Воспитательная система развития личности ребенка

Воспитательная система развития личности ребенка thumbnail

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» К.Д.Ушинский

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

В процессе образования и воспитания сложно открывать что-то новое, важно переосмыслить реализуемые воспитательные технологии и применить их в педагогической деятельности с учетом нового социокультурного мира.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рудольф Штейнер, основатель воспитательной системы вальдорфских школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Воспитательная система «справедливое сообщество» появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.

Проанализировав воспитательные системы С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и других известных педагогов можно разработать и применить авторскую систему воспитательной работы, в основу которой положена воспитательная система общей заботы.

Идея данной воспитательной системы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Именно данная система легла в основу моей воспитательной работы с обучающимися начальной школы.

Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства — прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.

Воспитание — процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая  учитывала бы интересы, способности, потребности обучающихся, их возможности и творческий потенциал.

Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.

Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.

Задачи:

формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;

развитие творческого потенциала обучающегося путем реализации его в различных сферах деятельности;

формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;

воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;

воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.

Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.

Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.

Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.

Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.

Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.

Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.

Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).

Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.

Безусловно, в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.

Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Портфолио помогает мне перенести педагогический акцент на самооценку, при этом успешно формируется самостоятельность ученика, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценивания.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Источник

Соловьёва Т.А., учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Кротовка Кинель-Черкасского района Самарской области

Воспитательная система класса как основа развития личности младшего школьника в условиях сельской школы

Современное общество предъявляет высокое требование к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный и воспитательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности обучающихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Запрос не просто на человека, а на Личность – главные идеи государственных документов: Закона «Об образовании», концепции модернизации, Конвенции о правах ребёнка. [1]

Итак, основной проблемой обучения и воспитания школьника является развитие его Личности. Нужна воспитательная система класса, которая обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывает интересы, потребности и способности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

Воспитательная система класса «Наша первая ступенька»

В соответствии с разработанной в Программе развития школы моделью формирования личности школьника на каждом возрастном этапе его развития нами была разработана воспитательная система класса «Наша первая ступенька».

Цель воспитательной системы класса — создание условий микросоциумом (классом, семьей, социальными партнерами) для развития познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности ребёнка, формирования системы отношений к миру и себе.

Актуальность заявленной цели обосновывается необходимостью повышения роли школы, семьи, учреждений дополнительного образования как институтов социального воспитания.

Задачи каждого из структурных составляющих воспитательной системы класса, в том числе при их соотношении:

1. «виды и формы воспитательной работы» (классные собрания, классные часы, мероприятия), «досуг»: развивать познавательные интересы учащихся, шире – развивать познавательную и мотивационную сферы учащихся;

2. «виды и формы воспитательной работы» (походы, семейные вечера, акции), «семья»: способствовать сплочению классного коллектива через организацию совместной деятельности старшего поколения с младшим;

3. «ученье», «здоровье», «досуг»: стимулировать реализацию творческих способностей ученика через направления воспитательной работы;

4. «общение»: формировать самоценность личности каждым ребенком, познание своего внутреннего мира;

5. «Я – гражданин», «ученическое самоуправление класса»: повышать социальную активность учащихся.

Структурные составляющие воспитательной системы класса и их соотношение

1. Учение

Важное место в своей работе мы отводим регулярным контактам с учителями, отслеживанием успеваемости каждого ребенка (в сравнении с учебой в прошлом году, в предыдущей четверти и т.д.) анализируем возникающие трудности, прогнозируем возможность будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по годам.

Каждую четверть составляем отчет об успеваемости каждого ребенка. Выясняются причины снижения успеваемости. После этого с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С этой же целью на родительских собраниях обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития, разбираются ситуации, обсуждается вопрос, как помогать дома. С учениками также проводятся классные часы по культуре учебного труда, развитию внимания и памяти.

2. Семья

Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.

В рамках этого направления проводятся совместные творческие дела, родительские собрания. Особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры «Вы — мне, а я — Вам». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Еженедельно (по пятницам) проводятся родительские часы. Эти встречи планируются и проводятся с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании. По необходимости мы приглашаем на эти встречи школьного психолога. Вот некоторые вопросы, рассмотренные на родительском часе в этом году («Дети и компьютер»; «Вредные привычки»). Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание. Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Но есть родители, которые с радостью сотрудничают с нами. Родители учувствуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие коллективные дела (походы, экскурсии, дни здоровья).

В начале первого, второго и третьего класса родителям были предложены тесты «Дети воспитывают родители. А родителей?» «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» (Е.Н. Степанова).[3] В таблице отражены произошедшие изменения.

Таблица «Сравнительная диагностика удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Предмет диагностики

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Ребенок – самая большая ценность в жизни родителей

40%

50%

82%

85%

Забота о ребенке для родителей — вопрос первостепенной важности

96%

100%

96%

96%

У родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка

30%

15%

10%

12%

Удовлетворенность родителей работой школы

86%

96%

88%

100%

3. Здоровье

Основные цели этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование потребности в здоровом образе жизни.

С этой целью была разработаны и проведены следующие мероприятия: беседы «Вредные привычки»; «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»; «Режим дня – мой помощник»; КТД «День здоровья»; праздник «Правила опрятности и аккуратности»; участие в конкурсе «Уголок здоровья»

У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых значимыми являются: участие в конкурсе плакатов и газет по здоровому образу жизни, проведение игры «Зарница».

4. Я — гражданин

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны. Этому способствует проведение познавательных бесед по теме «Я – гражданин России»; «История флага»; «История герба России», викторины «Государственные символы России», игрового часа «Волшебные ключики Солнца».

Для воспитания любви к родному краю помогают следующие мероприятия:

— классный час «История моего края», «Мой дом родной», «Кто мы? Откуда родом?», «Звездный час», «Мой первый друг, мой друг бесценный»; и др.;

— посиделки «Мои игрушки – мой особый мир» и др.;

— вечер-встреча «Самый добрый человек на земле», уроки Мужества (встречи с ветеранами ВОВ) и др.;

— исследовательские работы «Кротовские умельцы» и др.

— праздники «Кто во что горазд», «Дня русских народных праздников «Масленица», «Вербное воскресенье», «Рождественские посиделки» и др.;

— выставки «Мы и наши дети» (работы детей и родителей; родословные семейные реликвии; ребячьи сочинения и др.).

Эти и другие мероприятия помогают увидеть и почувствовать неповторимое своеобразие нашего края (природа, история, культура и др.).

5. Досуг

Основная цель – развитие творческой активности. Для этого проводятся беседы об увлечениях (музыка, танцы, компьютер, выжигание, пение, рисование). Также дети пишут сочинение – откровение «Мне нравится…», готовятся к посиделкам «Я Вам спою, расскажу, покажу…». На таких посиделках организуется выставка работ детей: рисунки, фотографии, вязание, изобретения, стихи, рассказы ребят о своих увлечениях. Посиделки заканчиваются концертом ребят, умеющих петь, читать стихи, играть на различных инструментах, танцевать. В конце года будет выпускаться рукописный журнал «О детство! Ковш душевной глуби!». В него войдут все лучшие сочинения ребят, их стихи, фотографии, рисунки.

6. Общение

Одной из важнейших идей этого направления является идея мира и не насилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Содержание направления направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.[5]

Основная цель этого направления – формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Это направление реализуется по нескольким направлениям:

1. Язык общения (вырабатываются навыки общения с внешним миром) — (методы упражнения подражательно – исполнительного характера).

2. Тайна моего «Я»(умение видеть и понимать себя) — (методы: игры, чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни детей, этюды на развитие выражать свои чувства страха, удивления, радости, презрения).

3. Как мы видим друг друга (создание специальных игровых ситуаций «Чистое общение»; «Разговор взглядов»; игры на соотнесение внешности человека и его духовного мира).

4. Этот странный взрослый мир (уроки мудрости; сюжетно – ролевые игры «Хозяюшка»,«В магазине»,«Интервью»; этюды «Дружная семья», «Заговор»; конкурсы рисунков «Моя семья» и т. д. ).

5. Фантазия характеров (моделирование нежелательного поведения «Эгоист», «Кривляка», «Злюка»).

6. Культура общения (игры-драматизации различных сказок; игры-конкурсы по проигрыванию сказок, беседы «Ваши добрые поступки», «Ответственность», «Жадина и жадность»).

7. Коллектив (игры «Лидер», «Киностудия», ролевая игра «Планета друзей», конкурсы «Устав класса», «Герб класса»).

8. Психогимнастика.

Эти мероприятия, проведенные с вдохновением, творчеством, привлечением в них собственного личностного начала, помогают почувствовать учащимся настоящую роскошь человеческого общения.[2]

7. Ученическое самоуправление класса

Главный упор в создании модели делается на детское самоуправление. Создавая органы классного самоуправления, мы ставим перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.[6]

Основу данного самоуправления составляют смешанные творческие группы, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Создание и работа с Советами класса при подготовке и проведении общешкольных мероприятий, поручений, смена командира класса позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят. Развиваются такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.

Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей учащихся к последующей гражданской деятельности, они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничать с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

Созданная модель организации самоуправления является рациональной и перспективной, но её нельзя назвать окончательной, так как в постоянно меняющемся ритме жизни её необходимо корректировать и совершенствовать, привлекая к работе максимальное количество ребят.

На этих семи составляющих, как на семи холмах, базируется моя рабочая формула «Учитель = Знаток + Артист + Врач». Ведь «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (А.Дистервег).[2]

8. Виды и формы воспитательной работы

Преимущественно воспитательная система класса реализуется через следующие виды и формы воспитательной работы: классные собрания, классные часы, беседа, час общения, ролевые игры, урок творчества, классный театр, конкурсы, викторины, экскурсии, вечера, походы, диспуты, акции.

Соотношение структурных составляющих воспитательной системы класса

Все эти направления воспитательной системы не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению «Общение», мы не забываем о родителях. Так совместно с родителями проводятся: мастерская общения «Моя семья», праздник «Вот и стали мы на год взрослее», «В нашем классе день рождения», «8 марта».

При работе по направлению «Я – гражданин», мы не забываем о следующих направлениях:

— «Здоровье»: был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», где папы не только участвовали в спортивном состязании, но и устроили показательное выступление «Защитники Родины»,

— «Учеба»: были проведены направленные часы «Мы школьники, а это значит», «Много знать – хорошо или плохо».

Воспитательная система класса – это открытая система. Родители, педагоги школы, работники учреждений дополнительного образования – сотоварищи на уроках, и во внеклассной деятельности. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: «День знаний», «День здоровья», «Золотая осень», «Новый году», «Отчизны верные сыны», «День матери», «День именинника», огонек «Мы и наши дети», «Урок мужества», вечер «Мир наших увлечений», «Вот и стали мы на год взрослее», совместные походы и поездки родителей и детей.

Вся воспитательная работа идет в содружестве со школьной детской организацией «Солнечный город». В развитии младших школьников используется социокультурный потенциал школы и села: музеи, библиотеки, СДК «Нефтяник», школьные кружки, бассейн (г.Отрадный).

Критерии оценки воспитательной системы класса

1. Развитие познавательной сферы:

1) произвольность психических процессов; 2)развитие мышления; 3) сформированность важнейших учебных действий; 4)развитие речи; 5) развитие тонкой моторики; 6) умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

2. Развитие коммуникативной сферы: 1) взаимодействие со сверстниками; 2) взаимодействие с педагогами; 3) соблюдение социальных и этических норм; 4) активность и независимость; 5) поведенческая саморегуляция.

3. Развитие мотивационной сферы: 1) наличие и характер учебной мотивации;2) устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

4. Формирование системы отношений школьника к миру и самому себе: 1) отношения со сверстниками;2) отношения с педагогами;3) отношение к значимой деятельности;4) отношение к себе.

Данные, полученные на третьем заключительном этапе функционирования воспитательной системы класса, свидетельствуют об эффективности предложенной нами воспитательной системы: изменилось отношение учащихся к миру и себе, уменьшились конфликты в классе, появилась заинтересованность в сотрудничестве и в совместной деятельности.

Критерием эффективности реализации воспитательной системы класса выступает достижение цели и задач воспитательной системы класса.

Показателем достижения цели и задач воспитательной системы класса является положительная динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности, формировании системы отношения к миру и себе.[4]

Таким образом, разработанная нами воспитательная система класса, в основе которой лежит модель формирования личности учащегося, представляется гарантом успешной социализации ребёнка на первой ступени своей школьной жизни.

Динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности и системы отношения к миру и себе свидетельствует об эффективности разработанной нами воспитательной системы класса, что подтверждает верность нашего предположения о том, что воспитательная система класса способствует социализации личности младшего школьника в том случае, если ее структурными составляющими выступают структурные составляющие процесса формирования личности учащихся: развитие познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности ребёнка, формирования системы отношений к миру и себе направления; структурные составляющие воспитательной системы (учение, досуг, семья, здоровье, общение, Я – гражданин, ученическое самоуправление класса, виды и формы воспитательной работы).

Литература

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., Просвещение,1989.

2.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2009.

3.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Учеб.пособие. СПб, 2007.

4.Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. М., Просвещение, 2003.

5.Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. М., Просвещение, 2008.

6. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. С., 2007.

Источник