Возраст развития и биологический возраст ребенка

Возраст развития и биологический возраст ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2013;
проверки требуют 11 правок.

Биологический возраст, или Возраст развития, — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста[править | править код]

  • зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
  • скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
  • зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);
  • наследственность;
  • конституция человека;
  • зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

Существует большое количество предложенных разными исследователями тестов – в зависимости от целей исследования. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. Большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц: кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная ёмкость легких, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.

При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.

Управление биологическим возрастом человека[править | править код]

Все составляющие здорового образа жизни влияют на биологический возраст. Уменьшение его, стабилизация или замедление это замедление старения. Важно знать вклад отдельных факторов в этот процесс. Наиболее решающим, по-видимому, является психологический фактор — желание тратить на это силы, время и средства. Не просто заставлять себя регулярно и скрупулёзно выполнять все необходимые тесты.

Биологический возраст мужчин и женщин[править | править код]

По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6–8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни.
Согласно некоторым источникам, существует ряд психологически-социальных причин, по-разному влияющих на продолжительность жизни разных полов. Для женщин социальными факторами долголетия являются удовлетворенность сексуальной жизнью, наличие семьи и детей. Для мужчин – удовлетворенность карьерой, самосовершенствованием[источник не указан 917 дней].

Литература[править | править код]

  • Возраст (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1382 дня]): статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
  • Gerontology: A Behavioral Science Approach by Richard C. C. Crandall (1991)

См. также[править | править код]

  • Геронтология
  • Старение человека

Источник

Алена Баева
Памятка для родителей «Биологический возраст ребенка: как его определить»

Биологический возраст ребенка: как его определить

Родители, воспитатели должны знать, что каждый ребенок в своем развитии проходит одни и те же этапы, но темпы роста и развития зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и др.

Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в равных условиях. Поэтому часто недостаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, т. е. его паспортный возраст.

Помните: для определения темпов роста и развития вашего малыша необходимо оценивать биологический возраст — реально достигнутый к этому времени уровень созревания детского организма.

Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т. д.

В практических целях специалистами выработаны простые способы, определяющие биологический возраст ребенка.

Для этого используются показатели, характеризующие пропорции его тела, темпы роста, так называемый костный возраст и зубной возраст.

Следите за показателями изменения пропорций тела ребенка в периоды так называемых ростовых скачков, так как по ним определяется степень биологического созревания его организма.

Так, в дошкольном возрасте (в 5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок, который является существенным показателем зрелости организма.

Для того чтобы узнать, прошел ли ребенок этот важный этап,пользуйтесь так называемым филиппинским тестом: попросите ребенка достать правой рукой левое ухо, проводя руку над головой.

Этот тест покажет уровень нервной системы, созревания способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Не случайно этот тест рассматривается как один из критериев «школьной зрелости», т. е. готовности ребенка к школьному обучению.

Физиологами и гигиенистами твердо установлено: если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно ска-зывается на его здоровье, особенно на психическом, и редко приносит успехи в обучении. Если ребенка заставлять заниматься тем, к чему организм еще не готов, можно нанести малышу непоправимый ущерб.

Следите за показателями костного (скелетного) возраста ребенка, так как его исследование дает более точное определение степени биологического созревания организма.

Окостенение проходит через ряд последовательных стадий. Эти этапы специалист видит на рентгенограмме кисти и запястья руки (обычно левой). Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и оценка степени развития кисти поз-воляют определить костный возраст ребенка.

Проследите за появлением у ребенка молочных, а затем постоянных зубов, которые появляются у человека в определенном порядке и в строго определенные сроки.

Подсчитав количество прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставив это число со стандартом, вы оцените так называемый зубной возраст вашего ребенка.

Помните: биологический возраст ребенка не всегда совпадает с его паспортным возрастом.

Источник

Медицинский эксперт статьи

Fact-checked

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников по свидетельству о рождении. Речь идет об индивидуальных биологических часах организма, имеющих своеобразие по скорости хода. Это настолько важная индивидуальная характеристика, что даже такие мощнейшие внешние синхронизаторы, как Солнце, Луна, смена времен года, смена дня и ночи, неспособны ее нейтрализовать и подчинить общему ритму течения времени. Многие показатели функциональных возможностей организма, систем его реактивности коррелируют прежде всего с биологическим возрастом, но не с календарным. Особенности биологического возраста ребенка имеют значение для принятия индивидуального режима жизни, охраны здоровья, использования разных подходов к его воспитанию и обучению. Трудно посадить за одну парту и предъявить одинаковые требования к двум друзьям 6-летнего возраста (по календарю), если биологический возраст одного из них равен 4, а второго — 8 годам. А это сплошь и рядом встречается в наших школах.

Поэтому в биологии детства предпринимались и предпринимаются попытки классификации периодов детского возраста не по календарным срокам жизни, а по сущностным биологическим чертам зрелости. Опубликованы периодизации проф. И. А. Аршавского и Г. Гримма.

Классификация И. А. Аршавского для постнатального периода жизни

  1. Неонатальный этап развития — от рождения до окончания вскармливания молозивным молоком.
  2. Период лактотрофного питания — до введения густого прикорма.
  3. Период сочетания молочного питания и прикорма — до реализации позы стояния.
  4. Преддошкольный возраст — освоение локомоторных актов. Формирование ходьбы и бега.
  5. Дошкольный возраст — до появления первых постоянных зубов.
  6. Младший школьный — до первых признаков полового созревания.
  7. Старший школьный — до завершения полового созревания.

Интересным моментом классификации является подчеркивание связи биологии развития с типом питания. При этом не всегда ассоциация определяется степенью зрелости ребенка. Она может быть создана произвольно. Имеется и явная тенденция к определению сущности периода, а не критериев для его выделения.

Классификация Г. Гримма

  1. Период новорожденности — до заживления пупочной ранки.
  2. Грудной возраст — до появления первого молочного зуба.
  3. Ясельный возраст — до овладения ходьбой.
  4. Дошкольный возраст — до появления первого постоянного зуба или окончания первого вытягивания.
  5. Младший школьный возраст — до первого признака начавшегося полового созревания.
  6. Старший школьный возраст — до завершения полового созревания.
  7. Период юношества или девичества — до достижения оптимальной работоспособности.

Эта классификация гораздо больше ориентирована на разграничительные критерии биологических возрастных периодов. Недостатком является относительная грубость деления с излишне крупными возрастными блоками.

Вариантом биологической периодизации может быть и такой:

  1. Преднеонатальный период (для недоношенных или маловесных) — до массы тела 2500 г и формирования устойчивых глотательного и сосательного рефлексов.
  2. Неонатальный период — до снятия физиологического гипертонуса сгибателей верхних конечностей.
  3. Ранний грудной возраст — до полного снятия физиологического гипертонуса сгибателей конечностей.
  4. Поздний грудной возраст — до ходьбы без опоры и поддержки.
  5. Ясельный возраст — до полного прорезывания молочных зубов.
  6. Преддошкольный — до явных признаков второго периода молочного прикуса (диастемы — тремы).
  7. Дошкольный возраст — до формирования положительного филиппинского теста.
  8. Младший школьный возраст, или предпубертатный, — до появления вторичных признаков полового созревания.
  9. Пубертатный первый (I-II стадия созревания по J. Таnner).
  10. Пубертатный второй (III-IV стадия созревания по J. Таnner).
  11. Пубертатный третий (V стадия созревания по J. Таnner).
  12. Возраст зрелости — от завершения поперечного роста (по данным измерения битрохантерного и биакромиального расстояний).

Для определения биологического возраста ребенка используют оценку развития таких признаков, которые отражают новые качественные знаки в течение процесса биологического созревания или имеют высокую степень корреляции с биологическим созреванием. Простейшими маркерами биологического возраста у детей подросткового периода могут быть признаки или стадии полового созревания. У детей раннего возраста о биологическом возрасте можно судить по развитию и исчезновению основных рефлексов новорожденных, формированию двигательных навыков, появлению молочных зубов. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости является появление постоянных зубов. В специальных исследованиях биологический возраст определяется рентгенологически, по числу имеющихся точек и ядер окостенения. Неправильно полагать, что именно костный возраст является отражением истинного биологического возраста детского организма. Это — возраст костной системы, зависящий от сочетания факторов или условий развития опорно-двигательного аппарата. Остальные физиологические системы могут развиваться в ином темпе и иметь другие возрастные характеристики.

Удобными ориентирами для прослеживания биологического возраста могут быть эволюция гемоглобинов периферической крови, цитометрическая формула лимфоцитов, становление а-ритма электроэнцефалограммы и т. д. Все антропометрические, физиологические, метаболические, иммунологические признаки здорового ребенка, имеющие четкую и достаточно яркую возрастную динамику или функциональную эволюцию, могут быть использованы для суждения о биологическом возрасте относительно возраста календарного. Для этого необходимо иметь таблицы возрастных распределений этих признаков, желательно представленных в центильной или непараметрической форме. Биологический возраст обследуемого по данной системе (костной, сердечно-сосудистой, системе крови, функции канальцевого аппарата почки и т. д.) наиболее вероятно будет соответствовать тому календарному возрастному периоду, когда полученная количественная или размерная характеристика органа (функции) попадает в интервал между 25-м и 75-м центилями распределения. Это указывает на наиболее типичные характеристики или свойства, присущие 50% здоровых детей возрастно-половой группы. При отсутствии таблиц распределений о биологическом возрасте можно ориентировочно судить на основании максимальной приближенности выбранной количественной характеристики к одной из средних возрастных величин (средняя арифметическая, медиана или мода).

О биологическом возрасте ребенка можно с уверенностью говорить только в том случае, если по целому ряду признаков зрелости у него выявляются сходные тенденции по величине и направленности. Таким образом, биологический возраст ребенка представляет собой доминирование тех или иных биологических возрастов отдельных тканей, органов и систем организма. Его можно представить в форме наиболее частого возраста или среднего биологического возраста и некоторого описания выявленных колебаний. Это является основанием для суждения о степени гармоничности или дисгармоничности роста и созревания ребенка, или, говоря языком теоретической биологии, о степени гетерохронии развития.

Гетерохрония той или иной степени свойственна каждому ребенку, она является неотъемлемым свойством процесса развития. Выраженная дисгармонизация с отставанием развития (ретардация, или брадигенез) одних систем или опережением развития (акселерация, или тахигенез) других создает критические состояния функциональной адаптации и жизнедеятельности с повышенным риском возникновения заболеваний.

Из антропометрических признаков, наиболее тесно коррелирующих с биологическим возрастом, можно указать на массу тела, окружность груди, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела. Комплекс признаков, которые могут быть использованы для определения биологического возраста, приводится в главе, посвященной физическому развитию.

Очень информативной и ценной для практики педиатров методикой диагностики биологического возраста является его интегральная оценка по большой совокупности разных и связанных с разными физиологическими системами возрастоспецифичных признаков. Такой подход оправдал себя в перинатологии, когда возникают существенные расхождения между сроками гестации, антропометрическими данными новорожденных и характеристиками их биологической зрелости или возраста. Последнее существенно более значимо для вероятности выживания и сохранности жизненных функций ребенка. Возраст в неделях гестации определяется по сумме баллов по 22 клиническим признакам.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Признаки биологической зрелости ребенка

Признаки

Баллы

1. Брюшное подвешивание

Головка свешивается, спинка дугой, конечности висят прямые

Головка свешивается, спинка дугой, конечности висят почти прямые

1

Спинка слегка дугой, конечности слегка согнуты

2

Головка на одной линии с прямым туловищем, конечности согнуты

3

Головка приподнята, спинка прямая, конечности согнуты

4

2. Подтягивание за ручки

Отставание головки полное

Отставание головки частичное

1

Отсутствует

2

Головка впереди

3

3. Околососковый кружок молочной железы

Отсутствует

До 0,75 см, гладкий и плоский, края не возвышаются

2

Более 0,75 см, края приподняты

3

4. Прозрачность кожи на животе

Многочисленные вены и венулы видны отчетливо

Вены и венулы вполне различимы

1

Отчетливо видно только несколько крупных сосудов

2

Нечетко видно несколько крупных сосудов

3

Не видны кровеносные сосуды на коже живота

4

5. Пушок на коже спины

Нет пушка

Обильные, длинные и толстые волосы по всей спине

1

Утончение волос в нижней части спины

2

Пушок еще есть, но появляются небольшие участки, лишенные пушка

3

Нет на половине площади спины

4

6. Кожные складки стопы

Складок нет

Слабые красные полосы на передней части подошвенной стороны стопы

1

Четкие красные полосы, вдавления менее чем на 1/3 передней части подошвы

2

Вдавления более чем на 1/3 передней части подошвы

3

Глубокие четкие складки более чем на 1/3 передней части подошвы

4

7. Половые губы

Большие раскрыты, малые выступают наружу

Большие почти полностью покрывают малые

1

Большие полностью покрывают малые

2

8. Яички

Ни одного в мошонке

Хотя бы одно в верхней части мошонки

1

Хотя бы одно в нижней части мошонки

2

9. Форма уха

Ушная раковина плоская, бесформенная, только части ее края загнуты внутрь

Часть ушной раковины загнута внутрь

1

Вся верхняя часть слегка загнута внутрь

2

Вся и явно загнута внутрь

3

10. Твердость ушной раковины

Ушная раковина мягкая, легко перегибается и не возвращается в исходное положение

Ушная раковина мягкая, легко перегибается и медленно возвращается в исходное положение

1

Ушная раковина с хрящом по краю, относительно мягкая, после перегибания быстро возвращается в исходное положение

2

Твердая ушная раковина, сразу возвращается в исходное положение

3

11. Молочные железы

Не пальпируются

Менее 0,5 см в диаметре

1

Более 1 см в диаметре

3

12. Квадратное окно

66-90°

56-65°

1

36-55°

2

11-35°

3

0-10°

4

13. Косое движение локтя

До подмышечной линии противоположной стороны

Между средней линией тела и подмышечной линией противоположной стороны

1

Около средней линии тела

2

Не доходит до средней линии

3

14. Ответная реакция ноги

180°

90-180°

1

Менее 90°

2

15. Ответная реакция руки

180°

90-180°

1

Менее 90°

2

16. Отек

Явный отек кистей и стоп, пастозность (ямочки) над большеберцовой костью

Только ямочки над большеберцовой костью

1

Ни отека, ни ямочки

2

17. Подколенный угол

90°

5

90-100°

4

101-120°

3

121-140°

2

141-170°

1

170°

18. Поза

Полное сгибание рук и ног

4

Ноги согнуты и разведены, руки слегка согнуты в локтях

3

Руки и ноги разогнуты

19. Пятка — ухо

Пупок

4

Около соска

3

Ключица

2

Подбородок

1

Ухо

20. Сгибание стопы назад

0-9°

4

10-20°

3

25-50°

55-80°

1

80-90°

2

21. Структура кожи (кисти и стопы)

Очень тонкая, желатинозная

Тонкая и гладкая

1

Гладкая, средней толщины, сыпь или поверхностное шелушение

2

Утолщение, поверхностные трещины и шелушение, особенно на кистях и стопах

3

Пергаментообразная с поверхностными и глубокими трещинами

4

22. Цвет кожи

Темно-красный

Бледно-розовый, относительно равномерный

1

Бледно-розовый, неравномерный

2

Бледность при розовой окраске ушей, губ, ладоней и подошв

3

Оценка по сумме баллов

Сумма баллов

Биологический возраст (недели)

Сумма баллов

Биологический возраст (недели)

0-9

26

40-43

35

10-12

27

44-46

36

13-16

28

47-50

37

17-20

29

51-54

38

21-24

30

55-58

39

25-27

31

59-62

40

28-31

32

63-65

41

32-35

33

66-69

42

36-39

34

Норма, или соответствие биологического возраста календарному, в определенной степени свидетельствует о благополучии развития и функционирования всех указанных систем. Отставание биологического возраста размеров и пропорций тела может указывать на наличие патологических состояний или неадекватность среды для оптимального развития ребенка.

Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка

Здесь имеется, с одной стороны, полное признание всеми исследователями закономерного изменения с возрастом многих соотношений длинников и поперечников тела, а с другой стороны — почти полное игнорирование возможностей практического использования этих закономерностей для диагностики возраста биологического развития детей. Последнее связано с выраженной вариабельностью пропорций тела, даже у детей одного и того же пола и возраста. Поэтому достаточно точная диагностика биологического созревания через пропорции тела вряд ли возможна без разработки особых методических приемов. В то же время уже сейчас пропорции тела и их возрастная динамика могли бы хорошо использоваться в контроле за индивидуальным развитием детей, особенно имеющих факторы риска отклонений от нормального роста и созревания. Разработка нормативов возрастных пропорций тела в центильной форме могла бы быть основой для определения биологического возраста ребенка при наличии достаточно широкого круга или набора таких нормативов. Если ряд показателей пропорций тела попадают в 50% зону (от 25-го до 75-го центилей) одной и той же возрастной группы, то можно считать, что биологический возраст ребенка соответствует возрасту этой группы.

В качестве пропорций, которые могли бы быть нормированы для определения биологического возраста, следует перечислить уже испытанный в НИИ гигиены детей и подростков индекс отношения окружности головы к росту, а также ряд индексов, рассчитанных на основании соотношения длинников: высота верхней части лица относительно длины тела; длина ног относительно длины тела; соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Верхняя часть лица составляет у новорожденного около 16-18% от длины тела, у девушек и юношей — около 7-8% от роста.

Длина ноги у новорожденного составляет 36-40% от длины тела, а уже к 6-7 годам она может достигать 52-55% от роста. Отношение длины ноги к высоте верхней части лица имеет самый широкий диапазон возрастных изменений и может рассчитываться без перевода данных измерений в проценты от роста детей.

Корреляционный анализ показывает значимые статистические связи между перечисленными индексами пропорций тела и такими характеристиками детей, как зубная формула, формула полового развития, физическая работоспособность и показатели динамометрии.

Для диагностики завершения первого вытяжения ряд авторов рекомендуют так называемый филиппинский тест. Для расширения возрастных границ использования этого теста можно его измерять (в сантиметрах). Наконец, у детей периода полового созревания антропометрическим показателем биологической зрелости может быть индексное соотношение двух поперечных диаметров — межакромиального (ширина плеч) и межвертельного (ширина таза).

Методика использования пропорций тела для оценки биологического возраста при наличии центильных возрастных распределений может быть следующей.

Первый вариант — при попадании всех индексов в зону 25-75-го центилей можно говорить о соответствии ребенка этому биологическому возрасту, при выходе некоторых из них влево или вправо — о тенденции к отставанию или опережению темпа биологического развития, при смещении всех измерений влево или вправо по центильным зонам — об определённом отставании или опережении развития. При этом можно найти возрастную центильную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25-м и 75-м центилями, близко к медиане, и считать, что развитие ребенка (биологический возраст) больше всего соответствует возрасту, для которого определено это совпадение.

Второй вариант — для каждого измерения или индекса определяют ближайшую возрастную медиану (50-й центиль) и записывают возраст, к которому относится эта медиана, аналогично — второй, третий индекс и т. д. Биологический возраст ребенка можно рассчитать как среднюю арифметическую величину из выписанных «возрастов» его отдельных индексов или измерений. Разница между минимальным и максимальным возрастом характеризует выраженность гетерохронии, или дисгармонизации, развития.

trusted-source[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]

Источник