Восприятие и движение в развитии ребенка

Восприятие и движение в развитии ребенка thumbnail

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» — восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Механизм и виды восприятия

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Источник

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

В основе чувственного познания лежит тактильно-двигательное восприятие; «тактильный» от латинского слова «tactilis » — осязательный. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью исключительно зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температуры (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, возникающие при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

Формирование тактильных ощущений у детей с интеллектуальной недостаточностью сильно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и, как следствие, большое количество ошибок при распознавании объектов. Осязательные движения хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Обычно дети удовлетворяются первым распознанием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются невоспринятыми.

Сложность создания осязательного образа предмета объясняется необходимостью формирования его на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникают и разные образы: в процессе ощупывания — объемный, который может быть воспроизведен, например, в лепке; при обведении — контурный, плоскостной, воспроизводящийся, например, в рисунке. Практика работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью подтверждает, что наиболее полные представления возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным, потому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Работа по формированию тактильной чувствительности проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках:ощупывание предметов с различной поверхностью, обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание, обведение пальчиком по контуру, др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, обозначение словом свойств и качеств используемых материалов, признаков предметов;ощупывание отдельных предметов с закрытыми глазами, обозначение словом свойств и качеств используемых материалов, признаков предметов;ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глазами, обозначение словом свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор из 2 предметов);нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор из 3-5 предметов);

нахождение контура предъявленного предмета из нескольких предложенных (3-4);определение по контуру самого предмета с закрытыми глазами;нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми глазами.

Повышению тактильной чувствительности способствуют пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук, специально подобранные сенсорные игры, которые построены по принципу постепенного усложнения: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога — к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем с закрытыми глазами. В играх приходится создавать особые условия для формирования тактильнодвигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку, др.

Конспекты занятий

Тема: Развитие тактильной чувствительности

Задачи:закреплять умение определять на ощупь знакомые предметы, контуры геометрических фигур;совершенствовать зрительно-двигательные координации руки и глаз;развивать тактильную чувствительность, тактильную память.

Оборудование: мешочек с мелкими предметами различной формы, величины и фактуры (линейка, карандаш, мячик и др.), набор плоскостных геометрических фигур, бумага, фломастеры.

Ход занятия:

1.Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения для расслабления рук (плавные поочередные потряхивания руки от плеча).

Массаж (поглаживающие и разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию) и пассивные упражнения для пальцев рук (поочередное сгибание пальцев с помощью другой руки).

2.Дидактические игры на тактильные ощущения

Игра «Узнай предмет на ощупь»

В непрозрачный мешочек положить знакомые ребенку мелкие предметы (линейку, ластик, карандаш, ложку, мячик, расческу и др.). Ребенок на ощупь узнает, что за предметы находятся в мешочке.

Вариант:Предложить ребенку достать из мешочка называемые предметы.

Игра «Определи фигуру »

Дети рассматривают плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник); поочередно обводят фигуры по контуру пальчиком под зрительным контролем педагога и объясняют свои действия.

Каждый ребенок должен определить на ощупь (с завязанными глазами) предложенную геометрическую фигуру, обследуя ее по контуру.

Игра «Угадай фигуру»

Упражнение выполняется в парах: один ребенок рисует контуры геометрических фигур на ладони другого, второй ребенок (с завязанными глазами) отгадывает их.

3.Физпауза «Мы считаем»

Поочередное разгибание пальцев правой (затем левой) руки, начиная с большого:

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

4.Упражнение «Нарисуй с закрытыми глазами»

Упражнение выполняется в парах: один ребенок рисует пальчиком (с завязанными глазами) на поверхности стола названные геометрические фигуры, другой ребенок контролирует правильность выполнения упражнения и оценивает результат. Затем дети меняются ролями.

Вариант:Ребенок рисует фломастером на ватмане или мелом на доске и при этом сам оценивает точность нарисованного контура геометрической фигуры, исправляет ошибки.

5.Рефлексия занятия

Слова педагога: «Как ваши пальчики узнавали фигуры? Какие задания вы выполнили более точно? »

Тема: Развитие тактильных ощущений

Задачи:развивать точность осязательных движений;учить обозначать словом свои тактильные ощущения;закреплять алгоритм осязательного обследования различных предметов.

Оборудование:пособие «пирожок» (из поролона), модель «волшебный круг», емкости с горохом (фасолью), мелкие игрушки, предметы, геометрические тела, косынка.

Ход занятия:

1.Упражнения для развития мелкой моторики

Самомассаж пальцев рук с проговариванием:

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки»

Ребенок делает «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать (и педагог может просунуть в такой кулачок свой палец), и «крепкие» кулачки, которые не разожмешь.

2.Упражнения на развитие осязательных ощущений

Игровое упражнение «Пирожок»

Ребенку предъявляются 2 поролоновые полоски в форме пирожка, склеенные между собой. Между ними вклеены горох, фасоль, бобы. Ребенок должен узнать, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, что в «пирожке».

Игровое упражнение «Волшебный круг»

Картонный круг (диаметр 20-25 см) разбит на 4 сектора, каждый из которых оклеен разными материалами: атласная ткань, бархатная бумага, наждачная бумага, тетрадная бумага. Детям предлагается ощупать каждый сектор круга, назвать материал и сказать о своих ощущениях относительно поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, приятная, покалывающая, др.).

Затем это же упражнение выполняется с завязанными глазами: ребенок на ощупь определяет материал предложенного сектора круга, называет его, говорит о своих ощущениях.

Игровое упражнение «Осязательная ванна»

Детям предлагается в емкости, заполненной горохом или фасолью, найти спрятанные там мелкие предметы (шарик, кубик, карандаш, ластик, машинку, др.).

3.Физпауза «Скок-поскок»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

Дети имитируют все движения.

4.Дидактическая игра «Определи предмет»

Педагог опрашивает, как можно узнать предмет на ощупь, какие движения рукой необходимо сделать (просит продемонстрировать). Далее предлагает поиграть.

Ребенок сидит за столом с завязанными глазами. В руки ему дают различные игрушки или геометрические тела, которые он на ощупь должен узнать и назвать.

5.Рефлексия занятия

Слова педагога: «Как с помощью рук можно определить поверхность? В каких упражнениях вы были наиболее успешны?»

Тема: Ловкие руки (поисковые движения рук)

Задачи:развивать поисковые движения кисти руки;воспитывать культуру активного осязания;учить алгоритму осязательного обследования различных предметов.

Оборудование:набор цветных палочек, разноцветных пуговиц; емкость с разноцветными пластмассовыми шарами, детские игрушки, мешочек, массажные мячи, катушки с нитками.

Ход занятия:

1.Упражнения для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «На работу» с проговариванием:

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Ребенок сжимает пальцы в кулак и затем поочередно разгибает их, начиная с большого (2 раза каждой рукой).

Самомассаж рук с помощью маленьких мячей с гладкой поверхностью, с шипами.

Наматывание нитки на катушку.

2.Упражнения на развитие поисковых движений кистей рук:

Игровое упражнение «Занимательные палочки»

Перед ребенком лежит комплект из 20 палочек (2-4 цвета).

Ребенок называет цвет, сортирует палочки по цвету, раскладывая их в соответствующие коробочки, сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками одновременно.

Игровое упражнение «Пуговки»

Ребенку предлагается рассортировать с завязанными глазами на ощупь пуговицы 3-4 размеров, разложив их на кучки по размерам.

Игровое упражнение «Осязательная ванна»

В емкости, заполненной разноцветными пластмассовыми шарами, на ощупь найти резиновые мячи большего размера, чем пластмассовые.

3.Физпауза

Педагог говорит:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая — Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряженье…

И становится понятно — Расслабление приятно.

Дети расслабленно сидят на стульчиках, закрыв глаза. По окончании слов педагога встают, потягиваются. Упражнение повторить 2 раза.

4.Дидактичебкая игра «Чудесный мешочек»

Педагог показывает разные игрушки небольшого размера (например, кубик, мячик, чашечка, собачка, кольцо и др.), обсуждает с детьми, как можно их узнать на ощупь, какие движения руками нужно для этого совершить. Затем складывает все игрушки в «чудесный мешочек» и предлагает детям по очереди найти на ощупь ту игрушку, которая будет названа.

После работы с первым мешочком берется второй, наполненный схожими, но иными игрушками. Дети на ощупь находят названную игрушку.

5.Рефлексия занятия

Слова педагога: «Каким образом можно определить предмет? Какие упражнения ваши руки выполняли более ловко и точно? »

Тема: Ловкие руки (соотносящие движения рук)

Задачи:развивать соотносящие движения рук;формировать точность движений кистей рук;закреплять умение определения на ощупь знакомых предметов;развивать зрительную память.

Оборудование:бусинки разного цвета, карточка с образцом чередования цветов, нитка, альбомные листы, цветные карандаши, тактильное панно «Поляна в лесу»; игрушки (мяч, кегли, кукла, др.), махровая варежка, повязка на глаза.

Ход занятия:

1.Упражнения для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» с проговариванием:

На моей руке пять пальцев,

Пять умельцев, пять хватальцев.

Чтобы трогать и лепить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять.

Дети поочередно сначала сгибают, а потом разгибают пальцы правой (затем левой) руки, обеих рук одновременно.

Самомассаж: погладить левой рукой правую и наоборот (использовать для этого специальную махровую варежку).

2.Упражнения на развитие соотносящих движений рук

Упражнение «Собери бусы»

Предварительно рассматривается карточка с образцом чередования цветов при собирании бусинок, затем ее убирают, и дети по памяти выполняют задание.

Игра «Поляна в лесу» (тактильное панно)

Ребенок получает задание: рассмотреть сенсорную панель для рук, изображающую сюжет «Поляна в лесу», изготовленную из съемных деталей, прикрепленных с помощью мелких и крупных кнопок, крючков, липучек и т.д.; запомнить расположение деталей; затем «собрать все грибы, цветы, плоды и т.д.» (то есть снять все мелкие съемные детали); «создать» «Поляну в лесу» по памяти (поместить все детали на панно).

Рисование кругов одновременно двумя руками на разных листах в течение одной минуты.

3.Физпауза (упражнения — имитации для расслабления рук)

Стряхивание воды с кистей рук (поочередно с правой и левой, одновременно).

Полоскание белья.

Поглаживание кошки.

4.Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

Ребенку завязывают глаза, дается в руки игрушка (машинка, ведерко, кегля, кукла, юла, др.). Он должен на ощупь узнать и назвать игрушку. Педагог напоминает о тех движениях рук, которые помогают определить предмет.

5.Рефлексия занятия

Слова педагога: «В каком задании вы были более успешны? Попрощайтесь со мной без слов, только движениями рук».

Источник