Возрастное развитие активности одаренного ребенка

Возрастное развитие активности одаренного ребенка thumbnail

Развитие одаренности и способностей у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития одаренности. Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

В данном вопросе огромная роль принадлежит педагогу. Его задача – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность.

Одаренность – это интегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Существует более 100 определений одаренности. Большинство из них отсылают к раннему развитию детей и используют такие психологические конструкты, как интеллект и креативность.

Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

Так какими качествами должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?

Главная составляющая личности педагога – творчество.

Профессиональная компетентность.

Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

Способность к индивидуализации обучения.

Понятие «Одаренность»

Одаренность — высокий уровень интеллектуальных способностей или каких – либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности.

Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети

1) термин, используемый применительно к детям, чьи интеллектуальные способности значительно превышают нормальный уровень для данного возраста.

2) дети, демонстрирующие общие таланты в какой – либо сферах деятельности.

Рассмотрим возрастную динамику развития одаренности.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.

С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры.

Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских.

В работе с одаренными детьми очень важен индивидуальный подход.

Суть индивидуального подхода:

— Определение уровня развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности

— Создание индивидуального образовательного маршрута

— Определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей к их достижению

— Определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков

— Определение способов оценки успехов ребенка.

Работа с одаренными детьми предполагает использование определенных форм, например таких, как:

— Проекты индивидуальные, групповые, семейные

— Вовлечение детей в кружковую деятельность

— Творческие конкурсы, викторины, соревнования

— Занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

— Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

— Опытно-исследовательская деятельность.

Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

мы работы с родителями одаренных детей:

— Родительские объединения

— Индивидуальные консультации психолога и специалистов

— Детско-родительские проекты.

Важнейшим фактором развития одаренности у детей, является окружающая его, предметно-пространственная среда.

Принципы организации предметно-пространственной среды:

Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии.

Установление контакта между детьми и взрослыми и др.

Принцип активности.

Провоцирование возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Предоставление в полное распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как индивидуальные картины, так и коллажи и др.

Принцип стабильности – динамичности.

Возможность изменения среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных, переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»

Стабильность проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных традиций в коллективе.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической модальностей и др.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Принцип открытости – закрытости.

Открытость Природе; открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу; открытость  своему «Я», собственному внутреннему миру и др.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Необходимость обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек и др.

 Психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:

Необходимо обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

Необходимо обеспечить  благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход.         

Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и семьи способствует развитию одаренности.

Таким образом, мы увидели, что для развития детской одаренности в раннем дошкольном возрасте необходимы следующие условия:

условия предметно-развивающей среды,

индивидуальный подход в обучении и воспитании,

личность педагога,

различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей,

различные психолого-педагогические условия.

Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, взаимодействуя с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Источник

Семинар:» Возрастные особенности одаренности». Познавательная потребность как интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности.»

.Возрастные особенности одаренности.

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, педагогов — поддержать эти стремления ребенка

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (

Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку

отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка — важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого

роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к

природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к

социальной жизни.

Еще одна точка отсчета — память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением — коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:

— Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

-Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

-для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

-В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей — темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

 Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. 

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

З. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания, и большим упорством в решении той или иной задачи.

                                    Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

З. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1 .Одаренных  детей отличает высокий энергетический уровень, причем

спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от

познавательных способностей.

Познавательная потребность как интеллектуально-личностное

«ядро» развития одаренности.

Психологи давно обратили внимание на повышенную потребность одаренных детей в умственной деятельности, в их, без преувеличения, постоянной потребности в познании. Эта черта резко отличает их от обычных детей. Один ребенок придумывает свое государство, его язык, конституцию. Другой маленький интеллектуал, обложившись словарями, целый день ищет и конструирует «самый первый язык». Одаренные дети постоянно ищут и усваивают знания. Педагоги и родители одаренных детей не перестают удивляться их непрерывной потребности в познавательной деятельности. В этой любви к познанию, к умственной деятельности — одна из причин развития способностей у этих детей. Психологи рассматривают потребность ребенка в познании, т.е. их познавательную потребность, как одну из сильнейших потребностей человека, на равных конкурирующих с такой, как потребность в общении.

В исследовании Н.Б Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

        Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом.

         Первый критический период наблюдается в возрасте от б до 8 лет. Если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства —50-60% — активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество — поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

         В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

          В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.

К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок — проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий).

           Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

            В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.

Одаренность как педагогический и психологический феномен.

           С педагогической точки зрения одаренные дети — это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Педагогов, впервые встретившихся в своей педагогической практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться и сосредотачиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе.

           Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает (и педагога тоже), обвиняет в невежестве, занимается на занятии непонятно чем, «витает в облаках» или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь. Все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще, может встать и выйти из класса, заявив, что на этом занятии ему неинтересно, потому что он и так все это знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых все в порядке — и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.

             При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:

• Более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;

Наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;

• Необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;

• Ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;

• Способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

     Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.

            При этом важно отметить, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с уровнем развития одной или нескольких из них. В случае, например, с интеллектуальной или академической (учебной) одаренностью — это единство, как минимум, и познавательной потребности, и эмоциональной включенности и мотивации, и способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявление и развитие одаренности непрерывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека.

          Особо следует отметить, что одаренность — это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.

          Учитывая, что все сферы психики с возрастом  обучающего развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и по интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.

          Существенным отличием психологической точки зрения на одаренность от педагогической является то, что в качестве объекта теоретической и практической психологии одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность, а именно:

• Как одаренность явная (проявленная). Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1 — З % от общего числа детей;

• Как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она исчезает;

• Как одаренность скрытая (потенциальная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей, Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной. Предполагается, что общее число явно и неявно одаренных детей составляет примерно 25 % общего числа учащихся.

          Учитывая такое расширение возможного контингента одаренных детей, целесообразно ввести критерий своеобразной интенсивности проявления одаренности: от неуспевающих учащихся со скрытой одаренностью до учащихся с повышенной готовностью к обучению, явно одаренных, особо или высокоодаренных учащихся.

Одаренные дети могут различаться также по темпу развития:

 -с нормальным темпом развития в детстве;

-с опережением возрастного развития, (так называемые вундеркинды),

 -по личностным , гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

Разработка Шестаковой Е.И. февраль 2008 г

Источник