Возможно ли нормальное развитие ребенка
Содержание:
- Когда начинаются развивающие игры?
- Во что и как играть с ребенком?
Человек, подобно многим другим млекопитающим, начинает обучать своих детей с самого момента их появления на свет. Разница лишь в том, что животные передают своим детенышам навыки, необходимые для выживания в природе, а человек развивает у своего ребенка интеллект — необходимое качество для полноценной и успешной жизни в обществе людей.
Перед животными не стоит вопрос «как обучать своих детенышей». Им это подсказывает инстинкт. Человеку же недостаточно обучать детей только с помощью традиционно сложившихся способов. Прогресс в развитии человеческого общества происходит неизмеримо быстрей, чем эволюция в мире животных.
Если мы будем учить своих детей только «так, как нас учили, как наших дедов и прадедов учили», если не станем стимулировать умственную деятельность ребенка с самых первых дней, когда начинается физиологическое формирование мозга человека, прогресс будет невозможным.
Традиционный аргумент противников раннего развития детей (я называю их сторонниками позднего развития): «Зачем отнимать у ребенка детство? Вот нас ничему такому до школы не учили, но, слава богу, жизнь мы прожили неплохо». Заметьте, они еще живы, а зачастую уже говорят о себе в прошедшем совершенном времени: «прожили», списывают себя досрочно.
А между тем, согласны они с этим или нет, интеллектуальное развитие ребенка начинается уже с момента его рождения. И то, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле просто нормальное развитие.
То, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле просто нормальное развитие.
Когда начинаются развивающие игры?
Даже с новорожденным ребенком можно играть, задействуя все его органы чувств. Мамины прикосновения уже доставляют ему удовольствие; его пока еще не сформировавшееся зрение уже позволяет различать мамино лицо, когда мама кормит его грудью или когда наклоняется над ним; его обоняние помогает ему находить грудь; он привыкает к свету и к шумам, а вскоре начинает реагировать на мамин голос.
Потому очень важно разговаривать с ребенком задолго до того, как он начинает лепетать. Если вам трудно найти темы для постоянных разговоров, просто комментируйте все свои действия, рассказывайте ребенку обо всем, что вы делаете в его присутствии. При этом ваш малыш учится слушать, начинает узнавать слова, которые он часто слышит, задолго до того, как сам может их произнести.
Чем старше становится ребенок, тем разнообразней должен быть набор игр с ним. Ведь оставленный без внимания ребенок начинает отставать в своем развитии. Хорошо, когда он в семье не один. Посмотрите, как играют котята, щенки, как бодаются козлята, у которых еще не выросли рога.
Но если ребенок в семье один или это первый ребенок, основные партнеры в играх — его родители. В любом случае родителям нужно учиться играть со своим малышом. Игры должны доставлять ребенку удовольствие и, в то же время, помогать ему осваивать окружающий мир, способствовать его интеллектуальному и физическому развитию. Все, что радует ребенка, его к тому же и развивает: и когда мама перебирает ему пальчики, и когда делает ему массаж, и когда раз за разом поднимает брошенную им игрушку, и когда братик возит его по полу в коробке от обуви, и когда папа подбрасывает его или носит на плечах. Но играть с ребенком — не значит просто щекотать его и с восторгом наблюдать, как он захлебывается от смеха. Не делайте из ребенка игрушку для себя!
Во что и как играть с ребенком?
Сейчас существует великое множество развивающих игр, охватить их все невозможно. Родителям нужно потрудиться, чтобы отыскать в литературе, в Интернете, в детских магазинах то, что понравится им и что будет способствовать всестороннему развитию их ребенка. В этом им смогут помочь в детских консультациях, в хороших школах раннего развития. Если нужно, специалисты помогут подобрать соответствующие игры для каждого месяца, для каждой недели развития ребенка, подскажут, когда повесить над ним погремушку, когда запустить уточку в ванночку, когда начать показывать яркие картинки, а когда начать читать ему стишки и сказки, когда начать рисовать пальчиками, а когда — фломастерами, когда сортировать игрушки по форме и по цвету, когда строить из кубиков башни. Это не только игры, но и создание развивающей среды.
Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен самому себе, он должен играть под руководством взрослых. До полутора-двух лет не обязательно водить ребенка на занятия в школы раннего развития. Мама может посещать их и без ребенка, если сама хочет научиться, как играть с ним дома. А после двух лет детей желательно водить в одну из таких школ, а затем и в хороший детский садик. Ведь ребенку с малых лет нужна социализация в коллективе. Он будет там учиться общаться, дружить, отстаивать свои интересы или уступать, участвовать в коллективных играх с элементами состязательности. Он не должен вырасти, как писал Сергей Михалков, «у папы с мамой на виду, как растение мимоза в ботаническом саду».
Родителям нужно учиться играть со своим малышом. Но не делайте из ребенка игрушку для себя!
А домашние занятия с малышами (если это можно назвать занятиями) представляют собой разнообразные игры ребенка с мамой по несколько минут время от времени в течение дня. Это и переливание водички, и пересыпание песочка, и складывание пирамидок и рамок Монтессори, и составление узоров из кубиков Никитина, и разглядывание картинок в книжках, и поначалу даже разрывание этих книжек, и заучивание стишков, и мамино чтение сказок, и многое, многое другое. Одним словом, ребенка нужно развивать с самого рождения.
Такие дети не только более развиты (а это фундамент на всю жизнь), но и воспитаны: к трем годам у них уже выработано умение сосредоточиваться на каком-нибудь занятии или игре. Развитый ребенок сознательно воспринимает нормы поведения и к четырем годам уже слушается взрослых, что для этого возраста является обязательным. Ведь он пока не может предвидеть последствия своих поступков и по собственной воле всегда выберет получение наибольшего удовольствия при наименьшей затрате сил. Это естественно. И как следствие, ребенок, который командует старшими членами семьи, будет постепенно отставать в развитии.
В то же время нужно предостеречь чрезмерно увлекающихся родителей: не переусердствуйте в своей одержимости детьми. Родители не должны посвящать детям все свое время, они должны заниматься своими делами, жить своей жизнью, а детям предоставлять возможность пошалить, порезвиться, поиграть самим. Когда мать или отец с головой погружаются в родительские заботы, у детей возникает и прочно закрепляется ошибочное представление о собственной значимости, о том, что их мнение должно быть законом. А так как это воспитывает в детях еще и беспомощность, то со временем переходит в постоянную родительскую опеку и приставание с ненужными советами к уже выросшим дочкам и сыновьям.
Поближе к третьему дню рождения многих родителей начинает волновать вопрос: «А не упускаем ли мы время, не пора ли учить его читать, считать, писать?» От них можно часто услышать: «Ведь по методике Глена Домана детей учат читать с пеленок. Да и Масара Ибуку писал: «После 3-х уже поздно»
Надо понимать, что методика Глена Домана ценна не тем, что позволяет научить ребенка читать в младенческом возрасте (читать осмысленно он все равно начнет только к четырем годам, даже и по этой методике), а тем, что с первых месяцев жизни развивает его память, создает основу интеллекта.
А как же быть тогда с предостережением Масара Ибуку? Почитайте внимательней его книгу. Масара Ибуку вовсе не считал, что к трем годам ребенок должен уметь читать. Он говорил о необходимости всестороннего развития детей в раннем возрасте.
Источник
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.
Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.
На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.
В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.
При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.
Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.
В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.
Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.
К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».
На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.
Источник
Рейтинг Факты, которые следует знать родителям, чтобы воспитывать ребенка максимально эффективно |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Нет ничего более увлекательного, чем наблюдать, как ребенок растет и развивается. Особенно восхитителен этот процесс в глазах родителей – каждый период в жизни ребенка вызывает у них восхищение. Несмотря на то, что дети развиваются в собственном темпе, в самом процессе развития детей существует множество общих закономерностей и факторов, способных повлиять на этот процесс. Рассмотрим несколько фактов о развитии ребенка, которые будет полезно знать родителям.
1. Проблемы матери в период беременности могут влиять на развитие ребенка
В период беременности будущие мамы должны принимать ряд мер предосторожности, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка в утробе и после рождения. Прежде всего следует избегать тератогенов (факторов и веществ, которые могут вызвать врожденные пороки развития у ребенка), таких как алкоголь, наркотики и другие токсичные вещества. Генетические отклонения, наследственные заболевания и отклонения также могут влиять на развитие ребенка. Родители не могут воздействовать на все эти факторы, но, зная о них заранее, можно сделать вывод, потребуется ли матери и ребенку специальная помощь.
2. На развитие ребенка влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды
Наследственность и окружающая среда достаточно сильно сказываются на развитии ребенка по отдельности, но они могут влиять на этот процесс и в совокупности. Например, генетически ребенок предрасположен к тому, чтобы быть высоким, но, если его организм не получает достаточного количества питательных веществ в период роста, он может не развить эту предрасположенность.
3. На рост и развитие ребенка влияет стиль воспитания родителей
Исследователи выделяют 4 основных стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Каждый из них может по-разному влиять на развитие ребенка.
Например, дети, воспитанные демократичными родителями, часто вырастают счастливыми и успешными в жизни, в то время как дети, к которым применяли либеральный стиль воспитания, имеют проблемы с тем, чтобы подчиняться и следовать общему распорядку и могут показывать более низкую успеваемость в школе.
4. Демократичный стиль воспитания лучше всего влияет на ребенка
Такое воспитание развивает у ребенка компетентность, уверенность в себе и делает его счастливым. Демократичные родители слушают ребенка, проявляют к нему любовь и заботу, но в то же время устанавливают ограничения и последствия за плохое поведение.
5. Физическое развитие ребенка происходит по определенной схеме
Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но организм развивается в строго определенном порядке: туловище и торс развиваются раньше, чем руки и ноги, большие мышцы – раньше, чем мелкие, а в целом процесс развития частей тела происходит в нисходящем порядке: начинается с головы и заканчивается пальцами ног.
6. То, как родители разговаривают с ребенком, влияет на развитие у него речевых навыков
Если мама с самого раннего возраста разговаривает с ребенком и называет ему предметы, которые его окружают, это помогает ему развивать речевые навыки и увеличивать словарный запас. Простая лексика и усиленная артикуляция звуков помогает детям быстрее и легче усваивать новые слова.
7. Лепет младенцев – одна из самых ранних стадий развития речи
Развитие речевых навыков у детей проходит четыре основных этапа: лепет и произнесение несвязных звуков, произнесение одного, двух слов и фраз. Иными словами, лепет младенца, который родителям может показаться непонятным набором звуков, на самом деле является первым шагом к развитию речи.
8. В своем развитии все дети проходят одни и те же этапы, но каждый ребенок развивается в собственном темпе
Детские врачи и эксперты по детскому развитию обращают внимание на этапы и основные навыки, которыми овладевает ребенок в процессе своего развития, чтобы убедиться, что ребенок развивается без отклонений. Однако следует помнить, что разные дети могут в разном возрасте произносить первое слово, сделать первый шаг и т.д. Если соседский ребенок заговорил или сделал первый шаг раньше, чем ваш, это значит только то, что он развивается быстро, а не то, что ваш ребенок отстает в развитии.
9. Чем быстрее родители реагируют на потребности ребенка, тем здоровее будет его психика
Если родители быстро реагируют на просьбы ребенка, если уделяют ему достаточно времени и играют с ним, его эмоциональная привязанность к ним возрастает.
В результате ребенок растет более чутким к окружающим, имеет более высокую самооценку и развивает более зрелые психические качества, чем дети, которым родители не уделяли должного внимания.
10. Качественный уход за ребенком положительно влияет на его развитие
Родители часто беспокоятся, оставляя ребенка в детском саду или с няней. Однако психологи утверждают, что это может иметь положительное влияние на ребенка при условии, что воспитатели или няня хорошо о нем заботятся.
Выбирая для ребенка детский сад или няню, будьте внимательны: задавайте вопросы, беседуйте с претендентом, предложите ему некоторое время провести с ребенком под вашим наблюдением. Доверяйте своей интуиции: если вам кажется, что что-то идет не так, откажитесь от услуг этого человека, даже если вы не можете логически объяснить, что именно вызвало у вас подозрения. Перебирайте различные варианты до тех пор, пока не найдете место или человека, в которых вы будете уверены на сто процентов. Главное – чтобы ребенок получил любовь и заботу.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
30.03.2018
Источник