 Испытание при приёме на работу устанавливается для… 1. Лиц, не избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведённому в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; 2. Лиц, приглашённых на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями; 3. Лиц, достигших 18-летнего возраста; 4. Лиц, заключающих трудовой договор сроком не менее 5 лет. Ответ: 1
16 слайд
Описание слайда:
№ 15 К субъектам системы образования 1. Учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дошкольного образования и др.); 2. Семья; 3. Все вышеперечисленное; 4. Физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Ответ: 3
17 слайд
Описание слайда:
№ 16 К органам общественного управления образованием не относятся… 1. Попечительские советы образовательных учреждений; 2. Методические объединения; 3. Педагогические советы образовательных учреждений; 4. Советы ректоров учреждений высшего профессионального образования, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования, руководителей иных типов и видов образовательных учреждений. Ответ: 4
18 слайд
Описание слайда:
№ 17 Кто по закону «Об образовании» несет ответственность за повышение квалификации педагога 1 раз в пять лет… 1. Сам педагог; 2. Руководитель городского (районного) органа управления образованием; 3. Заместитель руководителя образовательного учреждения; 4. Руководитель образовательного учреждения. Ответ: 4
19 слайд
Описание слайда:
№ 18 Какое из ниже перечисленных прав не относится к основным группам прав ребенка… 1. Право на участие; 2. Право на защиту; 3. Право на обеспечение развития; 4. Право на образование. Ответ: 3
20 слайд
Описание слайда:
№ 19 К организационно-распорядительным документам относится 1. Правила внутреннего распорядка; 2. Штатное расписание; 3. Инструкции по охране труда; 4. Коллективный договор. Ответ: 1
21 слайд
Описание слайда:
№ 20 Какой документ приобретёт новый вид в связи с реализацией проекта «Наша новая школа»? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт; 2. Закон РФ «Об образовании»; 3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; 4. «Концепция модернизации развития системы образования в РФ». Ответ: 1
22 слайд
Описание слайда:
Ответ: 4 № 21 К видам поощрения относятся… 1. Помощь; 2. Осуждение; 3. Поручение; 4. Одобрение.
23 слайд
Описание слайда:
№ 22 Классно-урочная система как «золотой фонд педагогики» обоснована в трудах….. 1. Ф. А. Дистервега; 2. Я. А. Коменского; 3. К. Д. Ушинского; 4. И. Г. Песталоцци. Ответ: 2
24 слайд
Описание слайда:
№ 23 К словесным методам обучения относятся… 1. Игра, упражнение, дискуссия; 2. Демонстрация, беседа, иллюстрация; 3. Лекция, беседа, рассказ; 4. Эксперимент, рассказ, лабораторная работ Ответ: 3
25 слайд
Описание слайда:
№ 24 Культурно-историческая теория развития высших психических функций принадлежит 1. Л. С. Выготскому; 2. А. Н. Леонтьеву; 3. С. Л. Рубинштейну; 4. А. Р. Лурия. Ответ: 1
26 слайд
Описание слайда:
№ 25 Какая кнопка на клавиатуре всегда удаляет информацию? 1. CapsLock; 2. Delete; 3. Home; 4. ES3. Ответ: 1
27 слайд
Описание слайда:
№ 26 К возрастным особенностям подростка относятся… 1. Высокая степень эмоциональной зависимости от сверстников; 2. Конкретно-чувственный тип отражения; 3. Максимализм и лабильность полярных позиций; 4. Начало формирования Я-концепции. Ответ: 1
28 слайд
Описание слайда:
№ 27 К органам общественного управления образованием не относятся… 1. Попечительские советы образовательных учреждений; 2. Методические объединения; 3. Педагогические советы образовательных учреждений; 4. Советы ректоров учреждений высшего профессионального образования, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования, руководителей иных типов и видов образовательных учреждений. Ответ: 4
29 слайд
Описание слайда:
№ 28 К важнейшим социальным потребностям ранней юности относятся… 1. Признание среди сверстников; 2. Физическая активность; 3. Общение и обособление; 4. Правильного ответа нет. Ответ: 4
30 слайд
Описание слайда:
№ 29 Какое из ниже перечисленных прав не относится к основным группам прав ребенка 1. Право на участие; 2. Право на защиту; 3. Право на обеспечение развития; 4. Право на образование. Ответ: 4
31 слайд
Описание слайда:
№ 30 К практическим методам обучения относятся… 1. Упражнения, лабораторная работа; 2. Лабораторная работа, объяснение; 3. Лекция, демонстрация; 4. Практическая работа, наблюдение. Ответ: 1
32 слайд
Описание слайда:
Ответ: 3 № 31 К видам наказания относятся… 1. Благодарность; 2. Требование; 3. Осуждение; 4. Совместный анализ ситуации.
33 слайд
Описание слайда:
№ 32 Какие условия обеспечивают успешное формирование личности?. 1. Воспитательное воздействие на весь субъектный мир человека; 2. Активность и самостоятельность самой личности; 3. Единство сознания и деятельности; 4. Природно-географическая среда. Ответ: 1
34 слайд
Описание слайда:
№ 33 К концу дошкольного возраста формируется мышление… 1. Словесно-логическое; 2. Образно-схематическое; 3. Наглядно-образное; 4. Элементы логического мышления с опорой на понятие. Ответ: 3
35 слайд
Описание слайда:
№ 34 Какой вид ведущей деятельности соответствует младшему школьному возрасту? 1. Непосредственное эмоциональное общение; 2. Ролевая игра; 3. Учение; 4. Предметно –манипуляционная деятельность. Ответ: 3
36 слайд
Описание слайда:
№ 35 Какое новообразование соответствует раннему юношескому возрасту? 1. Развитие мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания личности, идеалов; 2. Произвольность психических явлений. Внутренний план действий рефлексии; 3. Формирование потребности и в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним; 4. Развитие речи и наглядно-действенного мышления; развитие речи и наглядно-действенного мышления. Ответ: 1
37 слайд
Описание слайда:
№ 36 К внешним закономерностям педагогического процесса относятся… 1. Результаты педагогического процесса зависят от уровня соответствия содержания, форм, методов педагогического процесса возрастным и индивидуальным возможностям человека; 2. Цель, задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса определяются государством; 3. Эффективность педагогического процесса зависит от взаимодействия всех его участников; 4. Результативность педагогического процесса зависит от условий, в которых он происходит. Ответ: 4
38 слайд
Описание слайда:
№ 37 К основным недостаткам фронтальной учебной деятельности обучающихся относятся 1. Все варианты верны; 2. Нацеленность на абстрактного обучающегося; 3. Сложность руководства каждым обучающимся; 4. Единый для всех темп работы. Ответ: 1
39 слайд
Описание слайда:
№ 38 Лучше запоминается материал … 1. Входящий в содержание основной деятельности; 2. Занимающий место основной цели деятельности; 3. Имеющий важное значение для человека, вызывающий у него интерес и эмоции; 4. Вызывающий активную умственную деятельность в процессе работы с ним Ответ: 4
40 слайд
Описание слайда:
№ 39 Логика развития основных видов мышления в дошкольном возрасте оказывается следующей… 1. Наглядно-образное – наглядно-действенное – абстрактно-логическое; 2. Наглядно-образное – абстрактно-логическое – наглядно-действенное; 3. Наглядно-действенное – наглядно-образное – абстрактно-логическое; 4. Абстрактно-логическое – наглядно-действенное – наглядно-образное. Ответ: 1
41 слайд
Описание слайда:
№ 40 Может ли в образовательную программу государственного образовательного учреждения в качестве обязательной быть введена дисциплина религиозного характера 1. Да, с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей); 2. Нет; 3. Да; 4. Да, но только с согласия и при участии соответствующей религиозной концессии. Ответ: 2
42 слайд
Описание слайда:
Презентацию составила Куйрукова О.В
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-966598
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)
• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7