Воспитательные системы направленные на развитие ребенка
Этери Хубиян
Современная система воспитания дошкольника
Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированы на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания,должна базироваться одновременно на двух принципах:
1. Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса).
2. Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).
Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования – переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, обобщении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно ярко проявляется в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.
В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.
Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития)потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.
Дошкольного образование не будет осуществлено, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления. Основными показателями готовности педагога к реализации дошкольногообразования авторы концепции выделяют следующие:
1) способность работать в личностной парадигме;
2) профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями;
3) готовность к саморазвитию, способность вписываться в постоянно изменяющуюся среду, рефлектировать.
Актуальна задача включения родителей в процесс дошкольного образования ребенка.Авторами концепции разработаны направления решения этой задачи:
1) участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровнях;
2) пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами образовательных учреждений, занимающихся дошкольным образованием;
3) помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим дошкольного образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов.
Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов,в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.
Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет: -формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; — умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; — владением информационными технологиями; — умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; — умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.
Список использованной литературы
1. Арапова-Пискарева Н. А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. — №5. – 2005. – С. 64-73.
2. Денякина Л. М. Современное понимание реализации преемстве-нности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Преемственность между дошкольнойи начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. – М.: АПКиППРО,2005. – С. 5-13.
3. Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (Проект) //Начальная школа плюс До и После. — №8. – 2006. – С. 4-12.
4. Маханева М. Д. Обновление содержания дошкольного образования //Управление ДОУ. — №4. – 2005. – С. 8-9.
5. Миронова О. П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка // Управление ДОУ. — №2. – 2003. – С. 8-13.
6. Ренгелова Е. М. Преемственность в воспитательном процессе. //Преемственность между дошкольнойи начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. – М.: АПКиППРО,2005. – С. 18-2045.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Академия,1999. – 344с.
Источник
«Построение воспитательной системы, направленное на всестороннее развитие личности ребёнка»
Воспитательная система характеризуется следующими основными чертами:
Ситуация воспитания несет побудительную и ориентированную основу поведения. Таким образом, конструируя личност- но-корректирующую ситуацию, мы можем с достаточной степенью уверенности судить об ожидаемых поведенческих реакциях, прогнозировать направленность личностных изменений в результате разрешения ситуации, своевременно готовить меры педагогической поддержки.
Воспитание направленно на мотивационно-личностные регуляторы поведения. Серьезные изменения в поведении могут произойти лишь в случае глубинных преобразований мотивации. Исходя из этого положения и должна выстраиваться реадапта- ционная деятельность.
Ситуация воспитания обусловливает становление внутреннего саморазвивающегося мира ребенка и одновременно возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации.
Механизм воспитания связан с феноменом совместной деятельности, с диалоговым представлением определенных ценностей, носителем которых для ребенка выступает другой человек или же социум. 5.
Ситуация воспитания сводится к определенным конструктивным элементам воспитательной ситуации, которые сохраняют определенную инвариантность при вариативности воспитательных задач. Это положение позволяет более внимательно подходить к поиску глубинной первоосновы воспитательных воздействий, искать условия соответствия воспитательных средств целям. В результате нередко наблюдается использование определенных, схожих ситуаций при решении различных проблем дезадаптации!.
В личностно ориентированном образовании исключительное значение имеет личность педагога. По мнению В.В. Серикова [201], успешная реализация личностно ориентированного подхода педагогами возможна только в том случае, если они будут соответственно подготовлены. Для этого от них требуется овладение следующими операциями:
• диагностикой личностных свойств и функций учащихся. В условиях эксперимента это достигалось организацией соответствующих семинаров, разработкой методических пособий по диагностике учащихся. Надо сказать, что эта операция вызывает особые затруднения у педагогов вследствие специфичности этого вида деятельности, недостатка времени;
• постановкой целей личностного развития учащихся на основе возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростко. Все педагоги, осуществляющие личностный подход на основе медико-психолого-педагогических характеристик учащихся, работают со специальными листами самоанализа уроков, которые помогают сконцентрироваться, определить цели и пути оптимального их достижения; •
проектированием новообразований в личностной сфере учащихся . Работа по этому направлению является во многом суммирующей деятельностью двух предыдущих. Продиаг- ностировав подростка, определив, какие качества нуждаются в саморазвитии, в чем состоит причина дезадаптации, происходит определение, какие возрастные особенности оказывают воздействие, что изменится при определенных педагогических ситуациях и т. д. ;
• определением возможностей создания личностно ориентированных педагогических ситуаций посредством конкретной учебно-предметной деятельности (на этом аспекте мы остановимся подробнее в последующих разделах);
• применением приемов диалоговой и игровой формы организации учебного процесса. Здесь, как уже отмечалось, большое подспорье оказывают творческие педагогические лаборатории, семинары и другие формы методической работы;
• определением и использованием критериев для оценки развития учащихся, личностно-развиваюших возможностей урока, эффективности работы. Безусловно, ведущее место здесь принадлежит научно-методической службе, работающей по созданию и апробации системы объективных критериев. Надо признать, что этот момент также является одним из наименее разработанных, и, следовательно, наиболее сложных. Для эффективной работы в рамках новой концепции необходим высокий личностный потенциал самого педагога. Это касается и реадаптационной работы. Если она проводится человеком, к которому у подростка существует предубеждение, который не является личностно-значимой фигурой в глазах подростка, в этом случае, несмотря на форму работы, эффективность деятельности педагога будет низкой. Поскольку и образовательный, и реадаптационный процессы характеризуются субъектными отношениями, то личностный фактор имеет огромное значение. Учитель должен являться личностью, чтобы способствовать саморазвитию других личностей.
Отмечая фундаментальную разработку теории личностно ориентированного образования, следует отметить, что наибольшие проблемы в настоящее время возникают именно в плане реализации идей новой парадигмы в практической деятельности учебных заведений. Это связано со многими факторами: личной неготовностью педагогов к работе по принципиально новым технологиям; несоответствием существующей системы управления и контроля и планируемых результатов личностно ориентированного образования.
Учителя понимают, что результатом работы в свете новой парадигмы является саморазвитие личности, которое трудно диагностировать, в то время как система административного контроля направлена на выявление «обученности» подростков, что не всегда является показателем его саморазвития.
Источник
Краткое описание документа:
Субъекты воспитательной системы:учащиеся, родители, педагогический коллектив.
Важнейшие принципы жизнедеятельности:
1. Гуманизация обучения и воспитания.
2. Гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса.
3.Личностно ориентированный подход к воспитанию.
Основные направления деятельности:
— создание и объединение детей в творческие коллективы;
— изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
— классные и общешкольные мероприятия;
— изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов.
Основные направления развития воспитания:
1.Перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, способного самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
5. Эстетизация школьной жизни. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.
6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
7. Воспитание детей в духе свободы, демократии, личного достоинства. С этой целью способствовать развитию школьного самоуправления, сообществ по интересам.
8. Формирование и укрепление школьных традиций.
9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.
10.Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
11. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.
В школе разработана модель воспитательной системы (приложение 1). Воспитательная работа ведется по следующим направлениям (приложение 2). Также ведется внеклассная и внешкольная работа по предметам (предметные викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели, спортивные соревнования, секции). Развитие ученического самоуправления («Жас Кыран», «Жас Улан», выпуск школьной газеты) , создание и соблюдение школьных традиций, совместное проведение досуга детей и родителей («Огоньки», походы, вечера, конкурсы, поездки, походы).
Особенности воспитательного процесса:
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
— корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
— изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
— ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как «человек» , «красота», «добро», «истина», «культура», «труд», «Отечество», «мир», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;
— создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
Проблемы воспитания:
На состояние воспитанности учащихся и выпускников школ оказывает огромное влияние вся социокультурная ситуация в обществе. Она и поражает первую (внешнюю) группу проблем:
Вторую группу составляют проблемы воспитания, порожденные внутренними причинами системы образования. Это:
— недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями;
— низкая эффективность воспитывающего потенциала детских организаций.
Чтобы вывести систему воспитания
Источник