Возрастного развития ребенка дошкольного возраста по следующей схеме
Социальная
ситуация развития
Познание
мира человеческих отношений и их
имитация. Ребёнок выходит из кризиса
3-х лет с желанием действовать автономно
и с системой самооценки. Благодаря
развитой речи и способности передвигаться,
он может чувствовать соразмерность
со взрослыми. Ребёнок понимает, что
взрослые делают что-то не на основе
умений (как делать), а на смысловой
основе (почему делать), в начале периода
у ребёнка ещё не развита
мотивационно-потребностная сфера.
Задача ребёнка в этом периоде –
развитие этих смыслов путём участия
в человеческих отношениях. Поскольку
взрослые ограждают его от этого
активного участия, ребёнок реализует
это стремление в играх, в которых он
моделирует мир взрослых и правила
функционирования в нём. Общение носит
характер внеситуативно-познавательного.
Противоречие
ССР –
основная потребность ребёнка – жить
вместе с окружающими людьми, но жизнь
ребёнка проходит в условиях
опосредованной, а не прямой связи с
миром.
Ведущий вид
деятельности
Сюжетно-ролевая
игра – особая форма освоения
действительности путём её воспроизведения,
моделирования (ребёнок сначала
эмоционально, а затем интеллектуально
осваивает всю систему человеческих
отношений). Предмет
деятельности:
взрослый – носитель определённых
общественных функций. Структура
игры: роль
– исполнение обязанностей, которые
накладывает роль; игровые
действия
– действия, свободные от
операционально-технической стороны,
действия со значениями, носят
изобразительный характер; сюжет
– отражаемая в играх действительность;
содержание
– то, что ребёнок выделяет как основной
момент деятельности взрослых; правила
– необходимые условия выполнения
игровых действий. К концу периода игры
приобретают «режиссёрский» характер.
С 5 лет начинаются конструктивные игры
(рисование, лепка), которые носят
гендерный характер. Значение
игры:
позволяет постигнуть систему отношений
между людьми и усвоить нормы поведения;
способствует развитию знаково-символической
функции сознания и речи; в игре дети
учатся общаться, согласовывать свои
действия с действиями другого, учатся
взаимопониманию и взаимопомощи;
вызывает качественные изменения в
психике ребёнка; формируются нравственные
чувства; обмен опытом; в результате
постоянного сравнения своего поведения
с поведением других, и оценки, у ребёнка
появляется возможность лучшего
осознания самого себя.
Центральные
новообразования
Соподчинение
мотивов
(одни имеют более сложное значение,
чем другие, что придаёт определённую
направленность всему поведению). В
этом возрасте можно наблюдать
преобладание обдуманных действий над
импульсивными. Благодаря этому
формируются настойчивость и умение
преодолевать трудности, возникает
чувство долга по отношению к другим
людям.Самосознание
–
возникновение осознания своего
ограниченного места в системе отношений
со взрослыми, стремление к осуществлению
общественно значимой и общественно
оцениваемой деятельности. Важные
составляющие самосознания – самооценка
и осознание своих переживаний.
Другие
новообразования
Произвольность
(как возможность приостановливать
аффект для оценки ситуации и
прогнозирования); Появление «внутреннего
мира»: научение дифференциации своих
состояний и переживаний как полностью
открытых другим людям; Способность к
обобщению переживаний (как появление
стойкого отношения, то есть чувств);
Нравственное развитие: переход от
принятия культурных и нравственных
норм как данности к сознательному их
принятию; Сформированная правильная
речь; Развитая непроизвольная память,
начало развития произвольной памяти;
Целенаправленное анализирующее
восприятие; Наглядно-образное мышление,
в конце периода – переход к
словесно-логическому мышлению;
Творческое воображение, соединяются
воображение, мышление и речь;
Дифференциация перцептивных и
эмоциональных процессов. Расширение
круга эмоций. Эмоциональная регуляция
поведения.
Познавательное
развитие
Память
– является ведущим психическим
процессом, интенсивное развитие
способности к запоминанию и
воспроизведению. Характеризуется
постепенным переходом от непроизвольного
к произвольному и опосредованного
запоминанию и припоминанию. У детей
младшего и среднего дошкольного
возраста неплохо развиты непосредственная
и механическая память. У детей старшего
дошкольного возраста появляются
признаки смыслового запоминания,
хорошо развита эйдетическая память.
Восприятие
– от 3 до 7 лет складывается способность
мысленно расчленять выделенный предмет
на части и затем объединять их в единое
целое. Помимо контуров предметов
выделяются структура, пространственные
особенности и соотношение частей
предмета.
Внимание
– на протяжении дошкольного возраста
в связи с усложнением деятельности
детей и их продвижением в общем
умственном развитии, внимание
совершенствуется, приобретая большую
сосредоточенность и устойчивость.
Внимание вызывается внешне
привлекательными предметами, событиями
и людьми и остаётся у ребёнка до тех
пор, пока есть интерес к воспринимаемым
объектам; оно не является произвольным.
В развитии произвольного внимания
ребёнку помогают рассуждения вслух.
Младшие дошкольники могут сосредотачивать
внимание 6-8 секунд, а старшие 12-20 секунд.
Мышление
– дальнейшее совершенствование
наглядно-образного мышления на базе
развивающегося воображения; улучшение
наглядно-действенного мышления на
основе произвольной и опосредованной
памяти; начала активного формирования
словесно-логического мышления путём
использования речи как средства
постановки и решения интеллектуальных
задач, развитие операций классификации
и сериации. На протяжении дошкольного
возраста у ребёнка формируется
конкретно-логический интеллект.
Воображение
– в 1-ой половине дошкольного детства
преобладает репродуктивное воображение,
механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов. В старшем
дошкольном возрасте воображение из
репродуктивного развивается в творчески
преобразующее действительность.
Речь
– становится более связанной и
приобретает форму диалога. В этом
возрасте характерно словотворчество.
Появляется развёрнутое монологическое
высказывание, развивается речь «про
себя» и внутренняя речь.
Личностное
развитие
Дошкольный
возраст – начальный этап формирования
личности. Развитию личности способствуют
продуктивные виды деятельности, в них
формируются направленность на получение
результата. Очень важно одобрение
взрослых, которое переходит в оценку
своих собственных качеств и неудач,
т.о. ребёнок овладевает навыками
самооценки и оценки других людей.
Появляется персональное самосознание,
включающее осознание собственных
личностных качеств, способностей,
причин успехов и неудач. Возникают
личностные образования: соподчинение
мотивов –
деятельность и поведение начинают
осуществляться на основе системы
мотивов, среди которых всё большее
значение приобретают мотивы общественного
содержания которые подчиняют личные
мотивы, это выступает условием развития
способностей. Усвоение
нравственных норм
– с помощью взрослого ребёнок
устанавливает соответствие своего
действия с положительным или
отрицательным эталоном. Формируется
произвольность поведения
– характерно устойчивость,
внеситуативность, у ребёнка появляется
возможность планировать свои действия,
производить их анализ и самоконтроль;
в 3-4 года происходит укрепление
эмоциональной саморегуляции, в 4-5 лет
– нравственная саморегуляция, в 6 лет
– деловые личностные качества ребёнка.
Продолжает формироваться характер.
Социальное
развитие
Эмоционально-положительное
отношение к себе ориентирует ребёнка
на притязание соответствовать
положительному этическому эталону,
в связи с этим возникает стремление
к одобрению и признанию среди окружающих.
Возникает потребность регулировать
взаимоотношения со сверстниками, т.е.
появляются уже первые нормы поведения
и нравственные чувства. Социальное
развитие состоит в том, что человек
учится выбирать своё поведение в
зависимости от конкретной ситуации.
В ролевых играх между детьми складываются
отношения сотрудничества, взаимопомощи,
разделения труда, заботы, а также
властвования, грубости, зависти.
Общение со сверстником становится
более регулярным и продолжительным.
Развивается мотивация общения, желание
быть понятым. Появляются качества
личности, обнаруживаемые в игре,
которые определяют формирующиеся
взаимоотношения.
Источник
Возрастные особенности 4-5 лет
Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.
Физическое развитие
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:
- процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
- происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:
- повышается выносливость;
- улучшается координация;
- движения становятся более точными и уверенными;
- улучшаются показатели скорости и ловкости.
Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.
Совет №1
Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.
Психологическое развитие
В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.
Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.
Совет №2
Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.
В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.
Совет №3
Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.
Совет №4
Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.
У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.
Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.
Совет №5
Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.
Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.
Совет №6
С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.
В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.
Совет №7
Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.
Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.
У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.
Совет №8
Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.
Социальное поведение
Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.
Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.
Совет №9
Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.
Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.
Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.
Совет №10
Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.
У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.
Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.
Совет №11
Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.
Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.
Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.
Информация по возрастным особенностям детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.
Источник
Возрастной период
Социальная
ситуация развития
Ведущая деятельность
Основные
новообразования
Становление
жизненного мира
Центральное
новообразование
Другие важнейшие
новообразования
1
2
3
4
5
6
Новорожденность
(1-2 мес.)
Полная
биологи-ческая зависимость от матери
—
—
Комплекс
оживления
Сохраняется
первичный (простой и легкий) жизненный
мир
Младенчество
(до1 года)
Общая
жизнь ребенка с ма-терью (ситуация
«Мы»)
Непосредс-твенно
эмоциональное общение с
матерью.
Потребность
в общении со взрослым
Дифференцированные
ощущения и эмоциональные состояния.
Восприятие
объектов.
Автономная
речь.
Начальные
формы наг-лядно-действенного мышления.
Кратковременная
фиксация на объектах (непроизвольное
внимание)
Появляется
трудность внешнего мира.
Дифференцируются
линии развития простого и «как бы
легкого» (трудность незначима) и
простого и трудного жизненного мира.
Первая
преобладает.
Раннее
детство (1-3 года)
Познание
мира окружающих вещей, совместная
деятельность со взрослыми
Предметно-ма-нипулятивная
деятельность
Сознание
«я сам»
«Аффективное»
восприятие объектов и ситуаций.
Развитая
активная речь.
Наглядно-действенное
мышление. Формирование внутреннего
плана действий.
Узнавание
и воспроизве-дение.
Непроизвольное
внимание.
Продолжаются
две ранее выделившиеся линии развития.
Доля детей с линией онтогенеза простого
и трудного жизненного мира (со значимой
трудностью) воз-растает.
Дошкольное
детство (3-7 лет)
Познание
мира человеческих отношений и их
имитация
Сюжетно-ролевая
игра
Соподчинение
мотивов. Самосознание.
Сформированная
правильная речь.
Развитая
непроизвольная память; начало развития
произвольной памяти.
Целенаправленное
анна-лизирующее восприятие.
Наглядно-образное
мыш-ление; в конце периода переход к
словесному мышлению.
Творческое
воображение.
Дифференциация
пер-цептивных и эмоцио-нальных
процессов. Рас-ширение круга эмоций.
Эмоциональная
регуляция поведения.
Появляется
сложность внутреннего мира.
Дифференцируются линии онтогенеза,
ведущие к будущим различным типам
жизненного мира взрослого человека.
Преобладает линия развития сложного
и трудного мира (со значимыми сложностью
и трудностью).
Младший
школьный возраст (7-11 лет)
Социальный
статус школьника (ситуация обучения)
Учебная
деятельность
Произвольность.
Чувство
компетентности.
Словесно-логическое
мышление (с опорой на наглядность)
Анализирующее
восп-риятие; появление синте-зирующего
восприятия (в конце периода).
Произвольная
смысловая память.
Произвольное
внимание.
Учебные
мотивы.
Адекватная
самооценка.
Обобщение
переживаний, логика чувств и появление
внутренней жизни.
Закрепление
выделившихся в дошкольном детстве
линий онтогенеза в связи с развитием
мотивов учения.
Подростковый
возраст (11-15 лет)
Эмансипация
от взрослых и груп- пирование
Интимно-лич-ностное
общение со сверстниками
Чувство
взрослости (младший подростковый
возраст).
«Я-концепция»
(старший подростковый возраст)
Теоретическое
рефлек-сивное мышление.
Интеллектуализация
восприятия и памяти.
Личностная
рефлексия.
Гипертрофированная
потребность в общении со сверстниками.
Линии
онтогенеза жизненного мира оформляются
в основных своих чертах как сложившиеся,
развитые типы
Старший
школьный возраст (16-17 лет)
Первоначаль-ный
выбор жизненного пути
Учебно-профес-сиональная
деятельность
Самоопределе-ние
Дифференциация
способностей.
Ориентация
на будущее.
Мировоззрение.
Нравственная
устойчивость поведения
Происходит
окончательное становление типов
жизненного мира
Источник