Возможности психического развития особого ребенка
Развитие
психики аномальных детей подчиняется
тем же основным закономерностям, которые
обнаруживаются в развитии нормального
ребенка:
цикличность
психического развития;неравномерность
психического развития;развитие
отдельных психических функций на базе
сформированных ранее;пластичность
нервной системы;соотношении
биологических и социальных факторов
в процессе психического развития.
Зная
их, можно продуктивно искать пути,
факторы и направления развития различных
категорий детей с отклонениями. Надо
различать и общие закономерности
отклоняющегося развития:
снижение
способности к приему, переработке,
хранению и использованию информации;трудность словесного
опосредования;замедление
процесса формирования представлений
и понятий об окружающей действительности;риск
возникновения состояний
социально-психологической
дезадаптированности (по В.И. Лубовскому).
В.В.
Лебединский на основе представлений
отечественных и зарубежных ученых (Л.С.
Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев,
Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию
видов психического дизонтогенеза
(разных форм нарушения нормального
онтогенеза). Критерием деления стало
учение об основных нарушениях психического
развития человека:
ретардация
(задержанное развитие) — запаздывание
или приостановка всех сторон психического
развития или преимущественно отдельных
компонентов;дисфункция
созревания;поврежденное
развитие — изолированное повреждение
какой-либо анализаторной системы или
структур головного мозга;асинхрония
— диспропорциональное психическое
развитие при выраженном опережении
темпа и сроков развития одних функций
и запаздывании или выраженном отставании
других.
Итак,
к основным видам дизонтогенеза
относят:
отклонения
по типу ретардации и дисфункцию
созревания (умственная отсталость,
задержка психического развития);отклонения
по типу повреждения (органическая
деменция, тяжелые нарушения анализаторных
систем);отклонения
по типу асинхронии с преобладанием
эмоционально-волевых нарушений (ранний
детский аутизм, психопатии).
На
тип возникшей у ребенка дизонтогении
влияют так называемые параметры
дизонтогенеза. В соответствии с
представлениями М.С. Певзнер, В.В.
Лебединского, Э.Г. Симерницкой называют
такие параметры, как:
время
и длительность воздействия повреждений
(возрастная обусловленность дизонтогении).
Чем раньше произошло поражение, тем
вероятнее является недоразвитие
психических функций;этиология
(причины и условия возникновения
нарушений);локализация,
интенсивность и распространенность
патологического процесса. Локальные
формы: дефекты отдельных анализаторных
систем. Системные нарушения:
интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);степень
нарушения межфункциональных связей и
иерархических координации. При общем
повреждении нервной системы в первую
очередь страдают те функции, которые
находятся в сенситивном периоде
развития.
Нарушения
психического развития могут иметь
частный и общий характер. Частные
нарушения — это нарушения в деятельности
анализаторов: зрения, слуха, речи,
движений.
Общие
нарушения функций головного мозга
связаны с деятельностью регуляторных
систем.
Поражения
мозга на подкорковом уровне приводят
к снижению уровня бодрствования,
постоянному снижению работоспособности.
На этом же уровне поражений встречаются
нарушения элементарных эмоций —
беспричинные вспышки ярости, чувство
общей тоски, тревоги и т. д.
При
поражениях головного мозга на уровне
коры происходит специфическое нарушение
интеллектуальной деятельности:
недостаточность функций целеполагания,
программирования и контроля. Поражение
лобных отделов головного мозга приводит
к нарушению произвольности целенаправленной
деятельности. Ребенок испытывает
трудности с планированием выполнения
ряда заданий, отмечается неустойчивость
произвольного внимания, теряется функция
контроля и критического отношения к
результатам деятельности.
Чем
раньше произошло поражение, тем вероятнее
будут проявления недоразвития психики.
При более поздних поражениях характерны
повреждения и распад ранее сформированных
функций. Каждая функция в ходе своего
развития проходит сенситивный период
с наибольшей интенсивностью развития,
но в этот же период данная функция
является наиболее уязвимой.
Так,
периодом формирования фразовой речи
является возраст от 2 до 3 лет: проходит
бурное накопление словарного запаса,
усвоение лексико-грамматических
конструкций. В это же время психические
травмы, соматические заболевания,
перенесенные в этот период, могут
привести к возникновению заикания. В
возрасте от 5 до 7 лет происходит
формирование основных морально-этических
чувств. Ребенок в этот период развивает
навык произвольной регуляции эмоций,
и повреждающие воздействия в этот период
могут способствовать возникновению
органической психопатии. Поэтому в этом
же возрасте часто возникают и проявляются
психопатические особенности характера:
злобность, раздражительность, склонность
к внезапным колебаниям настроения. В
младшем школьном возрасте происходит
становление логического мышления. У
ребенка формируются понятия о сохранении
числа, массы, объема, автоматизируются
навыки чтения и письма.
Недоразвитие
какой-либо частной функции, не позволяющее
освоить данный объем информации,
социальная и педагогическая запущенность
и т. д. могут привести к недостаточности
либо задержке в формировании логического
мышления. В подростковом возрасте
происходит сложная гормональная
перестройка организма и развивается
ряд весьма существенных функций.
В
сфере мышления — развитие абстрактно-логического
мышления, способность к установлению
отдаленных связей.
В
сфере эмоций — прохождение стадии
платонической любви, расширение сферы
чувств и эмоций.
В
сфере мотиваций — изменение ведущих
мотивов деятельности, формирование
самостоятельной самооценки, шкалы
ценностей, решение проблем общения со
сверстниками и установление взрослого
стереотипа отношений с родителями.
В
физиологическом плане подростковый
возраст характеризуется большой
интенсивностью влечений, сильным
влиянием гормонального фона на
деятельность головного мозга. За счет
значительного разнообразия функций,
бурно развивающихся в подростковом
возрасте, неблагоприятные социальные
и биологические воздействия в этот
период приводят к разнообразным
отклонениям. Это могут быть значительные
изменения и искажения со стороны
мышления, выступающие как начало
шизофренического процесса. Нарушения
со стороны эмоций и влечений закладывают
фундамент будущих сексуальных девиаций.
Недостаточная помощь со стороны взрослых
при формировании мировоззренческих
установок может привести к тяжелым
личностным кризисам утраты смысла
жизни. Трудности общения со сверстниками
либо избыточные реакции группирования
также могут наложить свой отпечаток на
последующую жизнь человека в обществе.
Возможно появление характерных для
подросткового возраста невротических
реакций в виде нервной анорексии,
дисморфомании.
В
детском возрасте психические функции
еще не стабилизировались. Недостаточная
устойчивость психических функций может
обусловить явления регресса — возврата
функции на более ранний возрастной
уровень. Различные события, вызывающие
стресс и мобилизацию усилий организма
на борьбу за выживание, приводят к
явлениям временного регресса, т. е.
временной утрате сформированных ранее
навыков.
Например,
при тяжелых соматических заболеваниях
дети первых лет жизни могут утрачивать
навыки ходьбы, опрятности, перестают
произносить слова. У детей старшего
возраста, школьников явления временного
регресса затрагивают прежде всего
интеллектуальную и мотивационную сферу
личности. Так, у детей, переживших шоковые
психические травмы (после землетрясений,
железнодорожных катастроф), отмечался
возврат к более примитивным формам
рисунка, утрата потребностей и интересов,
свойственных возрасту, и появление
эмоциональных форм реагирования и
потребностей, характерных для более
младшего возраста: страх темноты,
одиночества, потребность в физическом
контакте и т. д. Стойкий регресс — это
устойчивый возврат на более ранний
возрастной уровень, связанный с
существенным повреждением функции.
Такое состояние чаще всего связано с
тяжелым психическим заболеванием —
ранней детской шизофренией. Чаще регрессу
подвергаются менее зрелые, недавно
возникшие функции. Так, более вероятна
утрата навыков чтения и письма, чем
навыка ходьбы и приема пищи.
Основными
факторами, влияющими на продвижение в
развитии ребенка с отклонениями,
являются:
1)
биологические:
характер и выраженность нарушения в
зависимости от времени его приобретения,
состояния здоровья ребенка;
2)
социальные:
спонтанное обучение (воздействие
социальной среды: семейное влияние,
воздействие коллектива сверстников,
отношения с взрослыми); организованное
обучение неспециалистами — пребывание
ребенка в детском саду или школе,
систематические занятия с родителями,
которые оказывают недостаточное влияние;
специально организованное воспитание
и обучение в домашних условиях, в закрытом
учреждении, а также интеграция в среду
нормально развивающихся сверстников,
в результате которого происходит
коррекция и компенсация нарушений
развития ребенка; собственная психическая
активность (интересы, склонности, эмоции,
способность к волевому усилию,
сформированность произвольных процессов).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ольга Ноздрина
Семинар «Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности воспитания, обучения и развития»
В настоящее время каждый десятый населения Земли, т. е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами«, «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении«, «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
В России, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
К 1 группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения.
Всех детей с недостатками слуха делят на две группы:
— глухие (не слышащие) дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди не слышащих детей различают:
а) не слышащих без речи (рано оглохших);
б) не слышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших);
— слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на две группы:
— слепые (незрячие) дети — с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением;
— слабовидящие дети — с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 — 0,4 (с применением очков).
Ко 2 группе относятся умственно отсталые дети и дети с ЗПР.
Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в 2-х формах: олигофрении и деменции.
Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга. Олигофрения проявляется, прежде всего, в отношении разума, речи, эмоций, моторики. Проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет). Деменция (распад психики) на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет).
Выделяют 3 степени интеллектуального недоразвития:
идиотия (самая тяжелая степень);
имбецильность;
дебильность.
Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этого служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка с ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность, не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
Первый тип — ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм — это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь — учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.
Ко второй группе — соматогенного происхождения — относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, он не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания — все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики. Следующая группа — это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Четвертый тип ЗПР церебрально-органического происхождения. Встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен. Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно — недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др., недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД, под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.
К 3 группе относятся дети с ТНР (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы: — нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); — нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
К 4 группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы Основной контингент этой категории детей – дети, страдающие ДЦП.
ДЦП – это заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Это может произойти в период внутриутробного развития, во время родов или в период новорожденности вследствие различного рода травм.
К 5 группе относятся дети с комбинированными дефектами (дети со смешанными (сложными) дефектами:
— умственно отсталые не слышащие или слабослышащие дети;
— умственно отсталые слабовидящие или незрячие дети;
— слепоглухонемые дети и т. п.
К 6 группе относятся дети с искаженным развитием — психопатией (стойкий дисгармонический склад психики, с патологией влечений.
Причины возникновения ограниченных возможностей здоровья.
Современные клиницисты и специальные психологи выделяют 2 основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического или физического развития:
— Эндогенные (генетические);
— Экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
— различные наследственные заболевания;
— заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, хромосомные аберрации. Ярким примером хромосомной аберрации является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:
— в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери;
— инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности; резус — конфликт, травмы и др.);
— в натальный (родовой) (родовые травмы, инфицирование плода; асфиксия- удушье плода);
— в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления, после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые и т. п.); интоксикации (алкогольные, наркотические и т. п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и др.
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить педагогически запущенных детей, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений. Следует избегать выражений, которые могут обидеть человека в виду его инвалидности.
следует использовать лучше избегать
человек с нарушением зрения слепой
человек с нарушением слуха глухой
ученик с инвалидностью инвалид
ребёнок с физическими нарушениями калека
мальчик с интеллектуальными нарушениями умственно отсталый
девочка с нарушениями обучения необучаемая
учащийся с эмоциональными нарушениями или нарушениями поведения умственно неполноценный
мальчик, использующий коляску колясочник
люди с инвалидностью и без неё инвалиды и здоровые люди
Общие принципы и правила коррекционной работы.
1. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т. д.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность движений.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. У них часто не выделяется ведущая рука. Очень важно развитие мелкой моторики рук, т. к. это стимулирует развитие процессов мышления. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, мозаики, пирамидки и игры с пуговицами.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких — либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Развитие тонкой ручной моторики оказывает благотворное влияние на формирование речи и позволяет:
убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ;
снять умственную усталость;
улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка;
регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
облегчить школьникам усвоение навыков письма;
выполнять трудовые действия.
Видимым результатом выполнения упражнений по развитию мелкой моторики у детей является в первую очередь:
развитие положительных эмоций у ребенка;
развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;
создание условий для здоровья сберегающего обучения;
подготовка руки к письму.
Одна из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — создание комфортных условий для обучающихся, развитие их личностных качеств, реализация способностей. В процессе обучения расширяется кругозор, воспитывается художественный вкус, развивается эмоциональность. В каждом ребенке мы стараемся раскрыть его лучшие качества, помочь ему самореализоваться, как личности. Социализация ребенка осуществляется через компетентносный подход. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности. Должна проводиться индивидуальная работа: показ, объяснение, напоминание о том, как правильно пользоваться тем или иным инструментом, и о том, что работу надо выполнять аккуратно.
В атмосфере добра, любви и внимания строится весь образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый, и педагог, и ребенок должны быть настроены на достижение конкретных результатов в совместной творческой деятельности.
В наших силах дать этим детям жить полноценной, самой настоящей жизнью. Существует мнение, что такие дети в чем-то талантливее, чем другие. На практике доказано, что они такие же, как все дети, и каждый талантлив в своем деле, которое он выбирает соответственно своим возможностям.
Источник