Восприятие художественного литературы для развития речи ребенка

Восприятие художественного литературы для развития речи ребенка thumbnail

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность, а также умение ориентироваться на будущее, уметь переходить к новым видам деятельности. Современный дошкольник должен уметь воспринимать и творчески подходить к любой жизненной ситуации, должен уметь самостоятельно принимать серьезные решения и уметь нести за эти решения ответственность. Но готовность к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста не может появиться сама по себе, она проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности, его творческого потенциала [2, c.126].

Дошкольное образование является главной основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляется очень много важных требований, а также вводятся единые стандарты, которых должны придерживаться все дошкольные образовательные учреждения. ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое [1, c.65].

Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение [4, c.15].

В старшем дошкольном возрасте начинается совершенно новый этап в развитии интереса к художественной литературе. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие художественной литературы было пока еще совмещалось с другими видами деятельности, и прежде всего с игровой деятельностью, старшие дошкольники переходят к стадии развития собственного художественного отношения ко всему искусству, и в частности к художественной литературе. Восприятие старшими дошкольникам художественной литературы является наиболее важным средством воспитания у них культуры поведения в целом.

Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего развития как активной личности. Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация содержательной и интересной жизни ребенка старшего дошкольного возраста.

Приобщение старших дошкольников к художественной литературе является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования, так как, в третьем тысячелетии, современное общество столкнулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В данном случае, прежде всего, страдают, дети дошкольного возраста, теряя связь с чтением художественной литературы в семье.

Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, как основного средства развития их связной речи, обусловлено следующими причинами: во-первых, приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе используется в неполном объёме, и затрагивается только её поверхностная часть; во-вторых, возникает общая потребность в передачи и сохранении чтения в семье дошкольника; в-третьих, воспитание детей старшего дошкольного возраста художественной литературой не только дает им радость, творческий и эмоциональный подъём, но и становится основой всего русского языка.

По весьма актуальной проблеме восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста работали многие ученые, такие как Зимняя И. Л., Морозова Н. Г., Никифорова О. И., Окорокова М. И., Светловская Н. Н.

В психологической литературе существуют разные подходы к определению понятия «восприятие». Следовательно, психолог Л. Д. Столяренко рассматривает восприятие как основной психологический процесс, который отражает предметы и явления действительности в совокупности всех их различных частей и свойств при прямом воздействии их на органы чувств.

По мнению исследователя М. Р. Львова, воспринимая художественное произведение на слух, дошкольник через форму, ориентируясь на мимику, интонацию, жесты проникает в суть всего произведения.

В исследованиях Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Л. М. Гурович и др. авторов тщательно прослеживаются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста [3, c.92]. Восприятие дошкольниками художественной литературы рассматривается как активный и самостоятельный процесс, который предполагает не пассивное содержание, а именно деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам лично присутствует и принимает участие в событиях художественного произведения.

О. С. Ушакова предполагает, что художественная литература объясняет старшем дошкольнику жизнь всего нашего общества и природы в целом, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Произведения художественной литературы развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его эмоциональное развитие. Велико ее познавательное, воспитательное и эстетическое значение, так как, увеличивая знания старшего дошкольника об окружающем его мире, она воздействует на развитие его личности, а также развития умения тонко почувствовать форму своего родного литературного языка. Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения [5, c.217].

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы, нами выделены два основных периода в эстетическом развитии старших дошкольников: от 2 до 5 лет, когда искусство родного слова становится для него самоценным.

Таким образом, процесс восприятия художественного произведения очень заметен в старшем дошкольном возрасте. Ученые отмечают такую особенность художественного восприятия произведения старшим дошкольником, как чувственное сопереживание главным героям художественных произведений. У детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться способность уметь мысленно действовать в воображаемых им самим обстоятельствах, стараться, как бы становиться на место главного героя. Русские е народные волшебные сказки становятся любимыми у старших дошкольников, с их чудесными вымыслами, нереальной фантастичностью, насыщенных конфликтами, препятствиями, с активно развитым сюжетным действием, различных мотивов драматических ситуаций, с яркими и мужественными характерами героев художественных литературных произведений.

В. В. Гербова отмечает значение художественной литературы для усвоения дошкольниками в старшем возрасте грамматики родного языка, отмечая то, что средствами художественного литературного слова еще до обучения в школе, до усвоения дошкольником грамматических правил ребенок практически осваивает все основные грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из художественного произведения ребенок дошкольного возраста узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. При знакомстве с художественным произведением четко показана связь речевого и эстетического развития дошкольника, язык усваивается в своей эстетической функции [2, c.211].

Детская художественная литература должна использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности: справедливости и добра, чувства гражданственности. В связи с этим педагог дошкольного образовательного учреждения должен обратить особое внимание на отбор произведений для чтения.

Следовательно, художественное произведение привлекает старшего дошкольника не только своей яркостью и образной формой, но и своим смысловым содержанием. Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Сопереживание героям, умение следить за ходом развития сюжета, а также сопоставлять события, описанные в произведении, с теми, что ребенку приходилось наблюдать в реальной жизни, помогают ребенку правильно и быстро понимать реалистические сказки, рассказы, а к концу дошкольного возраста — перевертыши и небылицы. Невысокий уровень развития мышления снижает восприятие дошкольниками таких основных жанров, как поговорки, пословицы, загадки, басни и говорит о необходимости помощи взрослого.

Старшие дошкольника под руководством воспитателей дошкольного образовательного учреждения вполне способны увидеть целостность содержания всего литературного произведения и его основной художественной формы, уметь найти в нем главные образные слова и крылатые выражения, научиться чувствовать рифму и ритм стихотворения, научиться вспоминать образные средства, использованные другими детскими писателями [6, c.98].

Таким образом, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит: его необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, вполне возможно обеспечение восприятия литературного художественного произведения и осознание старшим дошкольником и его основного содержания, а также средства художественной выразительности.

Следовательно, самые важные качества, которые необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста являются: очень тонко развитое чувство восприятия, художественный интерес, коммуникативные навыки, воображение и умения работы с различными изобразительными материалами. По нашему мнению, именно такой подход, позволит развивать творческий потенциал личности ребенка старшего дошкольного возраста в художественной литературной деятельности наиболее эффективно.

Литература:

  1.                Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
  2.                Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2014. — 310 c.
  3.                Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2009. — Т. 1. — 128 с.
  4.                Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — № 12. — 2013. — С. 13–19.
  5.                Куксова Н. А. Художественное чтение в детском саду. — Минск: Нар.асвета, 2012. — 230 с.
  6.                Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Детство Пресс, 2013. — 128 с.

Источник

  1.   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
  2. детский сад №120 «Сказочный» городского округа Тольятти

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ  ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

   Подготовила: учитель-логопед Шебаршева А.Е.

       Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – дошкольный возраст. Именно в данный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная — это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – развитие речи через восприятие художественной литературы.  Именно в дошкольный период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

     В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Все чаще дошкольники предпочитают книге другие источники информации: телевизор, компьютер. Они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы для  детей:  колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Колыбельные песни в развитии речи детей несут мощный ресурс:

1. Обогащают словарь новыми  названиями  предметов  быта
«Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать.
А я буду напевать
Колыбелечку качать».
2. Обогащают словарь словами сравнениями
«Спи-ка Маша-солнышко,
Спи, жито зернышко.
Спи моя родная, Рыбка золотая».
3. Обучают разнообразным способам грамматического строя речи.
4. Развивают фонематический слух.

     Не меньшую роль в речевом развитии играют потешки, прибаутки, кричалки, скороговорки и считалки. Они предоставляют прекрасный речевой материал,  который  педагог использует в образовательной деятельности. Эти произведения содержат много красочных и ярких словесных  картинок,  что  позволяет  обогащать  словарный запас детей. Частое прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слов.  Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия.  Дети  запоминают  четверостишие  и  активно их используют в повседневной жизни. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием легко продемонстрировать действия, обозначенные словами, тем самым связать само слово с действием. Например, в  потешках «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д. Дети знакомятся с однокоренными словами («Котя, котенька, коток, Котя серенький хвосток»); со словами в уменьшительно-ласкательной форме («Петя, Петенька, петушок»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов.

      В работе  с  детьми   большое  внимание  уделяется загадкам, они являются важным приемом во всех видах образовательной деятельности.  Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

     В игре «Угадай по описанию», детям объясняют, что в любой загадке предмет не называется, а говорится,  какой  он: по  величине, по  цвету,  с чем  его можно сравнить, если это живой объект, то, что он любит делать или есть. Например: лексическая тема «Овощи»: зеленый, овальный, хрустящий и т. д. После отгадывания педагог предлагает детям самим составить загадки по остальным овощам.

     В образовательной деятельности можно использовать игры в рифмы, они не просто занимательны, они помогают ребенку прочно закрепить в уме словарь, познать иной смысл и значение слов. В игре «Доскажи словечко» дети рифмуют и добавляют в конце строки нужное по рифме слово:

Михаил играл в футбол
 И забил в ворота… (гол).

Опираясь на слог, придумать слово в рифму:

Из кармана у Аркашки
Вечно  сыпятся  бу…
За окном шумит буран
За стеной поет ба…

    Огромной любовью у детей пользуется сказка. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д. Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила». Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

Работа со сказкой включают в себя 3 основных направления:

  1. Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
    2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
    3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.      

      Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. В процессе совместного с детьми  чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии. При чтении стихотворений важно создать поэтическую атмосферу в ОД, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.

      Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем и культуру речи детей. Главным ее результатом считается  умение  говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

      Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, через восприятие художественной литературы необходимо определить основные направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно — пространственной среды:

  • создание книжного центра, куда войдут альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей;
  • дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Рифмы», «Кто и где спрятался»), по звуковой культуре речи («Звуковое домино», «Угадай песенку звука», «Кто так кричит?», на развитие связной речи, памяти, мышления, воображения у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой:», «Шиворот — навыворот», «Скажи по-другому» «Многозначные слова», «Фантазёры», «Животные и их детеныши», и др.);
  • картотеки (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
  • наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей XX век», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., подобраны сюжетные картинки.

2.Работа с детьми.

     Для работы с детьми по данному направлению в группе может работать детская организация «Книжные защитники», в которой воспитанники смогут чинить книги из своей группы.

    Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Создание детьми книжек – малышек, составленных по произведениям детских писателей.

    Речевое развитие через восприятие художественной литературы происходит через, следующие формы:

-беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

-пересказ сказки по ролям;                                                                                                     -рассказы из личного опыта;                                                                                                                                    — пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам,  от лица литературного героя;                                                                                                                               -составление сказок по аналогии;                                                                                          -придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

придумывание однокоренных слов;

-использование фразеологизмов в речи детей;                                                                                       -составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;                             -выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей.

3.Работа с родителями

      Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью можно организовать следующую работу:

-выставка дидактических игр для речевого развития детей;                                                       -конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри;                                                    -семейные чтения с родителями, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства;                                                                                                                      -консультации;                                                                                                                      -папки – передвижки.

    Рекомендуется еженедельно помещать в родительский уголок стихи для чтения или заучивания наизусть, загадки по данной лексической теме.  

     Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.

Источник