Воспитатели о росте и развитии ребенка
Марина Неустроева
Профессиональный и личностный рост педагогов ДОО
Изменение условий образовательной деятельности, обновление
содержания и усложнение возложенных законом РФ «Об образовании»
функций дошкольной образовательной организации в новых экономических
условиях требует преобразования и в итоге они отражаются на
непосредственном исполнителе, конкретном человеке – воспитателе, на
практике, реализующем основы научных нововведений. Осознание
несовершенства настоящего положения образовательного процесса и
стремление к росту, самосовершенствованию, другими словами способность к
самообразованию – один из показателей профессиональной роста воспитателя,
его компетентности. Задача старшего воспитателя – поиск новых форм в
организации методической работы, своевременная, продуманная стратегия и
тактика работы. В ходе реализации Федерального государственного
образовательного стандарта, в практике нашего детского сада наравне с
традиционными, стали широко использоваться новые интерактивные методы в
организации методической работы: мастер – класс; практикум; презентация
опыта работы, достижений; методический ринг; конкурс методических
находок; методическая неделя и другие.
Особенность методов состоит в их направленности на активизацию,
повышение качества деятельности педагога, совершенствование психолого –
педагогических умений.
Этому так же способствуют тренинги, проводимые психологом. Цель
данных тренингов: создание благоприятных условий для работы,
формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и
установок, своих индивидуальных черт как личности и как профессионала,
осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность.
В методическом кабинете создаются условия для самообразования
педагогов, т. е. самостоятельного приобретения знаний из различных
источников с учётом интересов и склонностей каждого конкретного педагога
Связь с другими образовательными учреждениями, обмен опытом работы
необходим не меньше для профессионального роста воспитателя.
Одной из форм повышения профессионализма являются методические
объединения воспитателей, в процессе которых идет решение следующих
задач:
— обеспечение профессионального, культурного, творческого роста
педагогов;
— освоение нового содержания, технологий и методов педагогической
деятельности.
Ежегодно педагоги города, работающие с детьми, имеющими нарушения
зрения, посещают школу передового педагогического опыта, проводимую на
базе нашего учреждения. А воспитатели и специалисты нашего детского сада
имеют возможность поделиться своими знаниями и умениями и повысить
имидж организации.
На базе нашего учреждения неоднократно проводились городские
методические объединения для воспитателей, музыкальных руководителей,
учителей – логопедов, инструкторов по физической культуре, в ходе которых
поднимались вопросы воспитания, обучения, подготовки к мероприятиям,
работа с родителями, вопросы оздоровления дошкольников и т. д.
Значительный рост педагогов виден при работе во временных творческих
группах по подготовке к конкурсам, городским семинарам, конференциям.
Для сплочения коллектива и развития каждого педагога очень важно их
участие в проектной деятельности, что на современном этапе является
инновацией.
Рост профессиональной компетентности педагогов зависит от
взаимодействия, сотрудничества и работы в команде.
Выбирая современные формы реализации методической работы в
детском саду, можно эффективно способствовать повышению мастерства
педагогов, их самообразованию и самосовершенствованию, можно полностью
раскрыть творческие возможности педагога как личности.
Система работы с кадрами построена по следующим направлениям: школа
молодого воспитателя, работа по обобщению опыта, повышение квалификации,
аттестация, работа с младшими воспитателями, производственные собрания,
работа в социуме, организация выставок, работа творческих групп. На каждого
педагога в методическом кабинете имеется портфолио, которое позволяет более
полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и
творческой активности педагога в течение длительного срока его
профессиональной деятельности. Функции портфолио – накопительная,
статистическая и практическая. Цель создания – раскрытие профессионального
роста педагога, использование данных материалов при аттестации. Практика
показала рациональность использования карты наблюдения, которая дает
возможность структурировать и обобщить необходимую информацию.
Динамику достижений педагога мы показываем через результаты.
Лучшие работы наших педагогов стараемся представить на методических
объединениях разного уровня, конкурсах. Конкурсное движение – очередной
этап профессионального роста, ещё одна ступень мастерства педагога.
Сегодня, в сложных условиях работы в ДОУ, очень важно, чтобы вся
команда педагогов работала слаженно, без сбоев, творчески. Именно поэтому
мы считаем более эффективным применять технологию «Управляй – обучая»,
ведь только педагог, способный к постоянному самосовершенствованию и
саморазвитию может подготовить наших детей к будущей сложной,
многогранной, интересной и счастливой жизни.
Литература
1. Богословец Л. Г., Давыдова О. И., Тайм-менеджер в работе
образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012. –
128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»);
2. Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с
педагогическими кадрами ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2012. – С. 3-17;
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Интерактивные методы в
организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии,
притчи, аффирмации). – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» -2010. – 176с.
4. Письмо Минобразования России от 16 августа 1994 г. № 90 – М «О формах
организации и направлениях деятельности методических служб в системе
образования Российской Федерации» [Электронный ресурс].Режим доступа:
http: // минобрнауки. рф. ;
5. Тимофеева Л. Л. Направления модернизации методической службы в
дошкольных образовательных организациях //Детский сад: теория и практика
2013.- № 11. – С. 6-13;
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 –
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31
декабря.Или: [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www. rg.ru
/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
Источник
Лилия Гирфанова
Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста»
Эссе.
Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста.
Воспитание – великое дело.
Им решается участь человека.
(В. Г. Белинский).
Каждый человек – это индивидуальная личность, которая выбирает для себя тот жизненный путь, который идеально ему подходит.
Профессия – один из самых важных путей в жизни, который человек выбирает для того, чтобы посвятить себя ей, т. е. каждый из нас уже с малых лет, с детства начинает мечтать о том, кем бы он хотел стать, на кого хотел бы быть похожим и. т. д.
Лично я выбрала для себя профессию воспитателя, т. е. я решила посвятить себя воспитанию детей в дошкольном учреждении.
Воспитание детей – это очень сложный, трудоемкий процесс, который нужно начинать уже с ранних лет жизни детей.
Именно дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Малыш делает новые открытия, знакомится с окружающим миром, прислушивается к звукам; у него формируется наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.
Для этого воспитатели должны создать такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно; научить детей дружить между собой, уважать старших. беречь животных и растения.
В своей работе, мы, воспитатели пользуемся государственной программой воспитания детей в детском саду, которая предусматривает всестороннее воспитание детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Главная роль в воспитании детей отводится воспитателям, они должны в первую очередь любить детей, так как воспитание – это длительный процесс, который требует душевной щедрости и огромного терпения. Чтобы соответствовать своему статусу, удовлетворить любознательность детей и помогать им в познании окружающего мира, воспитатели каждый год повышают свой профессиональный уровень.
С рождения ребенок воспитывается в семье, и, естественно, каждый родитель воспитывает его по своему, по представлениям о воспитании, и когда ребенка отдают в детский сад, ему тяжело привыкнуть своим сверстникам и, тем более, к новой обстановке, новым методам воспитания. Никто не может знать, как будет вести себя ребенок в детском саду. Как
Будет относиться к воспитателям и к своим сверстникам. Легко ли будет привыкать к режиму. Как перенесет изменения организм ребенка. Ведь дома он привык к одной температуре и образу жизни, а, в садике ему придется привыкать к общему режиму, к общим требованиям.
Все эти извечные вопросы, конечно же, волнуют всех родителей, и поэтому мы – воспитатели, няни и весь технический персонал – стараемся сделать все для того, чтобы им не хотелось уходить из садика, а, придя домой, они с радостью вспоминали бы нас и хотели вновь прийти в садик.
Наша профессия заключает в себе многое…это не просто веселое времяпровождение с детьми и организации утренников и праздников, а самое главное, мы воспитываем в детях любовь и уважение к другим людям, к друзьям и родным, к старшим, к Родине; мы помогаем детям познать окружающий мир; воспитываем в них любовь к труду, организовывая различные кружки и организовывая конкурсы по изодеятельности, лепке пластилином и. т. д.
Воспитатель должен быть авторитетом для детей и их родителей, совместно с семьей решать проблемы и, самое главное подготовить детей дошкольного возраста к школе – к следующему большому и очень важному этапу в жизни каждого ребенка. Мы должны показать воспитанникам важность учебы для дальнейшей жизни и, естественно, помочь им в выборе профессии и жизненных ориентиров.
Источник
Аня Цикушева
Современному ребенку — современного воспитателя!
Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время.
Профессия педагога относится к одной из самых гуманных и важных. Но в то же время мировые исследования показывают, что работа, связанная с воспитанием детей – это сложное и ответственное занятие. В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем. С каждым годом требования, предъявляемые к воспитателю обществом, становятся все более расширенными
И в этих условиях система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы — педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать примером для подражания. От нас зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, успехи ребенка в деятельности.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы
В современном мире педагоги должны пересмотреть свои жизненные позиции, выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка.
Воспитатель XXI века должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты психолога, артиста, художника, друга, наставника и т. д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Современный воспитатель — это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки
Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое — свое будущее. Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Каждый ребёнок – это личность, со своим характером, способностями, трудностями, радостями и переживаниями, к каждому нужен свой подход. Ребёнок приходит в мир беззащитным перед обществом, со всех сторон подвержен различным влияниям. Помочь научить ребенка различать добро и зло может только взрослый человек. Именно от воспитателя зависит,каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким.
Главная цель воспитателя — развить самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить искру, которая с рождения заложена в каждом ребёнке, разглядеть ее, не дать ей погаснуть.
Задача современного воспитателя: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка; создание гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям; воспитание творческой и коммуникабельной личности; создание условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
XXI век — век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Занятия с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
Воспитатель нынешнего подрастающего поколения– это современный, эрудированный, мобильный, с прогрессивными взглядами и идеями, способный создавать ситуации успеха для воспитанников; это не только носитель информации, а так же создатель условий для самореализации детей, свободы творчества, возможности применить неординарное мышление; это человек с оригинальным мышлением. Современный педагог до «мозга костей» пропитан своей работой.
Воспитатель– это друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. И на нас – педагогах – лежит огромная ответственность, ведь нам доверили самое дорогое, самое ценное в жизни человека– своего ребенка.. Мы учим ребенка добру, любви, милосердию, чуткости. От воспитателя зависит, каким вырастет ребенок, ведь самые главные моральные качества и ценности человека закладываются в дошкольном детстве, в детском саду.
Детский сад — эта самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то, нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего.
Детский сад — это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебе людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое, осознавать в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка, за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Поэтому в этой «волшебной детской» стране живут только самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди. Опираясь на свой многолетний опыт, с уверенностью могу сказать, для того, чтобы стать хорошим воспитателем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности дошкольников, предвидеть возможные затруднения при усвоении материала, знать зону «ближайшего» развития воспитанника, учитывать индивидуальность каждого ребенка. Всю свою профессиональную жизнь я учусь у детей непосредственности, доброте, человеколюбию, способности радоваться каждому дню. Приходя на работу просто общаясь с детьми, обсуждаю с ними волнующие их темы, искренне отвечаю на их вопросы. Стремлюсь воспитать у каждого ребенкаважнейшие человеческие качества: быть добрым, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, умеющим ладить с друзьями, учу детей экспериментировать, размышлять, исследовать. Роль педагога заключается в том, чтобы создавать условия для развития способностей ребенка, для осознания себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, для осмысления своих действий, развития самостоятельности, инициативы, творческого потенциала.
Труд воспитателя – это громадный, титанический труд. Воспитатель должен постоянно совершенствоваться, учиться, искать ответы на вопросы. Научиться жить жизнью ребенка, плакать и радоваться вместе с ним. Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии –любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце.
Источник
Юлия Ромашкина
Консультация «Молодой воспитатель — перспективы профессионального и личностного роста»
Если вы удачно выберете труд и
Вложите в него всю свою душу, то
Счастье само отыщет вас.
Каждый человек выбирает свой путь из многообразия различных дорог. Вот и я из множества профессий выбрала одну – воспитатель детского сада. Мой путь в профессию был целенаправленным, я всегда знала, что стану воспитателем как моя мама. В детский сад «Светлячок» я пришла работать в 2010 году, когда училась на 4 курсе Педагогического Института. И это во многом помогло мне успешно сдать государственные экзамены и защитить диплом, потому что практика неоценима для молодого педагога.
В современной системе образования перед молодым педагогом встает множество задач. Начинающий специалист сталкивается с большим количеством проблем. С первого дня работы в детском саду, мы молодые специалисты имеем те же обязанности и несем ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем, а дети, их родители, руководство ожидают от нас столь же безупречного профессионализма.
Этапы становления и адаптации возможны только при наличии среды успешности и профессионализма коллектива, в который приходит молодой педагог. У каждого молодого педагога в саду есть свой наставник, который помогает ему во всех начинаниях, у меня тоже есть наставник Мугаева Ольга Юрьевна, которая рядом со мной на протяжении всей моей работы в саду. Для каждого начинающего педагога важно, чтобы ему не только помогали, но и просто поддержали добрым словом.
С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.
Именно поэтому, в настоящее время, на базе нашего детского сада работает «Школа молодых педагогов», в рамках которой, проводятся мероприятия направленные на развитие творческих и профессиональных качеств молодых специалистов.
К работе «Школы молодого педагога» привлекаются опытные, творческие специалисты. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы.
Очень важную роль в становлении молодогопедагога играют конкурсы: интернет-конкурсы (дистанционные, «Старт в профессию», «Лучший по профессии», где педагоги имеют возможность показать все свое мастерство. Но самым значимым для воспитателя является конкурс «Воспитатель года».Конкурс направлен на решение следующих задач:
1. выявление творчески работающих педагогов, имеющих высокий профессиональный рейтинг среди детей, родителей, коллег, общественности, их поддержка и поощрение;
2. повышение престижа профессии педагога дошкольного образовательного учреждения;
3. формирование позитивного общественного мнения о деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений;
4. пополнение банка передового педагогического опыта педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В этом году я принимала участие в районном конкурсе «Воспитатель года – 2017», где заняла первое место и вышла в финал республиканского конкурса. Участие в этом конкурсе стало для меня возможностью перенять опыт лучших педагогов района и Республики, а такой опыт для молодого педагога заменяет сотни часов семинаров. Ведь основа самосовершенствования любого педагога – это обмен опытом, и где как не на конкурсах и форумах, происходит обмен ценнейшим опытом и наработками. Кроме того, участие в конкурсном движении еще больше сплотило меня с коллективом нашего детского сада, так как при подготовке была проделана огромная работа, и мы выступили как единая команда, а именно это и есть комфортная для любого молодого специалиста обстановка, особенно когда ему доверяют представлять детский сад на районном и республиканском этапе.
Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
И в заключении: все же, какие бы ассоциации не возникали при словах «молодой специалист», нужно помнить, что благодаря ошибкам мы достигаем совершенства, без ошибок не было бы прогресса. Молодость — это изумительно, это альтернатива выбора, это зависимость от самого себя. И я думаю, нас ждут в детских садах и школах. И мы должны хорошо знать о том,
Что в жизни иногда случается,
Что все не сразу получается.
Но все же заверяем Вас
Что через пробы и ошибки,
Свой опыт соберем по нитке!
Источник