Воспитательная работа в школе семье и развитие ребенка
Программа «Семья» является подпрограммой программы развития воспитательной системы школы «Школа — как центр социального института»
Обоснования значимости подпрограммы:
Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьёй и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности ребенка. Одной из важнейший функций семьи является воспитательная функция. Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. А ведь семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе «Об образовании в РФ», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура общества.
Образовательное учреждение было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
На сегодняшний день имеется положительная результативность в работе школы с родителями обучающихся:
Заинтересованность большинства родителей в позитивном воспитании детей.
Востребованность форм взаимодействия семьи и школы, особенно совместных дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.
Постоянная социальная поддержка малообеспеченных семей и многодетных семей:
организация бесплатного питания, оказание помощи из фонда Всеобуча для материальной поддержки нуждающихся, обеспечение бесплатными учебниками, обеспечение через органы социальной защиты бесплатными путевками в летние оздоровительные лагеря
Устойчивое функционирование органов самоуправления родительской общественности:
деятельность общешкольных родительских комитетов (1-4, 5-11);
помощь и содействие родителей в ремонте и благоустройстве школы и школьной территории
дежурство родителей во время проведения общешкольных мероприятий;
совместная подготовка и проведение массовых праздников в школе и поселке.
Проведённое анкетирование среди родителей показало, что большинство довольны тем, что их дети учатся в нашей школе.
Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к школе?
Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими?
Достижению заметных успехов в создании воспитывающей среды способствовала согласованность действий педагогов школы и родителей.
На сегодняшний день проблемами в отношениях семьи и школы сегодня являются занятость родителей, недостаточное внимание к образованию детей, невысокий образовательный и культурный уровень родителей
Школа располагает объективными, но недостаточно полными данными семьях, социальных запросах семьи, поэтому необходима новая редакция социально-педагогического паспорта на основе современной диагностики.
Растет социальный запрос родителей в корректировке и большей согласованности плана повышения образовательного и общекультурного уровня детей и взрослых.
Требует введения новых форм работы университет педагогических знаний для родителей по профилактике вредных привычек.
Цель :
Достижение согласованности семейного и школьного воспитания на основе активного приобщения родителей к воспитанию детей
Задачи:
Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье
Использование разнообразных форм повышения общей культуры родителей, гуманизации отношений в семье.
Взаимодействие с родителями в разнообразных сферах жизнедеятельности школы.
Ученический коллектив:
Задачи
Младший школьник
Помочь ребенку осознать свою роль в семье и ответственности перед родителями и родными.
Воспитывать уважение к членам семьи.
Осознание значимости дома в жизни каждого человека.
Подросток
Овладение основами хозяйственно-экономических знаний о бюджете.
Добиваться понимания сущности основных социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены.
Старшеклассник
Знакомство с основами культуры супружеских отношений.
Формировать представления о семье как ячейке общества.
Основная тематика содержания деятельности с учащимися:
Младший школьник
Знакомство с генеалогическим древом семьи.
Знание занятий родителей и их социальной значимости.
Знание истории семьи и семейных традиций.
Отношение к старикам, младшим членам семьи, больным, инвалидам;
Долг дочери, сына.
Подросток
Обязанности членов семьи и их распределения.
Культура быта, домашнее хозяйство.
Бюджет семьи, бережливость и щедрость.
Труд — основа семейного благосостояния.
Старшеклассник
Равноправные дружеские отношения между юношами и девушками.
Дружба, верность, ответственность, честность, доброта.
Любовь как нравственная основа брака.
Моральные основы брачно-семейных отношений.
Ответственность родителей за воспитание детей.
Правовые основы брака и семьи.
Проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.
Педагогический коллектив:
Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:
диагностика, создание банка данных;
создание « социального паспорта семьи» учащихся из неблагополучных семей;
раннее выявление семей группы риска, посещение семей совместно с представителями администрации , центра «Семья», инспекторами ПДН.
Просветительская, консультативная работа
углубленное изучение социального заказа семьи с целью организации многоуровневого обучения населения;
выработка единства требований семьи и школы к ребенку;
проведение индивидуальных и групповых консультаций:
— беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;
— своевременное направление на консультации к специалистам;
регулярное проведение родительского всеобуча.
Социально-оздоровительная:
организация бесплатного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей;
организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;
оказание материальной помощи из фонда Всеобуча;
Родители:
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
работа родительских комитетов школы и класса;
помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории;
участие во внешкольных мероприятиях школы, класса;
консультации педагогов, открытые уроки для родителей;
участие в тематических родительских собраний с привлечением специалистов;
открытие родительского клуба «Подумаем вместе» с целью вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, обмена положительным опытом в воспитании детей;
консультации с родителями, детьми школьных психологов, тренинги;
помощь в организации экскурсий, поездок, туристических походов;
Организация совместного творчества детей и родителей:
участие и помощь в организации и проведении классных часов, школьных КТД;
участие и помощь в организации и проведении классных и общешкольных вечеров, праздников;
работа совместных кружков для детей и взрослых «Для дома, для семьи» (вязание, лоскутная мастерская, бисероплетение, )
Предполагаемый результат
Критерии оценки
Контрольные
показатели
1. Положительное отношение родителей к школе, престижность ее восприятия.
Высокая степень удовлетворенности родителей результатами работы школы.
Отсутствие жалоб и конфликтов между семьей и школой.
Анкетирование
Собеседование с родителями.
Решение родительских собраний.
2.Уважительное отношение к ребенку, как к личности, гордость и радость за его достижения в саморазвитии.
Отсутствие конфликтов и насилия в семье.
Анализ семейных традиций.
Выступление родителей на конференциях.
Рисунки и конкурсы сочинений учащихся, посвященных семье.
Анкетирование учащихся.
3. Повышение общекультурного уровня детей и взрослых.
Взаимопонимание и поддержка родителями занятий детей в учебной и досуговой деятельности.
Активное участие родителей в различных совместных формах жизнедеятельности.
Участие родителей в работе университета педагогических знаний.
Анкетирование, охват, отзывы.
Работа с родителями.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Выполнение
1
Выявление мнения родителей и детей о жизни школы и их посильном вкладе в ее улучшение
Составление картотеки «Родители и организация школьных дел»
Сентябрь,
Май
В течение года
Заместитель директора по ВР Платонова М.В.
2
Повышение квалификации педагогов по данной теме и обеспечение методического сопровождения
В течение года
Заместитель директора по ВР Платонова М.В.
3
Педагогическая поддержка семьи:
Проведение месячника по всеобучу
сентябрь
Зам. директора по УВР Платонова М.В.
4
Посещение семей 1,5,10 классов
сентябрь
Классные руководители 1- 11 класса
5
Выявление асоциальных семей, постановка их на учет
сентябрь
Фадеева Т.Г., социальный педагог
6
Посещение семей СОП, «группы риска», обследование жилищно-бытовых условий проживания. Составление акта обследования.
ежемесячно
Классные руководители 1- 11 класса
7
Контрольное посещение опекаемых детей, сбор необходимой информации
Сентябрь, март
Классные руководители 1- 11 класса
8
Составление социальных паспортов школы и классов
Сентябрь
Классные руководители 1- 11 класса, заместитель директора по ВР-Платонова М.В.
9
Организация и проведение рейдов в семьи СОП, семьи «группы риска», в семьи обучающихся состоящих на учете ПДН, ВШУ, на «особом» контроле у классного руководителя.
В течение года (по графику)
Фадеева Т.Г., социальный педагог
руководители 1- 11 класса
10
Консультирование родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних
В течение года
Классные руководители 1- 11 класса
11
Социальное , правовое просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях различных специалистов.
В течение года
Директор школы.
12
Организация дотационного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей
В течение года
Директор школы
13
Организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;
апрель
Фадеева Т.Г.
14
Организация совместной деятельности семьи и школы
Работа родительских комитетов школы и класса;
В течение года
Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.
16
Привлечение родителей для профориентационной работы со школьниками
В течение года
Зам. директора по УВР Клочкова Г.В.
17
День открытых дверей для родителей(проведение открытых уроков, консультаций, самопрезентация школы: учащихся, учителей, родителей
Октябрь,
апрель
Заместитель директора по ВР-Платонова М.в.
18
Организация и проведение коллективных творческих проектов:
Лучший ученический класс
Ученик года
Самый классный классный руководитель
Родитель года
Моя семья
В течение года
Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.
19
Проведение Фестиваля семейного творчества
декабрь
Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.
20
Проведение «Дня благодарения родителей»
май
Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.
21
Совместное проведение традиционных школьных мероприятий.
В течение года
Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.
22
Помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории.
В течение года
Ст. вожатая
Фадеева Т.г.
23
Конкурс презентаций –
«Традиции моей семьи», «Семейные реликвии», «Моя родословная»
Ноябрь- февраль
Ст. вожатая
Фадеева Т.Г.
Директор школы ___________Шкунова И.К.
Завуч директора по воспитательной работе ____________ Платонова М.В.
Источник
Кобзева Людмила Александровна
Из опыта работы. Воспитательная деятельность в Школе раннего развития «Мы вместе»
Осягина Светлана Раисовна — педагог-организатор/ Кобзева Людмила Александровна — зав. ШРР «Пчёлка»
Любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Невозможно построить воспитательную работу с детьми не привлекая родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Совместная деятельность помогает сплотить семью, наладить взаимоотношения между ребенком и родителями, ребенком и педагогами. Многое может доставить ребенку радость, но главное это общение со взрослыми, совместные дела с родителями, общие интересы, чувство сопричастности. Дети требуют не внимания — опеки, а внимания – интереса, которые им могут дать только родители. Это во многом повышает самооценку каждого ребенка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ШРР, сделать родителей соучастниками творческого процесса? Такие вопросы возникали и у нас – педагогов ШРР «Пчелка». Первоначально мы поставили перед собой следующие цели:
1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
3. Активно вовлекать семьи в жизнь школы.
4. Написать программу совместной воспитательной деятельности в школе.
Программу мы назвали — «Мы вместе». Программа предусматривает естественное включение родителей в воспитательный процесс. Ключевой идеей программы, является убежденность в том, что родители должны создавать для ребенка ситуацию успеха, вселять веру в собственные силы, повышать его самооценку, помогать реализоваться на разных ступенях развития. Тот, кто относится к своему ребенку с уважением, радуется его успехам, побуждает задать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них – уже многое сделал для своего ребенка
Взаимодействие родителей и ШРР конечно возникло не сразу. Это процесс оказался длительным и подразумевал долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранным целям. Старались довести до родителей, что общение родителей и детей – это не только их взаимодействие, но и непрекращающийся диалог между ними, а чтобы он состоялся, необходимы совместные дела.
В своей работе мы использовали разнообразные формы сотрудничества с семьями: беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование и опросы, дни открытых дверей, совместные занятия, проекты и праздники.
Одной из приоритетных форм работы с родителями в ШРР «Пчелка» является организация и проведение всевозможных совместных конкурсов: конкурс семейных фотогазет на темы «Моя семья на отдыхе», «Вот оно какое наше лето», «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Лето, природа, я», «Весь мир – эмоции», «Мой любимый папа», «Когда мама рядом – ничего не надо». Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы оказались востребованными.
Совместная работа по данной тематике обеспечило не только тесное общение детей и взрослых, установлению нормальных семейных взаимоотношений, но и способствовало формированию представлений о семье, как едином целом, о значимости каждого ее члена, о семейных традициях, о совместном отдыхе, о положении ребенка в семье, о гордости за свою семью, осознанию ее уникальности. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Все фотогазеты выносились на всеобщее обозрение и каждому ребенку предоставлялась возможность рассказать о своей семье.
Продолжению развития семейных взаимоотношений способствовали и проводимые педагогами Школы проекты: «Мое генеалогическое древо», «Герб и оберег семьи», проект о космосе «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам», исследовательский проект «Комнатные растения – живые существа», проект о зимующих птицах «Мы друзья природы» конечным продуктом этого проекта было изготовление кормушек для птиц. В зимний период дети и родители подсыпали в свои кормушки корм. В продолжении темы природы семьям были предложены и с успехом реализованы проекты – проект-акция Экологический плакат «Сбережем наш парк». Продуктом данного проекта явились придуманные и нарисованные детьми и родителями плакаты, призывающие беречь и охранять наш парк. Так же был реализован и защищен проект «Мое любимое животное». Одним из последних был реализован социальный проект «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты». И в этом году семьи и педагоги запланировали проект «Азбука здоровья», целью которого станет формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни, воспитанию заботы о своем здоровье.
Работа в данном направлении предполагает подбор большого количества методического, художественного, наглядного, видео и игрового материала. Многие проекты заканчивались проведением веселых и познавательных праздников. На каждом празднике дети получали еще и призы.
Для самых юных воспитанников и их родителей ежегодно проводится конкурс портфолио «Познакомьтесь – это я». Здесь семьи рассказывают в интересной форме о своих детях, их увлечениях, характере, предпочтениях.
По отзывам родителей, такие задания сплачивают семью, доставляя массу положительных эмоций как детям, так и всем членам семьи. Ведь, если дети постоянно наталкиваются на равнодушие, нежелание разделять с ними радости творчества, то потребность нести родным людям самое сокровенное, потребность общения с ними постепенно затухает.
Хочется отдельно отметить проведение конкурсов поделок из природного и бросового материала, в которых родители и дети демонстрируют поистине чудеса изобретательности, фантазии и творчества. Такие конкурсы проводятся ежеквартально. Тематика конкурсов разнообразна: «Подарки Деду Морозу», «Волшебница елка», «Новогодняя игрушка», «Новогодняя маска», «Зимняя сказка», «В гостях у знаков Зодиака»,« «Волшебная снежинка», «Красавица Осень», «Волшебный пластик», «Разноцветные зонтики», «Осенний листочек», «Наши пернатые друзья», «Цветы для бабушки и мамы», «Волшебный космос», «Зоопарк из овощей и фруктов», «Мамы ручки золотые» и многие другие.
Так же мы совместно с родителями провели конкурс лучших семейных кулинарных рецептов с дегустацией и оформлением книги «Кулинарные рецепты ШРР Пчелка».
Ежегодно в школе развития так же проводятся спортивные праздники «Неразлучные друзья взрослые и дети»
Проведение подобных мероприятий так же способствует правильному выстраиванию детско – родительских отношений.
Родители всегда с удовольствием включаются в деятельность и из сторонних наблюдателей превращаются в активных участников всех наших начинаний. Гораздо лучше не служить для своих детей недосягаемым образцом, а сделать их своими единомышленниками. А выигрывают от такого тесного сотрудничества Школы раннего развития и родителей, прежде всего, наши дети, которые чувствуют себя нужными, значимыми и очень любимыми. Ведь еще В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Источник