Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Марина Красноруцкая
Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС до): пути решения»

Публичная лекция на тему: <<Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения&gt;>.

— Рада приветствовать всех! Тема моей публичной лекции вовлечение родителей в образовательный процесс в соответствии с Федерльным государственным образовательныйстандарт дошкольной организации: пути решения.

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность.

Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью Дошкольного Образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является СОТРУДНИЧЕСТВО.

Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Самыми эффективными формами взаимодействия с родителямивоспитанников являются:

1. Коллективные.

2. Индивидуальные.

3. Наглядно – информационные.

4. Информационно-коммуникативные.

Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя:

родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной, пожалуй, это моя самая любимая форма. Я провожу различного рода круглые столы, КВН, викторины, так же мастер-класс, педагогические гостиницы, открытые просмотры)

Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила родительское собрание, был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены родителям, и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство родителей подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.

– совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении организованной образовательной деятельности.

– проведение акций различной направленности, например, благотворительные (Недавно в нашем детском саду прошла благотворительная ярмарка «ДАРЫ ОСЕНИ», родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).

– Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня,вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

А вот форма наглядно –информационного взаимодействия включает в себя:

– групповой альбом;

родительские уголки;

– так же родительская газета;

– фотовыставки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей:

Педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.

Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.

Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье. Мне кажется, что с этой задачей я справляюсь, родители моих воспитанников самые открытые и чуткие, они легкие на подъём. С уважением и вниманиям относятся к моим светам и просьбам.

Но я не останавливаюсь на достигнутом, я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» — «детский сад № 33».

Консультация для родителей.

«Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

hello_html_faa0a8a.jpg

г. Славгород 2019

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Цель и задачи обучения и воспитания дошкольников должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Статья 44 Закона об образовании РФ, гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А также о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Семью часто называют “школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает и обучает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют данную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают и учат своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации, на основании Закона об образовании и ФГОС ДО, заложены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.

Таким образом, мы видим, что родителям и другим членам семьи обучающихся отводится роль участников образовательных отношений с выполнением всех предполагаемых функций.

Какова польза от сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования детей?

Чем больше (разностороннее) взаимодействие между членами семьи и сотрудниками детского сада, тем легче и естественнее решаются педагогические задачи и тем меньше нагрузка на ребенка.

Польза для детей:

— дети чувствуют настоящий взлет самосознания и гордости, если их родители принимают активное участие в жизни группы;

— между детьми и родителями устанавливается чувство взаимной заинтересованности;

— ребенку проще достигнуть взаимопонимания по поводу детсадовских событий;

-дети получат опыт общения с другими взрослыми (не родители и не воспитатели), имеющими другой социальный опыт, другой стиль речи;

-дети из неполных семей смогут частично реализовать потребность в общении, получат другие знания, получат больше внимания.

Польза для родителей

— ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенка

видят, как их ребенок общается с другими;

— начинают больше понимать в детском развитии;

— получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

— обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

— знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;

— устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;

— получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

Польза для воспитателей:

— проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

— понять, как родители мотивируют своих детей;

— увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

— узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);

— получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.

Есть много возможностей для участия родителей в ежедневной жизни группы. Варианты выбора:

— участие в работе утреннего сбора и в работе в Центрах активности. Родители могут предлагать свои идеи по темам проектов, содержанию, приносить материалы или книги, делиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого не нужно обладать педагогическими способностями — дети будут рады, если родители просто будут в группе, поговорят, поиграют с ними. Можно не включаться в игры и занятия, просто понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.

— участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы на интересующие их темы и у воспитателей не всегда есть нужные знания. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой;

— можно быть руководителем кружков или студий;

— посещение с детьми группы организаций, музеев, выставок;

— участие в работе семейной гостиной – помощь в консультировании или обучении других родителей, в выдаче книг и игрушек;

— помощь в пополнении фондов детского сада за счет игрушек и книг, журналов и материалов, которые больше не нужны;

— персональные проекты

-творческие встречи/выставки/фотоотчеты и т.д.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты образовательной и воспитательной работы.

Самыми востребованными являются досуговые формы организации взаимодействия детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества.

Для плодотворного сотрудничества и взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения родителям необходимо регулярно в процессе индивидуального общения с педагогами обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Источник

Светлана Ткаченко
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством совместного творчества педагогов, детей и родителей

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Не все родители открыто идут на контакт. В большинстве случаев, заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду не наблюдается. Каждый интересуется только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

С появлением стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.

В ходе наблюдения за детьми установили, что многие дети младшего дошкольного возраста замкнуты, и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда говорят о своей семье, а также увидели, что дети предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Важно установить доверительный контакт между семьей и детским садом. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

2. Цель: вовлечение родителей в воспитательно — образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей.

Для реализации поставленной цели выделили следующие задачи:

1. установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;

2. создать условия для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;

3. способствовать творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);

4. формировать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

3. Ожидаемые результаты

Родители готовы решать проблемы своих детей вместе с педагогами и совместно создавать условия для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.

Формы взаимодействия педагогов с родителями

Педагоги ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников:

1. Изучение социального статуса семей, их пожеланий. Это:

• посещение на дому,

• беседы,

• заполнение анкет,

• анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

2. Наглядные формы работы:

• информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,

• письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,

• оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.

3. Мероприятия для родителей в детском саду – это:

• индивидуальные беседы,

• организация встреч родителей со специалистами ДОУ,

• проведение групповых праздников, развлечений,

• проведение родительских собраний,

Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.

Мы добавили такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:

• для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,

• к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,

• к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.

Воспитатели предложили на родительских собраниях консультацию «Влияние творчества детей на их социальную адаптацию», памятку для родителей «Творческие игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Родители с интересом приняли участие в мастер-классах и затем дома с детьми изготовили поделки для групповых выставок.

Совместные занятия творчеством родителей и детей развивают глубокие доверие в их отношениях. Кроме того, они оказывают положительное влияние на развитие правильных качеств ребёнка и учат его эффективному сотрудничеству. При этом конкретный вид совместной деятельности большого значения не имеет.

Творчество – это отличный способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи. Творческий ребенок всегда найдет большее число решений любой проблемы, поскольку его мышление будет выходить за рамки типичного восприятия.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Творчество снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю выставку его работ). При игровом, творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу.

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждый тематический блок мы планируем формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

III. Заключение

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества.

Радует, что дети с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе. Проигравших не бывает, поскольку каждый родитель стремится, чтобы его ребёнок получил приз.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Источник