Воспитательный процесс как средство развития личности ребенка

Зам. директора по учебно-воспитательной работе Иванова И.Н.

Доклад на педагогическом совете, 2012 г.

Воспитательный процесс как средство формирования  личности подростка

Говоря о становлении личности подростка, хочется напомнить, что педагогика – это  наука о воспитании. Воспитание же эффективно, если оно системно. То есть создание воспитательной системы является условием целостного и гармоничного развития подростка.

В этой связи, тесно переплетаются основная цель и задачи воспитательного процесса – с одной стороны —  это создание условий для разностороннего  развития личности, с другой —  воспитание учащихся через формирование развитой личности.

В свою очередь «подходы», являясь фактически способами, методами, приемами педагогической деятельности, отвечают на вопрос «как сделать»? Причем, ни один учебник не подскажет нам, как именно нужно поступить в той или иной ситуации. А методология предполагает не одно единственное решение, а возможность выбора подходов, исходя из новой концепции воспитания, как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности.

При этом психологи выделяют 3  этапа становления личности:

1. Самопознание- понимание себя и своей роли в социуме (общее эмоциональное, социальное и интеллектуальное созревание).

2. Самоопределение- когда происходит не просто интерес к престижным профессиям, а адекватная оценка своих возможностей и выбор соответствующей профессии.

3. Самореализация- которая позволяет не только реализовать себя на рынке труда, но и сформировать жизненную философию и позицию, а также поведение, основанное на чувстве долга.

Ставя  личность в центр воспитательного процесса, мы понимаем, что основа воспитания – это прежде всего семья, не последнюю роль играет социум – общественные  организации, правоохранительные органы, СМИ и, наконец учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Этот процесс состоит из 4-х основных компонентов:

1. Целевой (цели и задачи воспитания)

2. Содержательный (направления воспитательной деятельности)

3. Деятельностный (приемы, методы, средства воспитания)

4. Аналитико-результативный (результат воспитательной деятельности и его анализ, как руководство к дальнейшим действиям)

Соединяясь вместе они реализуются в 8-ми основных направлениях воспитательной деятельности, так или иначе влияя на личность.

И к этой личности в  сегодняшнем обществе  предъявляются новые требования – сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, нужно не просто обладать набором профессиональных компетенций — необходимо стать профессионально-мобильным, т.е. постоянно и самостоятельно развиваться, изучать и осваивать  что-то новое, словом, нужно быть личностью творческой, целеустремленной, социализированной, ведущей здоровый образ жизни.

В идеале  предполагается, что данный набор требований формируется через реализацию и сочетание нескольких направлений воспитательной деятельности.

1-й блок деятельности – управленческий.

Мы все управляем учащимися, административный аппарат координирует деятельность всего образовательного учреждения. Воспитание происходит в процессе педагогического общения.  И необходимо, чтобы требования, предъявляемые к подростку или педагогу были разумно аргументированы.

Бывают ситуации, когда сложно грамотно сочетать стили педагогического общения. Здесь важно, чтобы административный стиль не перешел в авторитарно-устрашающий, а демократический  — в попустительский и заигрывающий.  На самом деле, трудно требовать от подростка быть вежливым, если мы сами позволяем себе грубость. Трудно агитировать за здоровый образ жизни, если мы сами курим. Сейчас принято критиковать стиль воспитания Макаренко, мне лично очень импонирует его высказывание «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».

2-й блок деятельности – психолого-педагогический.

Все у кого педагогическое образование, имеют основы знаний по психологии, но мы все понимаем как нам их не хватает. А, порой, в воспитательной работе, особенно с учащимися «группы риска», решающую роль играет умение создать доверительные отношения с подростком, увидеть своеобразие его внутреннего мира, понять мотивы отношений и поведения, вовремя скорректировать их.  В особенно сложных ситуациях необходимо обращаться к психологу Литвиненко Е.А.

Индивидуальная работа с детьми группы риска строится по следующей примерной схеме:

1. Беседа с учащимся мастера п/о и Кл. руководителя (объяснительная с учащегося).

2. Беседа на собрании группы (составление протокола).

3. Работа с семьей (посещение, контакт с родителями).

4. Беседа с педагогом-психологом.

5. Беседа с социальным педагогом.

6. Беседа с зам. директора по УВР.

7. Вызов на Совет профилактики правонарушений.

8. Взаимодействие с субъектами профилактики (инспектор ОДН, сотрудники ФСКН, ЦРБ и др.)

7. Беседа на уровне директора лицея.

8. Обсуждение на Совете лицея.

9. Приглашение с родителями на педагогический Совет.

Учащиеся не прощают педагогу, когда он не держит слово. Учащиеся не принимают нашей непоследовательности, когда мы каждый день меняем решение по одному и тому же вопросу. Результат – отсутствие системы в выполнении единых требований.

3-й блок деятельности – досуговый.

Организация внеклассной работы является одним из самых сложных, но действенных методов воспитания. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах худож. самодеятельности  позволяет  подросткам реализовать и утвердить себя в глазах сверстников, что для них важнее учебы. Нам же важно создавать ситуации успеха, исключая давление и жесткую критику. С точки зрения всестороннего развития личности, занятия, например, в секции настольного тенниса не менее важны, чем успеваемость по дисциплинам.

Функционируют кружки:

1. Волейбол

2. Футбол

3. Парикмахер-универсал

4. Педагог-организатор

5. Компьютерный мир

6. Духовность и семья

7. Православная культура

8. Автомастер

И, продолжая  разговор о состоянии воспитательной работы в нашем лицее, хочется сказать, что система воспитательной работы у нас есть, со своими минусами, плюсами, но она присутствует. Присутствует,  как результат наших совместных усилий, начиная от воспитательной работы внутри каждой учебной группы, до работы на уровне администрации образовательного учреждения и взаимодействующих  общественных организаций.

На слайдах вы видите все направления воспитательной деятельности, которые реализуются в нашем лицее.

Читайте также:  Развитие ребенка по методике лазарева

Направления воспитательной деятельности:

1. Духовно-нравственное воспитание-воспитание личности с высокими моральными качествами (в том числе воспитание с помощью православной культуры) – экскурсии в музеи, соборы, храмы Московской области (Кобылкина О.П.)

2. Трудовое воспитание – учебный труд, освоение профессии, общественно-полезный труд

3. Патриотическое воспитание – военно-патриотическое направление работы с допризывной молодежью, которое возглавляет Токарев Вяч. Алексеевич. Внеклассные мероприятия патриотического  характера, встречи с ветеранами, создание музея и уголка боевой славы.

4. Культурно-просветительское воспитание – проведение предметных недель, творческих конкурсов и мероприятий.

5. Правовое воспитание – изучение права в рамках уроков истории, приглашение сотрудников ОМВД, ГИБДД, ФСКН. Главное право – право на жизнь (беседа с 1-м курсом инспектора ГИБДД, наш инспектор ОВД Левина Майя Павловна, представители ФСКН – беседы и дискуссии с видеоматериалами среди уч-ся 1-го, 2-го и 3-го курсов.)

6. Эстетическое воспитание – художественные и творческие конкурсы, воспитание худ. вкуса от интерьера учебного кабинета до одежды.

7. Физкультурно-оздоровительное воспитание – огромный блок работы под рук. Котова В.И. (Спартакиада – 9 видов спорта, дни здоровья, олимпийский урок, пропаганда здорового образа жизни – акция «День без сигарет», антинаркотическая акция «Мы выбираем жизнь» и др. )

8. Экологическое воспитание – посадка саженцев, озеленение п. Новое Моховое, областная акция «Студенческий лес», районная акция «Больше кислорода».

Все перечисленное является неотъемлемой частью огромной воспитательной работы с учащимися, которая стала  по сути системой профилактики преступлений, правонарушений, употребления ПАВ.

Основы педагогики и психологии гласят, что самым непродуктивным воздействием на подростка является наказание. И совершенно должно быть исключено унижение достоинства и оскорбление личности, особенно в присутствии сверстников. Мы должны заниматься системой профилактики и созданием условий для раскрытия лучших качеств подростков.

Разумеется все это очень сложно! И реалии таковы, что  наши списки учащихся «группы риска» неуклонно растут. В каждой группе есть особо сложные дети, которые являются учащимися «группы риска».  

Пути повышения эффективности воспитательной работы:

1. Максимально использовать приемы индивидуальной и коллективной работы в группе  — мастер и кл.рук.-гл. авторитет, создают традиции коллектива группы, умения общаться, оказывать взаимопомощь и поддержку

2. В работе с н/л опираться на семью (условия жизни, взаимоотношения с родителями и др. членами семьи). Родительские собрания.

3. Шире и продуктивнее использовать возможности взаимодействия образоват. учреждения с субъектами профилактики (отдел опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОМВД, ФСКН, ЦРБ, реабилитационные центры- Ариадна, Жизнь, молодежные центры и объединения, в том числе и по военно-патриотическому воспитанию, ГИБДД, МЧС, Лесное хозяйство, отдел профилактики асоциальных явлений Мин. обр. МО).

4. Совет ученического самоуправления

5. Психолого-педагогическое сопровождение – диагностика 1-го курса, характеристики и обобщенные рекомендации Кл. руководителям. Памятки по работе с детьми «группы риска».

6. Нехватка психолого-педагогический знаний – организация семинаров для инженерно-педагогического коллектива.

7. Практика тематических классных часов. (папки в методическом кабинете в помощь Кл. руководителю)

8. Методические комиссии – вопросы воспитания

Вывод:

Таким образом, выстраивая взаимосвязь между воспитательным процессом и формированием личности подростка, нужно помнить, что успех работы в данном направлении зависит от наших коллективных усилий, от умения создать комфортную среду для развития личности с целостным, разносторонним отношением к жизни.

Источник

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Читайте также:  Значение рисования в развитии ребенка

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Источник

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.
Читайте также:  Центр развития ребенка в воркуте

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Источник