Возрастная норма развития ребенка младшего школьного возраста речь

Возрастная норма развития ребенка младшего школьного возраста речь thumbnail

Речь – это важнейшая функция психики человека. Без ее полноценной реализации ребенок не может не только общаться, но и размышлять, обобщать полученные впечатления об окружающем. Именно поэтому развитию детской речи родители, педагоги и медики придают большое значение. Чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, есть ли у него речевая патология, когда нужно обращаться к специалистам, важно знать возрастные нормы развития речи детей.

  • Как в норме развивается речь ребенка
    • С рождения до года
    • От года до трех лет
    • От трех до шести лет
    • От 7 лет
  • Что может затруднять речь ребенка
  • Когда нужно обратиться к логопеду

Как в норме развивается речь ребенка

Речь любого человека, если у него нет грубых нарушений нервной системы, развивается по одному и тому же алгоритму. Независимо от национальности, места и времени рождения она у всех проходит по одному пути. В каждом возрасте ребенок достигает определенного уровня речевых умений.

У всех детей есть индивидуальные особенности роста и развития, поэтому у них могут быть небольшие сдвиги во времени появления определенных достижений.

Таблица этапов речевого развития

ЭтапыВозраст появления
Доречевой этап0-1 год
Первичное освоение родного языка1-2 года
Этап формирования правил грамматики и основ языковой системы родной речи2-7 лет
Совершенствование и обогащение речи7-14 лет

К концу дошкольного возраста детская речь почти не отличается от речи взрослого человека.

С рождения до года

Основы правильной речи появляются не с рождением ребенка, а задолго до него — тогда, когда у плода закладывается нервная система, ткани мозга, лица и других органов, в дальнейшем отвечающих за правильное произношение. Уже на первом месяце жизни внимательные родители могут различить по крику новорожденного, сыт он или голоден, чувствует дискомфорт или просто хочет видеть маму. До года ребенок проходит огромный путь речевого развития – от полного молчания до появления первых слов.

Таблица начального развития речи у ребенка

Основные показатели доречевого и речевого развитияВозраст появления
В детском крике можно различить радость или недовольство1-2 мес.
Возникает гуканье, появляется гуление. Если малыш сыт или находится в хорошем настроении, он произносит сам или повторяет за взрослыми слоги. Часто это умение проявляется при виде матери или других близких людей, когда возникает «комплекс оживления» — активные движения ручками и ножками.1,5-3 месяца
У ребенка появляется лепет – слова, состоящие из 1-2 слогов (ба-ба, ля-ля, а-ва, та-та), а также звукоподражания типа би-би, тик-так, гав-гав, ко-ко. В 11 месяцев малыш произносит не менее 3 слов и он понимает, про что говорит.8 месяцев – 1 год
В 1 год и три месяца дети способны понять простую словесную инструкцию (дай ручку, покажи, что у тебя в кулачке, помаши рукой). Они могут сказать около 6 слов, к полутора годам словарь возрастает от 7 до 20 слов. Малыш показывает у себя по просьбе взрослых руку, ногу, живот, ушки, нос.1 год – 1,5 года.

Чтобы речевое развитие детей шло нормальными темпами, нужно разговаривать с ними с первых месяцев жизни. Даже, не понимая значения слов, малыши улавливают ласковый оттенок речи взрослых. Во втором полугодии дети уже понимают значения многих слов, обращенных к ним во время кормления, одевания, умывания.

От года до трех лет

Если до года с малышом активно занимались, стимулируя его речь, то его артикуляционный аппарат хорошо развит, он понимает значение многих слов. На третьем году жизни дети обычно имеют развитую память, их внимание становится более устойчивым. Дети активно интересуются тем, что происходит вокруг них. С помощью взрослых они получают новые знания, знакомятся со стихами и сказками.

Основные достижения речевого развития детей второго года жизни:

  • Пассивный словарь. Знают названия окружающих их предметов, могут показать предметы и животных на картинках в знакомых книжках.
  • Активный словарь. К полутора годам он содержит 20-30 простых слов, к двум годам их уже 200-300. В основном, это существительные и глаголы.
  • Грамматический строй. Изменяют простые слова (дай киску – дай кику). К концу второго года в предложении уже 3-4 слова. Могут задавать вопросы взрослым, четко различимые по интонации.
  • Звукопроизношение. Произносят все гласные звуки и частично согласные. В простых словах звуки четкие и ясные, в сложных словах они могут «проглатываться».

Двухлетние малыши выполняют инструкцию из 2 частей: «Возьми на стуле колготки и отнеси их бабушке».

Основные достижения речевого развития детей третьего года жизни:

  • Словарный запас. С 2 до 3 лет количество слов, употребляемых детьми, увеличивается в несколько раз, достигает 1200 слов. В этом возрасте начинается словотворчество, когда малыши придумывают собственные образные словечки.
  • Грамматический строй речи. Дети говорят простыми предложениями, слова в которых правильно употреблены по родам и числам. Дети задают вопросы, пользуясь интонацией.
  • Звукопроизношение. Артикуляционный аппарат крепнет, но не все звуки пока употребляются правильно. Страдают шипящие и сонорные звуки, дети могут переставлять или пропускать слоги в 3-4-сложных словах.

Малыши этого возраста слушают сказки и стихи, запоминая часть текста наизусть. Они могут отгадывать простые загадки.

От трех до шести лет

В этом возрасте уже хорошо различимы отличия в речевом развитии детей. Одни малыши активно общаются, их речь насыщена словами и грамматически правильна. Другие дети имеют в своем лексиконе несколько десятков слов и только начали учиться строить предложения.

Основные достижения речевого развития детей этого возраста:

  • Словарный запас. К четырем годам он равен примерно 1500 слов, к пяти – 2000 тысячам и более. Дети много говорят, задают огромное количество вопросов, образовывают новые слова. Трех-четырехлетние дети допускают ошибки в произношении многосложных слов, в 5-6 лет эти ошибки не возникают.
  • Грамматический строй. Дети говорят связно и последовательно, употребляя фразы из 3-4 слов. В 3-4 года слова в предложении могут употребляться в неправильном порядке (я хочу нет). Иногда неверно изменяются слова по родам и числам (много ботинков). К 5-6 годам грамматика речи совершенствуется.
  • Звукопроизношение. В 3-4 года наиболее часто встречается смягчение звуков, замена шипящих, дефектное употребление звуков Л и Р. К 5-6 годам звукопроизношение совершенствуется, замена звуков исчезает. Могут отсутствовать сонорные звуки Л и Р.
  • Связная речь. Малышам 3-4 лет очень сложно построить даже короткое высказывание. Чаще всего они общаются при помощи диалогов. Дети этого возраста легко запоминают слова сказочных героев, отвечают на вопросы. В возрасте 4-6 лет ребенок рассказывает по картине, пересказывает сказки, делится впечатлениями. Речь старшего дошкольника богата образными выражениями.
Читайте также:  Игры на развитие интеллекта ребенка

От 7 лет

Речь детей этого возраста, выросших в благоприятной среде, ничем не отличается от речи взрослого человека. Именно здесь наиболее ярко заметны плоды усилий, вложенных взрослыми в речевое развитие детей.

Основные достижения:

  • Словарный запас. Ребенок младшего школьного возраста употребляет обобщающие слова, синонимы и антонимы. Он логично сочетает слова по смыслу, может объяснить значение сложных слов. При описании предметов или явлений ему несложно подобрать слова для описания их свойств и качеств.
  • Грамматический строй речи. Детям доступно образование даже трудных форм существительных, глаголов и прилагательных. Они могут подобрать однокоренные слова, образовать новое слово.
  • Звукопроизношение. Произношение всех звуков близко к идеалу, речь четкая и ясная.
  • Связная речь. Дети могут составить короткий монолог, построить короткое сообщение. Речь выразительна и богата интонациями. Они четко и логично пересказывают литературные произведения, отвечают на вопросы.

Что может затруднять речь ребенка

Очень важно, чтобы малыш с первых дней своей жизни слышал правильную, интонационно богатую речь взрослых. У «молчащих» родителей дети обычно начинают говорить немного позднее своих сверстников.

Развитие речи зависит от здоровья центральной нервной системы и полноценно развитых органов артикуляции – губ, языка, неба. Если здесь имеются нарушения, ребенок не сможет освоить родной язык в полном объеме. От нормального слуха зависит понимание речи. Если малыш неточно слышит или совсем не слышит обращенные к нему слова, он не сможет повторить правильно ни одного слова.

Возможные нарушения при нормальном слухе и развитом интеллекте:

  • Неправильное звукопроизношение. Чаще всего дети не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц) и сонорные (Л, Р) звуки.
  • Маленький словарный запас и нарушения грамматического построения речи.
  • Позднее появление первых слов.
  • Малопонятная речь, невнятное произношение слов.
  • Значительное отставание экспрессивной речи от импрессивной, то есть дети все понимают, но сами не могут выразить свои мысли, не владеют речевыми навыками.
  • Утрата уже сформированной речи после травмы мозга или инфекций, затрагивающих головной мозг.
  • Гнусавая речь, сопровождающаяся нарушенным произношением всех звуков при расщелине верхнего неба.
  • Тихий, слабый или резкий голос.

Причины речевых дефектов:

  • родовая травма или асфиксия;
  • несовместимость по резус-фактору;
  • травма головного мозга;
  • наследственность, когда родители ребенка тоже поздно начали говорить,
  • заболевания центральной нервной системы;
  • неблагоприятное влияние близкого окружения;
  • плохие условия жизни малыша.

Очень вредна чрезмерная нагрузка на неокрепший речевой аппарат детей. Заучивание в 2-3 года сложных слов и стихотворений, попытка заставить его произносить нетипичные для этого возраста звуки (например, звук Р) могут привести даже к заиканию.

Когда нужно обратиться к логопеду

Как понять, что пора обращаться за помощью к специалистам:

  • в словаре к 3 годам всего несколько слов или просто лепет;
  • в первое полугодие жизни не появляется гуление, что может говорить об отсутствии слуха;
  • трехлетний малыш показывает пальцем, когда ему что-то нужно от взрослых;
  • одно слово обозначает разные предметы («кика» — это и конфета, и кошка, и книжка);
  • уже возникшая речь внезапно начала распадаться и ребенок замолчал;
  • высказывания малыша напоминают речь иностранца, только что освоившего чужой язык (кукла дай, папа пошла);
  • он переставляет слоги в словах (зажигать – жазигать);
  • движения органов артикуляции ограничены, часто течет слюна.

Очень часто у детей с серьезным недоразвитием речи не развиты мелкие движения пальцев рук, они неуклюжи и малоподвижны.

Существует неверное убеждение, что не стоит обращаться к логопеду до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, так поступают при простом нарушении звукопроизношения. Ребенок растет, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, и часть недостающих звуков появляется самопроизвольно.

В остальных случаях, чем раньше логопед, дефектолог и невропатолог диагностируют патологию, тем меньше времени потребуется на ее коррекцию, потребуется меньше усилий, чтобы помочь малышу.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника.

2. Личностное развитие младшего школьника.

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника

Хронологические рамки (возрастные границы).  От 6‑7 до 10‑11 лет.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ребенок развивает­ся в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок ‑ учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы.

Физическое развитие. Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», увеличивается физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую  высокой координации движений деятельность.

Очень важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура и труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4-5 часов  должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

Ведущая деятельность ‑ учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

Текущая воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).

Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Читайте также:  Значение игрушки для развития ребенка ее виды и требования к ней

Направление развития внимания: от  концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.

Память. Младшиешкольники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Воспроизведением начинает пользоваться при заучивании наизусть. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Воспроизводят с опорой на текст,  к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.

Память носит конкретно-образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.

Таблица

Непроизвольное запоминание

Произвольное запоминание

Играет большую роль в учебном процессе.

Еще не сформировано. Активно формируется.

На быстроту и точность запоминания сильно влияют эмоции и чувства. Быстро запоминаются стихи, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок.

Увеличивается осмысленность запоминания.

В 1-м классе: недостаточность самоконтроля:

— количественная сторона повторения (сколько задано);

— на уровне узнавания.

Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к более общему, а также в обратном направлении.

Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.

Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов).

Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.

Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте отражены в таблице.

Таблица 

Особенности воображения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Воображаемый образ из отдельных деталей-фрагментов.

Незначительная переработка имеющихся представлений.

Связывают отдельные части образа

Управляемость процесса воображения.

Образы воображения

Расплывчатость, неясность. Вносится много лишнего. В образе отражается 2-3 детали.

Дополнительных  деталей не вносится. В образе отражается 3-4 детали.

Более точные и определенные. В образе отражается 4-5 детали.

Переработка образов

Незначительная

Более обобщенный и яркий образ.

Может изменяться сюжетная линия рассказа,  вводится условность.

Опора образа

Воссоздание словесной ситуации:

На основе конкретного предмета, действия.

На основе слова мысленный образ.

Речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов.

Речь играет важную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При научении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи.

2. Личностное развитие младшего школьника

Индивидуально-психологические особенности. Происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия проявляются в деятельности и поведении. Условия и ведущая деятельность благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, способность к саморегуляции.

О развитии способностей свидетельствует устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, формирование соответствующего познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, приходят новые мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы социальные мотивы – самосовершенствования (быть культурным и развитым) и самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать).  Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами  избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей.

В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать мотивы, связанные с процессом учения. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретические содержания знания. Важно научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения.

Таблица

Виды мотивов

Характеристика мотивов

Мотив долга и ответственности.

Первоначально школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.

Мотивы благополучия (узколичные).

Желание и стремление получить хорошую оценку  любой ценой, похвалу учителя, родителей.

Мотивы престижные

Выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе.

Учебно-познавательные мотивы.

Заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности.

Развитие мотива зависит от уровня познавательных потребностей (потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности). Внутренняя мотивация познавательных процессов – стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности.

Широкие социальные мотивы (самосовершенствования, самоопределения).

Быть умным, культурным, развитым.

После школы продолжить учебу, хорошо работать.

Как результат: «принимаемые» далекие мотивы определяют положительное отношение к учебной деятельности и создают благоприятные условия для начала обучения. Но… младший школьник живет преимущественно сегодняшним днем.

Личностное развитие. С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.

Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.

Возникают новые взаимоотношения с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.

Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Читайте также:  Выготский к вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка

Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости,  эмоциональной неустойчивости.

Новообразования. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование благодаря усвоенной системе научных понятий. Рефлексия как осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Э. Эриксон считал чувство компетентности центральным новообразованием возраста.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность иосознанность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Сделайте выводы об основных направлениях в исследовании детей младшего школьного возраста:

  1. Мамюхина М.В. Особенности мотивации учения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1985. ‑ №1 ‑ С. 43.
  2. Понарядов Г.М. О внимании младшего школьника // Вопросы психологии. – 1982.‑ №2. ‑ С. 51.
  3. Зак А.З. Исследования мышления младшего школьника в американской психологии. // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №1. ‑ С. 156.
  4. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ №4. ‑ С. 90-100.
  5. Иванова И.П. Обучаемость и память учащихся 1 класса школы // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №3. ‑ С. 90-100.
  6. Романова М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии  младшего школьника // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №6.‑ С. 109-114.
  7. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №6. ‑ С. 87.
  8. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4. ‑ С. 36.
  9. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4 ‑ С. 43.
  10. Филлипова Е.В. Формирование логических операций у 6 летних детей // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №2. – С. 43.
  11. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии мышления младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №1.‑ С. 47
  12. Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных операций // Вопросы психологии. – 1986.‑ №1. ‑ С. 64.
  13. Ривина И.В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. ‑  №5. ‑ С. 62.
  14. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №2. ‑ С. 40.
  15. Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшим школьником // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 47.
  16. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 56.
  17. Антонова Г.П. Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младшего школьника // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №5. ‑ С. 42.
  18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №3-4. ‑ С. 14.
  19. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1998. ‑ №5.
  20. Климин С.В. Некоторые особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст // Мир психологии. – 1995. ‑ № 3. ‑ С. 36 – 43.
  21. Кайгородов Б.В., Насырова О.А. Некоторые особенности самосознания гиперактивных детей в младшем школьном возрасте // Мир психологии. – 1998. ‑ № 3. ‑ С. 211 – 214.
  22. Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении // Мир психологии. – 1998. ‑ № 4. ‑ С. 82 – 95.
  23. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной ассиметрией полушарий головного мозга // Мир психологии. – 2001. ‑ № 1. ‑ С. 156 – 165.
  24. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликт между детьми и взрослыми // Мир психологии. – 2001. ‑ № 3. ‑ С. 197 – 209.
  25. Романина Е.В., Габбазова  А.Я. Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // Психологический журнал. – 2004. ‑ №6. ‑ С. 77.
  26. Шеститко И.В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ №5. ‑ С. 67.
  27. Кавецкая М.И. Развитие творческой активности младшего школьника // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ № 12. ‑ С. 68.
  28. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. – 1996. ‑ №4. ‑ С. 55-64.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?

2. Какие индивидуальные особенности внимания должен учитывать учитель младших классов?

3. Почему для развития общительности ребенку лучше контактировать со сверстником немного старшим?

4. Какие дети в классе обычно занимают авторитетное положение у сверстников?

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. ‑ Москва — Воронеж, 1997.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002.

Источник