Возможность речевого развития глухого ребенка

Возможность речевого развития глухого ребенка thumbnail

При
нарушении слуха уровень развития речи
неоди­наков и зависит от следующих
факторов: степень нару­шения слуха;
время возникновения дефекта слухового
анализатора; педагогические условия,
в которых нахо­дился ребенок после
нарушения функционирования слу­хового
анализатора; индивидуальные особенности
само­го ребенка.

Каждый
из вышеперечисленных факторов играет
ог­ромное значение при оценке речи
детей. Степень сниже­ния слуха и
развитие речи у детей находятся в прямой
зависимости. Чем больше у ребенка снижен
слух, тем сильнее страдает речь. Если
снижение слуха незначи­тельное, то
отклонения речи не резко выраженны.
Если наблюдается тяжелая степень
снижения слуха, ребенок остается немым
до начала специального образования.
При средней степени снижения слуха
отмечаются нарушения в фонетической,
лексической, грамматической стороне
речи. Слух может быть нарушен в разные
периоды жизни ребенка. От временного
фактора зависит наличие или отсутствие
вторичных проявлений дефекта. Чем раньше
возникло нарушение, тем больше оно
отражает­ся на сформированности
речевой функции. Потеря слу­ха у
ребенка до двухлетнего возраста, когда
речь еще не сформирована, ведет к полному
отсутствию речи. Поте­ря слуха до
3-3,5 лет приводит к утрате сформирован­ной
речи. Речь почти полностью распадается
при пол­ной потере слуха в 4-5 лет, если
специальное обучение не начато сразу.
Потеря слуха в 6-7 лет приводит к рез­кому
искажению речи ребенка, и без специальной
педа­гогической помощи речь будет
постепенно ухудшаться. Если слух у
ребенка потерян после 7 лет, имеются
навы­ки овладения грамотой, то речь
может быть сохранена при условии
систематической коррекционной работы.

При
частичной потере слуха у детей временной
фак­тор также является очень важным
— он определяет уро­вень развития
речи. Незначительное понижение слуха
у детей в возрасте до 3 лет приводит к
задержке или недоразритию речи. После
3 лет снижение слуха вызывает меньшие
отклонения в развитии речи.

Таким
образом, уровень развития речи у детей
с на­рушениями слуха во многом
определяется временем воз­никновения
слухового дефекта. Педагогические
условия, в которых находился ребенок с
момента нарушения слу­ха, имеют
огромное значение для его психического
и речевого развития.

Чем
раньше были предприняты специальные
как медицинские, так и педагогические
меры по устранении последствий снижения
слуха, тем более успешно будет развиваться
ребенок. Создание речевой среды в семье,
проведение раннего слухопротезирования,
орга­низация специальной работы по
развитию слухового вос­приятия и речи
определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные
особенности также влияют на уро­вень
развития речи. В процессе овладения
речью играет большую роль активность
личности ребенка, подвижность мыслительных
процессов. Компенсации слухового
дефек­та и развитию речи способствует
устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование
речи у глухих детей основывается на
компенсаторном использовании сохранных
анализаторов в условиях специального
обучения. Активно привлека­ются
зрительное и слуховое восприятие,
кинестетичес­кие ощущения, тактильно
вибрационная чувствитель­ность.
Сурдопедагог помогает глухому ребенку
овладеть движениями речевого аппарата,
развить слуховое вос­приятие (с
обязательным использованием
звукоусили­вающей аппаратуры).

Развитие
речи слабослышащих детей проходит на
основе остаточного слуха при условии
естественного об­щения. Даже если
восприятие устной речи неполное, ребенок
способен овладеть устной речью
самостоятель­но, но с различными
нарушениями. При создании усло­вий
интенсивного развития и использования
слуха воз­можность самостоятельно
овладеть грамматическим стро­ем речи
быстро возрастает.

Позднооглохшие
дети имеют сформированную, раз­витую
речь. У них наблюдается разный уровень
сохран­ности речи. До потери слуха у
позднооглохшего ребенка развитие речи
и формирование словесного мышления
проходило в условиях естественного
речевого общения на основе слуха.
Большинство позднооглохших имеют
тяжелую степень слухового дефекта. На
первый план коррекционного обучения
ставится задача формирова­ния
восприятия речи на зрительной основе
либо на слухозрительной (с помощью
звукоусиливающей аппарату­ры).
Позднооглохшие дети должны приобретать
навык зрительного восприятия устной
речи позже самого мо­мента овладения
речью. Этим они отличаются от осталь­ных
детей с нарушением слуха.

Речевое
развитие играет решающую роль в развитии
ребенка как личности. Снижение слуха
обуславливает ограничение социального
общения. Это ограничение вли­яет на
формирование психики ребенка. Все сферы
по­знавательной деятельности испытывают
дефицит. Стра­дает речь, восприятие,
память, внимание, представле­ние,
мышление.

В
первые 2-3 месяца жизни различия между
глухим и слышащим ребенком почти не
определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау). Крик и
гуление глухого ребенка мало отли­чаются
от таковых у слышащего. У глухих детей
лепет появляется, но постепенно угасает
из-за невозможности ‘контроля за своим
произношением.

У
глухих детей раннего возраста речь не
может быть сформирована. Однако у них
без специального обучения появляются
различные голосовые и артикуляционные
реакции. Это различные нечленораздельные
звуки, вос­клицания, связанные с
положительными или отрицатель­ными
эмоциями ребенка. Эти звуки и используются
для привлечения внимания взрослых к
себе.

Может
наблюдаться смех, плач, произнесение
отдель­ных речевых вокализаций. Дети
раннего возраста часто используют эти
звуки при общении со взрослыми, в игре.
Дети пытаются через лепет выразить свои
желания и потребности. Ребенок начинает
применять различные звукосочетания
для обозначения предметов и действий.
Однако эти сочетания звуков не похожи
на слова родно­го языка, и их понимает
только ограниченный круг близ­ких
ребенку людей. Звукосочетания используются
вместе с неречевыми средствами общения
— такими, как есте­ственные жесты,
взгляды, указания на предметы и т. д. Без
обучения количество голосовых реакций
с возрас­том сокращается, они становятся
более однообразными, потом исчезают
совсем. Речевое развитие слабослыша­щих
детей в младенческом возрасте
характеризуется большим разнообразием,
что связано с состоянием их слуха.
Формирование предпосылок речи протекает
при­мерно так же, как и у глухих. У
детей с легкой и сред­ней тугоухостью
в раннем возрасте наблюдается много
голосовых реакций. На 2-м году жизни
появляется ле­пет, более бедный, чем
у слышащих детей, но отличаю­щийся от
лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам
по­являются лепетные слова, слова,
обознающие названия игрушек, окружающих
предметов. Эти слова произно­сятся с
большим количеством грамматических и
фоне­тических искажений. У небольшого
числа слабослышащих детей появляется
короткая фраза. Дети с тяжелой тугоу­хостью
по состоянию речи в раннем возрасте
внешне похо­жи на глухих. Однако у них
больше голосовых реакций, чем у глухих,
лучшее подражание речи взрослых,

В
дошкольном возрасте у глухих детей без
обучения речь не формируется. Отмечаются
различные голосовые реакции, звукосочетания,
лепет. Без обучения число го­лосовых
реакций сокращается, они становятся
более однообразными, к пяти-шести годам
исчезают совсем. Иногда старшие
дошкольники, не обученные речи, осознают
свои речевые проблемы, неохотно идут
на общение с людьми, уходят от контактов
со взрослыми и слышащими детьми.
Количество средств неречевого общения
с возрастом у глухих дошкольников
расширяется. Появляется больше
естественных жестов, которые дети
копируют у взрослых или придумывают
сами. Развиваются разнообразные взгляды,
характеризующие их эмоциональное
состояние.

После
четырех лет различия в речи глухих и
детей с тяжелой степенью тугоухости
становятся более замет­ны. У слабослышащих
детей даже без специального обу­чения
увеличивается число произносимых слов.
Неко­торые дети овладевают короткими
аграмматическими фразами, типа: «Мама,
ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).

Одним
из главных условий проведения работы
по развитию речи является организация
слухо-речевой сре­ды, которая
предполагает постоянное речевое общение
с ребенком при условии использования
слуховых аппара­тов. Работа по развитию
речи детей младенческого воз­раста
направлена на развитие зрительного и
слухового сосредоточения на лице
взрослого, его речи, предметах. Эта
работа проводится длительно, в процессе
общения с. ребенком в течение всего дня,
а также на специальных систематических
занятиях.

Развитие
речи у детей с нарушениями слуха на
2-3-м году жизни имеет более высокий темп.
В связи с позна­нием разных предметов,
явлений, у ребенка появляется словарь
их названий, действий с предметами.
Постоян­ное использование простых
по структуре фраз делает доступными
для понимания некоторые из них, наиболее
часто повторяемые. Важно учить ребенка
понимать зна­чения глаголов, так это
необходимо для понимания и использования
фраз. С детьми дошкольного возраста
продолжается работа, начатая еще в
раннем возрасте. Основные требования
к организации и содержанию рабо­ты с
дошкольниками, имеющими нарушенный
слух, в семье остаются те же, что
предъявляются к работе с деть­ми
раннего возраста. Однако содержание
работы расши­ряется и углубляется по
различным направлениям.

Воспитание
и обучение происходит в течение всего
дня, включая режимные моменты, игры,
свободную де­ятельность.

Занятия,
включающие различные виды работ,
про­водят ежедневно.

Создание
слухо-речевой среды предполагает речевое
общение с ребенком всех членов семьи.

При
работе с ребенком используется слуховой
аппарат. Всестороннее развитие ребенка
включает в себя фи­зическое, трудовое
воспитание, ознакомление с окружа­ющим
миром, игровую деятельность, развитие
изобра­зительной деятельности, работу
по развитию речи, фор­мирование
элементарных математических представле­ний,
а также обучение чтению.

При
поступлении ребенка в школу работа по
разви­тию речи, восприятия, памяти и
мышления в целом бу­дет продолжена.

Динамика
и прогноз

Потенциальные
возможности детей с нарушениями слуха
крайне велики. Медицина не в силах
вернуть та­ким детям слух. Однако дети
с нарушениями слуха могут приближаться
по уровню общего и речевого разви­тия
к сверстникам с сохраненным слухом.

Если
дети не имеют дополнительных отклонений
в развитии, а адекватная и целенаправленная
коррекционная работа проводится уже в
первые месяцы жизни ребенка, то к 3-6
годам можно максимально прибли­зить
уровни как общего, так и речевого развития
к воз­растной норме (даже несмотря на
тяжелую тугоухость). Такие дети владеют
развернутой фразовой речью, сво­бодно
общаются как с детьми, так и со взрослыми,
мо­гут- рассказывать об увиденном, о
каких-то случаях .из жизни, хорошо
понимают обращенную к ним речь
(вос­принимают слухозрительно), могут
прочесть стихотво­рение и даже напевать
песенки. Звучание их собствен­ной
речи обычно очень мало отличается от
речи слыша­щих детей.- Дети с нарушениями
слуха пользуются слу­ховыми аппаратами.
Дети с развитой собственной речью в
дальнейшем обучаются вместе со слышащими
детьми в детских садах и в школах общего
типа.

Позднооглохшие
дети (те, кто потерял слух в возрас­те
4-5 лет и имел до этого момента сохранную
речь) могут достичь такого же высокого
уровня, при условии своевременно начатой
и целенаправленной работы. Если удастся
сохранить уже имеющиеся речевые навыки
и совершенствовать их, а также в короткие
сроки восста­новить устную коммуникацию
на другой сенсорной ос­нове
(зрительно-слуховой, зрительной,
зрительно-вибро­тактильной), то
позднооглохший дошкольник даже смо­жет
остаться в том же детском коллективе,
в котором он воспитывался до момента
потери слуха, и подготовить­ся к
устному обучению в условиях массовой
школы, а позднооглохший школьник сможет
успешно продолжить свое обучение в том
же классе, где обучался до болезни,
травмы.

Дети
с тяжелой тугоухостью и глухотой при
позднем начале обучения — в 2-3 года —
могут достичь высокого уровня общего
и речевого развития также если
присут­ствует ряд благоприятных
факторов. К таким факторам можно отнести
высокие потенциальные возможности
са­мого ребенка, его личностные
особенности (такие, как коммуникабельность,
активность, физическая выносли­вость,
работоспособность), а еще — систематическое,
ин­тенсивное, адекватное обучение
ребенка. Занятия прово­дятся в условиях
индивидуальной работы, в условиях
за­нятий в малой группе (6-8 человек),
при наличии допол­нительной помощи
(речевая ритмика и т. д.), при актив­ном
участии семьи в воспитании и обучении
ребенка,

Эффект
коррекционного воздействия на детей с
на­рушениями слуха определяется:

♦ своевременностью
(с момента выявления характе­ра
снижения слуха);

♦ качественным
слухопротезированием;

♦ использованием
различной качественной звукоуси­ливающей
аппаратуры ( при отсутствии медицинс­ких
противопоказаний);


адекватностью коррекционного процесса.

Из
всего вышеизложенного следует, что
высокого уров­ня общего и речевого
развития достигают дети, не имею­щие
каких-либо дополнительных отклонений
в развитии.

Такие
дети относятся к 3 основным категориям:

♦ дети
с незначительным снижением слуха;

♦ дети
с тяжелыми нарушениями слуха, с которыми
была начата коррекционная работа в
раннем дет­стве и длительно проводилась
в среде нормально слышащих (или внезапно
потерявших слух) свер­стников;

♦ дети,
слышащие и говорящие до некоторого
време­ни, с которыми проводилась
специальная коррекци­онная работа
по сохранению речи, восстановлению
устной коммуникации, а также обучение
грамоте.

Обучение
этих детей более предпочтительно в
массо­вом детском учреждении, чем в
специальном. Однако ин­тегрированное
обучение будет эффективно при наличии
коррекционной помощи, готовности ребенка
обучаться в обществе слышащих, при
желании родителей обучать сво­его
ребенка в массовом детском саду, школе,
активном участии родителей в образовании
и воспитании ребенка.

Однако
основная масса глухих и слабослышащих
детей обучается в специальных учреждениях.

Российской
сурдопедагогике свойствен оптимистичес­кий
взгляд на возможности всестороннего
развития детей с недостатками слуха. В
соответствии с утвердившимся в
отечественной психологии пониманием
развития психики индивидуума как
процесса его взаимодействия с соци­альным
и природным окружением, сурдопедагогика
выд­винула положение о решающем
значении благоприятных социальных, в
том числе специальных практических,
ус­ловий для успешного преодоления
последствий дефекта и всестороннего
развития детей с нарушением слуха.

В
настоящее время при обязательном
основном об­щем образовании, принятом
в стране, школа для глу­хих детей
должна обеспечить дифференциацию
требова­ний к возможному уровню
образования разных катего­рий детей,
обучающихся в школе, определить
приори­тетные направления в работе,
новые задачи в учебном образовании для
неслышащих.

Специальная
(коррекционная) школа призвана наряду
с овладением детьми базовым уровнем
знаний создать предпосылки для социальной
адаптации выпускников, для включения
их в трудовую деятельность и обеспече­ния
достойного уровня жизни; развить у них
необходи­мые способности самостоятельно
находить и принимать решения в различных
условиях, стрессовых ситуациях, получать
нужную информацию и использовать для
это­го свои знания и навыки. Решение
этих задач с учетом особенностей разных
групп глухих детей, обучающихся в школе,
требует взаимодействия теории, практики
и экспериментального обучения.

Бурные
темпы развития науки, информационных
технологий вызывают необходимость
перестройки про­цесса обучения,
сосредоточения внимания на развитии
детей, на их желании учиться, пополнять
знания.

К
сожалению, многие, даже хорошо усвоившие
школьную программу выпускники оказываются
не­востребованными обществом. Они не
готовы к жизни в условиях нестабильности,
в ситуации поиска рабо­ты, места
приложения своих знаний. Практические
работники ищут пути организации уроков
с позиций нового взгляда на учебный
процесс, его цели и задачи.

Все
вышеперечисленное дает надежду, что
глухие и слабослышащие после окончания
обучения смогут адаптироваться к нашей
сложной жизни и быть по-настоящему
востребованы современным обществом.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Елена Гердель
Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей

Речевое общение — существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия на ход его развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего. Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у слабослышащего ребенка менее дифференцированным из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так как взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.

Развитие речи происходит:

В бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.).

В процессе ознакомления с окружающими овладения разными видами деятельности на занятиях (изобразительная деятельность, игры, труд, физическое воспитание и т. п.).

При обучении разным видам речевой деятельности, усвоение значений слов и фраз.

При обогащении и развитии сенсорной базы восприятия речи и отработки ее звуковой стороны при занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

При закреплении усвоенных речевых навыков и усвоении новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).

Ребенок подражает взрослому. От подражания движениям туловища, рук, пальцев, слабослышащий ребенок начинает подражать движениям языка, губ. Родитель должен привлекать ребенка к собственной артикуляции. Необходимо давать в подражательных упражнениях артикуляцию отдельных слогов: ПА, ФА, ПУ, ФО и так далее. Эти упражнения подготовительные в обучении произношению и подготавливают восприятие ребенка считывать с губ. Нужно добиваться точного подражания, не спешить, а иногда может появиться у ребенка и звук речи. Успехи ребенка следует поощрять похвалой: хорошо, верно, молодец.

При обучении произношению необходимо проводить дыхательную гимнастику с использованием игровых приемов:

Сдувание со стола, с руки комочков ваты (снегопад, листочки из цветной бумаги (листопад, при этом расстояние между ребенком и сдуваемым комком должно увеличиваться изо дня в день.

Задувание свечи, шторм в стакане (соломинка для коктейля и стакан с водой). Нужно следить за плавностью выдоха, достаточной интенсивностью, щеки не должны надуваться.

Дуть плавно и длительно (в тазу с водой пуская бумажный кораблик).

Поддувание ватного шарика, заводя его между кубиками (футбол).

Для развития голоса и артикуляции можно использовать игры:

Игра “Лошадка”, изображаем лошадку со звуком О-О-О, а затем изображаем кучера со звуком НО-НО-НО.

Игра с куклой. По подражанию ребенок укачивает куклу, произнося при этом А-А-А.

Игра с катушкой. Взрослый, разматывая катушку, произносит протяжно звук У-У-У, стараясь тянуть звук подольше. Можно использовать доступное сочетание слогов ПАПАПА-ПАПАПА и ПА-ПУ, ТА-ТУ, ПА-ТА, ТО-ПО, ПУ-ТУ.

Такие упражнения эффективно проводить в сочетании с ритмическими движениями рук, с хлопками или показом движений.

К обучению чтения с губ приступают, когда ребенок научился сосредотачиваться, смотреть и различать артикуляцию и сравнительно точно ей подражать. Дети учатся различать слова по табличке: сядьте, встаньте, идите, бегите. Ребенок должен приступать к выполнению действия после словесного обращения взрослого к ребенку. Нужно следить за правилом выполнения действий (безшумно вставать, ровно садиться). Ребенок постепенно учится считывать слова с губ взрослого. Для глобального чтения с губ берутся поручения со словами (в сочетании с глаголами – покажи, дай, принеси).Усвоение слова проходит последовательный путь от таблички через дактильное проговаривание к устной форме – выработка установки у детей на устную речь.

Главное желание и цель родителей глухого или слабослышащего ребенка – сделать все возможное, чтобы ребенок рос и развивался на равных с нормально слышащими детьми. Если жизнь доверила вам беззащитное дитя, будьте достойны этого доверия – запаситесь любовью, добротой и терпением, и все у вас получится!

Источник