Возрастная периодизация развития ребенка по выготскому

Возрастная периодизация развития ребенка по выготскому thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник

Рассматривая
вопрос периодизации психического
развития, Л.С.Выготский отмечал, что
необходимо выделить
объективные основания, указывающие на
изменение возраста и перехода ребенка
на новый этап развития
.
Он ввел понятия психологические
новообразования и социальная ситуация
развития
(характер отношений между ребенком и
обществом, которые складываются в данный
период). Л.С.Выготский считал, что
исследование переходов от одного периода
развития к другому дает возможность
раскрыть внутренние противоречия
развития. Центральным
моментом при рассмотрении динамики
психического развития был для
Л.С.Выготского анализ
социальной ситуации развития
.
Распад старой и возникновение основ
новой социальной ситуации развития, по
мысли Выготского, и составляет главное
содержание критических возрастов.

Выделяя
два пути развития:

критический
(возникает
внезапно, протекает бурно) и литический
(спокойный), Выготский заметил, что
критический период имеет позитивные
сдвиги — переход от одних форм поведения
к новым формам. Он выделил в нем три
этапа: 1)
предкритический
— отказ от прежних форм отношений и
поведения;2)
критический
— идет поиск новых форм поведения;3)
посткритический
— отработка усвоенных форм поведения.
Критический
период может
быть просто переходным при соответствующей
ситуации развития и изменении отношений
со взрослыми. Л. С. Выготский выделял в
качестве критических периодов детства
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период
новорожденности и подростковый период.
Чередование стабильных и критических
периодов по Л. С. Выготскому:

Кризис
новорожденности.
Младший возраст (2 месяца — 1 год).
Противоречия между максимальной
социальностью младенца и минимальными
возможностями общения.

Кризис
1 года. Раннее
детство (1-3 года). Деятельность «серьезная
игра», предметно-орудийная. Появляются
жест,ходьба, речь.

Кризис
3 лет.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция
к эмансипации (отделению от взрослого)
и тенденция не к аффективной, а к волевой
форме поведения. Возникновение «Я
сам».

Кризис
7 лет. Школьный
возраст (8-12 лет). Утрата детской
непосредственности из-за дифференциации
внутренней и внешней жизни. Возникновение
обобщений, логики чувств, переживания
приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис
13 лет.
Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство
взрослости — ощущение своей личности,
развитие самосознания.

30. Периодизация психического развития д. Б.Эльконина.

При
построении периодизации Д. Б.Эльконин
основывался на следующем:


возрастное
развитие

это общее изменение личности, формирование
нового плана отражения, изменение в
деятельности и жизненной позиции,
установление особых взаимоотношений
с окружающими, формирование новых
мотивов поведения и ценностных установок;


на диалектическом представлении о
процессе развития (детерминированном
внутренними противоречиями,
целенаправленном, неравномерном с
критическими и литическими периодами);


на конкретно-историческом понимании
природы детства (каждая историческая
эпоха имеет свою периодизацию детства);


в основе периодизации должны лежать
закономерности развития деятельности
и растущего человека.

Отсюда
вся психическая
жизнь ребенка рассматривается как
процесс непрерывной смены деятельностей,
причем на каждом возрастном этапе
выделяется «ведущая деятельность»,
с усвоением структур которой связаны
главнейшие психологические новообразования
данного возраста. Внутри системы ведущей
деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает
скрытое диалектическое противоречие
между двумя аспектами ведущей деятельности
— операционально-техническим, относящимся
к развитию подсистемы «ребенок —
вещь», и эмоционально-мотивационным,
связанным с развитием подсистемы
«ребенок — взрослый».

В
общей последовательности ведущих
деятельностей попеременно чередуются
деятельности с преимущественным
развитием то одной, то другой стороны.
Каждая эпоха детства состоит из
закономерно связанных между собой двух
периодов
.
В первом периоде идет усвоение задач,
мотивов, норм человеческой деятельности
и развитие мотивационно-потребностной
сферы, во
втором — усвоение способов действий с
предметами и формирование
операционально-технических возможностей.
Переход от одной эпохи к следующей
происходит при возникновении несоответствия
между операционально-техническими
возможностями ребенка и задачами и
мотивами деятельности, на основе которых
они сформировались.

1
эпоха
.
Младенчество (до 1 года) — ведущая
деятельность — непосредственно-эмоциональное
общение.Раннее
детство — предметно-манипулятивная
деятельность.

2
эпоха
.
Дошкольный возраст — ролевая игра.
Младший школьник — учебная деятельность.

3
эпоха.

Подросток — интимно-личностное общение.
Старший школьный возраст —
учебно-профессиональная деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ЛЕКЦИЯ 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

План:

  1. Критерии периодизации
    возрастного развития по Л.С. Выготскому.

  2. Периодизация Л.С.
    Выготского.

  3. Периодизация
    психического развития по Д.Б. Эльконину

  4. Периодизация
    развития личности по З. Фрейду

  5. Периодизация
    развития личности по Э. Эриксону

  6. Развитие морального
    сознания личности по Л. Колбергу

  7. Развитие интеллекта
    по Ж. Пиаже

Критерии
периодизации возрастного развития по
Л.С. Выготскому.

Понять закономерности
возрастного развития, специ­фику
отдельных возрастных этапов и применять
в педагогике позволяет разделение
жизненного пути на периоды.

Л.С. Выготский
различал три группы периодизаций:

  • по внешнему
    критерию,

  • по одному признаку,

  • нескольким
    признакам детского развития.

Для первой группы
характерно построение периодиза­ции
на основе внешнего, но связанного с
самим процессом развития критерия.
Примером могут служить периодизации,
созданные по биогенетическому принципу.
Согласно этой позиции онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез.
Поэтому процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными пери­одами биологической
эволюции и исторического развития
человечества.

Один
из вариантов — периодизация В. Штер­на,
согласно которой ребенок в первые месяцы
жизни находиться на стадии млекопитающего,
во втором полугодии достигает стадии
высшего млекопитающего – обезьяны;
затем начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру – сначала в духе
античного и ветхозаветного мира, позже
(в подростковом возрасте) в духе
средневекового фанатизма и лишь к
зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Еще
один пример — периодизация Р. Заззо. В
ней этапы детства совпадают со ступенями
системы воспuтания и обу­чения детей.
После стадии раннего детства (до 3 лет)
начинается стадия дошкольного возраста
(3-6 лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дош­кольном учреждении. Далее следует
стадия начального школь­ного образования
(6-12 лет), на которой ребенок приобре­тает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе (12-16
лет), когда он получает общее обра­зование;
и позже — стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпaдaют с переломными моментами в
дeтcком развитии.

Во второй группе
периодизаций используется не вне­шний,
а внутренний критерий. Этим критерием
cтaновится какая-либо одна сторона
развития, например развитие ко­стных
тканей в периодизации П.П. Блонского и
развитие детской сексуальнocти у 3.
Фрейда.

Пaвeл
Петрович Блонский выбрал объективный,
лег­кодоступный нaблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
pacтyщегo организма при­знак – появление
и смену зубов. Детство делится поэтому
на три эпохи: беззубое детство (до 8
месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов
(примерно до 6,5 .лет) и детство постоянных
зубов (до появления зубов мудрости).

В третьей группе
периодизаций периоды возрастного
раз­вития выделяются на основе
нескольких существенных осо­бенностей
этого развития. Примером могут служить
периодизации Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина.

По Л.С. Выготскому,
возрастное развитие, — сложный процесс,
приводящий к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе.
Развитие — это прежде всего возникновение
нового. Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, которые
появля­ются закономерно, подготовленное
ходом предшеству­ющего развития.

Источником развития
является социальная среда. Л.С. Bыroтский
ввел понятие «социальная ситуация
развития» — спе­цифическое для каждого
возраста отношение между ребенком и
социальной средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его определяет
тот путь развития, который приводит к
возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С. Выroтский
выделяет две единицы анализа социальной
ситуации развития — деятельность и
переживание
. Деятельность — это
вне­шняя активность. Но важны и
внутренние, невидимые переживания.

Социальная ситуация
развития меняется в самом нача­ле
возрастного периода. К концу периода
появляются но­вообразования, среди
которых особое место занимает цен­тральное
новообразование, имеющее наибольшее
значение для развития на следующей
стадии.

Л.С. Выготский
рассмотрел динамику переходов от од­ного
возраста к другому. На одних этапах
изменения в психике могут происходят
медленно и постепенно, на других — быстро
и резко. Соответственно выделяются
ста­бильные и кризисные стадии
развития. Для стабильного пepиoдa характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в личности.
Происходят незначительные, незаметные
для окружающих минимальные изменения.
Они накапливаются и в конце периода
дают качественный скачок в развитии:
появляются возрастные новообразования.
Только сравнив начало и конец стабиль­ного
периода, можно представить себе тот
огромный путь, который прошел ребенок
в своем развитии.

Стабильные периоды
составляют большую часть детства. Они
длятся, как правило, по нескольку лет.
И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказы­вaютcя
устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.

Кроме стабильных,
существуют кризисные периоды
раз­вития. Л.С. Выготский рассматривал
чередование стабильных и кризисных
пери­одов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стече­нии обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
проис­ходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах.

Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид: кризис новорожденности
– младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
— кризис 1 года — раннее детство (1-3 года)
— кризис 3 лет — дошкольный возраст 7 лет
— кризис 7 лет — школьный вoзpacт (7 -13 лет)
­- кризис 13 лет — пубертатный возраст
(13-17 лет) – кризис 17 лет.

Периодизация психического развития по д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин
определил возрастные перио­ды
психического развития по характеру
изменения ведущих типов деятельности
ребен­ка в разных социальных ситуациях
его развития, т.е. на деятельностной
основе. Он выделил шесть ведущих видов
(типов) дея­тельности: 1)
непосредственно-эмоциональное общение
со взрос­лыми, 2) лредметно-манипулятивная
деятельность, 3) ролевая иг­ра, 4) учебная
деятельность, 5) интимно-личное общение
и 6) учеб­но-профессиональная
деятельность.

Перечисленные
виды деятельности делятся на два типа:

  • Первый включает
    группу де­ятельностей, внутри которых
    происходит усвоение общественно
    выработанных способов действий, т. е.
    деятельностей в системе отношений
    «ребенок — общественный предмет». Это
    предмет­но- манипулятивная деятельность
    ребенка paннeгo возраста, учебная
    деятельность младшего школьника и
    учебно-про­фессиональная деятельность
    старшеклассника.

  • Второй включает
    группу деятельностей, внутри которых
    происходит освоение норм отношений
    между людьми, т.е. деятельностей в
    системе отношений «ребенок — общественный
    взрослый». Это непосредственно-эмоциональное
    общение младенца, ро­левая игра
    дошкольника и интимно-личностное
    общение подростка.

В деятельности
второго типа развива­ется
мотивационно-потребностная сфера, в
деятельности первого типа формируются
операционно-технические воз­можности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый
процесс развития личности, но на каждом
возрастном этапе получает пре­имущественное
развитие одна из них. Так как ребенок
по­очередно осваивает системы отношений
«человек — чело­век» и «человек — вещь»,
происходит закономерное чере­дование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так
формулирует закон периодичности: «К
каждой точке своего развития ребенок
подходит с изве­стным расхождением
между тем, что он усвоил из системы
отношений человек — человек, и тем, что
он усвоил из системы отношений человек
— предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник