Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка
Групповое родительское собрание
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Форма: «Посиделки в «Веселой горнице».
Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.
2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.
Ход: (звучит русская народная мелодия «Полянка»)
Хозяюшка:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
(Гости проходят в горницу).
Хозяюшка:
1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
2. Проходите, будьте как дома!
3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
4. Редкий гость никогда не в тягость!
5. Красному гостю — красное место!
6. Гостю – почет, хозяйке – честь!
7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
8. удобно ли вам. Гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!
(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).
Хозяюшка:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собираем посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение). Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).
— Применяете ли Вы народный фольклор в работе с детьми дома?
— Если да, то, какие жанры? Когда и как?
— Что черпает ребенок в разные периоды детства из народного фольклора?
— Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?
— В чем ценность фольклорных произведений для детей?
Дискуссия.
Входит бабушка – забавушка:
Домом жить – не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить!
Домом жить – обо всем тужить!
Дом вести – не лапти плести!
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она приберет, она позовет,
Одним одна за всех отвечает!
— Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
В гости к вам пришла я бабушка – забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пяток подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых, сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, все возможно. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается».
Бабушка – забавушка:
Во поле во долинушке
Выросла калинушка
Взрослые в поле пришли
Хороводы завели.
Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.
Хоровод «Ходит Ваня»
Бабушка – забавушка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.
Упражнение «Как помочь?»
Хозяюшка показывает родителям картинки с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы, и обосновать свой выбор.
Литературный конкурс:
«Узнай и назови» — на выставочном стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываю отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка.
«Закончи пословицу»
Пантомима «Герой потешки» — есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. Вот и мы с вами покажем такого героя без слов – пантомимой.
«Туесок скороговорок» — туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.
«Темная лошадка» — описать героя. Персонажа потешки, сказки не называя его.
Работа с игрушкой
Предъявление игрушки, выразительное рассказывание потешки «Котя, котенька, коток», обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами.
Хозяюшка:
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
— А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов)
Рисуем книжку – малышку «Козушка – белоногушка».
Бабушка – забавушка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют
Всех потешают.
И взрослые. И дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки. А как начинается игра? Сначала выбирают водящего игры, т.е. считаются. Давайте выучим считалку:
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.
Игра «Карусель» (с ленточками).
Хозяюшка :
— Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:
И Ольга Юрьевна приди,
И Ольга Николаевна приди,
И Инна Евгеньевна приди,
И Маргарита Сергеевна приди,
А Наталья Николаевна – ну, пожалуйста,
Стала Хозяюшка гостей угощать:
Надежде Александровне блин,
И Наталье Владимировне блин,
И Елене Владимировне блин,
И Любовь Николаевне блин,
А Елене Юрьевне – мятный пряничек.
— Сегодня блины у нас за столом – горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» —
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Чаепитие у самовара.
— Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.
Источник
Светлана Сторожева
Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой.
Белгородчина – уникальный регион Юга России, где зародились инструментальная и хореографическая традиции, ярко выраженная семейно-бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного поэтического творчества, многообразие народных сказок, промыслов и ремёсел.
Традиционный фольклор в современных условиях в крае сохранился по-разному. Неодинакова картина бытования даже одного или нескольких жанров фольклора в различных сёлах и деревнях.
Села Белгородской области испокон века были и во многом остаются не только хранителями, но и носителями и творцами народной культуры. Прекрасные старинные песни, народные сказки – все это берегут и развивают именно села, которые всегда сохраняли духовные ценности, национальные обычаи и традиции и по-своему питали русскую культуру.
Сегодня необходимо обратить внимание на возрождение духовности людей, национального самосознания и культуры.
Работая психологом дошкольного образовательного учреждения, я обратила внимание, на влияние малых форм фольклора таких, как сказки, пестушки, стихи, прибаутки на детей раннего возраста.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Сказка, неизменный, как бы обычный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл.Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Велика её роль и в плане эстетического развития личности. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок.
В народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома. Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо, поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
В режимных моментах в своей работе активно используем фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход в работе по развитию речи через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
Таким образом, использование малых форм фольклора,способствует:
1. Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
2. Развитию памяти.
3. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.
Особую значимость фольклор представляет впервые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии.
Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. -24
4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
6. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985
7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -1991
Источник
Родительское собрание во второй младшей группе
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Форма: «Посиделки в «Русской избе»
Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
1.Уточнить названия жанров фольклорных произведений.
2.Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
3.Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.
Материал: Анкеты, бумажные лепестки цветов, стенд, иллюстрации потешек, карточки, цветные карандаши, листы А5, клей.
Ход собрания:
(звучит русская народная мелодия)
Хозяюшка (воспитатель I): Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем! Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!
(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).
Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение).
Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).
Предлагаю родителям заполнить анкеты
Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи»
Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
1.Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа?
2.Какую одежду носили на Руси?
3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
4.Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
5.Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
6.Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки, потешки?
7.Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
8.Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?
9.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
10.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
11.Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли о них малыш?
12.Какие народные игры Вам знакомы? Играете ли Вы в них с ребенком?
13.Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуры в детском саду? Если «Да», то почему?
14.Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?
Дискуссия.
Входит Бабушка – Забавушка (воспитатель II):
Домом жить – не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить!
Домом жить – обо всем тужить!
Дом вести – не лапти плести!
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
— Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
В гости к вам пришла я Бабушка – Забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пяток подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, все возможно. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается».
Бабушка – Забавушка: «Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку».
Упражнение «Как помочь?»
Хозяюшка показывает родителям картинки с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы и обосновать свой выбор.
Литературный конкурс:
«Узнай и назови» — на стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываю отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка.
Работа с игрушкой
Предъявление игрушки, выразительное рассказывание потешки об этой игрушке («Котя, котенька, коток», «Петушок, петушок», «Сорока – Белобока»).
Хозяюшка:
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
— А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла» в исполнении оркестра народных инструментов)
Рисуем книжку – малышку «Козушка – белоногушка».
Бабушка – забавушка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют, всех потешают.
-Взрослые и дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки.
Знакомство родителей с игрой малой подвижности «Карусель».
Хозяюшка:
— Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:
И Ольга Юрьевна приди,
И Ольга Николаевна приди,
И Инна Евгеньевна приди,
И Маргарита Сергеевна приди,
А Наталья Николаевна – ну, пожалуйста,
Стала Хозяюшка гостей угощать:
Надежде Александровне блин,
И Наталье Владимировне блин,
И Елене Владимировне блин,
И Анне Николаевне блин,
А Елене Юрьевне – мятный пряничек.
— Сегодня блины у нас за столом горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» — так в народе говорят.
«Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд».
(Чаепитие у самовара)
Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла вам понять роль русского народного фольклора — как богатейшего материала для успешного развития речи детей.
Источник