Возможность речевого развития глухого ребенка
При
нарушении слуха уровень развития речи
неодинаков и зависит от следующих
факторов: степень нарушения слуха;
время возникновения дефекта слухового
анализатора; педагогические условия,
в которых находился ребенок после
нарушения функционирования слухового
анализатора; индивидуальные особенности
самого ребенка.
Каждый
из вышеперечисленных факторов играет
огромное значение при оценке речи
детей. Степень снижения слуха и
развитие речи у детей находятся в прямой
зависимости. Чем больше у ребенка снижен
слух, тем сильнее страдает речь. Если
снижение слуха незначительное, то
отклонения речи не резко выраженны.
Если наблюдается тяжелая степень
снижения слуха, ребенок остается немым
до начала специального образования.
При средней степени снижения слуха
отмечаются нарушения в фонетической,
лексической, грамматической стороне
речи. Слух может быть нарушен в разные
периоды жизни ребенка. От временного
фактора зависит наличие или отсутствие
вторичных проявлений дефекта. Чем раньше
возникло нарушение, тем больше оно
отражается на сформированности
речевой функции. Потеря слуха у
ребенка до двухлетнего возраста, когда
речь еще не сформирована, ведет к полному
отсутствию речи. Потеря слуха до
3-3,5 лет приводит к утрате сформированной
речи. Речь почти полностью распадается
при полной потере слуха в 4-5 лет, если
специальное обучение не начато сразу.
Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому
искажению речи ребенка, и без специальной
педагогической помощи речь будет
постепенно ухудшаться. Если слух у
ребенка потерян после 7 лет, имеются
навыки овладения грамотой, то речь
может быть сохранена при условии
систематической коррекционной работы.
При
частичной потере слуха у детей временной
фактор также является очень важным
— он определяет уровень развития
речи. Незначительное понижение слуха
у детей в возрасте до 3 лет приводит к
задержке или недоразритию речи. После
3 лет снижение слуха вызывает меньшие
отклонения в развитии речи.
Таким
образом, уровень развития речи у детей
с нарушениями слуха во многом
определяется временем возникновения
слухового дефекта. Педагогические
условия, в которых находился ребенок с
момента нарушения слуха, имеют
огромное значение для его психического
и речевого развития.
Чем
раньше были предприняты специальные
как медицинские, так и педагогические
меры по устранении последствий снижения
слуха, тем более успешно будет развиваться
ребенок. Создание речевой среды в семье,
проведение раннего слухопротезирования,
организация специальной работы по
развитию слухового восприятия и речи
определяет успешное развитие ребенка.
Индивидуальные
особенности также влияют на уровень
развития речи. В процессе овладения
речью играет большую роль активность
личности ребенка, подвижность мыслительных
процессов. Компенсации слухового
дефекта и развитию речи способствует
устойчивое зрительное внимание и память.
Формирование
речи у глухих детей основывается на
компенсаторном использовании сохранных
анализаторов в условиях специального
обучения. Активно привлекаются
зрительное и слуховое восприятие,
кинестетические ощущения, тактильно
вибрационная чувствительность.
Сурдопедагог помогает глухому ребенку
овладеть движениями речевого аппарата,
развить слуховое восприятие (с
обязательным использованием
звукоусиливающей аппаратуры).
Развитие
речи слабослышащих детей проходит на
основе остаточного слуха при условии
естественного общения. Даже если
восприятие устной речи неполное, ребенок
способен овладеть устной речью
самостоятельно, но с различными
нарушениями. При создании условий
интенсивного развития и использования
слуха возможность самостоятельно
овладеть грамматическим строем речи
быстро возрастает.
Позднооглохшие
дети имеют сформированную, развитую
речь. У них наблюдается разный уровень
сохранности речи. До потери слуха у
позднооглохшего ребенка развитие речи
и формирование словесного мышления
проходило в условиях естественного
речевого общения на основе слуха.
Большинство позднооглохших имеют
тяжелую степень слухового дефекта. На
первый план коррекционного обучения
ставится задача формирования
восприятия речи на зрительной основе
либо на слухозрительной (с помощью
звукоусиливающей аппаратуры).
Позднооглохшие дети должны приобретать
навык зрительного восприятия устной
речи позже самого момента овладения
речью. Этим они отличаются от остальных
детей с нарушением слуха.
Речевое
развитие играет решающую роль в развитии
ребенка как личности. Снижение слуха
обуславливает ограничение социального
общения. Это ограничение влияет на
формирование психики ребенка. Все сферы
познавательной деятельности испытывают
дефицит. Страдает речь, восприятие,
память, внимание, представление,
мышление.
В
первые 2-3 месяца жизни различия между
глухим и слышащим ребенком почти не
определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау). Крик и
гуление глухого ребенка мало отличаются
от таковых у слышащего. У глухих детей
лепет появляется, но постепенно угасает
из-за невозможности ‘контроля за своим
произношением.
У
глухих детей раннего возраста речь не
может быть сформирована. Однако у них
без специального обучения появляются
различные голосовые и артикуляционные
реакции. Это различные нечленораздельные
звуки, восклицания, связанные с
положительными или отрицательными
эмоциями ребенка. Эти звуки и используются
для привлечения внимания взрослых к
себе.
Может
наблюдаться смех, плач, произнесение
отдельных речевых вокализаций. Дети
раннего возраста часто используют эти
звуки при общении со взрослыми, в игре.
Дети пытаются через лепет выразить свои
желания и потребности. Ребенок начинает
применять различные звукосочетания
для обозначения предметов и действий.
Однако эти сочетания звуков не похожи
на слова родного языка, и их понимает
только ограниченный круг близких
ребенку людей. Звукосочетания используются
вместе с неречевыми средствами общения
— такими, как естественные жесты,
взгляды, указания на предметы и т. д. Без
обучения количество голосовых реакций
с возрастом сокращается, они становятся
более однообразными, потом исчезают
совсем. Речевое развитие слабослышащих
детей в младенческом возрасте
характеризуется большим разнообразием,
что связано с состоянием их слуха.
Формирование предпосылок речи протекает
примерно так же, как и у глухих. У
детей с легкой и средней тугоухостью
в раннем возрасте наблюдается много
голосовых реакций. На 2-м году жизни
появляется лепет, более бедный, чем
у слышащих детей, но отличающийся от
лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам
появляются лепетные слова, слова,
обознающие названия игрушек, окружающих
предметов. Эти слова произносятся с
большим количеством грамматических и
фонетических искажений. У небольшого
числа слабослышащих детей появляется
короткая фраза. Дети с тяжелой тугоухостью
по состоянию речи в раннем возрасте
внешне похожи на глухих. Однако у них
больше голосовых реакций, чем у глухих,
лучшее подражание речи взрослых,
В
дошкольном возрасте у глухих детей без
обучения речь не формируется. Отмечаются
различные голосовые реакции, звукосочетания,
лепет. Без обучения число голосовых
реакций сокращается, они становятся
более однообразными, к пяти-шести годам
исчезают совсем. Иногда старшие
дошкольники, не обученные речи, осознают
свои речевые проблемы, неохотно идут
на общение с людьми, уходят от контактов
со взрослыми и слышащими детьми.
Количество средств неречевого общения
с возрастом у глухих дошкольников
расширяется. Появляется больше
естественных жестов, которые дети
копируют у взрослых или придумывают
сами. Развиваются разнообразные взгляды,
характеризующие их эмоциональное
состояние.
После
четырех лет различия в речи глухих и
детей с тяжелой степенью тугоухости
становятся более заметны. У слабослышащих
детей даже без специального обучения
увеличивается число произносимых слов.
Некоторые дети овладевают короткими
аграмматическими фразами, типа: «Мама,
ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).
Одним
из главных условий проведения работы
по развитию речи является организация
слухо-речевой среды, которая
предполагает постоянное речевое общение
с ребенком при условии использования
слуховых аппаратов. Работа по развитию
речи детей младенческого возраста
направлена на развитие зрительного и
слухового сосредоточения на лице
взрослого, его речи, предметах. Эта
работа проводится длительно, в процессе
общения с. ребенком в течение всего дня,
а также на специальных систематических
занятиях.
Развитие
речи у детей с нарушениями слуха на
2-3-м году жизни имеет более высокий темп.
В связи с познанием разных предметов,
явлений, у ребенка появляется словарь
их названий, действий с предметами.
Постоянное использование простых
по структуре фраз делает доступными
для понимания некоторые из них, наиболее
часто повторяемые. Важно учить ребенка
понимать значения глаголов, так это
необходимо для понимания и использования
фраз. С детьми дошкольного возраста
продолжается работа, начатая еще в
раннем возрасте. Основные требования
к организации и содержанию работы с
дошкольниками, имеющими нарушенный
слух, в семье остаются те же, что
предъявляются к работе с детьми
раннего возраста. Однако содержание
работы расширяется и углубляется по
различным направлениям.
Воспитание
и обучение происходит в течение всего
дня, включая режимные моменты, игры,
свободную деятельность.
Занятия,
включающие различные виды работ,
проводят ежедневно.
Создание
слухо-речевой среды предполагает речевое
общение с ребенком всех членов семьи.
При
работе с ребенком используется слуховой
аппарат. Всестороннее развитие ребенка
включает в себя физическое, трудовое
воспитание, ознакомление с окружающим
миром, игровую деятельность, развитие
изобразительной деятельности, работу
по развитию речи, формирование
элементарных математических представлений,
а также обучение чтению.
При
поступлении ребенка в школу работа по
развитию речи, восприятия, памяти и
мышления в целом будет продолжена.
•
Динамика
и прогноз
Потенциальные
возможности детей с нарушениями слуха
крайне велики. Медицина не в силах
вернуть таким детям слух. Однако дети
с нарушениями слуха могут приближаться
по уровню общего и речевого развития
к сверстникам с сохраненным слухом.
Если
дети не имеют дополнительных отклонений
в развитии, а адекватная и целенаправленная
коррекционная работа проводится уже в
первые месяцы жизни ребенка, то к 3-6
годам можно максимально приблизить
уровни как общего, так и речевого развития
к возрастной норме (даже несмотря на
тяжелую тугоухость). Такие дети владеют
развернутой фразовой речью, свободно
общаются как с детьми, так и со взрослыми,
могут- рассказывать об увиденном, о
каких-то случаях .из жизни, хорошо
понимают обращенную к ним речь
(воспринимают слухозрительно), могут
прочесть стихотворение и даже напевать
песенки. Звучание их собственной
речи обычно очень мало отличается от
речи слышащих детей.- Дети с нарушениями
слуха пользуются слуховыми аппаратами.
Дети с развитой собственной речью в
дальнейшем обучаются вместе со слышащими
детьми в детских садах и в школах общего
типа.
Позднооглохшие
дети (те, кто потерял слух в возрасте
4-5 лет и имел до этого момента сохранную
речь) могут достичь такого же высокого
уровня, при условии своевременно начатой
и целенаправленной работы. Если удастся
сохранить уже имеющиеся речевые навыки
и совершенствовать их, а также в короткие
сроки восстановить устную коммуникацию
на другой сенсорной основе
(зрительно-слуховой, зрительной,
зрительно-вибротактильной), то
позднооглохший дошкольник даже сможет
остаться в том же детском коллективе,
в котором он воспитывался до момента
потери слуха, и подготовиться к
устному обучению в условиях массовой
школы, а позднооглохший школьник сможет
успешно продолжить свое обучение в том
же классе, где обучался до болезни,
травмы.
Дети
с тяжелой тугоухостью и глухотой при
позднем начале обучения — в 2-3 года —
могут достичь высокого уровня общего
и речевого развития также если
присутствует ряд благоприятных
факторов. К таким факторам можно отнести
высокие потенциальные возможности
самого ребенка, его личностные
особенности (такие, как коммуникабельность,
активность, физическая выносливость,
работоспособность), а еще — систематическое,
интенсивное, адекватное обучение
ребенка. Занятия проводятся в условиях
индивидуальной работы, в условиях
занятий в малой группе (6-8 человек),
при наличии дополнительной помощи
(речевая ритмика и т. д.), при активном
участии семьи в воспитании и обучении
ребенка,
Эффект
коррекционного воздействия на детей с
нарушениями слуха определяется:
♦ своевременностью
(с момента выявления характера
снижения слуха);
♦ качественным
слухопротезированием;
♦ использованием
различной качественной звукоусиливающей
аппаратуры ( при отсутствии медицинских
противопоказаний);
—
адекватностью коррекционного процесса.
Из
всего вышеизложенного следует, что
высокого уровня общего и речевого
развития достигают дети, не имеющие
каких-либо дополнительных отклонений
в развитии.
Такие
дети относятся к 3 основным категориям:
♦ дети
с незначительным снижением слуха;
♦ дети
с тяжелыми нарушениями слуха, с которыми
была начата коррекционная работа в
раннем детстве и длительно проводилась
в среде нормально слышащих (или внезапно
потерявших слух) сверстников;
♦ дети,
слышащие и говорящие до некоторого
времени, с которыми проводилась
специальная коррекционная работа
по сохранению речи, восстановлению
устной коммуникации, а также обучение
грамоте.
Обучение
этих детей более предпочтительно в
массовом детском учреждении, чем в
специальном. Однако интегрированное
обучение будет эффективно при наличии
коррекционной помощи, готовности ребенка
обучаться в обществе слышащих, при
желании родителей обучать своего
ребенка в массовом детском саду, школе,
активном участии родителей в образовании
и воспитании ребенка.
Однако
основная масса глухих и слабослышащих
детей обучается в специальных учреждениях.
Российской
сурдопедагогике свойствен оптимистический
взгляд на возможности всестороннего
развития детей с недостатками слуха. В
соответствии с утвердившимся в
отечественной психологии пониманием
развития психики индивидуума как
процесса его взаимодействия с социальным
и природным окружением, сурдопедагогика
выдвинула положение о решающем
значении благоприятных социальных, в
том числе специальных практических,
условий для успешного преодоления
последствий дефекта и всестороннего
развития детей с нарушением слуха.
В
настоящее время при обязательном
основном общем образовании, принятом
в стране, школа для глухих детей
должна обеспечить дифференциацию
требований к возможному уровню
образования разных категорий детей,
обучающихся в школе, определить
приоритетные направления в работе,
новые задачи в учебном образовании для
неслышащих.
Специальная
(коррекционная) школа призвана наряду
с овладением детьми базовым уровнем
знаний создать предпосылки для социальной
адаптации выпускников, для включения
их в трудовую деятельность и обеспечения
достойного уровня жизни; развить у них
необходимые способности самостоятельно
находить и принимать решения в различных
условиях, стрессовых ситуациях, получать
нужную информацию и использовать для
этого свои знания и навыки. Решение
этих задач с учетом особенностей разных
групп глухих детей, обучающихся в школе,
требует взаимодействия теории, практики
и экспериментального обучения.
Бурные
темпы развития науки, информационных
технологий вызывают необходимость
перестройки процесса обучения,
сосредоточения внимания на развитии
детей, на их желании учиться, пополнять
знания.
К
сожалению, многие, даже хорошо усвоившие
школьную программу выпускники оказываются
невостребованными обществом. Они не
готовы к жизни в условиях нестабильности,
в ситуации поиска работы, места
приложения своих знаний. Практические
работники ищут пути организации уроков
с позиций нового взгляда на учебный
процесс, его цели и задачи.
Все
вышеперечисленное дает надежду, что
глухие и слабослышащие после окончания
обучения смогут адаптироваться к нашей
сложной жизни и быть по-настоящему
востребованы современным обществом.
Соседние файлы в папке Лекции
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Елена Гердель
Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей
Речевое общение — существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия на ход его развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего. Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у слабослышащего ребенка менее дифференцированным из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так как взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.
Развитие речи происходит:
В бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.).
В процессе ознакомления с окружающими овладения разными видами деятельности на занятиях (изобразительная деятельность, игры, труд, физическое воспитание и т. п.).
При обучении разным видам речевой деятельности, усвоение значений слов и фраз.
При обогащении и развитии сенсорной базы восприятия речи и отработки ее звуковой стороны при занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
При закреплении усвоенных речевых навыков и усвоении новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).
Ребенок подражает взрослому. От подражания движениям туловища, рук, пальцев, слабослышащий ребенок начинает подражать движениям языка, губ. Родитель должен привлекать ребенка к собственной артикуляции. Необходимо давать в подражательных упражнениях артикуляцию отдельных слогов: ПА, ФА, ПУ, ФО и так далее. Эти упражнения подготовительные в обучении произношению и подготавливают восприятие ребенка считывать с губ. Нужно добиваться точного подражания, не спешить, а иногда может появиться у ребенка и звук речи. Успехи ребенка следует поощрять похвалой: хорошо, верно, молодец.
При обучении произношению необходимо проводить дыхательную гимнастику с использованием игровых приемов:
Сдувание со стола, с руки комочков ваты (снегопад, листочки из цветной бумаги (листопад, при этом расстояние между ребенком и сдуваемым комком должно увеличиваться изо дня в день.
Задувание свечи, шторм в стакане (соломинка для коктейля и стакан с водой). Нужно следить за плавностью выдоха, достаточной интенсивностью, щеки не должны надуваться.
Дуть плавно и длительно (в тазу с водой пуская бумажный кораблик).
Поддувание ватного шарика, заводя его между кубиками (футбол).
Для развития голоса и артикуляции можно использовать игры:
Игра “Лошадка”, изображаем лошадку со звуком О-О-О, а затем изображаем кучера со звуком НО-НО-НО.
Игра с куклой. По подражанию ребенок укачивает куклу, произнося при этом А-А-А.
Игра с катушкой. Взрослый, разматывая катушку, произносит протяжно звук У-У-У, стараясь тянуть звук подольше. Можно использовать доступное сочетание слогов ПАПАПА-ПАПАПА и ПА-ПУ, ТА-ТУ, ПА-ТА, ТО-ПО, ПУ-ТУ.
Такие упражнения эффективно проводить в сочетании с ритмическими движениями рук, с хлопками или показом движений.
К обучению чтения с губ приступают, когда ребенок научился сосредотачиваться, смотреть и различать артикуляцию и сравнительно точно ей подражать. Дети учатся различать слова по табличке: сядьте, встаньте, идите, бегите. Ребенок должен приступать к выполнению действия после словесного обращения взрослого к ребенку. Нужно следить за правилом выполнения действий (безшумно вставать, ровно садиться). Ребенок постепенно учится считывать слова с губ взрослого. Для глобального чтения с губ берутся поручения со словами (в сочетании с глаголами – покажи, дай, принеси).Усвоение слова проходит последовательный путь от таблички через дактильное проговаривание к устной форме – выработка установки у детей на устную речь.
Главное желание и цель родителей глухого или слабослышащего ребенка – сделать все возможное, чтобы ребенок рос и развивался на равных с нормально слышащими детьми. Если жизнь доверила вам беззащитное дитя, будьте достойны этого доверия – запаситесь любовью, добротой и терпением, и все у вас получится!
Источник