Воспитательная работа в школе семье и развитие ребенка

Программа «Семья» является подпрограммой программы развития воспитательной системы школы «Школа — как центр социального института»

Обоснования значимости подпрограммы:

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьёй и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности ребенка. Одной из важнейший функций семьи является воспитательная функция. Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. А ведь семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе «Об образовании в РФ», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура общества.

Образовательное учреждение было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

На сегодняшний день имеется положительная результативность в работе школы с родителями обучающихся:

  • Заинтересованность большинства родителей в позитивном воспитании детей.

  • Востребованность форм взаимодействия семьи и школы, особенно совместных дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

  • Постоянная социальная поддержка малообеспеченных семей и многодетных семей:

организация бесплатного питания, оказание помощи из фонда Всеобуча для материальной поддержки нуждающихся, обеспечение бесплатными учебниками, обеспечение через органы социальной защиты бесплатными путевками в летние оздоровительные лагеря

Устойчивое функционирование органов самоуправления родительской общественности:

  • деятельность общешкольных родительских комитетов (1-4, 5-11);

  • помощь и содействие родителей в ремонте и благоустройстве школы и школьной территории

  • дежурство родителей во время проведения общешкольных мероприятий;

  • совместная подготовка и проведение массовых праздников в школе и поселке.

Проведённое анкетирование среди родителей показало, что большинство довольны тем, что их дети учатся в нашей школе.

  1. Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к школе?

  1. Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими?

Достижению заметных успехов в создании воспитывающей среды способствовала согласованность действий педагогов школы и родителей.

На сегодняшний день проблемами в отношениях семьи и школы сегодня являются занятость родителей, недостаточное внимание к образованию детей, невысокий образовательный и культурный уровень родителей

Школа располагает объективными, но недостаточно полными данными семьях, социальных запросах семьи, поэтому необходима новая редакция социально-педагогического паспорта на основе современной диагностики.

Растет социальный запрос родителей в корректировке и большей согласованности плана повышения образовательного и общекультурного уровня детей и взрослых.

Требует введения новых форм работы университет педагогических знаний для родителей по профилактике вредных привычек.

Цель :

Достижение согласованности семейного и школьного воспитания на основе активного приобщения родителей к воспитанию детей

Задачи:

  • Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье

  • Использование разнообразных форм повышения общей культуры родителей, гуманизации отношений в семье.

  • Взаимодействие с родителями в разнообразных сферах жизнедеятельности школы.

Ученический коллектив:

Задачи

Младший школьник

  • Помочь ребенку осознать свою роль в семье и ответственности перед родителями и родными.

  • Воспитывать уважение к членам семьи.

  • Осознание значимости дома в жизни каждого человека.

Подросток

  • Овладение основами хозяйственно-экономических знаний о бюджете.

  • Добиваться понимания сущности основных социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены.

Старшеклассник

  • Знакомство с основами культуры супружеских отношений.

  • Формировать представления о семье как ячейке общества.

Основная тематика содержания деятельности с учащимися:

Младший школьник

  • Знакомство с генеалогическим древом семьи.

  • Знание занятий родителей и их социальной значимости.

  • Знание истории семьи и семейных традиций.

  • Отношение к старикам, младшим членам семьи, больным, инвалидам;

  • Долг дочери, сына.

Подросток

  • Обязанности членов семьи и их распределения.

  • Культура быта, домашнее хозяйство.

  • Бюджет семьи, бережливость и щедрость.

  • Труд — основа семейного благосостояния.

Старшеклассник

  • Равноправные дружеские отношения между юношами и девушками.

  • Дружба, верность, ответственность, честность, доброта.

  • Любовь как нравственная основа брака.

  • Моральные основы брачно-семейных отношений.

  • Ответственность родителей за воспитание детей.

  • Правовые основы брака и семьи.

  • Проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.

Педагогический коллектив:

Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:

  • диагностика, создание банка данных;

  • создание « социального паспорта семьи» учащихся из неблагополучных семей;

  • раннее выявление семей группы риска, посещение семей совместно с представителями администрации , центра «Семья», инспекторами ПДН.

Просветительская, консультативная работа

  • углубленное изучение социального заказа семьи с целью организации многоуровневого обучения населения;

  • выработка единства требований семьи и школы к ребенку;

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций:

— беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;

— своевременное направление на консультации к специалистам;

    • регулярное проведение родительского всеобуча.

Социально-оздоровительная:

  • организация бесплатного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей;

  • организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;

  • оказание материальной помощи из фонда Всеобуча;

Родители:

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:

  • Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

  • Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  • Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями

Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

  • работа родительских комитетов школы и класса;

  • помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории;

  • участие во внешкольных мероприятиях школы, класса;

  • консультации педагогов, открытые уроки для родителей;

  • участие в тематических родительских собраний с привлечением специалистов;

  • открытие родительского клуба «Подумаем вместе» с целью вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, обмена положительным опытом в воспитании детей;

  • консультации с родителями, детьми школьных психологов, тренинги;

  • помощь в организации экскурсий, поездок, туристических походов;

Организация совместного творчества детей и родителей:

  • участие и помощь в организации и проведении классных часов, школьных КТД;

  • участие и помощь в организации и проведении классных и общешкольных вечеров, праздников;

  • работа совместных кружков для детей и взрослых «Для дома, для семьи» (вязание, лоскутная мастерская, бисероплетение, )

Предполагаемый результат

Критерии оценки

Контрольные

показатели

1. Положительное отношение родителей к школе, престижность ее восприятия.

Высокая степень удовлетворенности родителей результатами работы школы.

Отсутствие жалоб и конфликтов между семьей и школой.

Анкетирование

Собеседование с родителями.

Решение родительских собраний.

2.Уважительное отношение к ребенку, как к личности, гордость и радость за его достижения в саморазвитии.

Отсутствие конфликтов и насилия в семье.

Анализ семейных традиций.

Выступление родителей на конференциях.

Рисунки и конкурсы сочинений учащихся, посвященных семье.

Анкетирование учащихся.

3. Повышение общекультурного уровня детей и взрослых.

Взаимопонимание и поддержка родителями занятий детей в учебной и досуговой деятельности.

Активное участие родителей в различных совместных формах жизнедеятельности.

Участие родителей в работе университета педагогических знаний.

Анкетирование, охват, отзывы.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Выполнение

1

Выявление мнения родителей и детей о жизни школы и их посильном вкладе в ее улучшение

Составление картотеки «Родители и организация школьных дел»

Сентябрь,

Май

В течение года

Заместитель директора по ВР Платонова М.В.

2

Повышение квалификации педагогов по данной теме и обеспечение методического сопровождения

В течение года

Заместитель директора по ВР Платонова М.В.

3

Педагогическая поддержка семьи:

Проведение месячника по всеобучу

сентябрь

Зам. директора по УВР Платонова М.В.

4

Посещение семей 1,5,10 классов

сентябрь

Классные руководители 1- 11 класса

5

Выявление асоциальных семей, постановка их на учет

сентябрь

Фадеева Т.Г., социальный педагог

6

Посещение семей СОП, «группы риска», обследование жилищно-бытовых условий проживания. Составление акта обследования.

ежемесячно

Классные руководители 1- 11 класса

7

Контрольное посещение опекаемых детей, сбор необходимой информации

Сентябрь, март

Классные руководители 1- 11 класса

8

Составление социальных паспортов школы и классов

Сентябрь

Классные руководители 1- 11 класса, заместитель директора по ВР-Платонова М.В.

9

Организация и проведение рейдов в семьи СОП, семьи «группы риска», в семьи обучающихся состоящих на учете ПДН, ВШУ, на «особом» контроле у классного руководителя.

В течение года (по графику)

Фадеева Т.Г., социальный педагог

руководители 1- 11 класса

10

Консультирование родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних

В течение года

Классные руководители 1- 11 класса

11

Социальное , правовое просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях различных специалистов.

В течение года

Директор школы.

12

Организация дотационного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей

В течение года

Директор школы

13

Организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;

апрель

Фадеева Т.Г.

14

Организация совместной деятельности семьи и школы

Работа родительских комитетов школы и класса;

В течение года

Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.

16

Привлечение родителей для профориентационной работы со школьниками

В течение года

Зам. директора по УВР Клочкова Г.В.

17

День открытых дверей для родителей(проведение открытых уроков, консультаций, самопрезентация школы: учащихся, учителей, родителей

Октябрь,

апрель

Заместитель директора по ВР-Платонова М.в.

18

Организация и проведение коллективных творческих проектов:

  • Лучший ученический класс

  • Ученик года

  • Самый классный классный руководитель

  • Родитель года

  • Моя семья

В течение года

Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.

19

Проведение Фестиваля семейного творчества

декабрь

Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.

20

Проведение «Дня благодарения родителей»

май

Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.

21

Совместное проведение традиционных школьных мероприятий.

В течение года

Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.

22

Помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории.

В течение года

Ст. вожатая

Фадеева Т.г.

23

Конкурс презентаций –

«Традиции моей семьи», «Семейные реликвии», «Моя родословная»

Ноябрь- февраль

Ст. вожатая

Фадеева Т.Г.

Директор школы ___________Шкунова И.К.

Завуч директора по воспитательной работе ____________ Платонова М.В.

Источник

Кобзева Людмила Александровна
Из опыта работы. Воспитательная деятельность в Школе раннего развития «Мы вместе»

Осягина Светлана Раисовна — педагог-организатор/ Кобзева Людмила Александровна — зав. ШРР «Пчёлка»

Любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Невозможно построить воспитательную работу с детьми не привлекая родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Совместная деятельность помогает сплотить семью, наладить взаимоотношения между ребенком и родителями, ребенком и педагогами. Многое может доставить ребенку радость, но главное это общение со взрослыми, совместные дела с родителями, общие интересы, чувство сопричастности. Дети требуют не внимания — опеки, а внимания – интереса, которые им могут дать только родители. Это во многом повышает самооценку каждого ребенка.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ШРР, сделать родителей соучастниками творческого процесса? Такие вопросы возникали и у нас – педагогов ШРР «Пчелка». Первоначально мы поставили перед собой следующие цели:

1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.

3. Активно вовлекать семьи в жизнь школы.

4. Написать программу совместной воспитательной деятельности в школе.

Программу мы назвали — «Мы вместе». Программа предусматривает естественное включение родителей в воспитательный процесс. Ключевой идеей программы, является убежденность в том, что родители должны создавать для ребенка ситуацию успеха, вселять веру в собственные силы, повышать его самооценку, помогать реализоваться на разных ступенях развития. Тот, кто относится к своему ребенку с уважением, радуется его успехам, побуждает задать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них – уже многое сделал для своего ребенка

Взаимодействие родителей и ШРР конечно возникло не сразу. Это процесс оказался длительным и подразумевал долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранным целям. Старались довести до родителей, что общение родителей и детей – это не только их взаимодействие, но и непрекращающийся диалог между ними, а чтобы он состоялся, необходимы совместные дела.

В своей работе мы использовали разнообразные формы сотрудничества с семьями: беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование и опросы, дни открытых дверей, совместные занятия, проекты и праздники.

Одной из приоритетных форм работы с родителями в ШРР «Пчелка» является организация и проведение всевозможных совместных конкурсов: конкурс семейных фотогазет на темы «Моя семья на отдыхе», «Вот оно какое наше лето», «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Лето, природа, я», «Весь мир – эмоции», «Мой любимый папа», «Когда мама рядом – ничего не надо». Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы оказались востребованными.

Совместная работа по данной тематике обеспечило не только тесное общение детей и взрослых, установлению нормальных семейных взаимоотношений, но и способствовало формированию представлений о семье, как едином целом, о значимости каждого ее члена, о семейных традициях, о совместном отдыхе, о положении ребенка в семье, о гордости за свою семью, осознанию ее уникальности. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Все фотогазеты выносились на всеобщее обозрение и каждому ребенку предоставлялась возможность рассказать о своей семье.

Продолжению развития семейных взаимоотношений способствовали и проводимые педагогами Школы проекты: «Мое генеалогическое древо», «Герб и оберег семьи», проект о космосе «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам», исследовательский проект «Комнатные растения – живые существа», проект о зимующих птицах «Мы друзья природы» конечным продуктом этого проекта было изготовление кормушек для птиц. В зимний период дети и родители подсыпали в свои кормушки корм. В продолжении темы природы семьям были предложены и с успехом реализованы проекты – проект-акция Экологический плакат «Сбережем наш парк». Продуктом данного проекта явились придуманные и нарисованные детьми и родителями плакаты, призывающие беречь и охранять наш парк. Так же был реализован и защищен проект «Мое любимое животное». Одним из последних был реализован социальный проект «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты». И в этом году семьи и педагоги запланировали проект «Азбука здоровья», целью которого станет формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни, воспитанию заботы о своем здоровье.

Работа в данном направлении предполагает подбор большого количества методического, художественного, наглядного, видео и игрового материала. Многие проекты заканчивались проведением веселых и познавательных праздников. На каждом празднике дети получали еще и призы.

Для самых юных воспитанников и их родителей ежегодно проводится конкурс портфолио «Познакомьтесь – это я». Здесь семьи рассказывают в интересной форме о своих детях, их увлечениях, характере, предпочтениях.

По отзывам родителей, такие задания сплачивают семью, доставляя массу положительных эмоций как детям, так и всем членам семьи. Ведь, если дети постоянно наталкиваются на равнодушие, нежелание разделять с ними радости творчества, то потребность нести родным людям самое сокровенное, потребность общения с ними постепенно затухает.

Хочется отдельно отметить проведение конкурсов поделок из природного и бросового материала, в которых родители и дети демонстрируют поистине чудеса изобретательности, фантазии и творчества. Такие конкурсы проводятся ежеквартально. Тематика конкурсов разнообразна: «Подарки Деду Морозу», «Волшебница елка», «Новогодняя игрушка», «Новогодняя маска», «Зимняя сказка», «В гостях у знаков Зодиака»,« «Волшебная снежинка», «Красавица Осень», «Волшебный пластик», «Разноцветные зонтики», «Осенний листочек», «Наши пернатые друзья», «Цветы для бабушки и мамы», «Волшебный космос», «Зоопарк из овощей и фруктов», «Мамы ручки золотые» и многие другие.

Так же мы совместно с родителями провели конкурс лучших семейных кулинарных рецептов с дегустацией и оформлением книги «Кулинарные рецепты ШРР Пчелка».

Ежегодно в школе развития так же проводятся спортивные праздники «Неразлучные друзья взрослые и дети»

Проведение подобных мероприятий так же способствует правильному выстраиванию детско – родительских отношений.

Родители всегда с удовольствием включаются в деятельность и из сторонних наблюдателей превращаются в активных участников всех наших начинаний. Гораздо лучше не служить для своих детей недосягаемым образцом, а сделать их своими единомышленниками. А выигрывают от такого тесного сотрудничества Школы раннего развития и родителей, прежде всего, наши дети, которые чувствуют себя нужными, значимыми и очень любимыми. Ведь еще В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Источник