Возрастная психология это теория развития психики ребенка в онтогенезе

Человек проходит от рождения до зрелости
сложный путь психического развития.
Если сравнить психику ребенка в первый
год его жизни с тем уровнем психического
развития, которого он достигает через
5–6 лет жизни, то можно заметить не только
количественное, но и качественное
различие.

В настоящее время существует множество
подходов к проблеме развития психики
ребенка, причем в разных подходах
выделяют различные стадии развития
психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев
выделяет семь стадий развития психики
ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон
– восемь.

Рассмотрим более подробно характеристики
психологического содержания стадий,
выделенных А. Н. Леонтьевым.

Первая стадия – стадия новорожденного
(до 2 месяцев).
Ребенок рождается,
обладая относительно высокоразвитыми
органами чувств, органами движения и
нервной системой, формирование которых
происходит во внутриутробный период.
Нервная система новорожденного, включая
кору головного мозга, в общем уже
полностью анатомически оформлена. Но
развитие микроскопической структуры
коры еще не завершено, в частности
миелинизация нервных волокон двигательных
и чувствительных зон коры только
начинается.

Образ жизни новорожденного мало
отличается от его образа жизни во
внутриутробный период: в состоянии
покоя ребенок сохраняет прежнюю
эмбриональную позу; сон занимает 4/5
всего времени; внешняя активность
ребенка в значительной мере сосредоточена
на удовлетворении своих потребностей
в пище; ручные и переместительные
движения отсутствуют вовсе. В возрасте
трех-четырех недель у ребенка начинается
подготовка к переходу к следующей, более
высокой стадии развития. В это время
появляется своеобразная сложная реакция,
выражающаяся в общем оживлении ребенка
в присутствии человека. Эта реакция
среди исследователей получила название
«реакция оживления». Развитие этой
реакции начинается с того, что в ответ
на приближение говорящего человека
ребенок начинает улыбаться и у него
появляется общая положительная
направленность, пока еще не дифференцируемая.
То есть у ребенка начинают появляться
первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками
данной стадии являются: миелинизация
нервных волокон; формирование простейших
поведенческих актов и ориентировочных
реакций; возникновение реакции
«оживления».

Ранний младенческий возраст (от двух
до шести месяцев).
На данной стадии
психического развития ребенок начинает
оперировать предметами, и у него
формируется восприятие. Особенно активно
ребенок оперирует предметами (с
одновременным зрительным фиксированием)
в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому
можно полагать, что в этом возрасте
происходит бурное развитие процессов
восприятия. Таким образом, главной
особенностью данной стадии является
развитие действий с предметами и
процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до
12–14 месяцев).
Во второй половине
первого года жизни ребенок осваивает
новые действия, что связано с изменением
его отношения к окружающему миру. На
седьмом месяце жизни у ребенка уже
хорошо развиты ручные предметные
движения. Укрепление костно-мышечной
системы приводит к развитию диапазона
движений ребенка, что, в свою очередь,
является предпосылкой к увеличению
потока информации из окружающей среды.
Все это приводит к увеличению
самостоятельности ребенка. Его
взаимоотношения со взрослыми все больше
приобретает форму совместной деятельности,
при которой взрослый чаще всего
подготавливает действие ребенка, которое
тот выполняет сам. С помощью подобного
взаимодействия уже можно установить
общение с ребенком через предметы.

Следовательно, деятельность ребенка в
данный период развития управляется уже
не восприятием отдельных предметов или
их совокупности, а сложным соотношением
собственного предметного действия
ребенка и действия взрослого. На этой
основе у ребенка начинает возникать
первое осмысление предметов. В ходе
установленного «предметного» контакта
у ребенка начинает формироваться речь.

Ребенок начинает подражать взрослому
более осознанно, что свидетельствует
о появлении у ребенка возможности
овладения общественно выработанными
способами действий. Это, в свою очередь,
обеспечивает появление в конце данной
стадии специфически человеческих
двигательных операций с предметами.
При этих операциях большой палец
противопоставляется остальным, что
характерно только для человека.

Преддошкольный возраст (от одного
года до трех лет)
характеризуется
возникновением и первоначальным
развитием специфически человеческой,
общественной по своей природе деятельности
ребенка и специфической для человека
формы сознательного отражения
действительности. Сущность основных
изменений в психике ребенка в этот
период заключается в том, что ребенок
овладевает человеческим отношением к
непосредственно окружающему его миру
предметов. Причем познание свойств
предметов осуществляется ребенком
через подражание действиям взрослых с
ними, т. е. происходит познание
предметов одновременно с осмыслением
их функций. Овладение функциями предметов
у ребенка происходит двояко. С одной
стороны – это развитие простейших
навыков, таких как владение ложкой,
чашкой и др. Другая форма овладения
предметами – это манипулирование ими
в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию
развития психики ребенка. Он уже познает
мир не только при взаимодействии со
взрослым, но и самостоятельно. На этой
основе ребенок овладевает и словами,
которые тоже осознаются им прежде всего
как обозначающие предмет с его функциями.
При этом в процессе игры речь все чаще
становится включенной в деятельность,
все чаще начинает выполнять функцию не
только обозначения предметов, но и
средства общения. Однако отличительной
особенностью игр ребенка в этом возрасте
в сравнении со следующей стадией –
стадией дошкольного возраста – является
отсутствие воображаемой ситуации в
игре. Ребенок, манипулируя предметами,
просто подражает действиям взрослых,
не наполняя их содержанием, но в процессе
игры у ребенка интенсивно развиваются
восприятие, способность к анализу и
обобщению, т. е. происходит интенсивное
формирование мыслительных функций.

Дошкольный возраст (от трех до семи
лет).
Главным отличием этого возраста
является наличие противоречия между
стремлением ребенка к действительному
овладению миром предметов и ограниченностью
его возможностей. В этом возрасте ребенок
стремится делать не то, что может, а то,
что видит или слышит. Однако многие
действия ему еще не доступны. Это
противоречие разрешается в сюжетной
игре. Источниками игр являются впечатления
ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит
формирование творческого воображения
и способности произвольно управлять
своим поведением. Ролевые игры также
способствуют развитию восприятия,
запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной
стадии является процесс формирования
личности ребенка. В ходе этого процесса
закладываются черты характера ребенка.

Младший школьный возраст (от 7 до 12
лет).
Поступление в школу характеризует
новый этап развития психики ребенка.
Теперь его система отношений с окружающим
миром определяется не только
взаимоотношениями со взрослыми, но и
взаимоотношениями со сверстниками.
Кроме этого у него теперь есть обязанности
перед обществом. От выполнения этих
обязанностей зависит его будущее, его
место в социуме.

Следует отметить, что и на предыдущих
стадиях своего развития ребенок учился,
но лишь теперь учеба предстает перед
ним как самостоятельная деятельность.
Школа предъявляет серьезные требования
к вниманию ребенка, в связи с чем и
происходит бурное развитие произвольного
(контролируемого) внимания, произвольного
целенаправленного наблюдения. Точно
так же возрастает продуктивность памяти
ребенка, хотя в первое время обучения
память сохраняет преимущественно
образный, конкретный характер. Поэтому
дети запоминают буквально даже тот
текстовый материал, который не требуется
учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном
возрасте развивается мышление детей.
Оно становится более связанным,
последовательным и логическим. Вместе
с тем у ребенка в этом возрасте происходит
бурное развитие речи, что во многом
связано с овладением письменной речью.

В процессе обучения у ребенка происходит
развитие личности. Прежде всего у него
меняются интересы. Детские интересы
благодаря развитию познавательных
процессов заменяются учебными интересами.
Исключительно важную роль в формировании
личности ребенка играет коллектив.
Начав обучаться в школе, ребенок впервые
сталкивается с ситуацией, когда окружающие
его сверстники объединены определенной
целью и на них возлагаются определенные
обязанности. Он впервые сталкивается
с понятиями «коллектив» и «коллективная
ответственность». Все люди, окружавшие
его ранее, в том числе и дети в детском
саду, не были коллективом. Основной
социально-значимой единицей для ребенка
была семья.

Другой особенностью этого периода
является то, что на его завершающей
стадии происходит разделение деятельности
на «мужскую» и «женскую». Мальчики все
больше интересуются мужской деятельностью,
а девочки – женской.

Подростковый возраст и начало юности
(от 13–14 до 17–18 лет)
характеризуется
продолжением обучения. Вместе с тем
ребенок все более включается в жизнь
общества. В это время происходит
завершение ориентации ребенка в
зависимости от пола на «мужскую» и
«женскую» деятельность. Более того,
стремясь к самореализации, ребенок
начинает показывать успехи в конкретном
виде деятельности, высказывать мысли
о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее
развитие познавательных психических
процессов и формирование личности. В
процессе формирования личности происходит
изменение интересов ребенка. Они
становятся более дифференцированными
и стойкими. Учебные интересы уже не
имеют первостепенного значения. Ребенок
начинает ориентироваться на «взрослую»
жизнь. Также следует отметить, что на
формирование личности в этот период
оказывает воздействие процесс полового
созревания. У молодого человека отмечается
бурное развитие организма, деятельность
отдельных органов (например, сердца)
претерпевает определенные изменения.
Завершается половая идентификация
подростка.

Под воздействием всего комплекса
факторов происходит изменение
психологического облика ребенка. В
поведении мальчиков все более заметны
мужские черты, а у девочек все чаще
проявляются женские поведенческие
стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики
не завершается в период юности.
Определенная динамика психического
развития отмечается и в более позднее
время. Поэтому в современной психологии
принято выделять еще два периода:
акмеологический период развития, или
период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития
охватывает возраст от 18 до 60 лет.
Впервые термин «акмеология» был предложен
Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином
(акме– высшая точка, расцвет,
зрелость, лучшая пора) принято обозначать
период зрелости как самый продуктивный,
творческий период жизни человека. В
отличие от юношеского периода,
акмеологический характеризуется тем,
что в нем завершается общесоматическое
развитие и половое созревание человека,
который достигает своего оптимума
физического развития. Этот период
характеризуется также наиболее высоким
уровнем интеллектуальных, творческих,
профессиональных достижений.

Период геронтогенеза – это поздний
период человеческой жизни. В нем принято
выделять три фазы: пожилой возраст (для
мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74
года); старческий возраст – 75–90 лет;
долгожители – 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется
угасанием физических и психических
функций. Отмечается снижение интенсивности
углеводного, жирового и белкового
обмена. Уменьшается способность клеток
осуществлять окислительно-восстановительные
процессы. Снижается общая активность
организма. В то же время отмечается
снижение возможностей психических
функций, особенно памяти, внимания,
мышления.

Однако следует отметить, что протекание
данного периода в значительной степени
определяется индивидуальными особенностями
человека. На позднем этапе онтогенеза
роль личности, ее социального статуса,
ее включенности в систему общественных
связей особенно велика для сохранения
трудоспособности человека. Особое
значение для противостояния инволюции
человека имеет его творчество. Сегодня
мы знаем много примеров выдающихся
ученых и деятелей искусств, которые
очень долго сохраняли трудовую и
творческую активность. Так, И. П. Павлов
создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года,
а «Лекции о работе больших полушарий
головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой
написал «Воскресенье» в 71 год, а
«Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой
творческой активностью и продуктивностью
в поздние годы жизни отличались
Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу,
В. Гете и др. Таким образом, любой
человеческий возраст по-своему прекрасен.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие психики человека.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

— способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

— инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

— способности к предметному восприятию;

— способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

— психическое отражение в виде целостных ситуаций;

— способность к нестереотипному решению сложных задач.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Таблица 1

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину

ПериодСтадияКризис
Раннее детствоМладенчествоКризис новорожденности
Ранний возрастКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастКризис3 лет
Младший школьный возрастКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастКризис 11-12 лет
Ранняя юностьКризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация

Возрастной период Возраст
Младенчество 0-1
Раннее детство 1-3
Дошкольный период 3-7
Младший школьный период 7-11
Подростковый период 11-15
Юность:
ранняя
поздняя
 
15-18
18-21
Молодость 21-35
Средняя взрослость 35-50
Мудрость 50-60
Пожилой возраст 60-75
Преклонный возраст 75-90
Долгожители Старше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные «прибавки»).(Таблица 3).

Таблица 3

Новообразования и ведущая деятельность

Возраст Ведущая деятельность Новообразования
0- 1 год
 
Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью) «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми
 
1-3 года
 
Предметно-манипулятивная
дея­тельность
Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление
 
3-7 лет
 
Сюжетно-ролевая игра
 
Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет
 
Учебная деятель­ность
 
Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки
 
11-15 лет
 
Общественно-по­лезная деятель­ность
 
Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением
 
15-21 год
 
Профессиональ­но-учебная
дея­тельность
 
Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы
 
Старше 21 года
 
Трудовая деятель­ность
 
Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.

Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

Таблица 4

Возрастные кризисы

Возраст Название и симптомы проявления кризиса
3 года
 
«Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.
6-7 лет
 
Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.
11-12 лет
 
«Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.
17- 18 лет
 
Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.
Около 33-35 лет
 
Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.
Около 60 лет Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.

Кризис(от греч. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 12067; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7583 — или читать все…

Читайте также:

Источник