Воспитательное пространство нравственного развития ребенка
Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ
Курочкина Екатерина Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 8»
Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности: мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников. Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками. Используя полученные материалы, мы выявили проблемы:
• дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
• недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников;
• недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье.
Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», направленной на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Авторами программы являются: Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования, способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях. Цели деятельности: объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Для достижения выбранной цели были определены задачи:
• развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
• обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;
• создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье, повышение педагогической культуры родителей;
• интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия;
• обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;
• обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении, прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.
Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки». Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария, эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования.
Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей:
• в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга;
• в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;
• в старшей группе обращается внимание на ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;
• Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.
Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является:
• создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно — образовательного процесса;
• обеспечение программно – методической художественной литературой;
• профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.
За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, экологическому развитию.
Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:
• заседания педагогического совета;
• семинары;
• консультации индивидуальные и групповые;
• дни творчества;
• открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса;
• презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс.
Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы, как:
• непосредственная образовательная деятельность;
• праздничные мероприятия;
• мини-музей;
• проекты, создание лепбуков;
• кружок «Истоки»;
• создание развивающей предметно – пространственной среды
В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя.
• Используемые активные занятия – высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают:
• активное участие всех детей группы в практической деятельности;
• субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;
• вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.
Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий.
С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции». Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.
Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.
Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника.
Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.
Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятие детьми и родителями ценностей внутреннего мира человека: Веры, Надежды, Любви, Мудрости.
Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.
Праведный труд дошкольников, организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека: труда на земле.
В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам, нравственным ценностям. В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку — ценность наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок». Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.
Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.
Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.
Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка.
Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения». Цель проектов: приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.
Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука — как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.
Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба». Родители являются активными участниками по созданию среды музея.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Работа с родителями осуществляется через:
• организацию ресурсного круга с семьями;
• мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки»;
• совместные конкурсы: «Светлая надежда», «Ожидание», «Рождественская елочка», «Пасхальное чудо».
Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо».
Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.
Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност:.
• экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;
• Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела», приобщиться к удивительному явлению радости труда.
Вывод: из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это:
• совершенствовать систему работы по духовно-нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;
• выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;
• обеспечить систему преемственности духовно-нравственного развития со школой.
Выступление хочется закончить словами:
«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».
(А. Г. Асмолов)
Источник
Ольга Приходько
Концепция духовно-нравственного развития личности
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия «педагог – ребенок — семья».
Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства может осуществляьтся через реализацию следующих задач:
— выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
— создание условий для организации данной работы в детском саду;
— разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей ;
— повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения;
— изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформляются уголки духовно-нравственного воспитания, в оформлении использованы элементы православной и народной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Существует необходимость создания картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».
Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
— игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
— продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
— театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».
В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с народной и патриотической музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святая Пасха», «Рождество Христово», «День Победы», «День освобождения родного города Сальска от фашизма» и т. д.
В системе «педагог – родители» взаимодействие с семьями может быть организовано в нескольких направлениях.
Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи.
Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.
Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.
Источник