Возможности игры в направлении развития эмоциональной сферы ребенка
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др..
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.
Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи.
Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх — шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» — писала она.
Искусство воспитания — это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых — наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда — педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра — это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.
Источник
Анна Небова
Консультация «Игровые технологии в развитии эмоциональной сферы дошкольника»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 р. п. Семибратово»
Методическая разработка по теме
«Игровые технологии в развитии эмоциональной сферы дошкольников»
Выполнила
Небова Анна Александровна
учитель-логопед
педагог-психолог
первая квалификационная категория
р. п. Семибратово
2019
Содержание
. Введение
I. Содержательный раздел
1. Игра как средство эмоционального развития дошкольников
1.1. Цель игр, направленных на эмоциональное развитие
1.2. Задачи игр, направленных на эмоциональное развитие
2. Виды игр, направленных на эмоциональное развитие
3. Игровые приемы в работе на эмоциональное развитие
3.1. Словесные приемы
3.1.1. Объяснение
3.1.2. Загадки и стихи
3.1.3. Короткие сюжетные зарисовки (этюды)
3.2. Наглядные приемы
3.2.1. Иллюстрационные картинки
3.2.2. Демонстрация
3.3 Группа практических приемов
4. Временной план игры на эмоциональное развитие
II. Заключение
IV. Библиографический список
V. Приложения
1. Конспекты НОД
2. Картотека игр и упражнений, направленные на знакомство с эмоциями человека;
3. Картотека психогимнастических упражнений (этюды);
4. Картотека игр и упражнений на снятие психоэмоционального напряжения;
5. Картотека дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных навыков;
6. Картотека игр на развитие эмоций;
7. Картотека игр на развитие социальных эмоций;
8. Картотека игр на распознавание и произвольное проявление чувств.
I. Введение
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и друг с другом. А ведь человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. А ведь эмоциииграют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
В современном мире нагрузка на психику намного больше, чем раньше. Причина этого в большом обилии информации. Поэтому сейчас очень актуальна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина и другие.
Одним из главных средств воспитания дошкольников может и должна стать игра, поскольку она не только проявление своеобразного и независимого мира детства, но и способ социализации воспитанников, обеспечения связи ребенка с миром взрослых. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В процессе игровой деятельности ребенок активно познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, нормами поведения, раскрепощается. Иными словами, ребенок становится Личностью.
Игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность. Многие выдающиеся педагоги и психологи обращали внимание на эффективность игры в использования в процессе обучения. А. С. Макаренко считал, что «хорошая игра» обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное, доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую, а кроме того полагает определённую ответственность на её участников. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера самовыражения, самоопределения, самореализации.
Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоциональная сфера. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавляемые фантазии. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, стабилизировать эмоциональное состояние.
Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразований, как эмоциональное предвосхищение, эмоциональная отзывчивость, высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся осознанными, произвольными.
Использование игры как средства развития эмоциональной сферы будет эффективным,если:
– учебно-воспитательный процесс модернизировать и конкретизировать с использованием игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего эмоциональному развитию дошкольников;
– обеспечить единство условий, содержания и технологии использования игр в эмоциональном развитии детей в совместной деятельности и в свободное время, учитывающие потенциал различных видов игровой деятельности;
– отобрать и адаптировать игровые упражнения, задания, игры с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
I. Содержательный раздел
1. Игра как средство эмоционального развития дошкольников
Печаль, злость, недовольство не умеющие разговаривать малыши выражают криками, рыданиями, топаньем ног, выплескивая тем самым физическое напряжение, которое возникло в теле из-за негативных эмоций. В дошкольный период детства благодаря речевому развитию дети осваивают так называемые социальные формы выражения эмоций, которые становятся ярким показателем психического и физического здоровья. Игры на эмоциональное развитие – это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впоследствии формирует их эмоциональное отношение к миру. Воспитание гармоничной личности невозможно без развития эмоциональной сферы в детском возрасте.
1.1. Цель игр, направленных на эмоциональное развитие
Разрабатывая в своем дошкольном учреждении систему игр, я как бы создала некий эмоциональный справочник,цель которого:
• обучение детей языку эмоций для передачи своих переживаний, чувств;
• помощь детям в освоении приемов для понимания эмоциональных состояний окружающих людей;
• развитие способности понимать причины тех или иных настроений;
• показ детям способов борьбы с негативными состояниями и переживаниями;
• воспитание уважительного отношения к переживаниям других людей.
1.2. Задачи игр, направленных на эмоциональное развитие
Среди задач, направленных на достижение поставленных целей, можно выделить пять. Как и цели, они являются универсальными в работе с детьми любого возраста.
• Продемонстрировать детям механизмы саморегуляции;
• Обучить социально приемлемым способам поведения;
• Научить, не стесняться проявлять свои положительные эмоции;
• Учить бороться со своими страхами;
• Воспитывать эмоциональное единство с коллективом.
2. Виды игр, направленных на эмоциональное развитие
Существуют три группы игр, направленных на развитие умения понимать и направлять эмоции в нужное русло.
1). Дидактические
Настольные
• учиться анализировать увиденное и услышанное;
• развивать внимание.
Сенсорные
• учиться устанавливать взаимосвязь между предметом и его запахом;
• тренировать внимание.
Музыкальные
• учиться распознавать передаваемые музыкой настроения;
• воспитывать эстетический вкус.
Словесные
• учиться улавливать настроение через речь;
• развивать монологическую/диалогическую речь.
2). Подвижные
На имитацию
• на имитацию тренироваться в беге, ходьбе;
• развивать речь.
На тренировку ловкости и внимания
• учиться повторять динамику движений;
• развивать внимание;
• тренировать навык расшифровки эмоций по невербальным проявлениям;
• развивать речь.
3). Театрализованные
Сюжетно – ролевые
• учиться передавать эмоции вербальными и невербальными средствами выразительности;
• воспитывать сопереживание.
Режиссерские
• тренировать навык выбора средств выразительности для демонстрации той или иной эмоции;
• развивать творческий потенциал;
• воспитывать умение работать в группе.
3. Игровые приемы в работе, направленные на эмоциональное развитие
Организация игровой деятельности дошкольниковосуществляется тремя приемами:
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические.
Рассмотри каждый прием.
3.1. Словесные приемы
Безусловно, самым эффективным средством взаимодействия с детьми является слово. Особенно если речь идет об играх, направленных на эмоциональное развитие, подразумевающих освоение умения направлять свои эмоции в нужное русло, то есть обязательно подключающие речь.
3.1.1. Объяснение
В любой игре важно донести до детей суть игровых действий, сюжет. Причем неважно,с какой возрастной группой идет работа: кроме разъяснения непосредственно правил игры, совсем маленьким необходимо пополнение словарного запаса, среднему возрасту взрослый необходим для создания речевого образца, моделей для подражания, старшему возрасту взрослый создает плацдарм для тренировки навыка построения диалогических и монологических высказываний.
3.1.2. Загадки и стихи
Эти словесные приемы считаются универсальными средствами мотивировать детей на работу. Они очень азартно включаются в отгадывание загадок и обсуждение сюжетов стихотворений.
3.1.3. Короткие сюжетные зарисовки
Подбираются эти истории под тему игр. Они так же помогают привлечь внимание детей, объединить.
3.2. Наглядные приемы
Восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста происходит через зрительный анализатор, то есть дети дают наглядно – образную оценку действительности. Так что выбор наглядности – важная часть методической работы.
3.2.1. Иллюстрации, картинки
Поскольку в играх идет речь о переживаниях, эмоциях, то обязательным элементом наглядности являются картинки людей разного возраста, выражающие разные эмоции. По таким иллюстрациям и картинкам дети смогут осознать то, что все люди могут испытывать одинаковые чувства, а также проиграть варианты реакций на разные эмоциональные проявления: грустного – развеселить, плачущего – пожалеть и т. д.
3.2.2. Демонстрация
Относительно этого приема в контексте игр на эмоционально – волевое развитие есть важный нюанс: переживания, которые испытывают дети в процессе игровой деятельности, должны быть личными. То есть если педагог покажет, как изображается то или иное настроение, дети будут стараться быть похожими на него. Своего видения не получится. Но при этом в младшем возрасте участие взрослого необходимо. Поэтому для разрешения этого противоречия участие взрослого необходимо сделать либо только схематичным, либо предоставлять ему право участия в конце игры.
3.3. Группа практических приемов
В некоторых играх условиями подразумевается творческое осмысление задачи. Например, в игре «Нарисуй эмоцию» дети рисуют свое настроение (или настроение персонажа прослушанной сказки). Кроме того, аппликации, рисунки могут быть результатом осмысления содержания игры, то есть организованные после непосредственного взаимодействия.
4. Временной план игры на эмоциональное развитие
Хронометраж игры на эмоциональное развитие зависит от возраста детей. И все же эти показатели будут усредненными, так как время, необходимое для игры,зависит от ее вида: для дидактических, театрализованных времени необходимо больше, чем для подвижных.
Таблица: временные рамки проведения игр, направленных на эмоциональное развитие
Возраст Временной отрезок (средние показатели)
1,5–3 года 5–7 минут
3–4 года
4–5 лет 7–8 минут
5–6 лет 8–10 минут
6–7 лет 10–12 минут
II. Заключение
Игра имеет важное значение для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого педагога в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
Таким образом, хорошо организованные игры являются необходимым условием правильного воспитания. Потребуется некоторая реорганизация условий, при которой воспитатель мог бы организовать игру детей наиболее целесообразно, активно воздействовать на ход игр и взаимоотношения детей. При правильной педагогической работе игры занимают видное место в организации жизни детей.
Источник