Возрастная психология это теория развития психики ребенка в онтогенезе

Человек проходит от рождения до зрелости
сложный путь психического развития.
Если сравнить психику ребенка в первый
год его жизни с тем уровнем психического
развития, которого он достигает через
5–6 лет жизни, то можно заметить не только
количественное, но и качественное
различие.

В настоящее время существует множество
подходов к проблеме развития психики
ребенка, причем в разных подходах
выделяют различные стадии развития
психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев
выделяет семь стадий развития психики
ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон
– восемь.

Рассмотрим более подробно характеристики
психологического содержания стадий,
выделенных А. Н. Леонтьевым.

Первая стадия – стадия новорожденного
(до 2 месяцев).
Ребенок рождается,
обладая относительно высокоразвитыми
органами чувств, органами движения и
нервной системой, формирование которых
происходит во внутриутробный период.
Нервная система новорожденного, включая
кору головного мозга, в общем уже
полностью анатомически оформлена. Но
развитие микроскопической структуры
коры еще не завершено, в частности
миелинизация нервных волокон двигательных
и чувствительных зон коры только
начинается.

Образ жизни новорожденного мало
отличается от его образа жизни во
внутриутробный период: в состоянии
покоя ребенок сохраняет прежнюю
эмбриональную позу; сон занимает 4/5
всего времени; внешняя активность
ребенка в значительной мере сосредоточена
на удовлетворении своих потребностей
в пище; ручные и переместительные
движения отсутствуют вовсе. В возрасте
трех-четырех недель у ребенка начинается
подготовка к переходу к следующей, более
высокой стадии развития. В это время
появляется своеобразная сложная реакция,
выражающаяся в общем оживлении ребенка
в присутствии человека. Эта реакция
среди исследователей получила название
«реакция оживления». Развитие этой
реакции начинается с того, что в ответ
на приближение говорящего человека
ребенок начинает улыбаться и у него
появляется общая положительная
направленность, пока еще не дифференцируемая.
То есть у ребенка начинают появляться
первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками
данной стадии являются: миелинизация
нервных волокон; формирование простейших
поведенческих актов и ориентировочных
реакций; возникновение реакции
«оживления».

Ранний младенческий возраст (от двух
до шести месяцев).
На данной стадии
психического развития ребенок начинает
оперировать предметами, и у него
формируется восприятие. Особенно активно
ребенок оперирует предметами (с
одновременным зрительным фиксированием)
в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому
можно полагать, что в этом возрасте
происходит бурное развитие процессов
восприятия. Таким образом, главной
особенностью данной стадии является
развитие действий с предметами и
процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до
12–14 месяцев).
Во второй половине
первого года жизни ребенок осваивает
новые действия, что связано с изменением
его отношения к окружающему миру. На
седьмом месяце жизни у ребенка уже
хорошо развиты ручные предметные
движения. Укрепление костно-мышечной
системы приводит к развитию диапазона
движений ребенка, что, в свою очередь,
является предпосылкой к увеличению
потока информации из окружающей среды.
Все это приводит к увеличению
самостоятельности ребенка. Его
взаимоотношения со взрослыми все больше
приобретает форму совместной деятельности,
при которой взрослый чаще всего
подготавливает действие ребенка, которое
тот выполняет сам. С помощью подобного
взаимодействия уже можно установить
общение с ребенком через предметы.

Следовательно, деятельность ребенка в
данный период развития управляется уже
не восприятием отдельных предметов или
их совокупности, а сложным соотношением
собственного предметного действия
ребенка и действия взрослого. На этой
основе у ребенка начинает возникать
первое осмысление предметов. В ходе
установленного «предметного» контакта
у ребенка начинает формироваться речь.

Ребенок начинает подражать взрослому
более осознанно, что свидетельствует
о появлении у ребенка возможности
овладения общественно выработанными
способами действий. Это, в свою очередь,
обеспечивает появление в конце данной
стадии специфически человеческих
двигательных операций с предметами.
При этих операциях большой палец
противопоставляется остальным, что
характерно только для человека.

Преддошкольный возраст (от одного
года до трех лет)
характеризуется
возникновением и первоначальным
развитием специфически человеческой,
общественной по своей природе деятельности
ребенка и специфической для человека
формы сознательного отражения
действительности. Сущность основных
изменений в психике ребенка в этот
период заключается в том, что ребенок
овладевает человеческим отношением к
непосредственно окружающему его миру
предметов. Причем познание свойств
предметов осуществляется ребенком
через подражание действиям взрослых с
ними, т. е. происходит познание
предметов одновременно с осмыслением
их функций. Овладение функциями предметов
у ребенка происходит двояко. С одной
стороны – это развитие простейших
навыков, таких как владение ложкой,
чашкой и др. Другая форма овладения
предметами – это манипулирование ими
в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию
развития психики ребенка. Он уже познает
мир не только при взаимодействии со
взрослым, но и самостоятельно. На этой
основе ребенок овладевает и словами,
которые тоже осознаются им прежде всего
как обозначающие предмет с его функциями.
При этом в процессе игры речь все чаще
становится включенной в деятельность,
все чаще начинает выполнять функцию не
только обозначения предметов, но и
средства общения. Однако отличительной
особенностью игр ребенка в этом возрасте
в сравнении со следующей стадией –
стадией дошкольного возраста – является
отсутствие воображаемой ситуации в
игре. Ребенок, манипулируя предметами,
просто подражает действиям взрослых,
не наполняя их содержанием, но в процессе
игры у ребенка интенсивно развиваются
восприятие, способность к анализу и
обобщению, т. е. происходит интенсивное
формирование мыслительных функций.

Читайте также:  Патология развития ребенка от рождения

Дошкольный возраст (от трех до семи
лет).
Главным отличием этого возраста
является наличие противоречия между
стремлением ребенка к действительному
овладению миром предметов и ограниченностью
его возможностей. В этом возрасте ребенок
стремится делать не то, что может, а то,
что видит или слышит. Однако многие
действия ему еще не доступны. Это
противоречие разрешается в сюжетной
игре. Источниками игр являются впечатления
ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит
формирование творческого воображения
и способности произвольно управлять
своим поведением. Ролевые игры также
способствуют развитию восприятия,
запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной
стадии является процесс формирования
личности ребенка. В ходе этого процесса
закладываются черты характера ребенка.

Младший школьный возраст (от 7 до 12
лет).
Поступление в школу характеризует
новый этап развития психики ребенка.
Теперь его система отношений с окружающим
миром определяется не только
взаимоотношениями со взрослыми, но и
взаимоотношениями со сверстниками.
Кроме этого у него теперь есть обязанности
перед обществом. От выполнения этих
обязанностей зависит его будущее, его
место в социуме.

Следует отметить, что и на предыдущих
стадиях своего развития ребенок учился,
но лишь теперь учеба предстает перед
ним как самостоятельная деятельность.
Школа предъявляет серьезные требования
к вниманию ребенка, в связи с чем и
происходит бурное развитие произвольного
(контролируемого) внимания, произвольного
целенаправленного наблюдения. Точно
так же возрастает продуктивность памяти
ребенка, хотя в первое время обучения
память сохраняет преимущественно
образный, конкретный характер. Поэтому
дети запоминают буквально даже тот
текстовый материал, который не требуется
учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном
возрасте развивается мышление детей.
Оно становится более связанным,
последовательным и логическим. Вместе
с тем у ребенка в этом возрасте происходит
бурное развитие речи, что во многом
связано с овладением письменной речью.

В процессе обучения у ребенка происходит
развитие личности. Прежде всего у него
меняются интересы. Детские интересы
благодаря развитию познавательных
процессов заменяются учебными интересами.
Исключительно важную роль в формировании
личности ребенка играет коллектив.
Начав обучаться в школе, ребенок впервые
сталкивается с ситуацией, когда окружающие
его сверстники объединены определенной
целью и на них возлагаются определенные
обязанности. Он впервые сталкивается
с понятиями «коллектив» и «коллективная
ответственность». Все люди, окружавшие
его ранее, в том числе и дети в детском
саду, не были коллективом. Основной
социально-значимой единицей для ребенка
была семья.

Другой особенностью этого периода
является то, что на его завершающей
стадии происходит разделение деятельности
на «мужскую» и «женскую». Мальчики все
больше интересуются мужской деятельностью,
а девочки – женской.

Подростковый возраст и начало юности
(от 13–14 до 17–18 лет)
характеризуется
продолжением обучения. Вместе с тем
ребенок все более включается в жизнь
общества. В это время происходит
завершение ориентации ребенка в
зависимости от пола на «мужскую» и
«женскую» деятельность. Более того,
стремясь к самореализации, ребенок
начинает показывать успехи в конкретном
виде деятельности, высказывать мысли
о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее
развитие познавательных психических
процессов и формирование личности. В
процессе формирования личности происходит
изменение интересов ребенка. Они
становятся более дифференцированными
и стойкими. Учебные интересы уже не
имеют первостепенного значения. Ребенок
начинает ориентироваться на «взрослую»
жизнь. Также следует отметить, что на
формирование личности в этот период
оказывает воздействие процесс полового
созревания. У молодого человека отмечается
бурное развитие организма, деятельность
отдельных органов (например, сердца)
претерпевает определенные изменения.
Завершается половая идентификация
подростка.

Под воздействием всего комплекса
факторов происходит изменение
психологического облика ребенка. В
поведении мальчиков все более заметны
мужские черты, а у девочек все чаще
проявляются женские поведенческие
стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики
не завершается в период юности.
Определенная динамика психического
развития отмечается и в более позднее
время. Поэтому в современной психологии
принято выделять еще два периода:
акмеологический период развития, или
период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития
охватывает возраст от 18 до 60 лет.
Впервые термин «акмеология» был предложен
Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином
(акме– высшая точка, расцвет,
зрелость, лучшая пора) принято обозначать
период зрелости как самый продуктивный,
творческий период жизни человека. В
отличие от юношеского периода,
акмеологический характеризуется тем,
что в нем завершается общесоматическое
развитие и половое созревание человека,
который достигает своего оптимума
физического развития. Этот период
характеризуется также наиболее высоким
уровнем интеллектуальных, творческих,
профессиональных достижений.

Период геронтогенеза – это поздний
период человеческой жизни. В нем принято
выделять три фазы: пожилой возраст (для
мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74
года); старческий возраст – 75–90 лет;
долгожители – 90 лет и старше.

Читайте также:  Ребенок задержкой развития в общеобразовательной школе

В целом данный период характеризуется
угасанием физических и психических
функций. Отмечается снижение интенсивности
углеводного, жирового и белкового
обмена. Уменьшается способность клеток
осуществлять окислительно-восстановительные
процессы. Снижается общая активность
организма. В то же время отмечается
снижение возможностей психических
функций, особенно памяти, внимания,
мышления.

Однако следует отметить, что протекание
данного периода в значительной степени
определяется индивидуальными особенностями
человека. На позднем этапе онтогенеза
роль личности, ее социального статуса,
ее включенности в систему общественных
связей особенно велика для сохранения
трудоспособности человека. Особое
значение для противостояния инволюции
человека имеет его творчество. Сегодня
мы знаем много примеров выдающихся
ученых и деятелей искусств, которые
очень долго сохраняли трудовую и
творческую активность. Так, И. П. Павлов
создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года,
а «Лекции о работе больших полушарий
головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой
написал «Воскресенье» в 71 год, а
«Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой
творческой активностью и продуктивностью
в поздние годы жизни отличались
Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу,
В. Гете и др. Таким образом, любой
человеческий возраст по-своему прекрасен.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие психики человека.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

— способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

— инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

— способности к предметному восприятию;

— способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

— психическое отражение в виде целостных ситуаций;

— способность к нестереотипному решению сложных задач.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Таблица 1

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину

ПериодСтадияКризис
Раннее детствоМладенчествоКризис новорожденности
Ранний возрастКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастКризис3 лет
Младший школьный возрастКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастКризис 11-12 лет
Ранняя юностьКризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация

Возрастной период Возраст
Младенчество 0-1
Раннее детство 1-3
Дошкольный период 3-7
Младший школьный период 7-11
Подростковый период 11-15
Юность:
ранняя
поздняя
 
15-18
18-21
Молодость 21-35
Средняя взрослость 35-50
Мудрость 50-60
Пожилой возраст 60-75
Преклонный возраст 75-90
Долгожители Старше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Читайте также:  Амплификация и акселерация как два пути развития ребенка

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные «прибавки»).(Таблица 3).

Таблица 3

Новообразования и ведущая деятельность

Возраст Ведущая деятельность Новообразования
0- 1 год
 
Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью) «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми
 
1-3 года
 
Предметно-манипулятивная
дея­тельность
Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление
 
3-7 лет
 
Сюжетно-ролевая игра
 
Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет
 
Учебная деятель­ность
 
Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки
 
11-15 лет
 
Общественно-по­лезная деятель­ность
 
Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением
 
15-21 год
 
Профессиональ­но-учебная
дея­тельность
 
Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы
 
Старше 21 года
 
Трудовая деятель­ность
 
Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.

Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

Таблица 4

Возрастные кризисы

Возраст Название и симптомы проявления кризиса
3 года
 
«Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.
6-7 лет
 
Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.
11-12 лет
 
«Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.
17- 18 лет
 
Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.
Около 33-35 лет
 
Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.
Около 60 лет Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.

Кризис(от греч. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 12067; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7583 — или читать все…

Читайте также:

Источник