Возрастное развития ребенка дошкольного возраста по следующей схеме

Социальная
ситуация развития
Познание
мира человеческих отношений и их
имитация. Ребёнок выходит из кризиса
3-х лет с желанием действовать автономно
и с системой самооценки. Благодаря
развитой речи и способности передвигаться,
он может чувствовать соразмерность
со взрослыми. Ребёнок понимает, что
взрослые делают что-то не на основе
умений (как делать), а на смысловой
основе (почему делать), в начале периода
у ребёнка ещё не развита
мотивационно-потребностная сфера.
Задача ребёнка в этом периоде –
развитие этих смыслов путём участия
в человеческих отношениях. Поскольку
взрослые ограждают его от этого
активного участия, ребёнок реализует
это стремление в играх, в которых он
моделирует мир взрослых и правила
функционирования в нём. Общение носит
характер внеситуативно-познавательного.
Противоречие
ССР –
основная потребность ребёнка – жить
вместе с окружающими людьми, но жизнь
ребёнка проходит в условиях
опосредованной, а не прямой связи с
миром.
Ведущий вид
деятельности
Сюжетно-ролевая
игра – особая форма освоения
действительности путём её воспроизведения,
моделирования (ребёнок сначала
эмоционально, а затем интеллектуально
осваивает всю систему человеческих
отношений). Предмет
деятельности:
взрослый – носитель определённых
общественных функций. Структура
игры: роль
– исполнение обязанностей, которые
накладывает роль; игровые
действия
– действия, свободные от
операционально-технической стороны,
действия со значениями, носят
изобразительный характер; сюжет
– отражаемая в играх действительность;
содержание
– то, что ребёнок выделяет как основной
момент деятельности взрослых; правила
– необходимые условия выполнения
игровых действий. К концу периода игры
приобретают «режиссёрский» характер.
С 5 лет начинаются конструктивные игры
(рисование, лепка), которые носят
гендерный характер. Значение
игры:
позволяет постигнуть систему отношений
между людьми и усвоить нормы поведения;
способствует развитию знаково-символической
функции сознания и речи; в игре дети
учатся общаться, согласовывать свои
действия с действиями другого, учатся
взаимопониманию и взаимопомощи;
вызывает качественные изменения в
психике ребёнка; формируются нравственные
чувства; обмен опытом; в результате
постоянного сравнения своего поведения
с поведением других, и оценки, у ребёнка
появляется возможность лучшего
осознания самого себя.
Центральные
новообразования
Соподчинение
мотивов
(одни имеют более сложное значение,
чем другие, что придаёт определённую
направленность всему поведению). В
этом возрасте можно наблюдать
преобладание обдуманных действий над
импульсивными. Благодаря этому
формируются настойчивость и умение
преодолевать трудности, возникает
чувство долга по отношению к другим
людям.Самосознание
–
возникновение осознания своего
ограниченного места в системе отношений
со взрослыми, стремление к осуществлению
общественно значимой и общественно
оцениваемой деятельности. Важные
составляющие самосознания – самооценка
и осознание своих переживаний.
Другие
новообразования
Произвольность
(как возможность приостановливать
аффект для оценки ситуации и
прогнозирования); Появление «внутреннего
мира»: научение дифференциации своих
состояний и переживаний как полностью
открытых другим людям; Способность к
обобщению переживаний (как появление
стойкого отношения, то есть чувств);
Нравственное развитие: переход от
принятия культурных и нравственных
норм как данности к сознательному их
принятию; Сформированная правильная
речь; Развитая непроизвольная память,
начало развития произвольной памяти;
Целенаправленное анализирующее
восприятие; Наглядно-образное мышление,
в конце периода – переход к
словесно-логическому мышлению;
Творческое воображение, соединяются
воображение, мышление и речь;
Дифференциация перцептивных и
эмоциональных процессов. Расширение
круга эмоций. Эмоциональная регуляция
поведения.
Познавательное
развитие
Память
– является ведущим психическим
процессом, интенсивное развитие
способности к запоминанию и
воспроизведению. Характеризуется
постепенным переходом от непроизвольного
к произвольному и опосредованного
запоминанию и припоминанию. У детей
младшего и среднего дошкольного
возраста неплохо развиты непосредственная
и механическая память. У детей старшего
дошкольного возраста появляются
признаки смыслового запоминания,
хорошо развита эйдетическая память.
Восприятие
– от 3 до 7 лет складывается способность
мысленно расчленять выделенный предмет
на части и затем объединять их в единое
целое. Помимо контуров предметов
выделяются структура, пространственные
особенности и соотношение частей
предмета.
Внимание
– на протяжении дошкольного возраста
в связи с усложнением деятельности
детей и их продвижением в общем
умственном развитии, внимание
совершенствуется, приобретая большую
сосредоточенность и устойчивость.
Внимание вызывается внешне
привлекательными предметами, событиями
и людьми и остаётся у ребёнка до тех
пор, пока есть интерес к воспринимаемым
объектам; оно не является произвольным.
В развитии произвольного внимания
ребёнку помогают рассуждения вслух.
Младшие дошкольники могут сосредотачивать
внимание 6-8 секунд, а старшие 12-20 секунд.
Мышление
– дальнейшее совершенствование
наглядно-образного мышления на базе
развивающегося воображения; улучшение
наглядно-действенного мышления на
основе произвольной и опосредованной
памяти; начала активного формирования
словесно-логического мышления путём
использования речи как средства
постановки и решения интеллектуальных
задач, развитие операций классификации
и сериации. На протяжении дошкольного
возраста у ребёнка формируется
конкретно-логический интеллект.
Воображение
– в 1-ой половине дошкольного детства
преобладает репродуктивное воображение,
механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов. В старшем
дошкольном возрасте воображение из
репродуктивного развивается в творчески
преобразующее действительность.
Речь
– становится более связанной и
приобретает форму диалога. В этом
возрасте характерно словотворчество.
Появляется развёрнутое монологическое
высказывание, развивается речь «про
себя» и внутренняя речь.
Личностное
развитие
Дошкольный
возраст – начальный этап формирования
личности. Развитию личности способствуют
продуктивные виды деятельности, в них
формируются направленность на получение
результата. Очень важно одобрение
взрослых, которое переходит в оценку
своих собственных качеств и неудач,
т.о. ребёнок овладевает навыками
самооценки и оценки других людей.
Появляется персональное самосознание,
включающее осознание собственных
личностных качеств, способностей,
причин успехов и неудач. Возникают
личностные образования: соподчинение
мотивов –
деятельность и поведение начинают
осуществляться на основе системы
мотивов, среди которых всё большее
значение приобретают мотивы общественного
содержания которые подчиняют личные
мотивы, это выступает условием развития
способностей. Усвоение
нравственных норм
– с помощью взрослого ребёнок
устанавливает соответствие своего
действия с положительным или
отрицательным эталоном. Формируется
произвольность поведения
– характерно устойчивость,
внеситуативность, у ребёнка появляется
возможность планировать свои действия,
производить их анализ и самоконтроль;
в 3-4 года происходит укрепление
эмоциональной саморегуляции, в 4-5 лет
– нравственная саморегуляция, в 6 лет
– деловые личностные качества ребёнка.
Продолжает формироваться характер.
Социальное
развитие
Эмоционально-положительное
отношение к себе ориентирует ребёнка
на притязание соответствовать
положительному этическому эталону,
в связи с этим возникает стремление
к одобрению и признанию среди окружающих.
Возникает потребность регулировать
взаимоотношения со сверстниками, т.е.
появляются уже первые нормы поведения
и нравственные чувства. Социальное
развитие состоит в том, что человек
учится выбирать своё поведение в
зависимости от конкретной ситуации.
В ролевых играх между детьми складываются
отношения сотрудничества, взаимопомощи,
разделения труда, заботы, а также
властвования, грубости, зависти.
Общение со сверстником становится
более регулярным и продолжительным.
Развивается мотивация общения, желание
быть понятым. Появляются качества
личности, обнаруживаемые в игре,
которые определяют формирующиеся
взаимоотношения.
Источник
Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.
Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.
И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.
Дети до года
В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.
Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.
К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.
Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.
Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:
От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.
Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.
Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.
От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.
Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.
Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.
Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.
От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.
В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?
Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.
В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.
Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.
Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.
Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.
Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.
Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.
Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.
Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.
Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.
Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.
Источник